Йога для детей с нарушениями зрения

Авторы: Субхагьялакшми Моханти, Алекс Хэнки, Баларам Прадхан и Раджашри Ранджита, International Journal of  Yoga, 2016 Jul-Dec

Перевод с английского: Ольга Кудряшова (г. Санкт-Петербург)

Мнение авторов статьи может не совпадать с мнением редакции сайта

 

Дефицит зрения у детей ухудшает их нервно-психомоторное развитие, значительно влияя на физическое, психическое, социальное и эмоциональное здоровье. Разносторонний подход йоги может помочь детям с нарушениями зрения («visual impairment», далее VI) справиться со своими трудностями.

Цель

Целью данного исследования была разработка специального протокола обучения йоге детей с VI, а также оценка предпочтительного метода обучения.

Методы

Исследование проводилось в Академии Рамана Махариши для слепых, Бангалор, Южная Индия. Сорок один учащийся вызвался обучиться практике йоги, занятия проводились в течение 16 недель, 5 дней в неделю, продолжительность каждого занятия составляла 1 час. В ходе исследования был внедрен новый метод с использованием последовательности из пяти этапов обучения: устные инструкции, тактильное моделирование, пошаговое обучение, обучение в группе и физическое ассистирование. Затем каждому участнику были заданы вопросы, касающиеся предпочтительных этапов обучения, на которые в итоге были получены устные ответы.

Результаты

Ответили в общей сложности 33 (из 41) человека в возрасте 11,97 ± 1,94 года, 15 девочек и 18 мальчиков. 26 человек (78,79%) выбрали физическое ассистирование в качестве наиболее предпочтительного режима обучения.

Выводы

Специально разработанный протокол может проложить путь к йоге увлекательным и комфортным способом для детей с VI. Необходимы дополнительные исследования для дальнейшего изучения эффективности этого нового протокола йоги в аналогичных условиях.

Введение

Ухудшение зрения в детском возрасте (VI) вызывает глобальную озабоченность у примерно 19 миллионов детей в возрасте до 15 лет [1]. VI определяется как функциональное ограничение зрения [2], влияющее на способность самостоятельно выполнять основные ежедневные действия, связанные с рабочими задачами или досугом, а также безопасно перемещаться в окружающем пространстве [3]. Поскольку большая часть обучения детей осуществляется с вовлечением визуального восприятия, VI отрицательно влияет на их раннее развитие.

Дети с VI менее физически активны [4, 5], менее физически подготовлены [6], имеют плохие двигательные функции и навыки управления объектами [7], нарушенный баланс [8], более низкое качество жизни [9], более высокие уровни тревоги [10] и большее физиологическое возбуждение [11], чем их сверстники с хорошим зрением. Таким образом, ранняя потеря зрения отрицательно влияет на физическое, психическое, социальное и психологическое здоровье и качество жизни детей с VI [12]. Следовательно, они нуждаются в большей поддержке для реализации и развития всех аспектов своей жизни.

Для решения этих вопросов для детей с VI были специально адаптированы такие варианты физические активности, как упражнения на равновесие [13], аэробика [14], катание на коньках [15], развитие гимнастических навыков [16], бросок мяча в цель [17] и прыжки через скакалку [18]. Сегодня йога хорошо зарекомендовала себя в качестве вида физической активности, который превосходит физические упражнения с точки зрения повышения уровня физической подготовки [19] и результатов в улучшении состояния здоровья [20].

Обширные исследования изучали широкое влияние йоги на тело, ум и психику детей. Предыдущие исследования показали, что регулярная практика йоги улучшает функционирование как отдельных органов, так и целых систем организма [21, 22]. Положительное влияние йоги на физическое здоровье включает в себя улучшение координации [23], силы мышц [19, 24, 25], баланса [26], улучшение состояния сердечно-лёгочное комплекса [25, 27] и общей физической подготовки [23]. Практика йоги улучшает память [28], концентрацию и внимание [29], а также снижает уровень кортизола [30], уменьшая уровень беспокойства и стресса. Практика йоги улучшает качество жизни и повышает самооценку [23].

В целом, йога представляет собой этическую, физическую, ментальную и эмоциональную дисциплину, составляющую основу образа жизни. Йога может удовлетворить особые потребности детей с VI, но лишь немногие исследования изучали её влияние в подобных случаях. Эти исследования показали положительное влияние занятий на физиологическое возбуждение, проприоцепцию (способность оценивать положение частей тела без помощи зрения – прим. пер.), минимальную мышечную работоспособность и равновесие. Удивительно, но несмотря на перспективность йоги, она не была добавлена в обычную программу для тех, кто имеет VI.

