Влияние буддистских медитаций на вегетативную систему и внимание
Идо Амихаи 1 и Mария Кожевников 1, 2
1 Факультет психологии, Национальный университет Сингапура, блок AS4, No. 02 07, 9 Arts Link, Сингапур 117570
2 Центр биомедицинской визуализации Мартиноса, MGH и Гарвардская медицинская школа, Шаттук-стрит, 25, Бостон, Массачусетс 02115, США
Перевод с английского: Оксана Ласковски-Забазновски
Мнение редакции сайта может не совпадать с мнением авторов статьи
Аннотация
Когнитивные и нейрофизиологические исследования последних нескольких лет пролили новый свет на влияние различных традиций на медитативную практику. Здесь мы рассматриваем новые данные, свидетельствующие о том, что виды медитации, развившиеся из определенных традиций — таких, как Ваджраяна и индуистская тантра — приводят к повышенной симпатической активности и фазической бдительности, в то время как виды медитации из других традиций, таких как Тхеравада и Махаяна, вызывают повышенную парасимпатическую активность и тоническую бдительность. Такие результаты подтверждают свидетельства буддистских писаний о повышенном возбуждении во время практик ваджраяны и спокойном и бдительном состоянии ума во время медитаций тхеравады и махаяны, демонстрируя важность культурного и философского контекста, из которого развиваются медитативные практики.
Вступление
Одной из основных задач исследований медитации было предоставление научных концепций медитативных практик [1-4]. Одна из первых научных концепций медитации была предложена Гербертом Бенсоном, который определил медитацию как технику, вызывающую «реакцию релаксации» [5]. Бенсон проводил исследования Трансцендентальной Медитации (ТМ), когда медитирующий повторяет мантру, предоставленную ему инструктором по медитации, а также Mindfulness (Медитации Осознанности), которая представляет собой медитацию с упором на стабилизацию внимания и осознание сенсорных реакций на события как мгновенные и наблюдения за ними без аффективной реакции или привязанности. Бенсон показал, что ТМ и техники Mindfulness приводят к активации парасимпатической нервной системы и пониженной симпатической активности, снижению потребления кислорода и выделения углекислого газа, снижению частоты сердечных сокращений и дыхания, а также заметному снижению артериального кровотока и концентрации лактата [6, 7], а также психологическим показателям, указывающим на расслабление [8]. Поскольку эти физиологические и психологические результаты являются характерными реакциями, возникающими во время расслабления, Бенсон назвал реакции, возникающие во время медитации, «реакцией релаксации». Хотя Бенсон открыл «реакцию релаксации», исследуя ТМ и осознанность, он предположил, что она применима к медитации в целом и что полезно отделить различные виды медитации от их религиозной и культурной основы: «чтобы понять психофизиологические аспекты медитации, следует сначала концептуально очистить их от культурных и религиозных пристрастий» [9]. Важно отметить, что достижение реакции релаксации во время медитации было подтверждено многими последующими исследованиями и неоднократно сообщалось в научной литературе [10–13].
На основе подхода Бенсона эволюционная теория была предложена Янгом и Тейлором [14], в которой медитация характеризовалась как «гипометаболическое состояние бодрствования с доминированием парасимпатической нервной системы» [14]. Гипометаболическое состояние во время медитации — это состояние глубокого отдыха, похожее на гибернацию, но при котором практикующий остается бодрствующим и бдительным [14, 15]. Состояние бодрствования и бдительности позже было названо «тонической бдительностью», что указывает на состояние оптимальной бдительности, когда внимание поддерживается в течение длительного периода времени [16]. Состояние «парасимпатического доминирования» порождается повышенной активностью парасимпатической ветви вегетативной нервной системы, часто называемой системой «отдыха и переваривания», которая замедляет частоту сердечных сокращений, снижает артериальное давление, увеличивает кишечную и железистую активности и расслабляет сфинктеры [17].
Важно отметить, что хотя характеристика медитации как гипометаболического состояния бодрствования подтверждается эмпирическими данными [10–12], научные исследования, которые привели к этой классификации, проводились на очень специфических типах медитации. В частности, большинство предыдущих научных исследований было проведено по ТМ и типам медитации из традиций Тхеравады и Махаяны, таких как Шаматха, Випассана или современная медитация Mindfulness. В частности, было проведено большое количество научных исследований шаматхи или випассаны [18, 19], в которых подчеркивается необходимость избегать дискурсивного мышления, позволяя практикующему сосредоточиться на объекте медитации (шаматхе) или исследовать и генерировать понимание собственной ментальной активности (випассана) [20]. Кроме того, было проведено много исследований по Mindfulness [10, 12, 21], которая была разработана Джоном Кабат-Зинном [22] с целью создать секуляризованную практику, близкую людям, не проявляющим подлинного интереса к буддистской культуре или философии [22]. В соответствии с этим определением Гилпин [22], который проанализировал влияние буддистских традиций на осознанность, основываясь на описаниях, данных разработчиками практик Mindfulness, пришел к выводу, что практика Mindfulness в основном близка к випассане. Аналогичные выводы можно сделать, исследуя саму практику Mindfulness, которая, как и випассана, делает упор на избегание дискурсивного мышления посредством неоценочной концентрации на содержании своей сиюминутной умственной деятельности [23]. Ряд исследований также был проведен по медитации концентрации дзен [24, 25], которая, подобно шаматхе, требует от медитирующего постоянного сосредоточения на одном объекте медитации [26].
Наряду с большим количеством исследований, подтвердивших, что определенные виды медитации могут привести к реакции расслабления, недавние научные данные свидетельствуют о том, что релаксация не характерна для медитативных практик других традиций. В частности, было продемонстрировано, что медитативные практики ваджраяны и индуистской тантрической традиции, которые будут подробно описаны в следующем разделе обзора, вызывают состояние возбуждения, а не расслабления [27–29]. В отличие от расслабления, возбуждение представляет собой физиологическое и психологическое состояние бодрствования и реакции на раздражители. Он характеризуется повышением активности симпатической системы, за которым следует выделение адреналина и норадреналина [30–32] и приводит к состоянию фазовой бдительности, значительному временному повышению способности реагировать на раздражители [16, 33, 34]. Более того, в то время как тоническая бдительность может возникать одновременно с релаксацией (а недавний обзор литературы показал, что она может возникать во время медитации в стилях тхеравады и махаяны [25]), фазовая бдительность является результатом активности симпатической системы и, следовательно, несовместима с состоянием расслабления.
Цель этого обзора — показать, что различные типы техник буддистской медитации могут привести к расслаблению или возбуждению в зависимости от типа медитации, которую практикуют. Мы также планируем показать, что в то время как некоторые виды медитации вызывают повышенную тоническую бдительность, или бдительность, наряду с релаксацией и парасимпатической активацией, другие виды медитации приводят к повышению фазовой бдительности и вызывают немедленное и резкое увеличение когнитивных способностей при выполнении зрительных задач, что соответствует состоянию возбуждения и симпатической активации. В следующих разделах мы сначала дадим обзор вегетативной системы и того, каким образом она лежит в основе психологических и физиологических состояний расслабления и возбуждения и, как влияет на процессы внимания, связанные с фазовой и тонической бдительностью. Мы продолжим обзор научных исследований, демонстрирующих реакцию релаксации во время медитаций тхеравады и махаяны, за которым последует обзор исследований, демонстрирующих тоническую бдительность во время этих практик. Наконец, мы рассмотрим исследования, демонстрирующие реакцию возбуждения, а также фазовую бдительность во время практики ваджраяны и индуистской тантрической практики.
Измерение расслабления и возбуждения, а также тонической и фазовой бдительности
Анатомически вегетативная нервная система (ВНС) состоит из нейронов как центральной нервной системы (ЦНС), так и периферической нервной системы (ПНС) и получает входные данные от анатомических областей, которые интегрируют информацию, получаемую изнутри тела и от внешней среды, например гипоталамус, ядро солитарного тракта, ретикулярная формация, миндалевидное тело, гиппокамп и обонятельная кора [35]. Функциональная роль ВНС заключается в управлении важными висцеральными процессами, которые происходят в значительной степени ниже уровня сознательного восприятия, такими как частота сердечных сокращений, дыхание и пищеварение [35].
ВНС состоит из двух основных нейробиологических подсистем, которые функционируют как независимо, так и совместно: парасимпатической нервной системы и симпатической нервной системы. Эти две системы часто вызывают противоположные действия, когда одна система усиливает или активирует физиологический ответ, другая система подавляет его. Симпатическую нервную систему часто называют системой «бей или беги», которая ускоряет частоту сердечных сокращений, сужает кровеносные сосуды и повышает кровяное давление, чтобы обеспечить быстрый и мобилизующий ответ, часто как реакцию на непосредственную угрозу. С другой стороны, парасимпатическую систему часто называют системой «отдыха и переваривания», которая замедляет частоту сердечных сокращений, снижает кровяное давление, увеличивает активность кишечника и желез и расслабляет сфинктеры [17]. Как уже упоминалось, повышенная способность реагировать на стимулы, генерируемые симпатической системой, была названа фазовой бдительностью [16, 33, 34]. Таким образом, фазовая бдительность требует активации симпатической системы и не может сочетаться с физиологическим состоянием парасимпатического доминирования, которое является реакцией релаксации. С другой стороны, хотя тоническая бдительность несовместима с сонливостью и сном, тем не менее, она может возникать одновременно с умеренным уровнем парасимпатической активации и, как описано ниже, также может возникать в расслабленных состояниях.