Это исследование имело две цели: разработка подходящего протокола и определение предпочтительного способа обучения йоге на основе опроса учащихся.

Разработка протокола

Способность детей с VI к обучению варьируется в зависимости от возраста, социально-экономического статуса и предыдущего контакта с внешним миром. Фундаментальные проблемы детей, неспособность воспринимать пространство, страх падения и трудности в определении направления звуков побудили нас изменить обычные протоколы обучения практике йоги.

Для обучения физическим упражнениям детей с VI использовались различные учебные стратегии, включая устные инструкции, тактильное обучение и физическое руководство [36, 37, 38]. Протокол обучения йоге был разработан на основе 4-летнего опыта работы с детьми с VI с участием экспертов по йоге и тренеров по физкультуре, учитывая опыт предыдущего подобного исследования [33].

Вначале обучение было сфокусировано на устных инструкциях. И хотя они описывали концепцию практики, это не помогло интегрировать знания интеллектуально или применить их на практике. Большинство практик йоги названы в честь элементов природы или животных: солнца, бабочки, рыбы, верблюда и т. д., образы которых не могут донести до детей с VIконкретные концепции. Предварительные этапы практики должны быть сосредоточены на конкретном опыте, имеющем непосредственное значение для детей. Такие ограничения устного обучения делают тактильные модели необходимыми для того, чтобы проиллюстрировать концепцию практики полноценно и точно. Также важно было наблюдать за ограничениями и способностью каждого ребёнка получать представление о каждой асане из тактильной модели. Некоторые дети находили оба шага трудными, поэтому каждая практика была далее разделена на подшаги, чтобы лучше корректировать положение их тела. Основные функции инструкторов заключались в том, чтобы следить за заинтересованностью детей и их способностью к восприятию, а также чтобы адаптировать методы обучения по мере необходимости.

Для эффективного обучения практике йоги был адаптирован следующий пятиэтапный метод.

Шаг 1. Устные инструкции

Вербальная коммуникация является основным средством общения для детей с VI, которые не в состоянии установить зрительный контакт или различать выражение лица и жесты. Описания объясняют действия, необходимые для выполнения практических задач. Устное руководство наиболее эффективно, когда оно даётся простым, точным языком. Поэтому для каждой практики были составлены полные и в то же время ясные и краткие описания. Кроме того, чтобы избежать возможных побочных эффектов, в каждой позе йоги были объяснены ограничения и противопоказания.

Для учащихся с VI только устное описание само по себе не могло дать им достаточно конкретных представлений о каждой асане и не смогло привить практическую компетентность. Необходимы были дальнейшие шаги, чтобы создать достаточно сильные ментальные образы для изучения асан. Эти ограничения привели к Шагу 2.

Шаг 2. Тактильное моделирование

Дети с VI в значительной степени полагаются на осязание как дополнительный способ обучения. Для многих прикосновение является основным способом общения. Арора и Коур [40] показали, что для идентификации объектов различной текстуры дети с VI используют осязание больше, чем вкус и слух. Для того, чтобы способствовать коммуникации, обычно используются такие текстурные материалы, как как шкурка или доска. Независимо от типа материала, тактильные модели должны иметь смысл для детей с VI.

Для лучшего понимания и создания интереса были подготовлены и выданы участникам модели каждой асаны, вырезанные из плотной бумаги. Каждому ребенку предлагалось трогать и ощупывать модель до тех пор, пока он не начинал понимать положение тела. На рисунке 1 показаны вырезанные из бумаги модели различных поз йоги. Прикосновение к таким вырезанным моделям значительно повысило способность ученика точно понимать, что требуется для правильного положения его частей тела в каждой позе йоги.

Рисунок 1. Вырезанные из бумаги модели асан: 1 – бхуджангасана, 2 – дханурасана, 3 – парватасана (или адхо мукха шванасана, как часть Сурьи намаскар), 4 – уштрасана.

Осмысление тактильной информации требовало деликатности и достаточного периода времени. Такие модели поз йоги сложно подготовить. Обратите внимание, что тактильные модели полезны только тогда, когда ребёнок уже знает, что они собой представляют. Кроме того, использование сенсорных сигналов для каждой отдельной практики должно быть последовательным, чтобы не вводить в заблуждение.

В то время как физические позы могут быть изучены с использованием моделей, для динамической же практики, в том числе и упражнений на расслабление, модели не могут быть использованы. Точно так же, как и дыхательные и релаксационные практики не требуют тактильной подготовки.

Шаг 3. Пошаговое обучение

Мастерство достигается не устным наставлением, а практикой. Пошаговое обучение представляет собой стратегический метод обучения, который делит каждую асану/упражнение на подэтапы для понимания, запоминания и комфортного выполнения. Это более эффективно в устном руководстве и помогает ученикам получить необходимые навыки, хотя, в общем и целом, для обучения может потребоваться более длительный период времени. Кроме того, требуется дополнительное время для перестройки, когда подэтапы забываются.

В качестве примера можно привести обучение бхуджангасане (позе кобры), важной позе при всех проблемах с позвоночником [41]. Шаги здесь выстроены следующим образом:

  • 1-й шаг: примите исходное положении лёжа на животе и положите ладони рядом с грудью.
  • 2-й шаг: вдохните и поднимите верхнюю часть тела, включая голову, шею, плечи, грудь и верхнюю часть живота (выше пупка).
  • 3-й шаг: поддерживайте конечное положение с нормальным дыханием.
  • 4-й шаг: выдохните и вернитесь в исходное положение.

Шаг 4. Обучение в группе

Практика становится легче в освоении, когда участники могут прикоснуться и почувствовать инструктора или сверстников, выполняющих движения. Ученики были разделены на группы по четыре-пять человек одного пола, и расставлены в форме круга с учеником-демонстратором в центре. Когда демонстратор выполнял позу в соответствии с указаниями инструктора по йоге, члены группы касались и ощущали положение его тела и конечностей. Этот метод был очень эффективен, помогая детям осваивать позы. Несмотря на то, что он подобен тактильному моделированию, ученики непосредственно прочувствовали необходимое положение через осязание.

Некоторые люди могут чувствовать себя некомфортно при прикосновении, поэтому этот шаг следует использовать осторожно. Ученики должны чётко понимать, что они пытаются узнать. Такие ограничения, как отвращение к физическому прикосновению или тенденции отступить или вздрогнуть, отмеченные в исследованиях зрячих детей, не встречались.

Шаг 5. Физическое ассистирование с устным руководством

Ассистирование или физическая помощь является важным, эффективным методом обучения для улучшения всех видов активностидетей с VI. Когда другие способы обучения не дают в итоге чёткого представления о практике, эта стратегия становится подходящей для обучения навыку. Инструкции даются на местном языке учеников, чтобы выполнить каждую позу после того, как они успешно поняли ее суть. Когда все ученики уже могли следовать инструкциям для выполнения каждой асаны, инструктор по йоге корректировал позы, направляя их конечности к лучшим положениям индивидуально. Так как дети с VI могут сомневаться в процессе изучения, а также могут неправильно понять или истолковать прикосновение, этот шаг может помочь им освоиться в практике.

Участники

Настоящее исследование состояло из двух частей. В первой части исследования дети (41 ребёнок с VI, в том числе 26 мальчиков и 15 девочек) в возрасте 11,90 ± 2,09 года поступили из школы-интерната для слепых Рамана Махариши «Академия для слепых», Бангалор, Южная Индия, и прошли 16-ти недельный курс обучения йоге. Тридцать три человека из группы соответствовали требованиям второй части исследования, касающейся определения предпочтительного метода обучения.

Критерий включения

В исследование были включены лица, которые: а) имели VI с рождения; b) в возрасте 9-16 лет; с) имели остроту зрения <20/200 и поле зрения, ограниченное 200 (юридически слепые) [43] d) не изучали йогу ранее и е) согласились дать информированное согласие.

Критерий исключения

Участники с (а) другими физическими или умственными ограничениями, (б) множественными нарушениями, (в) любой травмой, ограничивающей практику йоги, или (г) любыми хроническими медицинскими расстройствами были исключены из исследования.

Этическое согласование

Это исследование было проведено в соответствии с Хельсинкской декларацией и было одобрено Комитетом по этике института SVYASA. Письменное согласие было получено от детей, школьных властей и родителей/опекунов участников.