Существует множество экспериментальных методов, которые использовались для демонстрации активности симпатической (возбуждение) и парасимпатической (расслабление) систем. Один из широко используемых методов связан с вариабельностью сердечного ритма (ВСР), которая определяется вегетативной системой [30] и оценивается с помощью электрокардиографической (ЭКГ) регистрации. Изменения сердечного ритма имеют разную периодику и представляют собой высокие частоты (ВЧ), обычно от 0,15 до 0,4 Гц [36–40], и соотношение между низкими и высокими частотами (НЧ/ВЧ) [30]. В то время как некоторые исследователи предположили, что низкие частоты (НЧ), обычно между 0,04 и 0,15 Гц [36–40], могут использоваться в качестве маркера симпатической модуляции [41–44], другие приписывают НЧ как симпатическим, так и парасимпатическим влияниям [45, 46]. Напротив, увеличение ВЧ повсеместно связывают с активностью парасимпатической системы [41, 45, 47]. В обычных условиях снижение ВЧ указывает на снижение парасимпатической и усиление симпатической активации [36, 48, 49], хотя следует отметить, что в некоторых экстремальных случаях (например, при физической нагрузке или сильном стрессе) увеличение ВЧ может сопровождаться повышением симпатической активности [36, 48]. Мерой, связанной с ВЧ, является дыхательная синусовая аритмия (ДСА), которая измеряет вагусные модуляции частоты сердечных сокращений и коррелирует с активностью парасимпатической нервной системы [50, 51]. В исследованиях также изучалось произведение давления при сердечном ритме — произведение систолического артериального давления и частоты сердечных сокращений — и двойное произведение — произведение среднего артериального давления и частоты сердечных сокращений, — которые индексируют потребление кислорода миокардом и нагрузку на сердце и увеличиваются за счет активации симпатической системы [52].
Другим часто используемым показателем вегетативной активации является кожно-гальваническая реакция (КГР), где увеличение КГР обычно указывает на усиление симпатической активации, а снижение КГР на увеличение парасимпатической активности [53, 54]. Кроме того, повышение температуры тела, или термогенез, также определяется симпатической системой [55, 56]. Кроме того, в нескольких исследованиях использовались изменения артериального давления для изучения состояния вегетативной системы. Как описано выше, снижение артериального давления (среднего, систолического и диастолического) вызывается парасимпатической нервной системой, а повышение артериального давления симпатической системой [17]. Кроме того, релаксационные реакции измерялись с помощью шкал самоотчетов, которые коррелируют либо с негативными эмоциями, такими как дистресс, которые указывают на снижение релаксации (например, Глобальный индекс серьезности (GSI), [57]), либо с положительными эмоциональными состояниями, которые указывают на улучшение самочувствия и релаксация (например, «Позитивные состояния ума» (PSOM), [58]).
Традиции медитации
Сегодня существуют три основные буддистские традиции: тхеравада, махаяна и ваджраяна. Тхеравада была преобладающей религией континентальной части Южной Азии, и Трипитака, или Палийский канон [20], является ее каноническим текстом, который содержит самую раннюю запись учений Будды. Наиболее распространенными медитативными техниками традиции Тхеравады являются шаматха и випассана, которые подчеркивают важность избегания дискурсивных мыслей, позволяя практикующему сосредоточиться на объекте медитации (шаматха) или на своей собственной умственной деятельности (випассана) [65]. В буддистских писаниях практика шаматхи относится к тренировке концентрации внимания, так что практикующих предписывают направлять неотвлекаемое внимание на объект медитации, отвлекая внимание от других объектов [65, 66]. Випассана относится к постижению истинной природы реальности, влекущему за собой понимание непостоянства всего сущего, что сопряжено с умиротворением (безмятежностью) ума [67, стр. 1287-1288 (IV.1410)].
Традиция Махаяны включила в себя канонические тексты традиции Тхеравады, но также представила обширный корпус философских и религиозных текстов, наиболее отличительной чертой которых является «великое сострадание», неотъемлемый компонент просветления, проявляющийся в бодхисаттвах (просветленных существах). Традиция Махаяны является крупнейшей из основных традиций буддизма и широко распространена в Северной Азии. Буддисты Махаяны выполняют целый ряд различных типов медитативных практик, многие из которых уходят корнями в практики Шаматхи и Випассаны, особенно виды медитации из традиции Тяньтай Махаяны [68]. Более того, дзен-медитация концентрации похожа на шаматху в том смысле, что она также выполняется посредством продолжительной концентрации на объекте медитации, чаще всего на дыхании, чтобы испытать однонаправленность ума или самадхи [26].
Третьей традицией является буддизм Ваджраяны, который часто называют тантрическим буддизмом и который является центральной традицией тибетского буддизма, перенявшей элементы индуистских тантрических методов и буддизма Махаяны [69, 70]. Хотя ряд практик буддизма Ваджраяны зародился в Махаяне (например, обучение состраданию/Шесть Парамит) и Тхераваде (например, отречение, непостоянство, элементы Шаматхи и Випассаны), они практикуются и интегрируются в контекст Ваджраяны [71]. Есть три потока практики Ваджраяны: Зарождение, Завершение со Знаком и Завершение без Знака. Практики зарождения или развития выполняются на первом этапе медитативной практики [72]. Основной практикой зарождения, которая будет обсуждаться в этом обзоре, является практика самопорождения как Божества (тибетское «Кьерим»; далее именуемая «медитация Божества»), которая включает в себя визуализацию себя как конкретного Божества и удержание фокуса внимания на нем, внутренне созданный образ, окруженный его или ее окружением. Стадии завершения делятся на практики завершения «без знака», которые включают медитацию Риг-па, практику, во время которой медитирующий визуализирует растворение Божества и его окружения в пустоте и стремится достичь состояния осознания, лишенного концептуализации [73, 74]. Завершением «без знака» являются продвинутые тантрические практики, именуемые «шестью йогами Наропы» [75], одна из которых — Туммо, о которой и пойдет речь в этом обзоре. Практику Туммо Ваджраяны также называют «психическим теплом», так как она связана с интенсивными ощущениями телесного тепла в позвоночнике [76–78] и включает в себя дыхательные и мышечные упражнения, а также техники визуализации, которые позволяют медитирующим генерировать и поддерживать мысленные образы пламени в определенных местах тела, которые сопровождаются интенсивным ощущением жара в области позвоночника.
Практики Ваджраяны связаны с индуистскими тантрическими практиками, которые были разработаны в рамках древнего индуизма и описаны в Йога-сутрах [79]. Индуистские тантрические практики также различают разные стадии практики. На стадии дхараны медитация состоит из концентрационных техник погружения в один объект медитации, часто в объекты религиозного значения, такие как божества [80, гл. 8, стр. 2]. Практика дхараны предшествует дхьяне, во время которой медитирующий отключается от одного объекта медитации до полного погружения в медитацию, что приводит к неконцептуальному состоянию сознания [81, 82]. Индуистские и буддийские тантрические практики имеют некоторые общие черты в том смысле, что обе практики делают акцент на техниках сосредоточенной визуализации религиозных объектов или божеств, обе описывают схожие этапы практики и обе делают акцент на достижении неконцептуального состояния сознания.
Хотя медитативные техники всех буддистских учений подчеркивают важность освобождения от всех концептуальных заблуждений, средства его достижения совершенно разные. В частности, в буддистских текстах утверждается, что стили медитации Тхеравады, такие как Шаматха, Випассана или Осознанность, являются техниками, которые подчеркивают «внутреннюю устойчивость» или стабилизируют «нестабильный ум» и культивируют состояние покоя и спокойствия, посредством которых можно видеть беспрепятственно природу ума [67].
Точно так же некоторые практики Махаяны — такие, как медитация сосредоточения дзен, также делают акцент на однонаправленной концентрации, а также на спокойствии [26]. Священные писания ваджраяны, напротив, подчеркивают тренировку, «которая не совсем то же самое, что удержание ума в покое» [84], а скорее направлена на реализацию «самосущего бодрствования» или «качества бодрствования» ума, свободного от дуалистических мыслей, который «подобно сияющему пламени свечи, существующему сам по себе» [84]. Кроме того, в учении Ваджраяны подчеркивается, что озабоченность «слишком спокойным» блокирует «распознавание самосущего бодрствования» и что в контексте Ваджраяны «иногда говорят, что неподвижность не является абсолютно необходимой…» [84-86]. Таким образом, с точки зрения ваджраяны концептуализация медитации как реакции релаксации кажется несовместимой с тибетскими взглядами на тантрические практики ваджраяны, которые не предполагают расслабления, но содержат описания, которые больше соответствуют возникновению реакции возбуждения.
Расслабление и Тоническая бдительность во время медитации
Как упоминалось выше, буддистские тексты описывают типы медитации Тхеравады как практики, которые способствуют не просто расслабленному состоянию ума, но состоянию расслабления и бдительности [23]. Кроме того, в некоторых практиках Махаяны, особенно в медитации концентрации дзен, особое внимание уделяется спокойствию [26]. Действительно, эмпирические доказательства того, что некоторые медитативные практики вызывают релаксацию, уже можно найти в исследованиях Бенсона 1970-х и 1980-х годов [8, 85]. С тех пор десятки исследований показали, что определенные виды медитации из традиций Тхеравады и Махаяны вызывают реакцию релаксации даже после короткого периода медитации — например, 20 минут [86, 87]. В большинстве этих исследований изучалась медитация осознанности, хотя также были исследования дзен-концентрации и випассаны [10–13]. Такие результаты повторялись много раз в прошлом, и в настоящее время широко признано, что медитацию осознанности можно надежно использовать для облегчения последствий стресса и депрессии, а также для улучшения релаксации. Фактически, до того, как термин «Снижение стресса на основе осознанности (MBSR)» был введен для описания вмешательств, реализующих осознанность для снижения стресса, эти вмешательства прямо назывались «Программы снижения стресса и релаксации» [88]. Более того, основываясь на буддистских писаниях, которые подчеркивают не только расслабление, но и предостерегают от помех сонливости и сна во время практики [89, 90], Бриттон и соавт. [25] предположили, что медитация будет способствовать не только расслаблению, но и состоянию тонической бдительности. В соответствии с этой гипотезой Бриттон и соавторы [25] проанализировали более 20 исследований, демонстрирующих, что определенные виды медитации, в основном из традиций Тхеравады и Махаяны, могут активировать нейронные области, связанные с тонической бдительностью. Их обзор включал в себя в основном практики осознанности и дзен, а также изучение медитации випассаны и шаматхи, а также исследования нетантрических тибетских практик, которые отличаются от ваджраяны — например, сосредоточение внимания на одной точке: Брефчински-Льюис и соавт. [91], и медитацию любящей доброты, которая практикуется во всех буддистских традициях [65, 84]. Важно отметить, что Бриттон и соавт. [25] провели обзор исследований, которые показали, что типы медитации Тхеравады и Махаяны могут активировать dACC (дорсальная передняя поясная кора), DLPFC (дорсолатеральная префронтальная кора), переднюю часть островковой доли, нижнюю теменную дольку, таламус и ствол мозга, которые являются областями, участвующими в тонической бдительности [25, 63].