Вмешательство

Занятия йогой длительностью 60 мин проводились 5 дней в неделю в течение 16 недель первым автором данного исследования — подготовленным инструктором йоги с опытом специфики преподавания детям с VI. Также к проведению занятий были привлечены ещё два подготовленных инструктора йоги. Для удобства обучения вся группа из 41 ребёнка была разделена на четыре подгруппы по 10 или 11 человек в каждой. Занятия проводились отдельно для каждой группы.

Практика была составлена с учётом содействия всестороннему развитию, включая дыхательные упражнения (5 мин) для нормализации частоты дыхания; расслабляющие практики (10 мин) для растяжки и расслабления мышц; асаны, поддерживающие различные позы (20 мин) для снятия физического и психического напряжения путем расслабления и восстановления тела; пранаяма, произвольная регуляция дыхания (10 мин) для снижения уровня стресса и тревоги, релаксационные практики (15 мин) для расслабления всей психофизиологической системы и развития ментально-телесной осознанности. Подробная информация о практиках йоги приведена в Таблице 1.

Таблица 1. Программа практики

Длительность (60 минут всего) Техника Описание
5 Дыхательные техники Вдох и выдох с использованием рук
10 Расслабляющие техники

Лёгкий бег и прыжки

Мукха дхаути

Динамические наклоны

Скручивания

Сурья намаскар (12 кругов)

20

Асаны йоги:

Асаны стоя

 

 

 

 

Асаны сидя

 

 

 

Асаны лёжа на животе

 

 

 

Асаны лёжа на спине

Ардхакати чакрасана

Ардха чакрасана

Падахастасана

Триконасана

Париврита триконасана

Ваджрасана

Пашчимотанасана

Уштрасана

Вакрасана

Бхуджангасана

Шалабхасана

Дханурасана

Макарасана

Сарвангасана

Халасана

Матсьясана

10 Пранаяма

Капалабхати

Вибхагья пранаяма

Надишудхи пранаяма

Бхрамари пранаяма

15 Релаксация / медитация (в разные дни) Техника быстрой и глубокой релаксации / надаанусандхана А+У+М рецитация (9 кругов)

Асаны йоги изучались с использованием всех пяти описанных выше этапов. При обучении дыханию и расслаблению невозможно использовать второй шаг — «Тактильную модель», поскольку они не являются статичными позициями. Во время практики релаксации шаг 1 — «Устное обучение» был достаточным, так как никаких физических движений не требовалось. Кроме того, различные песни (например, патриотические) и крида-йога (йогические игры) использовались для развития эмоционального контроля, пространственной осведомленности, внимательности, концентрации и памяти.

Оценка

Во второй части исследования 33 учащихся индивидуально дали ответы относительно предпочтительного метода обучения, т.е. какую стратегию они предпочитают. Каждый студент указал интервьюеру свой конкретный порядок предпочтений в отношении пяти шагов.

Анализ

Данные были собраны в Excel и проанализированы с помощью программного обеспечения SPSS20.0 (IBM Corporation, Нью-Йорк, США).

Результаты

В общей сложности был опрошен 41 участник, и в том числе 33 участника (в возрасте 11,97 ± 1,94 лет, 18 мальчиков и 15 девочек) ответили на вопрос о порядке предпочтения пяти этапов обучения йоге. Восемь участников исследования не предоставили удовлетворительных данных, главным образом потому, что не смогли назвать порядок предпочтений. Около 27 человек были полностью слепыми, а шесть имели только световое восприятие.

Таблица 2 показывает, что первым предпочтительным методом обучения учащимися был назван метод ассистирования (физическая помощь преподавателя) — шаг 5, и 26 из 33 учащихся (78,79%) отметили его как наиболее предпочтительный. В качестве второго предпочтительного варианта 17 (51,51%) участников проголосовали за шаг 2 — тактильное моделирование; в качестве третьего варианта 16 (48,48%) студентов назвали шаг 4 (изучение в группе), четвёртым по предпочтительности вариантом стал шаг 1 (устное руководство) и его поддержали 15 (45,45%) студентов, а шаг 3 (пошаговое изучение асан) оказался наименее предпочтительным для участников, 20 (60,61%) студентов выбрали его в качестве пятого варианта.

Таблица 2. Предпочтительные стратегии обучения

Порядок предпочтений Название шага
Шаг 1. Устное руководство Шаг 2. Тактильное моделирование Шаг 3. Поэтапное изучение асан Шаг 4. Обучение в группе Шаг 5. Физическое ассистирование
1 0 3 (9,09) 3 (9,09) 1 (3,03) 24 (78,79)*
2 8 (24,24) 17 (51,51)* 1 (3,03) 6 (18,18) 1 (3,03)
3 3 (9,09) 7 (21,21) 3 (9,09) 16 (48,48)* 4 (12,12)
4 15 (45,45)* 4 (12,12) 6 (18,18) 8 (24,24) 0
5 7 (21,21) 2 (6,06) 20 (60,61)* 2 (6,06) 2       (6,06)

*Наибольшее в списке предпочтений значение — количество участников, выбравших такой порядок (и их процент от общего числа)

Обсуждение

Это исследование было направлено на разработку приемлемого протокола преподавания йоги для детей с VI, в котором основное внимание уделялось бы их потребностям и проблемам. С этой целью исследования определило предпочтительный для учащихся метод обучения. Выводы показали, что из пяти методов обучения дети отдают предпочтение «Физическому ассистированию с устным руководством», а второй по предпочтительности вариант — «Тактильное моделирование с устным руководством». «Обучение в группе», «Устные инструкции» и «Пошаговое обучение» были, соответственно, их третьими, четвертыми и пятыми вариантами по предпочтительности.

Эти результаты согласуются с предыдущими исследованиями, показывающими, что физическое ассистирование является успешным методом обучения для выработки навыков у учащихся с VI [44, 45]. Другое исследование показало, что физическое ассистирование является предпочтительной стратегией обучения плаванию [36]. Необходимо отметить, что были и другие результаты, когда напротив дети с VI, нерешительные в физическом контакте, предпочитали тактильное моделирование как способ обучения [37]. Наше наблюдение показало, что участники предпочли, в первую очередь, индивидуальное физическое ассистирование, и во вторую очередь, тактильное моделирование. Это может быть связано с тем, что физическая помощь (ассистирование) путем физического выравнивания частей тела [46] разъясняет движения, необходимые в каждой асане, и может дать кинестетические подсказки для передачи чётких представлений о позе.

Как и физическое руководство, тактильное моделирование также эффективно, и было найдено предпочтительным методом обучения для некоторых детей с VI [37]. Здесь «Тактильное моделирование» было вторым вариантом по предпочтительности, возможно, потому, что оно было использовано только для нескольких видов практики.

«Обучение в группе» было третьим по популярности методом, но по результатам близко ко второму, так как ощущение прикосновения используется в них обоих. Хотя «Устное руководство» необходимо как фундаментальный метод передачи ментальных образов [47], это был только четвёртый выбор участников. Возможно, из-за того, что студенты впервые стали практиковать йогу, устное руководство не могло дать чёткого представления о практике. Это подтверждает Кольер [48], который объясняет, что слуховое восприятие не является единственным компенсирующим каналом, используемым людьми в возрасте 60 при приобретении столь необходимых практических навыков.

Наблюдения

Каждый шаг имеет свою уникальность и значение для эффективного преподавания йоги. Как только движения становятся полностью понятными, им можно обучить, используя только вербальные подсказки для каждого движения.

Второе важное замечание касалось отсутствия побочных эффектов в течение исследуемого периода.

Большинство учеников сочли сложным приспособиться к новому распорядку дня, хотя изменения в некотором смысле были незначительными. Некоторые ученики нервничали и боялись упасть. Некоторые не могли определить направление голоса преподавателя и разворачивались в противоположном направлении, но в течение недели все стали проявлять больший интерес и стали более позитивны в изучении практики йоги. В определенных действиях ученики никогда не чувствовали себя комфортно — это были балансовые позы, динамические виньясы и практики, при которых тело необходимо поднимать с земли.

Ограничения

Полученные результаты ограничены небольшим размером выборки. Таким образом, в ходе данного испытания не удалось определить предпочтительный способ обучения, учитывающий гендерные аспекты.