Реакция релаксации во время медитации Тхеравады и Махаяны
В нескольких исследованиях использовались физиологические меры, чтобы продемонстрировать повышенную парасимпатическую активацию во время медитаций тхеравады и махаяны. Влиятельное и широко цитируемое исследование в этом отношении было проведено Танг и соавт. [92], которые сравнили две группы участников без опыта медитации осознанности, участники были случайным образом распределены в две разные группы: половина испытуемых должна была выполнять «интегративную тренировку тела и ума (ИТТУ)», которая включает аспекты тренировки осознанности 20 минут в течение 5-дневного периода, а другая половина прошла форму обучения релаксации, которая включала сжатие и расслабление отдельных групп мышц. Танг и соав. [92] измеряли ВСР и КГР до, во время и после обучения медитации или релаксации и показали, что участники в группе медитации демонстрировали значительно большую парасимпатическую активацию и меньшую симпатическую активацию, чем контрольная группа релаксации. В частности, группа ИТТУ продемонстрировала увеличение ВЧ и более низкую ВСР по сравнению с контролем релаксации, что привело авторов к выводу, что группа медитации значительно увеличила активность парасимпатической системы и снизила активность симпатической системы по сравнению с группой релаксации. Точно так же Дитто и соавт. [93] набрали 32 испытуемых, не имевших опыта медитации, которые были случайным образом распределены либо к типу медитации осознанности, включающему сканирование тела, либо к контрольному состоянию, во время которого испытуемые выполняли упражнения на расслабление мышц, либо к контрольной группе из списка ожидания. Авторы измеряли дыхательную синусовую аритмию (ДСА) с помощью мониторинга тона блуждающего нерва, что, как уже упоминалось, является показателем синхронизации дыхания с ВСР и генерируемого парасимпатической нервной системой. Дитто и соавт. [93] показали, что ДСА была повышена у участников, которые выполняли медитацию осознанности, по сравнению с контрольными субъектами, что указывает на то, что во время медитации парасимпатическая система активировалась и реализовалась реакция релаксации. Аналогичные результаты были продемонстрированы Кригер и соавт. [94], которые наблюдали увеличение ВЧ и снижение НЧ/ВЧ во время медитации випассаны по сравнению с исходным уровнем отдыха у 36 участников, участвовавших в ретрите випассаны. Более того, недавние физиологические измерения, полученные во время медитации концентрации дзен, также продемонстрировали увеличение активности парасимпатической системы во время этой практики. Например, Ву и Ло [86] сравнили активность ЭКГ группы из 10 опытных медитирующих (в среднем 6 лет опыта), которые выполняли медитацию под названием «Дзен-чакра», где практикующие концентрируются на «чакре», нефизической «энергетической точке», расположенной в области третьего желудочка человеческого мозга, с активностью ЭКГ группы из 10 участников без опыта медитации. Ву и Ло [86] регистрировали ЭКГ во время 2 сеансов, 10-минутного состояния отдыха как для медитирующих, так и для немедитирующих и 20-минутного состояния либо медитации (для медитирующей группы), либо отдыха (для контрольной группы) и показали, что медитация привела к увеличению ВЧ, а также к снижению НЧ/ВЧ по сравнению с контрольной группой без медитации. Эти результаты были интерпретированы как то, что медитация «Дзен-чакра» «по-видимому, подталкивает симпатовагальный баланс к парасимпатическому доминированию» [86]. В другом исследовании Такахаси и соавт. [87] регистрировали ЭКГ 20 участников, которых научили выполнять медитацию Су-соку, представляющую собой практику концентрации Дзэн и выполняемую путем молчаливого подсчета циклов естественного дыхания. Если во время медитации возникают другие мысли, участнику предлагается пропустить их и снова направить свое внимание на счет. В качестве контрольного условия участников обучали дышать с частотой 0,25 Гц в темпе под звуки метронома, чтобы учесть влияние частоты дыхания на ВСР. Такахаси и соавт. [87] регистрировали ЭКГ как во время медитации, так и в контрольном состоянии и наблюдали увеличение ВЧ, а также снижение НЧ/ВЧ в медитации по сравнению с контрольным состоянием, что было интерпретировано как парасимпатическая активация во время медитации относительно контрольной группы.
Кроме того, множество исследований продемонстрировало, что медитация осознанности может вызвать реакцию релаксации, а клинические программы снижения стресса, которые реализуют медитацию осознанности, снижают стресс и усиливают расслабление даже после 4–5 недель тренировок [95, 96]. В одном из таких исследований Джейн и соавт. [96] представили программу клинического вмешательства, которая включала 5 сеансов медитации осознанности, которые проводились в виде 4 сеансов по 1,5 часа и дополнительного 6-часового сеанса в течение 4 недель. Участников, которые выполняли медитацию, сравнивали с участниками вмешательства «соматическая релаксация (СР)», которое проводилось в течение того же периода времени и количества сеансов, где они выполняли техники мышечной релаксации, дыхательные и образные упражнения, а также с контрольной группой из листа ожидания. Они обнаружили, что оценки психологического благополучия участников значительно повысились после медитации по сравнению с СР, что указывает на улучшение положительных эмоциональных состояний и снижение стресса. Точно так же у Маккензи и соавт. [97], 30 участников были случайным образом распределены между краткосрочной 4-недельной медитации осознанности и контрольной группой листа ожидания, и им было предложено практиковать медитацию не менее 10 минут в день, 5 дней в неделю. Участники из группы медитации и контрольной группы заполнили ряд анкет до и сразу после 4-недельной программы обучения; оценивалось эмоциональное и общее самочувствие. Маккензи и соавт. [97] обнаружили, что самочувствие, удовлетворенность жизнью и расслабление увеличились в группе медитации, но остались стабильными в контрольной группе, демонстрируя усиление расслабления в результате медитации осознанности. Подобные результаты последовательно сообщались десятки раз в предыдущих исследованиях, в которых медитация осознанности обычно практиковалась в течение 8-недельного периода [10–12]; способность медитации осознанности снимать стресс, вызывать расслабление и регулировать тревогу в настоящее время является широко распространенным явлением в научных исследованиях, а также в клиническом контексте [12, 98–101].
Кроме того, некоторые практики йоги с акцентом на релаксацию (например, йога-нидра), а также концентрацию на одном объекте медитации — таком, как дыхание (что делает их похожими на формы медитации тхеравады и махаяны) также приводят к увеличению релаксации и снижению стресса. Как и в случае медитации из тхеравады и махаяны, способность этих практик йоги вызывать расслабление и снимать стресс была обнаружена в предыдущих исследованиях и широко обсуждалась в научной литературе [102–104].
Тоническая бдительность во время медитации Тхеравады и Махаяны
Согласно обзору Бриттон и соавт. [25], исследования нейровизуализации показали, что активность в областях мозга, связанных с тонической бдительностью, может быть усилена во время медитаций тхеравады и махаяны. Как уже упоминалось, тоническая бдительность связана с нервной активностью в dACC (дорсальная передняя поясная кора), DLPFC (дорсолатеральная префронтальная кора), передней части островковой доли, нижней теменной дольки, таламуса и ствола мозга [34, 63, 64]. В исследовании, которое продемонстрировало тоническую бдительность как в випассане, так и в шаматхе, Манна и соавт. [105] измерили сигнал изменения уровня оксигенации крови (BOLD) на функциональном МРТ у 8 монахов Тхеравады со средним опытом медитации Шаматхи и Випассаны более 15000 часов, а также у 8 новичков с 10-дневным опытом медитации. Обе группы участников выполнили 3 экспериментальных блока внутри сканера МРТ, каждый из которых начинался с 3-минутного отдыха, за которым следовали 6-минутная медитация Шаматхи, сосредоточения на своем дыхании, и 6-минутная медитация Випассаны. Они обнаружили более сильную активацию в областях мозга, связанных с тонической бдительностью, у опытных медитаторов (монахов), которые выполняли как Шаматху, так и Випассану, а также у новичков, которые выполняли медитацию Випассаны. В частности, Манна и соавт. [105] обнаружили, что когда монахи выполняли Шаматху, фМРТ показывал, что зоны активации в левой и правой dACC, DLPFC и передней части островка были сильнее, чем во время контрольного состояния покоя. Более того, у монахов медитация Випассаны приводила к усилению сигнала в области DLPFC. С другой стороны, у начинающих медитирующих медитация Шаматха не показала зон активации, связанных с тонической бдительностью, возможно, из-за недостаточного опыта в этой практике, но медитация Випассаны привела к повышенной активации в левой dACC, что свидетельствует об усилении тонической бдительности.
Аллен и соавт. [106] набрали 61 участника без какого-либо опыта медитации, которые были случайным образом распределены либо на 6-недельный курс медитации осознанности, либо на 6-недельный курс «активного контроля», который включал групповые чтения и обсуждения. Было высказано предположение, что условия активного контроля «развивает поглощение и процессы, связанные с мыслью, в воображаемый повествовательный рассказ, в отличие от ориентированного на настоящее и открытого мониторинга аспекта осознанности» [106]. Аллен и соавт. [106] обнаружили увеличение активации DLPFC в группе, занимавшейся медитацией, по сравнению с контрольной группой, и также обнаружили, что количество занятий медитацией положительно коррелировало с уровнем активации dACC, которая происходила во время медитации. Как отмечено Бриттоном и соавт. [25], подобные результаты увеличения активации в областях мозга, связанных с тонической бдительностью, были замечены в дополнительных исследованиях по Випассане [107, 108], Осознанности [109] и Дзен-медитации [110, 111].