Предложения

  • Терпение — главное качество инструктора по йоге, особенно когда речь идёт о детях, которым требуется больше времени и энергии для работы в каждом упражнении.
  • Осознание того, что мотивирует детей, и как использовать такую мотивацию в качестве эффективной стратегии, является первоочередной необходимостью для успешного проведения занятий.
  • Ученики воодушевляются, когда получают положительные отзывы с такими фразами, как «отличная работа», «прекрасное выполнение» и «абсолютно верно». При этом их использование более эффективно, если проговаривать их по отдельности.
  • Полезны и другие принципы, такие как поощрение активного обучения; использование внутренне мотивирующих/вознаграждающих стимулов; признание обратной связи по мере того, как учащиеся её дают; уважение их чувств как устно, так и невербально; выбор стимулов, представляющих интерес для детей; и мотивация их активного участия.
  • VI часто сопровождается другими физическими и психологическими расстройствами. У каждого ребёнка есть свои ограничения. Необходимо корректировать графики занятий с детьми с учётом таких факторов, как острота потребности, терпимость к воздействию и т.д.
  • Преподаватели должны быть осведомлены о проблемах каждого студента, а практика йоги должна быть организована таким образом, чтобы она была максимально эффективной для каждого студента.
  • Дети часто сомневаются в исследовании нового из-за страха перед неизвестным. При этом девочки могут лучше защитить себя в отношении незнакомцев, чем мальчики. Ответственность тренера заключается в том, чтобы создать атмосферу доверия и принятия.
  • Студенты с VI могут развивать общие двигательные навыки, так же, как и их зрячие сверстники, если им предоставить необходимое время и возможность. Они должны обучаться необходимым двигательным навыкам и сохранять их, чтобы быть физически активными на протяжении всей своей жизни.

Выводы

В настоящее время дети с VI интегрируются в основное направление физической культуры. В данном исследовании был применён метод преподавания йоги, адаптированный для детей с VI в условиях школы-интерната, и определены предпочтения для различных этапов обучения, что подтверждает приемлемость нового подхода. Мы надеемся вдохновить больше инструкторов на участие в обучении йоге детей с VI, о преимуществах которой сообщалось в других источниках [34]. Описанные выше шаги помогут инструкторам йоги делать это более эффективно. Тактильное моделирование и коррекция поз с устными инструкциями помогают ученикам лучше понимать йогу и научиться самостоятельно её практиковать. Как родители, так и учителя могут поощрять детей заниматься такой физической активностью, чтобы улучшить физическую форму, снизить стресс и помочь справиться со многими их потребностями и проблемами. Дальнейшие исследования с использованием этого протокола могут способствовать внедрению йоги в их повседневную деятельность и включению в учебную программу.

 

Список используемой литературы

  1. World Health Organisation. Visual Impairment and Blindness, Fact Sheet No. 282; 2014. [Last updated on 2014 Aug 11]. Available from: http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs282/en/
  2. 4th ed. Vol. 1. Washington, DC: U.S. DHHS (PHSHCFA); 1996. United States Department of Health and Human Services. The International Classification of Diseases. 9thRevision, Clinical Modification (ICD-9-CM) [Google Scholar]
  3. West SK, Rubin GS, Broman AT, Muñoz B, Bandeen-Roche K, Turano K. How does visual impairment affect performance on tasks of everyday life? The SEE Project. Salisbury Eye Evaluation. Arch Ophthalmol. 2002;120:774–80. [PubMed] [Google Scholar]
  4. Houwen S, Hartman E, Visscher C. Physical activity and motor skills in children with and without visual impairments. Med Sci Sports Exerc. 2009;41:103–9. [PubMed] [Google Scholar]
  5. Lieberman L, McHugh E. Health-related fitness of children who are visually impaired. J Vis Impair Blind. 2001;95:272–87. [Google Scholar]
  6. Lieberman L, Byrne H, Mattern CO, Watt CA, Fernandez-Vivo M. Health-related fitness of youths with visual impairments. J Vis Impair Blind. 2010;104:349–59. [Google Scholar]
  7. Wagner MO, Haibach PS, Lieberman LJ. Gross motor skill performance in children with and without visual impairments – Research to practice. Res Dev Disabil. 2013;34:3246–52. [PubMed] [Google Scholar]
  8. Navarro AS, Fukujima MM, Fontes SV, Matas SL, Prado GF. Balance and motor coordination are not fully developed in 7-year-old blind children. Arq Neuropsiquiatr. 2004;62:654–7. [PubMed] [Google Scholar]
  9. Chadha RK, Subramanian A. The effect of visual impairment on quality of life of children aged 3-16 years. Br J Ophthalmol. 2011;95:642–5. [PubMed] [Google Scholar]
  10. Bolat N, Dogangün B, Yavuz M, Demir T, Kayaalp L. Depression and anxiety levels and self-concept characteristics of adolescents with congenital complete visual impairment. Turk Psikiyatri Derg. 2011;22:77–82. [PubMed] [Google Scholar]
  11. Telles S, Rajesh B, Srinivas RB. Autonomic and respiratory measures in children with impaired vision following yoga and physical activity programs. Int J Rehabil Health. 1999;4:117–22. [Google Scholar]
  12. Bekibele CO, Gureje O. Impact of self-reported visual impairment on quality of life in the Ibadan study of ageing impact of self-reported visual impairment on quality of life in the Ibadan study of ageing. Br J Ophthalmol. 2008;92:612–5. [PMC free article] [PubMed] [Google Scholar]
  13. Jazi SD, Purrajabi F, Movahedi A, Jalali S. Effect of selected balance exercises on the dynamic balance of children with visual impairments. J Vis Impair Blind. 2012;106:466. [Google Scholar]
  14. Jovelyn DO. Aerobic exercises: A corrective measure to postural defects of children with visual impairment. Int J Cross-Disciplinary Subj Educ. 2011;2:535–40. [Google Scholar]
  15. Dursun OB, Erhan SE, Ibis EÖ, Esin IS, Keles S, Sirinkan A, et al. The effect of ice skating on psychological well-being and sleep quality of children with visual or hearing impairment. Disabil Rehabil. 2015;37:783–9. [PubMed] [Google Scholar]
  16. Hashemi M, Dehghani L, Saboonchi R, Roozbahani M, Roonasi A. Effect of gymnastic skills on motor capabilities of 7-10 age group girls with visually impaired. Eur J Exp Biol. 2012;2:786–91. [Google Scholar]
  17. Karakaya IC, Aki E, Ergun N. Physical fitness of visually impaired adolescent goalball players. Percept Mot Skills. 2009;108:129–36. [PubMed] [Google Scholar]
  18. Chen CC, Lin SY. The impact of rope jumping exercise on physical fitness of visually impaired students. Res Dev Disabil. 2011;32:25–9. [PubMed] [Google Scholar]
  19. Bal B, Kaur PJ. Effects of selected asanas in hatha yoga on agility and flexibility level. J Sport Health Res. 2009;1:75–87. [Google Scholar]
  20. Ross A, Thomas S. The health benefits of yoga and exercise: A review of comparison studies. J Altern Complement Med. 2010;16:3–12. [PubMed] [Google Scholar]
  21. Kumar CS. Comparative effect of specific yogic exercises and combination of specific yogic exercises with autogenic training on vital capacity of the middle aged men. J Phys Educ Sport. 2009;25:45. [Google Scholar]
  22. Raub JA. Psychophysiologic effects of Hatha Yoga on musculoskeletal and cardiopulmonary function: A literature review. J Altern Complement Med. 2002;8:797–812. [PubMed] [Google Scholar]
  23. Telles S, Singh N, Bhardwaj AK, Kumar A, Balkrishna A. Effect of yoga or physical exercise on physical, cognitive and emotional measures in children: A randomized controlled trial. Child Adolesc Psychiatry Ment Health. 2013;7:37. [PMC free article] [PubMed] [Google Scholar]
  24. Bhavanani AB, Udupa K, Madanmohan, Ravindra P. A comparative study of slow and fast suryanamaskar on physiological function. Int J Yoga. 2011;4:71–6. [PMC free article] [PubMed] [Google Scholar]