Дополнительные доказательства того, что типы медитации тхеравады приводят к тонической бдительности, были получены в нескольких недавних исследованиях, которые показали, что типы медитации осознанности (например, [112, 113]) и шаматхи [114] могут приводить к снижению активности нервных структур, которые более активны во время несфокусированной деятельности, чем во время задач, требующих внимания [115–117]. К этим областям относятся вентральная медиальная префронтальная кора, задняя поясная извилина, нижняя теменная долька и дорсальная медиальная префронтальная кора, которые коллективно называют «сетью мозга по умолчанию» [118].
Кроме того, в недавних исследованиях изучалось влияние медитации на тоническую бдительность с использованием поведенческих задач, специально разработанных для измерения бдительного внимания. Джа и соавт. [119] использовали «сетевой тест внимания» (СТВ), где в каждом испытании участникам предъявляют стрелку-мишень, окруженную стрелками-дистракторами, указывающими либо в том же направлении (конгруэнтные фланкеры), либо в другом направлении. (неконгруэнтные фланкеры) в качестве цели. Кроме того, цели предшествует одно из трех условий метки: действительная метка, пространственно нейтральная центральная метка, пространственно нейтральная двойная метка или условие отсутствия метки. Важно отметить, что эффективность процессов привлечения внимания оценивается СТВ как разница во времени реакции (ВР) между условиями двойной реплики и отсутствием реплики. Джа и соавт. [119] оценили изменения тонической активности в 3 группах участников: одна группа участвовала в интенсивном ретрите Шаматха в течение 8 недель. Вторая группа практиковала Шаматху по 30 минут в день в течение 8 недель, а третья группа не проходила никакого обучения медитации. Они сравнили тоническую бдительность в начале исследования (временная точка 1) и после вмешательства (программа ретрита или медитации: временная точка 2). Джа и др. [119] показали, что хотя эффективность активации внимания не отличалась в момент времени 1 между тремя группами участников, в момент времени 2 механизмы привлечения внимания участников, присутствовавших на ретрите, стали значительно более эффективными (разница ВР между условиями отсутствия реплики и двойной реплики было меньше по сравнению с временной точкой 1), а степень улучшения бдительного внимания коррелировала с медитативным опытом участников ретрита. Кроме того, повышение эффективности оповещения было обусловлено снижением ВР до проб без сигналов и предполагает, что медитирующие стали более бдительными, а их тоническая бдительность увеличилась.
МакЛин и соавт. [120] измерили влияние медитации Шаматха на тоническую бдительность, используя задачу с устойчивым вниманием, где отдельные линии были представлены в центре экрана, а участники фиксировались на маленькой желтой точке. Очереди могли быть либо длинными (90% времени), либо короткими (10% времени), и участники должны были отвечать на короткие линии, нажимая кнопку ответа. Они набрали 29 участников [120] со средним опытом медитации 2668 часов, которые участвовали в 3-месячном медитативном ретрите Шаматха, который состоял из 5 часов обучения медитации в день. Тест на устойчивое внимание проводился до, в середине и после ретрита по медитации. Непараметрический индекс перцептивной чувствительности, A’, рассчитывали на основе частоты попаданий и частоты ложных тревог для каждого из 8 экспериментальных блоков по 120 проб в задаче на устойчивое внимание. Поскольку снижение A’ было наибольшим в течение первых 4 блоков, MaкЛин и соавт. [120] определили улучшение тонической активности как положительные изменения снижения А’ в течение первых четырех блоков. Маклин и др. [120] показали, что снижение A’ было более положительным в середине и после медитативного ретрита по сравнению с исходным уровнем до ретрита, демонстрируя, что медитация Шаматха уменьшала снижение A’, которое происходит во время задачи на устойчивое внимание, и, следовательно, повышается тоническая активность. Авторы интерпретировали свои результаты как указание на то, что обучение медитации может «снижать потребность в ресурсах и, таким образом, улучшать бдительность (тоническую бдительность)» [120].
Следовательно, результаты исследований, в которых изучалась тоническая бдительность с помощью поведенческих показателей, дополняют исследования нейровизуализации. Вместе они демонстрируют, что определенные типы медитации Тхеравады и Махаяны могут повышать активность в нейронных областях, связанных с тонической бдительностью, что, в свою очередь, приводит к улучшению выполнения задач, которые требуют тонической бдительности. Недавние открытия тонической бдительности во время медитации Тхеравады и Махаяны важны, так как они дополняют картину, изображенную в буддистских писаниях, описывающих медитацию как практику, которая порождает расслабленное и бдительное состояние ума [23, 26]. Более того, наш обзор согласуется с предыдущими выводами и обзорами, которые последовательно демонстрировали релаксацию во время медитаций тхеравады и махаяны [10–13].
Возбуждение и Фазовая Бдительность в Практиках Ваджраяны
В отличие от медитативных практик Тхеравады, практика Ваджраяны культивирует не расслабление, а реакцию возбуждения. Буддистские писания ваджраяны подчеркивают реализацию «самосуществующго бодрствования» или «бодрствующего качества» ума и предостерегают от чрезмерного успокоения [84], в отличие от писаний тхеравады, которые подчеркивают покой и спокойствие [67], а также инструкции по медитации Махаяны, которые также подчеркивают спокойствие [26]. Кроме того, эмпирические данные также свидетельствуют о том, что возбуждение возникает во время определенных медитативных практик. Например, возбуждение во время медитации наблюдалось в индуистских тантрических практиках [121, 122], а также в некоторых практиках ваджраяны [27, 28], хотя в целом исследований было проведено гораздо меньше. на Ваджраяне и индуистских тантрических практиках, чем на Тхераваде и Махаяне.
Основываясь на буддистских писаниях Тхеравады, которые подчеркивают спокойствие и расслабление, и писаниях Ваджраяны, которые подчеркивают «бодрствование», Амихай и Кожевников [27] выдвинули гипотезу, что практики Божества и Ригпа в традиции Ваджраяны вызывают когнитивные и физиологические реакции возбуждения, в то время как Випассана и Шаматха практики традиции Тхеравады вызовут реакцию релаксации. Чтобы исследовать вегетативную активацию, которая возникает во время этих типов практик, Амихай и Кожевников [27] сравнили ЭКГ опытных медитаторов тхеравады и ваджраяны (со стажем медитации 8 и 7,4 года соответственно) во время их практики. Типы медитации тхеравады, которые были исследованы, включали медитацию випассаны и медитацию касины, которая представляет собой тип визуализации шаматха-медитации, в которой медитирующий сосредотачивает свое внимание на «объектах касины», описанных в Палийской Типитаке и обычно представляющих собой цветные диски. Изучаемые практики Ваджраяны были практиками Божества и Ригпа. В этом исследовании участники выполняли 10-минутный отдых, за которым следовала медитация Шаматха и Випассана (по 15 минут каждая) для медитаторов Тхеравады и медитация Божества и Риг-па (по 15 минут каждая) для медитирующих Ваджраяны. ЭКГ участников отслеживалась на протяжении всего эксперимента. Амихай и Кожевников [27] показали, что типы медитации тхеравады вызывают повышенную ВЧ (випассана) и снижение НЧ/ВЧ (как випассана, так и касина) по сравнению с контрольным состоянием покоя, что согласуется с реакцией релаксации. С другой стороны, практики Ваджраяны вызывали повышенное возбуждение, о чем свидетельствует снижение ВЧ (как Божества, так и Риг-па) во время медитации по сравнению с контрольным состоянием. Более того, Кожевников и соавт. [29] и Амихай и Кожевников [27] представили опытным медитаторам Тхеравады (в среднем 8–12,3 года опыта) и Ваджраяны (в среднем 7,4–13 лет опыта) 2 визуальных теста: Тест Ментального Вращения (ТМВ) и Тест Визуальной Памяти (ТВП: [123]), подробности см. в [29]), которые проводились до и сразу после 20-минутного сеанса медитации Тхеравады (випассана и касина: Амихай и Кожевников [27]) или практик Ваджраяны [29, 27]. Как уже упоминалось, резкое улучшение результатов визуальных тестов сразу после стимула или активности свидетельствует о повышенной фазовой бдительности. Следовательно, авторы выдвинули гипотезу, что улучшение результатов визуальных тестов сразу после практики медитации будет указывать на то, что фазовая бдительность возникла во время медитации, и что такое улучшение будет наблюдаться после практик Ваджраяны. В соответствии с этой гипотезой экспериментальные результаты показали, что только практика Ваджраяны привела к значительному и немедленному улучшению при выполнении этих задач, в то время как медитаторы Тхеравады не продемонстрировали никакого улучшения после практики. Следовательно, эти исследования показывают, что практики Ваджраяны, а не типы медитации Тхеравады, приводят к реакции возбуждения и фазовой бдительности.
Дополнительные исследования, показавшие, что практики Ваджраяны могут повышать активность симпатической системы и вызывать реакцию возбуждения, были проведены на практикующих медитацию Туммо, которая, как уже упоминалось, связана с интенсивными ощущениями телесного тепла в позвоночнике. Интересно, что сам Бенсон сообщил о феномене (который был ему неясен в то время), что у двух из трех практикующих Туммо, участвовавших в его исследовании, наблюдалась активация симпатической системы, о чем свидетельствовало увеличение метаболизма и потребления кислорода [124] — это соответствует возбуждению, а не релаксации. Более того, в работе Кожевникова и соавт. [28], экспериментально продемонстрировано, что медитация Туммо действительно может повышать температуру тела, что указывает на симпатический ответ. Несократительная генерация тепла тела — термогенез — опосредована симпатической нервной системой [55, 56]. У человека термогенез обусловлен в основном бурой жировой тканью, которая переводит энергию, полученную в результате окисления свободных жирных кислот, в тепло, которое затем распространяется по всему телу через сосудистую сеть жировой ткани [56]. Важно отметить, что активность бурой жировой ткани у человека стимулируется симпатической нервной системой [55]. В частности, повышенный импульсация супраспинальных симпатических премоторных путей приводит к активации бурой жировой ткани, что активирует термогенез [56]. Прикрепив небольшой термометр к подмышке очень опытных медитаторов Туммо (6–32 года опыта), Кожевников и соавт. [28] впервые смогли продемонстрировать, что медитирующие Туммо могут повышать не только свою периферическую, но, что более важно, внутреннюю температуру тела во время медитации, а также, что активность симпатической нервной системы значительно возрастает вследствие этого упражнения. Примечательно, что термогенез, индуцированный во время Туммо, был настолько существенным, что поднимал температуру тела медитирующих выше нормального диапазона температуры тела до диапазона легкой или умеренной лихорадки (до 38,3 ° C), отражая усиленную реакцию возбуждения из-за симпатической активации. Следует отметить, что повышение температуры периферического тела (пальцев рук и ног медитирующих) во время Туммо также было обнаружено в исследовании Бенсон и соавт. [125]; однако авторы не связывают такие изменения с усилением симпатической активации. Напротив, Бенсон и соавт. [125] предположили, что повышенная симпатическая активация во время медитации «маловероятна», поскольку она несовместима с парасимпатической активацией, которую они наблюдали в типах медитации Тхеравады и ТМ.
В дополнение к практикам ваджраяны, несколько исследований, проведенных на индуистских тантристах, продемонстрировали повышенное возбуждение. В раннем, но влиятельном и часто цитируемом исследовании Корби и соавт. [121] записали КГР и частоту сердечных сокращений во время медитации типа Дхараны, называемой Ананда Марга, которая включает в себя концентрацию на дыхании при повторении двухсложного слова и игнорировании внешних раздражителей. Они набрали 30 опытных медитаторов Ананда Марги (в среднем 2,1 года и 3,1 часа практики в день), а также 10 человек без опыта медитации, которые служили контролем. КГР и частоту сердечных сокращений регистрировали в трех экспериментальных условиях: (1) релаксационный контроль; (2) условие подготовки к медитации Ананда Марга, которое включает в себя внимание к дыханию при игнорировании внешних раздражителей; (3) Медитация Ананда Марга, когда испытуемым предлагалось игнорировать внешние раздражители, обращать внимание на свое дыхание и молча повторять двухсложное слово в фазе с дыханием. В контрольной группе участники выбирали свое слово, а медитирующие использовали личную мантру, которую они получили от своего инструктора по медитации. Результаты Корби и соавт. [121] продемонстрировали, что состояние возбуждения возникало во время медитации Ананда Марга: (1) проводимость кожи (КГР) увеличивалась от исходного уровня расслабления до состояния медитации, но только для группы медитирующих; (2) во время состояния медитации наблюдалось небольшое увеличение частоты сердечных сокращений по сравнению с исходным уровнем для группы медитирующих. Оба эти показателя указывали на то, что симпатическая активация происходила во время медитации, демонстрируя реакцию возбуждения.
Кроме того, Теллес и Дезираджу [122] измеряли частоту сердечных сокращений и КГР во время другого типа медитации, которая требует концентрации на источнике света при созерцании универсальной силы. Они набрали 18 опытных медитирующих (со средним стажем 10,1 года) и сравнили физиологические показатели, полученные во время медитации, с показателями, полученными теми же испытуемыми в контрольном состоянии, которое было похоже на состояние медитации, но где допускалось произвольное мышление и не требовалось напряженной концентрации. Выводы Теллес и Дезираджу [122] продемонстрировали, что, хотя не было никаких существенных изменений в КГР, увеличение частоты сердечных сокращений происходило во время состояния медитации, но не во время состояния без медитации, по сравнению с исходной частотой сердечных сокращений, полученной до каждого состояния. Следовательно, результаты этого исследования свидетельствуют о повышенной симпатической активации и реакции возбуждения во время этого типа медитации.
В заключение этого раздела подчеркнем: в отличие от типов медитации тхеравады и махаяны, проявляющихся повышенным расслаблением, исследования ваджраяны и некоторых индуистских тантрических практик продемонстрировали повышенное возбуждение. Это еще раз подчеркивает важность философских и культурных влияний на медитацию и демонстрирует, что термин «медитация» во многих отношениях является слишком общим, когда используется в качестве единого описания всех буддистских и индуистских созерцательных практик. Эти результаты показывают: утверждение, что «для понимания психофизиологического влияния медитации нужно концептуально освободить ее от культурных и религиозных предубеждений [9]», вводит в большое заблуждение. Диаметрально противоположные результаты расслабления в практиках Тхеравады и Махаяны и возбуждения в практиках Ваджраяны и индуистской тантры указывают на иные выводы. А именно: чтобы понять психофизиологические аспекты медитации, нужно внимательно изучить ее культурные и религиозные источники.
Выводы и Будущие Направления
Цель этого обзора состояла в том, чтобы изучить научные исследования медитации, сосредоточив внимание на уникальном влиянии различных типов медитативных традиций на активацию вегетативной системы и механизмов внимания. Мы представили данные, обобщенные в таблице 1, показывающие, что типы медитации тхеравады и махаяны приводят к парасимпатической активации, лежащей в основе реакции релаксации, в то время как ваджраяна и некоторые индуистские тантрические практики вызывают симпатическую активацию, лежащую в основе реакции возбуждения. Кроме того, мы обрисовали культурные и философские мотивы, повлиявшие на эти медитативные практики. В то время как писания Тхеравады и Махаяны подчеркивают, что целью медитации является взращивание спокойствия наряду с умственной стабильностью, писания Ваджраяны описывают практики, целью которых является вызвать состояния усиленного возбуждения.
Таблица 1
Сводные данные медитативных исследований вегетативной активации и бдительного внимания.
Исследование | Тип медитации | Результаты |
Танг и соавт. [92] | Осознанность (ИТТУ) | Увеличивает ВЧ и уменьшает КГР |
Дитто и соавт. [93] | Осознанность | Увеличивает ДСА |
Джайн и соавт. [96] | Осознанность | Повышение воспринимаемых положительных эмоций и снижение воспринимаемого дистресса |
Маккензи и соавт. [97] | Осознанность | Повышение воспринимаемого благополучия, удовлетворенности жизнью и расслабления |
Ву и Ло [86] | Медитация концентрации Дзен | Увеличивает ВЧ и уменьшает НЧ/ВЧ |
Такахаси и соавт. [87] | Медитация концентрации Дзен | Увеличивает ВЧ и уменьшает НЧ/ВЧ |
Манна и соавт. [105] | Шаматха | Увеличивает фМРТ BOLD сигнал в дорсальной передней поясной извилине коры (dACC), дорсолатеральной префронтальной коре (DLPFC), и передней островковой доле у специалистов по медитации |
Манна и соавт. [105] | Випассана | Увеличивает dACC активацию у новичков в медитации |
Аллен и соавт. [106] | Осознанность | Увеличивает DLPFC и dACC активацию |
Джа и соавт. [119] | Шаматха | Повышение эффективности сети оповещения |
МакЛин и соавт. [120] | Шаматха | Улучшение в задаче на устойчивое внимание |
Амихай и Кожевников [27] |
Шаматха (Визуализация Касина) |
Уменьшает НЧ/ВЧ |
Амихай и Кожевников [27] | Випасана | Увеличивает ВЧ и уменьшает НЧ/ВЧ |
Амихай и Кожевников [27] | Риг-па (Ваджраяна Тантрическая) | Уменьшает ВЧ и повышение производительности Ментального Вращения (ТМВ) и Визуальной памяти (ТВП) |
Амихай и Кожевников [27] | Божество (Ваджраяна Тантрическая) | Уменьшает ВЧ |
Кожевников и соавт. [29] | Божество (Ваджраяна Тантрическая) | Увеличивает ТМВ и ТВМ |
Кожевников и соавт. [28] | Туммо (Тантрическая Ваджраяна) | Повышенный термогенез |
Корби и соавт. [121] | Ананда Марга (Дхарана) | Увеличенные КГР и частота СС |
Теллес и Дезираджу [122] | Индуистские Тантрические Медитации | Увеличенная ЧСС |
Важно подчеркнуть, что влияние ваджраяны и индуистских тантрических практик на физиологию и поведение только начинает привлекать должное внимание научного сообщества, а долгосрочное влияние тантрических практик еще недостаточно изучено. Хотя было продемонстрировано, что ваджраяна и индуистская тантрическая практика могут привести к немедленным физиологическим изменениям, сочетающимся с улучшением когнитивных функций, в будущих исследованиях следует изучить долгосрочные когнитивные и физиологические изменения, которые происходят в результате таких практик. Как упоминалось ранее, в отличие от практик Ваджраяны и индуистской тантрической практики, было проведено множество научных исследований типов медитации Тхеравады или Махаяны — и есть доказательства того, что они могут привести к долгосрочным улучшениям в задачах на внимание [25, 120,126]. Таким образом, целесообразно провести аналогичные долгосрочные исследования тантрических практик.
В связи с вышеизложенным, еще одним важным направлением исследований, которое еще предстоит изучить, является долгосрочное влияние ваджраяны и индуистской тантрической медитации на стресс и благополучие. Как уже упоминалось, открытие того, что типы медитации тхеравады вызывают релаксацию, привело к их включению в клиническую практику в качестве методов снижения стресса [10, 21, 95, 96]. И наоборот, тот факт, что медитация ваджраяны и индуистской тантрической медитации вызывает возбуждение, предполагает, что они могут быть более проблематичными для людей, находящихся в условиях высокого уровня стресса. Однако также вероятно, что по мере того, как они приобретают дополнительный опыт медитации, практикующие ваджраяну и индуистскую тантру разрабатывают уникальные стратегии, помогающие им справляться со стрессовыми ситуациями, которые могут возникнуть во время их практики медитации, например, путем преобразования своих отрицательных эмоций в положительные эмоциональные состояния. Такие возможности следует изучить в будущих исследованиях.
Кроме того, следует изучить конкретные механизмы, лежащие в основе изменений ВНС во время медитации, чтобы понять точные факторы, которые влияют на реакции возбуждения и релаксации. Одним из возможных промежуточных факторов может быть изменение дыхания. В этом контексте предыдущие исследования индуистских дыхательных упражнений, называемых пранаямой, часто служащие подготовительными упражнениями к медитации [79], показали, что определенные дыхательные техники могут использоваться для активации симпатической или парасимпатической нервной системы [127]. Второй фактор, который следует учитывать, — это конкретная визуализация или другой контент, который используется для медитации. Например, вполне вероятно, что визуализируемое тибетское Божество могло бы привести к высокой степени возбуждения из-за эмоционального содержания, которое оно удерживает в глазах тибетского медитатора, в то время как поток дыхания внутрь и наружу, на который обращают внимание во время Медитация шаматха, не вызывал сильных эмоциональных реакций.
В заключение отметим: хотя научное изучение природы медитативных практик не ново, лишь в последние годы когнитивисты и нейробиологи начали исследовать влияние культурных и философских контекстов медитации на её психофизические результаты. Такие исследования привели к экспериментальным открытиям, которые подтверждают идеи, высказанные в буддистских текстах о целях и эффектах медитации. Так, упоминания в канонических текстах о бодрствовании во время практик Ваджраяны и расслабленном и бдительном состоянии ума во время тхеравадской и махаянской медитации нашли эмпирическую поддержку. Исследования последних нескольких лет показали, что практики Ваджраяны, а также некоторые индуистские тантрические практики, приводят к усилению бодрствования и фазической бдительности, тогда как медитация традиций Тхеравады и Махаяны вызывает реакцию релаксации с усилением тонической бдительности.
Конфликт интересов
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов в отношении публикации данной статьи.
Оригинал статьи здесь.
Литература
- Bodhi B. What does mindfulness really mean? A canonical perspective. Contemporary Buddhism. 2011;12(1):19–39. doi: 10.1080/14639947.2011.564813. [CrossRef] [Google Scholar]
- Gethin R. On some definitions of mindfulness. Contemporary Buddhism. 2011;12(1):263–279. doi: 10.1080/14639947.2011.564843. [CrossRef] [Google Scholar]
- Grossman P., Van Dam N. T. Mindfulness, by any other name…: trials and tribulations of sati in western psychology and science. Contemporary Buddhism: An Interdisciplinary Journal. 2011;12(1):219–239. doi: 10.1080/14639947.2011.564841. [CrossRef] [Google Scholar]
- Josipovic Z. Duality and nonduality in meditation research. Consciousness and Cognition. 2010;19(4):1119–1121. doi: 10.1016/j.concog.2010.03.016. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
- Benson H., Proctor W. Relaxation Revolution: The Science and Genetics of Mind Body Healing. New York, NY, USA: Scribner; 2011. [Google Scholar]
- Benson H., Rosner B. A., Marzetta B. R., Klemchuk H. P. Decreased blood pressure in borderline hypertensive subjects who practiced meditation. Journal of Chronic Diseases. 1974;27(3):163–169. doi: 10.1016/0021-9681(74)90083-6. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
- Wallace R. K., Benson H. The physiology of meditation. Scientific American. 1972;226(2):84–90. [Google Scholar]
- Kutz I., Leserman J., Dorrington C., Morrison C. H., Borysenko J. Z., Benson H. Meditation as an adjunct to psychotherapy. An outcome study. Psychotherapy and Psychosomatics. 1985;43(4):209–218. doi: 10.1159/000287881. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
- Kutz I., Borysenko J. Z., Benson H. Meditation and psychotherapy: a rationale for the integration of dynamic psychotherapy, the relaxation response, and mindfulness meditation. The American Journal of Psychiatry. 1985;142(1):1–8. doi: 10.1176/ajp.142.1.1. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
- Chiesa A., Serretti A. Mindfulness-based stress reduction for stress management in healthy people: a review and meta-analysis. The Journal of Alternative and Complementary Medicine. 2009;15(5):593–600. doi: 10.1089/acm.2008.0495. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
- Chiesa A., Serretti A. A systematic review of neurobiological and clinical features of mindfulness meditations. Psychological Medicine. 2010;40(8):1239–1252. doi: 10.1017/S0033291709991747. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
- Zeidan F., Martucci K. T., Kraft R., McHaffie J. G., Coghill R. C. Neural correlates of mindfulness meditation-related anxiety relief. Scandinavica. 2014;9:751–759. [PMC free article] [PubMed] [Google Scholar]
- Ivanovski B., Malhi G. S. The psychological and neurophysiological concomitants of mindfulness forms of meditation. Acta Neuropsychiatrica. 2007;19(2):76–91. doi: 10.1111/j.1601-5215.2007.00175.x. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
- Young J. D.-E., Taylor E. Meditation as a voluntary hypometabolic state of biological estivation. News in Physiological Sciences. 1998;13(3):149–153. [PubMed] [Google Scholar]
- Jevning R., Wallace R. K., Beidebach M. The physiology of meditation: a review. A wakeful hypometabolic integrated response. Neuroscience & Biobehavioral Reviews. 1992;16(3):415–424. doi: 10.1016/s0149-7634(05)80210-6. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
- Petersen S. E., Posner M. I. The attention system of the human brain: 20 years after. Annual Review of Neuroscience. 2012;35:73–89. doi: 10.1146/annurev-neuro-062111-150525. [PMC free article] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
- McCorry L. K. Physiology of the autonomic nervous system. American Journal of Pharmaceutical Education. 2007;71(4, article 78) [PMC free article] [PubMed] [Google Scholar]
- Morse D. R., Martin J. S., Furst M. L., Dubin L. L. A physiological and subjective evaluation of meditation, hypnosis, and relaxation. Psychosomatic Medicine. 1977;39(5):304–324. doi: 10.1097/00006842-197709000-00004. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
- Lutz A. Meditation and the neuroscience of consciousness: an introduction. In: Zelazo P. D., Moscovitch M., Thompson E., editors. The Cambridge Handbook of Consciousness. New York, NY, USA: Cambridge University Press; 2007. pp. 499–551. [Google Scholar]
- Tipitaka: The Pali Canon, Legacy Edition, 2005, http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/
- Grossman P., Niemann L., Schmidt S., Walach H. Mindfulness-based stress reduction and health benefits: a meta-analysis. Journal of Psychosomatic Research. 2004;57(1):35–43. doi: 10.1016/s0022-3999(03)00573-7. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
- Gilpin R. The use of Theravāda Buddhist practices and perspectives in mindfulness-based cognitive therapy. Contemporary Buddhism. 2008;9(2):227–251. doi: 10.1080/14639940802556560. [CrossRef] [Google Scholar]
- Gunaratana B. H. Mindfulness in Plain English. Somerville, Mass, USA: Wisdom Publications; 2002. [Google Scholar]
- Cahn B. R., Polich J. Meditation states and traits: EEG, ERP, and neuroimaging studies. Psychological Bulletin. 2006;132(2):180–211. [PubMed] [Google Scholar]
- Britton W. B., Lindahl J. R., Cahn B. R., Davis J. H., Goldman R. E. Awakening is not a metaphor: the effects of Buddhist meditation practices on basic wakefulness. Annals of the New York Academy of Sciences. 2014;1307(1):64–81. doi: 10.1111/nyas.12279. [PMC free article] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
- Buksbazen J. D. Zen Meditation in Plain English. 1st. Boston, Mass, USA: Wisdom Publications; 2002. [Google Scholar]
- Amihai I., Kozhevnikov M. Arousal vs. relaxation: a comparison of the neurophysiological and cognitive correlates of Vajrayana and Theravada meditative practices. PLoS ONE. 2014;9(7) doi: 10.1371/journal.pone.0102990.e102990 [PMC free article] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
- Kozhevnikov M., Elliott J., Shephard J., Gramann K. Neurocognitive and somatic components of temperature increases during g-Tummo meditation: legend and reality. PLoS ONE. 2013;8(3) doi: 10.1371/journal.pone.0058244.e58244 [PMC free article] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
- Kozhevnikov M., Louchakova O., Josipovic Z., Motes M. A. The enhancement of visuospatial processing efficiency through buddhist deity meditation. Psychological Science. 2009;20(5):645–653. doi: 10.1111/j.1467-9280.2009.02345.x. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
- Camm A. J., Malik M., Bigger J. T., Breithardt G., Cerutti S., Cohen R. J. Heart rate variability—standards of measurement, physiological interpretation, and clinical use. Circulation. 1996;93(5):1043–1065. [PubMed] [Google Scholar]
- Chess G. F., Tam R. M. K., Calaresu F. R. Influence of cardiac neural inputs on rhythmic variations of heart period in the cat. American Journal of Physiology. 1975;228(3):775–780. [PubMed] [Google Scholar]
- Levy M. N. Sympathetic-parasympathetic interactions in the heart. Circulation Research. 1971;29(5):437–445. doi: 10.1161/01.res.29.5.437. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
- Weinbach N., Henik A. Phasic alertness can modulate executive control by enhancing global processing of visual stimuli. Cognition. 2011;121(3):454–458. doi: 10.1016/j.cognition.2011.08.010. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
- Sturm W., de Simone A., Krause B. J., et al. Functional anatomy of intrinsic alertness: evidence for a fronto-parietal-thalamic-brainstem network in the right hemisphere. Neuropsychologia. 1999;37(7):797–805. doi: 10.1016/s0028-3932(98)00141-9. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
- Low P. Autonomic nervous system. In: Porter R. S., Kaplan J. L., editors. The Merck Manual. Whitehouse Station, NJ, USA: Merck Sharp & Dohme; 2013. [Google Scholar]
- Billman G. E. The LF/HF ratio does not accurately measure cardiac sympatho-vagal balance. Frontiers in Physiology. 2013;4, article 26 doi: 10.3389/fphys.2013.00026. [PMC free article] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
- Berntson G. G., Bigger J. T., Jr., Eckberg D. L., et al. Heart rate variability: origins methods, and interpretive caveats. Psychophysiology. 1997;34(6):623–648. doi: 10.1111/j.1469-8986.1997.tb02140.x. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
- Molgaard K., Hermansen K., Bjerregaard P. Spectral components of short-term RR interval variability in healthy subjects and effects of risk factors. European Heart Journal. 1994;15(9):1174–1183. [PubMed] [Google Scholar]
- Bigger J. T., Jr., Fleiss J. L., Rolnitzky L. M., Steinman R. C. Stability over time of heart period variability in patients with previous myocardial infarction and ventricular arrhythmias. American Journal of Cardiology. 1992;69(8):718–723. doi: 10.1016/0002-9149(92)90493-I. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
- Stein K. M., Borer J. S., Hochreiter C., et al. Prognostic value and physiological correlates of heart rate variability in chronic severe mitral regurgitation. Circulation. 1993;88(1):127–135. doi: 10.1161/01.CIR.88.1.127. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
- Malliani A., Pagani M., Lombardi F., Cerutti S. Cardiovascular neural regulation explored in the frequency domain. Circulation. 1991;84(2):482–492. doi: 10.1161/01.cir.84.2.482. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
- Kamath M. V., Fallen E. L. Power spectral analysis of heart rate variability: a noninvasive signature of cardiac autonomic function. Critical Reviews in Biomedical Engineering. 1993;21(3):245–311. [PubMed] [Google Scholar]
- Rimoldi O., Pierini S., Ferrari A., Cerutti S., Pagani M., Malliani A. Analysis of short-term oscillations of R-R and arterial pressure in conscious dogs. The American Journal of Physiology—Heart and Circulatory Physiology. 1990;258(4):H967–H976. [PubMed] [Google Scholar]
- Montano N., Ruscone T. G., Porta A., Lombardi F., Pagani M., Malliani A. Power spectrum analysis of heart rate variability to assess the changes in sympathovagal balance during graded orthostatic tilt. Circulation. 1994;90(4):1826–1831. doi: 10.1161/01.cir.90.4.1826. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
- Akselrod S., Gordon D., Ubel F. A., Shannon D. C., Berger A. C., Cohen R. J. Power spectrum analysis of heart rate fluctuation: a quantitative probe of beat-to-beat cardiovascular control. Science. 1981;213(4504):220–222. doi: 10.1126/science.6166045. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
- Appel M. L., Berger R. D., Saul J. P., Smith J. M., Cohen R. J. Beat to beat variability in cardiovascular variables: noise or music? Journal of the American College of Cardiology. 1989;14(5):1139–1148. doi: 10.1016/0735-1097(89)90408-7. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
- Pomeranz B., Macaulay R. J., Caudill M. A., et al. Assessment of autonomic function in humans by heart rate spectral analysis. The American Journal of Physiology. 1985;248(1):H151–H153. [PubMed] [Google Scholar]
- Morady F., Kou W. H., Nelson S. D., et al. Accentuated antagonism between beta-adrenergic and vagal effects on ventricular refractoriness in humans. Circulation. 1988;77(2):289–297. doi: 10.1161/01.cir.77.2.289. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
- Eckberg D. L., Mohanty S. K., Raczkowska M. Trigeminal-baroreceptor reflex interactions modulate human cardiac vagal efferent activity. Journal of Physiology. 1984;347:75–83. doi: 10.1113/jphysiol.1984.sp015054. [PMC free article] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
- Yasuma F., Hayano J.-I. Respiratory Sinus Arrhythmia: why does the heartbeat synchronize with respiration rhythm? Chest. 2004;125(2):683–690. doi: 10.1378/chest.125.2.683. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
- Katona P. G., Jih F. Respiratory sinus arrhythmia: noninvasive measure of parasympathetic cardiac control. Journal of Applied Physiology. 1975;39(5):801–805. [PubMed] [Google Scholar]
- Gobel F. L., Norstrom L. A., Nelson R. R., Jorgensen C. R., Wang Y. The rate-pressure product as an index of myocardial oxygen consumption during exercise in patients with angina pectoris. Circulation. 1978;57(3):549–556. doi: 10.1161/01.CIR.57.3.549. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
- Martini H. M., Bartholomew E. F. Essentials of Anatomy and Physiology. 2nd. Englewood Cliffs, NJ, USA: Prentice-Hall; 2001. [Google Scholar]
- Gutrecht J. A. Sympathetic skin response. Journal of Clinical Neurophysiology. 1994;11(5):519–524. doi: 10.1097/00004691-199409000-00006. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
- Nedergaard J., Bengtsson T., Cannon B. Unexpected evidence for active brown adipose tissue in adult humans. The American Journal of Physiology—Endocrinology and Metabolism. 2007;293(2):E444–E452. doi: 10.1152/ajpendo.00691.2006. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
- Morrison S. F., Blessing W. W. Central nervous system regulation of body temperature. In: Llewellyn-Smith I. J., Verberne A. J. M., editors. Central Regulation of Autonomic Functions. Oxford Scholarship Online; 2011. pp. 1–34. [Google Scholar]
- Derogatis L. R., Melisaratos N. The brief symptom inventory: an introductory report. Psychological Medicine. 1983;13(3):595–605. doi: 10.1017/s0033291700048017. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
- Horowitz M., Adler N., Kegeles S. A scale for measuring the occurrence of positive states of mind: a preliminary report. Psychosomatic Medicine. 1988;50(5):477–483. doi: 10.1097/00006842-198809000-00004. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
- Robbins T. W. Arousal systems and attentional processes. Biological Psychology. 1997;45(1–3):57–71. doi: 10.1016/s0301-0511(96)05222-2. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
- Robbins T. W. Chemistry of the mind: neurochemical modulation of prefrontal cortical function. Journal of Comparative Neurology. 2005;493(1):140–146. doi: 10.1002/cne.20717. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
- Hasegawa R. P., Blitz A. M., Geller N. L., Goldberg M. E. Neurons in monkey prefrontal cortex that track past or predict future performance. Science. 2000;290(5497):1786–1789. doi: 10.1126/science.290.5497.1786. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
- Posner M. I. Measuring alertness. Annals of the New York Academy of Sciences. 2008;1129:193–199. doi: 10.1196/annals.1417.011. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
- Sturm W., Willmes K. On the functional neuroanatomy of intrinsic and phasic alertness. NeuroImage. 2001;14(1):S76–S84. doi: 10.1006/nimg.2001.0839. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
- Sadaghiani S., Scheeringa R., Lehongre K., Morillon B., Giraud A. L., Kleinschmidt A. Intrinsic connectivity networks, alpha oscillations, and tonic alertness: a simultaneous electroencephalography/functional magnetic resonance imaging study. The Journal of Neuroscience. 2010;30(30):10243–10250. doi: 10.1523/jneurosci.1004-10.2010. [PMC free article] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
- Buddhaghosa B. Visuddhimagga: The Path of Purification. 4th. Kandy, Sri Lanka: Buddhist Publication Society; 2010. (translated by B. Nanamoli). [Google Scholar]
- Wallace A. The Attention Revolution: Unlocking the Power of the Focused Mind. Somerville, Mass, USA: Wisdom Publications; 2006. [Google Scholar]
- Bhikkhu B. The Numerical Discourses of the Buddha: A Translation of the Anguttara Nikaya. Boston, Mass, USA: Wisdom Publications; 2012. [Google Scholar]
- Zhiyi S. The Essentials of Buddhist Meditation. B. Dharmamira translation. Seattle, Wash, USA: Kalavinka Press; 2009. [Google Scholar]
- Samuel G. The Origins of Yoga and Tantra: Indic Religions to the Thirteenth Century. Vol. 2013. New Delhi, India: Cambridge University Press; 2008. [Google Scholar]
- Harper K. A., Brown R. L., editors. The Roots of Tantra. New York, NY, USA: State University of New York Press; 2002. [Google Scholar]
- Panchen N., Gyalpo P. W. Perfect Conduct: Ascertaining the Three Vows. Boston, Mass, USA: Wisdom; 1999. [Google Scholar]
- Rinpoche S. Dzogchen and Padmasambhava. 2nd. San Diego, Calif, USA: Rigpa Fellowship; 1990. [Google Scholar]
- Wangyal T. Wonders of the Natural Mind: The Essence of Dzogchen in the Native Bon Tradition. Ithaca, NY, USA: Snow Lion; 1993. [Google Scholar]
- Goleman D. The Meditative Mind: The Varieties of Meditative Experience. New York, NY, USA: G.P. Putnam’s Sons; 1996. [Google Scholar]
- Tsong-Kha-Pa, Mullin G. C. The Six Yogas of Naropa. Boston, Mass, USA: Snow Lion Publications; 2005. [Google Scholar]
- Evans-Wentz W. Y. Tibetan Yoga and Secret Doctorines. Varanisa, India: Pilgrims Publishing; 2002. [Google Scholar]
- Mullin G. H. Readings on Six Yogas of Naropa. Ithaca, NY, USA: Snow Lion Publication; 1997. [Google Scholar]
- Mullin G. H. Tsongkhapa’s Six Yogas of Naropa. Ithaca, NY, USA: Snow Lion Publication; 1996. [Google Scholar]
- Taimni I. K. The Science of Yoga. Wheaton, Ill, USA: The Theosophical Publishing House; 1961. [Google Scholar]
- Kripalvanand S. The Science of Meditation. Bombay, India: Sri Dahyabhai Hirabhai Patel; 1977. [Google Scholar]
- Feuerstein G. The Philosophy of Classical Yoga. Rochester, NY, USA: Inner Traditions; 1996. [Google Scholar]
- Nash J. D., Newberg A. Toward a unifying taxonomy and definition for meditation. Frontiers in Psychology. 2013;4, article 806 doi: 10.3389/fpsyg.2013.00806. [PMC free article] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
- Walshe M. The Long Discourses of the Buddha: A Translation of the Digha Nikaya (Teachings of the Buddha) Boston, Mass, USA: Wisdom Publications; 1995. [Google Scholar]
- Rinpoche T. U. As It Is. Vol. 2. Hong Kong: Ranjung Yeshe Publications; 1999. [Google Scholar]
- Benson H. The Relaxation Response. New York, NY, USA: HyperCollins; 1975. [Google Scholar]
- Wu S. D., Lo P. C. Inward-attention meditation increases parasympathetic activity: a study based on heart rate variability. Biomedical Research. 2008;29(5):245–250. doi: 10.2220/biomedres.29.245. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
- Takahashi T., Murata T., Hamada T., et al. Changes in EEG and autonomic nervous activity during meditation and their association with personality traits. International Journal of Psychophysiology. 2005;55(2):199–207. doi: 10.1016/j.ijpsycho.2004.07.004. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
- Kabat-Zinn J. An outpatient program in behavioral medicine for chronic pain patients based on the practice of mindfulness meditation: theoretical considerations and preliminary results. General Hospital Psychiatry. 1982;4(1):33–47. doi: 10.1016/0163-8343(82)90026-3. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
- Nanamoli B., Bhikkhu B. The Middle Length Discourses of the Buddha: A New Translation of the Majjhima. Boston, Mass, USA: Wisdom Publications; 1995. Sekha-patipada Sutta (the practice for one in training) [Google Scholar]
- Gyatso T. Stages of Meditation. Ithaca, NY, USA: Snow Lion Publication; 2001. [Google Scholar]
- Brefczynski-Lewis J. A., Lutz A., Schaefer H. S., Levinson D. B., Davidson R. J. Neural correlates of attentional expertise in long-term meditation practitioners. Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America. 2007;104(27):11483–11488. doi: 10.1073/pnas.0606552104. [PMC free article] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
- Tang Y.-Y., Ma Y., Fan Y., et al. Central and autonomic nervous system interaction is altered by short-term meditation. Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America. 2009;106(22):8865–8870. doi: 10.1073/pnas.0904031106. [PMC free article] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
- Ditto B., Eclache M., Goldman N. Short-term autonomic and cardiovascular effects of mindfulness body scan meditation. Annals of Behavioral Medicine. 2006;32(3):227–234. doi: 10.1207/s15324796abm3203_9. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
- Krygier J. R., Heathers J. A. J., Shahrestani S., Abbott M., Gross J. J., Kemp A. H. Mindfulness meditation, well-being, and heart rate variability: a preliminary investigation into the impact of intensive vipassana meditation. International Journal of Psychophysiology. 2013;89(3):305–313. doi: 10.1016/j.ijpsycho.2013.06.017. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
- Agee J. D., Danoff-Burg S., Grant C. A. Comparing brief stress management courses in a community sample: mindfulness skills and progressive muscle relaxation. Explore. 2009;5(2):104–109. doi: 10.1016/j.explore.2008.12.004. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
- Jain S., Shapiro S. L., Swanick S., et al. A randomized controlled trial of mindfulness meditation versus relaxation training: effects on distress, positive states of mind, rumination, and distraction. Annals of Behavioral Medicine. 2007;33(1):11–21. doi: 10.1207/s15324796abm3301_2. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
- Mackenzie C. S., Poulin P. A., Seidman-Carlson R. A brief mindfulness-based stress reduction intervention for nurses and nurse aides. Applied Nursing Research. 2006;19(2):105–109. doi: 10.1016/j.apnr.2005.08.002. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
- Singleton O., Hölzel B. K., Vangel M., Brach N., Carmody J., Lazar S. W. Change in brainstem gray matter concentration following a mindfulness-based intervention is correlated with improvement in psychological well-being. Frontiers in Human Neuroscience. 2014;8, article 33 doi: 10.3389/fnhum.2014.00033. [PMC free article] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
- Ekman P., Davidson R. J., Ricard M., Wallace B. A. Buddhist and psychological perspectives on emotions and well-being. Current Directions in Psychological Science. 2005;14(2):59–63. doi: 10.1111/j.0963-7214.2005.00335.x. [CrossRef] [Google Scholar]
- Ekman P., Davidson R. J. The Nature of Emotion: Fundamental Questions. New York, NY, USA: Oxford University Press; 1994. (Series in Affective Science). [Google Scholar]
- Baer R. A. Mindfulness training as a clinical intervention: a conceptual and empirical review. Clinical Psychology: Science and Practice. 2003;10(2):125–143. doi: 10.1093/clipsy/bpg015. [CrossRef] [Google Scholar]
- Streeter C. C., Gerbarg P. L., Saper R. B., Ciraulo D. A., Brown R. P. Effects of yoga on the autonomic nervous system, gamma-aminobutyric-acid, and allostasis in epilepsy, depression, and post-traumatic stress disorder. Medical Hypotheses. 2012;78(5):571–579. doi: 10.1016/j.mehy.2012.01.021. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
- Balasubramaniam M., Telles S., Doraiswamy P. M. Yoga on our minds: a systematic review of yoga for neuropsychiatric disorders. Frontiers in Psychiatry. 2013;3(article 117) doi: 10.3389/fpsyt.2012.00117. [PMC free article] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
- Telles S., Singh N. Science of the mind: ancient yoga texts and modern studies. Psychiatric Clinics of North America. 2013;36(1):93–108. doi: 10.1016/j.psc.2013.01.010. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
- Manna A., Raffone A., Perrucci M. G., et al. Neural correlates of focused attention and cognitive monitoring in meditation. Brain Research Bulletin. 2010;82(1-2):46–56. doi: 10.1016/j.brainresbull.2010.03.001. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
- Allen M., Dietz M., Blair K. S., et al. Cognitive-affective neural plasticity following active-controlled mindfulness intervention. The Journal of Neuroscience. 2012;32(44):15601–15610. doi: 10.1523/jneurosci.2957-12.2012. [PMC free article] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
- Gard T., Hölzel B. K., Sack A. T., et al. Pain attenuation through mindfulness is associated with decreased cognitive control and increased sensory processing in the brain. Cerebral Cortex. 2012;22(11):2692–2702. doi: 10.1093/cercor/bhr352. [PMC free article] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
- Holzel B. K., Ott U., Gard T., et al. Investigation of mindfulness meditation practitioners with voxel-based morphometry. Social Cognitive and Affective Neuroscience. 2008;3(1):55–61. doi: 10.1093/scan/nsm038. [PMC free article] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
- Farb N. A. S., Anderson A. K., Mayberg H., Bean J., McKeon D., Segal Z. V. Minding one’s emotions: mindfulness training alters the neural expression of sadness. Emotion. 2010;10(1):25–33. doi: 10.1037/a0017151. [PMC free article] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
- Pagnoni G., Cekic M. Age effects on gray matter volume and attentional performance in Zen meditation. Neurobiology of Aging. 2007;28(10):1623–1627. doi: 10.1016/j.neurobiolaging.2007.06.008. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
- Yu X., Fumoto M., Nakatani Y., et al. Activation of the anterior prefrontal cortex and serotonergic system is associated with improvements in mood and EEG changes induced by Zen meditation practice in novices. International Journal of Psychophysiology. 2011;80(2):103–111. doi: 10.1016/j.ijpsycho.2011.02.004. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
- Farb N. A. S., Segal Z. V., Mayberg H., et al. Attending to the present: mindfulness meditation reveals distinct neural modes of self-reference. Social Cognitive and Affective Neuroscience. 2007;2(4):313–322. doi: 10.1093/scan/nsm030. [PMC free article] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
- Berkovich-Ohana A., Glicksohn J., Goldstein A. Mindfulness-induced changes in gamma band activity—implications for the default mode network, self-reference and attention. Clinical Neurophysiology. 2012;123(4):700–710. doi: 10.1016/j.clinph.2011.07.048. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
- Brewer J. A., Worhunsky P. D., Gray J. R., Tang Y.-Y., Weber J., Kober H. Meditation experience is associated with differences in default mode network activity and connectivity. Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America. 2011;108(50):20254–20259. doi: 10.1073/pnas.1112029108. [PMC free article] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
- Gusnard D. A., Raichle M. E. Searching for a baseline: functional imaging and the resting human brain. Nature Reviews Neuroscience. 2001;2(10):685–694. doi: 10.1038/35094500. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
- Raichle M. E., MacLeod A. M., Snyder A. Z., Powers W. J., Gusnard D. A., Shulman G. L. A default mode of brain function. Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America. 2001;98(2):676–682. doi: 10.1073/pnas.98.2.676. [PMC free article] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
- Raichle M. E., Snyder A. Z. A default mode of brain function: a brief history of an evolving idea. NeuroImage. 2007;37(4):1083–1090. doi: 10.1016/j.neuroimage.2007.02.041. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
- Buckner R. L., Andrews-Hanna J. R., Schacter D. L. The brain’s default network: anatomy, function, and relevance to disease. Annals of the New York Academy of Sciences. 2008;1124:1–38. doi: 10.1196/annals.1440.011. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
- Jha A. P., Krompinger J., Baime M. J. Mindfulness training modifies subsystems of attention. Cognitive, Affective and Behavioral Neuroscience. 2007;7(2):109–119. doi: 10.3758/CABN.7.2.109. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
- MacLean K. A., Ferrer E., Aichele S. R., et al. Intensive meditation training improves perceptual discrimination and sustained attention. Psychological Science. 2010;21(6):829–839. doi: 10.1177/0956797610371339. [PMC free article] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
- Corby J. C., Roth W. T., Zarcone V. P., Jr., Kopell B. S. Psychophysiological correlates of the practice of Tantric Yoga meditation. Archives of General Psychiatry. 1978;35(5):571–577. doi: 10.1001/archpsyc.1978.01770290053005. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
- Telles S., Desiraju T. Autonomic changes in Brahmakumaris Raja yoga meditation. International Journal of Psychophysiology. 1993;15(2):147–152. doi: 10.1016/0167-8760(93)90072-W. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
- MMVirtual Design L. Imagery Testing Battery [Computer Software], Newark, NJ, USA, 2004.
- Benson H., Malhotra M. S., Goldman R. F., Jacobs G. D., Hopkins P. J. Three case reports of the metabolic and electroencephalographic changes during advanced buddhist meditation techniques. Behavioral Medicine. 1990;16(2):90–95. doi: 10.1080/08964289.1990.9934596. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
- Benson H., Lehmann J. W., Malhotra M. S., Goldman R. F., Hopkins J., Epstein M. D. Body temperature changes during the practice of g Tum-mo yoga. Nature. 1982;295(5846):234–236. doi: 10.1038/295234a0. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
- Tang Y.-Y., Lu Q., Fan M., Yang Y., Posner M. I. Mechanisms of white matter changes induced by meditation. Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America. 2012;109(26):10570–10574. doi: 10.1073/pnas.1207817109. [PMC free article] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
- Raghuraj P., Telles S. Immediate effect of specific nostril manipulating yoga breathing practices on autonomic and respiratory variables. Applied Psychophysiology Biofeedback. 2008;33(2):65–75. doi: 10.1007/s10484-008-9055-0. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]