  25. Chen TL, Mao HC, Lai CH, Li CY, Kuo CH. The effect of yoga exercise intervention on health related physical fitness in school-age asthmatic children. Hu Li Za Zhi. 2009;56:42–52. [PubMed] [Google Scholar]
  26. Jeter PE, Nkodo AF, Moonaz SH, Dagnelie G. A systematic review of yoga for balance in a healthy population. J Altern Complement Med. 2014;20:221–32. [PMC free article] [PubMed] [Google Scholar]
  27. Bhutkar MV, Bhutkar PM, Taware GB, Surdi AD. How effective is sun salutation in improving muscle strength, general body endurance and body composition? Asian J Sports Med. 2011;2:259–66. [PMC free article] [PubMed] [Google Scholar]
  28. Subramanya P, Telles S. Effect of two yoga-based relaxation techniques on memory scores and state anxiety. Biopsychosoc Med. 2009;3:8. [PMC free article] [PubMed] [Google Scholar]
  29. Chaya MS, Nagendra H, Selvam S, Kurpad A, Srinivasan K. Effect of yoga on cognitive abilities in schoolchildren from a socioeconomically disadvantaged background: A randomized controlled study. J Altern Complement Med. 2012;18:1161–7. [PubMed] [Google Scholar]
  30. Butzer B, Day D, Potts A, Ryan C, Coulombe S, Davies B, et al. Effects of a classroom-based yoga intervention on cortisol and behavior in second- and third-grade students: A pilot study. J Evid Based Complementary Altern Med. 2015;20:41–9. [PMC free article] [PubMed] [Google Scholar]
  31. Telles S, Narendran S, Raghuraj P, Nagarathna R, Nagendra HR. Comparison of changes in autonomic and respiratory parameters of girls after yoga and games at a community home. Percept Mot Skills. 1997;84:251–7. [PubMed] [Google Scholar]
  32. Wurz A, Chamorro-Vina C, Guilcher GM, Schulte F, Culos-Reed SN. The feasibility and benefits of a 12-week yoga intervention for pediatric cancer out-patients. Pediatr Blood Cancer. 2014;61:1828–34. [PubMed] [Google Scholar]
  33. Mohanty S, Pradhan B, Nagarathna R. The effect of yoga practice on proprioception in congenitally blind students. Br J Vis Impair. 2014;32:124–35. [Google Scholar]
  34. Mohanty S, Murty P, Pradhan B, Hankey A. Yoga Practice Increases Minimum Muscular Fitness in Children with Visual Impairment. Tabriz Univ Med Sci. 2015;4:253–63. [PMC free article] [PubMed] [Google Scholar]
  35. Jeter PE, Haaz Moonaz S, Bittner AK, Dagnelie G. Ashtanga-based yoga therapy increases the sensory contribution to postural stability in visually-impaired persons at risk for falls as measured by the wii balance board: A pilot randomized controlled trial. PLoS One. 2015;10:e0129646. [PMC free article] [PubMed] [Google Scholar]
  36. Cieslak FF. Instructional Preferences in Aquatics for Children with Visual Impairments and Their Instructors. Kinesiology, Sport Studies, and Physical Education Master’s Theses; Paper 12; 2013 [Google Scholar]
  37. O’Connell M, Lieberman LJ, Susan P. The use of tactile modeling and physical guidance as instructional strategies in physical activity for children who are blind. J Vis Impair Blind. 2006;100:471–7. [Google Scholar]
  38. Lieberman LJ, Cowart JF. Games for People with Sensory Impairments. Champaing, IL: Human Kinects; 2011. [Google Scholar]
  39. Lieberman LJ, Haibach P. Motor development curriculum for children with visual impairments or deafblindness. Louisville, KY: American Printing House for the Blind; 2012. [Google Scholar]
  40. Arora S, Kour R. Sensory training programme for visually impaired children. Int J Sci Res Public. 2012;2:2–4. [Google Scholar]
  41. Nagarathna R, Nagendra HR. 1st ed. Bangalore, India: Swami Vivekananda Yoga Prakashan; 2013. Integrated Approach of Yoga Therapy for Positive Health. [Google Scholar]
  42. Williamson GG, Anzalone ME. Washington, DC: Zero to Three: National Center for Infants, Toddlers and Families; 200. Sensory Integration and Self-Regulation in Infants and Toddlers: Helping Very Young Children Interact with Their Environment. [Google Scholar]
  43. World Health Organization. International Statistical Classification of Diseases and Related Health Problems. 10thRevision, Current Version, Version for 2006. [Last updated on 2015 May 14]. Available from: http://www.who.int/classifications/icd/en/icdonlineversions/en/index.html.
  44. Erwin EJ. Meaningful participation in early childhood general education using natural supports. J Vis Impair Blind. 1996;90:400–1. [Google Scholar]
  45. Lane GM. The effectiveness of two strategies for teaching students with blindness and mental retardation. J Vis Impair Blind. 1996;90:125–33. [Google Scholar]
  46. Lieberman LJ. Champaign, IL: Human Kinetics; 2005. Teaching children with visual impairments in physical education. [Google Scholar]
  47. Ishmael D. The use of verbal guidance and manual guidance techniques in the teaching and learning of learners with visual impairment. Int Organ Sci Res J Humanit Soc Sci. 2015;20:124–32. [Google Scholar]
  48. Kohler I. Research Bulletin. Vol. 4. New York: American Foundation for the Blind; 2006. Orientation by Aural Cues; pp. 14–53. [Google Scholar]

 

Оригинал статьи здесь.

 

Поделиться:

Читайте также: