Методы йоги при синдроме дефицита внимания и гиперактивности

Авторы: Chien-Chih Chou и Chung-Ju Huang

Редактор: Tsung-Min Hung

Перевод с английского: Анастасия Воробьева

Мнение авторов статьи может не совпадать с мнением редакции сайта

Краткий обзор

Настоящее исследование было проведено с целью оценки воздействия практики йоги на устойчивость внимания и распознавательные навыки у детей с синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Сорок девять участников исследования (средний возраст = 10,5 лет) были разделены на две группы — йоги и контрольную. Все участники прошли тест зрительного слежения и определяющий тест до начала программы и по окончании восьми недель исследования (группа йоги занималась практикой дважды в неделю по 40 минут каждая сессия). По итогам исследования по результатам проведения тестов были обнаружены значительные улучшения в скорости и времени реакции у участников группы йоги по сравнению с участниками контрольной группы. Эти данные свидетельствуют о том, что альтернативные методы лечения, такие как практика йоги, могут использоваться в качестве дополнительного метода лечения синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Руководство школ и родители детей с СДВГ должны рассмотреть возможность использования практики йоги в качестве альтернативной терапии для максимально эффективного использования всех возможностей лечения.

Введение

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) является нейробиологическим расстройством, которое обычно встречается у детей школьного возраста, причем примерно 5-8% детей страдают от этого заболевания. Более того, до 60% страдающих этим расстройством детей сохраняют свои симптомы и во взрослой жизни. Это означает, что примерно 4% взрослых страдают от СДВГ. [2,15]

Это расстройство характеризуется трудностью концентрации внимания, импульсивностью и/или гиперактивностью, что может вызвать множество проблем, включая трудности в учебе, нарушение социальных навыков и напряженные отношения между родителями и детьми. [18] В основе механизмов СДВГ лежит задержка полового созревания и психомоторного развития, а также отклонение в развитии. [4] Учитывая, что долгосрочный прием препаратов может улучшать симптомы СДВГ, но при этом может повлечь за собой негативные побочные эффекты, такие, как нарушения сна, снижение аппетита и расстройства настроения [32], физическая активность может использоваться в качестве лечения симптомов СДВГ с низкой степенью риска.

Недавний систематический обзор показал, что физическая активность перспективна в качестве эффективного лечения и влияет на улучшение показателей контроля интерферирующих (побочных – прим. ред.) воздействий, переключаемости внимания, согласованности и скорости ответной реакции, бдительности и контроля импульсивности среди людей с СДВГ. [17] Поэтому дальнейшее изучение положительных эффектов различных форм физической активности на внимательность детей с СДВГ может расширить существующее понимание связи между физической активностью и когнитивными навыками для лиц с СДВГ.

Было установлено, что упражнения йоги являются допустимым школьным вмешательством для детей с эмоциональными и поведенческими расстройствами и могут быть эффективными для уменьшения симптомов, таких, как невнимательность и плохие адаптивные навыки в классе которые также широко распространены и у детей с СДВГ. [37] В отличие от обычных физических упражнений практика йоги дает овладеть определенными техниками дыхания, позами и когнитивным контролем, которые могут способствовать самоконтролю, вниманию, осознанию тела и управлению стрессом. [25] Предыдущие исследования продемонстрировали, что йога открывает перспективы лечения различных социальных, эмоциональных, поведенческих и когнитивных заболеваний. [13]

Хотя предыдущие исследования влияния йоги на симптомы СДВГ ограничены, было проведено несколько отдельных исследований. В некоторых исследованиях, в которых йога использовалась как лечение СДВГ, сообщалось о положительных эффектах, таких как снижение гиперактивности, невнимательности и беспокойства, а также улучшении моделей сна и качества взаимоотношений между сверстниками. [19] Однако дизайн контрольной группы и небольшой размер выборки не привели к обоснованности положительных эффектов влияния йоги на поведение и навыки познания у детей с СДВГ. При сопоставлении групп с большим количеством участников могут быть выявлены дополнительные преимущества упражнений йоги для уменьшения когнитивных симптомов СДВГ.

Внедрение физической активности приводит к положительным изменениям поведенческих структур и когнитивных навыков у детей с СДВГ, которые выражаются снижением импульсивности и тревожности, повышением внимания. [9,21,36,43] Кроме того, для детей с СДВГ было установлено, что даже одно занятие вносит свой вклад в улучшение показателей ответной реакции [10] и переключения между задачами [23], а физическая подготовка связана с исходной кортикальной активностью [20] и торможением условного рефлекса [41] (возникает при неподкреплении условного сигнала действием безусловного раздражителя. В этом случае очаг возбуждения в корковом представительстве безусловного рефлекса теряет доминирующее значение. Значение: организм избавляется от «ненужных» рефлексов, следовательно, осуществляется более детальный анализ и синтез информации – прим. переводчика).

Механизмы воздействия физической активности на когнитивные навыки у детей с СДВГ могут быть связаны с изменениями структуры мозга, усиленными нейромедиаторами и регуляцией возбуждения. [27,39] Было обнаружено, что, как и физическая активность, йога оказывает благотворное влияние на неврологическую и физиологическую активность и поведение. Выявленные преимущества йоги также включают в себя увеличение количества мозговых волн с медленной активностью [1]; благоприятные параметры вариабельности частоты сердечного ритма (ЧСС) при депрессии, воспринимаемом стрессе и увеличенной аэробной нагрузке [33]; значительное снижение кортизола и прирост нейротрофического фактора мозга (BDNF), серотонина и дофамина. [29] По сути, практика йоги снижает активацию симпатической нервной системы и усиливает активацию парасимпатической нервной системы, что приводит к ощущению равновесия в теле и разуме и усиленной эмоциональной саморегуляции. [38] Учитывая, что аномальное внимание и сверхимпульсивность считаются основными симптомами СДВГ, данные исследования представляют убедительные эмпирические доказательства для использования упражнений по йоге при лечении СДВГ.

Несмотря на то, что в нескольких исследованиях сообщалось о потенциальных связях между упражнениями йоги и улучшением познавательных навыков у детей с СДВГ [24], эти результаты должны быть проверены, чтобы гарантировать использование йоги в качестве эффективного дополнительного метода лечения. Основываясь на доказательствах, демонстрирующих девиантные модели в поведенческой импульсивности, восстановлении памяти, устойчивости внимания, дифференциации стимулов и принятии решений, относящихся к СДВГ [3,5], в текущем исследовании изучались эффекты упражнений йоги на устойчивость внимания и распознавательные навыки детей с СДВГ.

Любые изменения в устойчивости внимания и распознавательных навыках, наблюдаемые после упражнений йоги, могут быть использованы для определения эффектов йоги как улучшения симптомов СДВГ. Учитывая результаты исследований, которые были кратко рассмотрены выше, физическая активность, включая упражнения йоги, может способствовать уменьшению гиперактивности и невнимательности, [19,24,37] а также улучшению координации, переключения внимания, согласованности и скорости ответной реакции среди людей с СДВГ. [17] Сниженная гиперактивность, повышенное внимание и согласованность реакции могут способствовать более устойчивому вниманию, в то время как улучшение координации и переключения внимания должны улучшить навыки распознавания, которое включает в себя торможение и избирательное внимание.

В данном исследовании мы предположили, что упражнения йоги могут улучшить навыки распознавания и устойчивость внимания у детей с СДВГ, для проверки гипотезы используя результаты теста зрительного слежения (Visual Pursuit Test) и определяющего теста (Determination Test). Тест зрительного слежения обычно используется для оценки зрительного восприятия, включая устойчивость внимания, а определяющий тест используется для определения реакции на множественный выбор, требующий концентрации и выборочного внимания. Хотя эти два теста не были использованы среди лиц с СДВГ, их доступность и эффективность была зарегистрирована в клинических исследованиях [26] и при проверке молодых спортсменов. [14] Результаты текущего исследования могут иметь большое значение как для проведения дальнейшей научной работы, так и для клинического применения.

Методы и материалы

Участники

Пятьдесят участников были набраны с помощью листовок, размещенных в соответствующих местах, писем, адресованных родителям руководством школ, в которых учатся их дети, а также с помощью ряда других методов, используемых для внедрения проекта. Все участники исследования были учениками школ, расположенных в пригородных районах города, в которых социально=экономический уровень большинства семей был от среднего до высокого. Критериями включения в исследования являлись: возраст от 8 до 12 лет, диагностированный личным врачом-психиатром СДВГ и подтвержденный школьным врачом-педиатром. Все различные подтипы СДВГ (доминирующий невнимательный, доминирующий гиперактивно-импульсивный тип, комбинированный) были включены независимо от того, принимал ли ребенок лекарство от симптомов СДВГ. Критерии исключения были следующими: (а) сопутствующие состояния, такие как поведенческое/оппозиционно-вызывающее расстройство, расстройства аутического спектра или серьезные аффективные расстройства; (б) личная история черепно-мозговой травмы или неврологических расстройств; и (c) принятие в настоящее время седативных средств или других препаратов, влияющих на настроение, помимо стимуляторов, обычно назначаемых для СДВГ. Все дети были отнесены к одной из двух групп в соответствии со своими школьными районами: группе йоги (n = 25) и контрольной группе (n = 25). Один из участников йога-группы отказался принимать участие по личным соображениям. На Рисунке 1 показана блок-схема хода исследования всех участников. Участникам было поручено воздержаться от приема лекарств и кофеина в течение не менее 24 часов до начала различных тестов, проводимых в рамках исследования. Перед началом эксперимента после полного объяснения исследования родители и дети, участвующие в исследовании, предоставили письменное информационное согласие, которое было рассмотрено и одобрено Комитетом по этике исследований Национального университета Тайваня.

Рисунок 1. Блок-схема процесса исследования

Методы измерения

Тест зрительного слежения

В данном исследовании использовался Visual Pursuit Test (тест зрительного слежения) от Vienna Test System, компьютеризированной системы психологического тестирования, признанной в психологической диагностике. [34] Он разработан как тест отслеживания линии и используется для диагностики цельности восприятия и избирательности внимания в зрительной сфере. Следовательно, для выполнения данного теста требуется избирательность и устойчивость внимания. Он состоял из 54 различных пунктов; в каждом пункте на светлом фоне компьютерного экрана был представлен массив из девяти переплетенных темных линий, ведущих к девяти различным конечным точкам. Начальная точка одной из девяти строк была отмечена, и участнику было предложено следить за этой строкой глазами, чтобы найти соответствующую конечную точку как можно быстрее, нажав одну из девяти числовых кнопок на панели ответа. Экран был показан в течение четырех секунд, а затем исчезал. Поэтому пункты, на которые участник ответил неверно или вообще не ответил в течение четырех секунд, были отмечены как неправильные ответы. Результаты участника рассчитывались автоматически, учитывая количество правильных ответов и среднее значение для правильных ответов. Продолжительность теста для каждого участника составляла приблизительно 10 минут за каждый подход.

Определяющий тест

Определяющий тест использовался для определения скорости реакции, дефицита внимания и стрессоустойчивости в присутствии непрерывных, но быстро изменяющихся звуковых и визуальных стимулов. [35] В этом исследовании задача участника заключалась в том, чтобы как можно быстрее реагировать на визуальные или звуковые стимулы, нажимая соответствующие кнопки на панели ответа. Было пять визуальных стимулов, окрашенных в белый, желтый, красный, зеленый и синий цвета, которые появлялись в верхнем и нижнем ряду на экране. Кнопки реакции, обозначенные этими пятью цветами, были расположены на панели ответа таким образом, чтобы участник мог использовать обе руки. Были два дополнительных визуальных стимула в виде белых, прямоугольных, визуально различимых полей, которые появлялись в нижних левом и правом углах экрана, на которые участник должен был реагировать, нажимая соответствующие (левую или правую) ножные педали. Два звуковых стимула (высокого и низкого тона) были обозначены двумя «звуковыми» кнопкам в середине панели. Нижняя черная прямоугольная кнопка нажималась для низкого тона и верхняя серая прямоугольная кнопка для высокого тона. Визуальные стимулы были представлены на экране, звуковые — через наушники. Продолжительность презентации возбуждающих стимулов зависела от среднего значения результатов респондента за предыдущие восемь испытаний. Если ответ на стимул был неправильным, среднее значение удваивалось с целью вычисления продолжительности следующего стимула. Этот тест содержал 180 испытаний с 20 испытаниями для каждого стимула. Число правильно выполненных испытаний было использовано для расчета уровня точности и среднего значения для каждого правильного ответа. Продолжительность теста составляла приблизительно 10 минут для каждого участника.

Тест физической подготовки

Участникам было дано указание не заниматься какой-либо интенсивной физической активностью и не принимать какие-либо стимулирующие препараты за день до проведения тестов. В дополнение к измерению веса и роста была произведена оценка уровня физической подготовки каждого участника, включая гибкость, мышечную выносливость, силу и аэробную тренированность. Оценка уровня физической подготовки включает в себя измерение гибкости (Sit-and-reach тест) (наиболее распространенный тест на гибкость, в котором измеряется расстояние, на которое испытуемый может вытянуть руки вперед из исходного положения сидя на полу – прим. переводчика), мышечной выносливости (приседания в течение 1 мин), силы (прыжок в длину из положения стоя) и уровня сердечно-сосудистой подготовки (пробег в полмили (примерно 800 м – прим. переводчика) в максимально сжатые сроки). Данные по всем четырем пунктам для всех участников были преобразованы в стандартизированные T-показатели, а оценка уровня физической подготовки была рассчитана как среднее значение баллов по этим пунктам. 

Занятия йогой

Занятия йогой проводились согласно рекомендациям American Physical Therapy Association по работе с детьми. [16] Каждый урок длился 40 минут, его вел сертифицированный инструктор; занятия проходили дважды в неделю в течение восьми недель в танцевальной студии со средней температурой 24-26 °C. Каждая йога-сессия состояла из 10-минутного разогрева и растяжки, за которыми следовала 20-минутная практика йоги, включающая в себя упражнения на концентрацию и равновесие, повышение уровня внимания, а также на осознание своего тела и дыхания. Каждый урок завершался 10-минутным комплексом упражнений на балансы, гибкость и расслабление. Это клиническое испытание было одобрено Китайским этическим комитетом по регистрации клинических испытаний. В течение всего сеанса ЧСС каждого участника регистрировалась с интервалом в одну минуту при помощи монитора сердечного ритма. Значения ЧСС были рассчитаны в период разогрева, основной активности и завершающего расслабления соответственно. Интенсивность основной активности была установлена на уровне 50-60% от максимальной ЧСС (HR max), основываясь на предыдущем исследовании, в котором предполагалось, что данный уровень интенсивности аэробных упражнений полезен для основных познавательных навыков у детей с СДВГ. [21] ЧСС max была рассчитана по формуле «220 – возраст», затем целевая ЧСС была рассчитана для каждого участника. Чтобы контролировать интенсивность основной активности, исследователи изучали показатели ЧСС в период основной нагрузки каждого участника после завершения каждого урока. На всех занятиях участники достигали не менее 50% и не превышали 60% своей ЧСС max во время основной активности. Преподавателю было рекомендовано поддерживать предписанную интенсивность занятий.

Для проверки манипуляций с интенсивностью упражнений был проведен односторонний дисперсионный анализ (ANOVA) для сравнения различий ЧСС между периодами разогрева, основной активности и охлаждения. Результаты показали значительное увеличение ЧСС во время основной практики йоги (105,21 ± 4,24 уд/мин) по сравнению с периодами разогрева и охлаждения (78,38 ± 3,23, 84,87 ± 3,18 уд/мин), F (2,46) = 306,04, p <0,001 и частично η2 = 0,93. Во время основного занятия йогой, интенсивность упражнений составляла приблизительно 53% от максимальной ЧСС. Иначе говоря, интенсивность занятий йогой достигла умеренного уровня.

Методика проведения

Участникам было предложено приехать в лабораторию вместе с родителями в течение двух отдельных дней. Детям, которые проходили медицинское лечение, было предложено воздержаться от лечения в течение как минимум 24 часов до эксперимента. При первом посещении родитель(-ли) участника и участник подписали форму информационного согласия на предоставление истории болезни и заполнили демографический опросник. Каждый испытуемый, имеющий право на участие, прошел предварительное тестирование, которое состояло в выполнении тестов зрительного слежения и определения, и оценки уровня физической подготовки. До проведения тестов на уровень физической подготовки участники и их родители были устно опрошены, чтобы оценить физическую готовность их или их детей к испытаниям. Для тех участников, которые выразили свою неготовность к проведению тестов на определение уровня физической подготовки, мы реорганизовали проведение тестов на следующий ближайший визит. Во время теста зрительного слежения каждому участнику было предложено как можно быстрее найти конец указанной строки, нажав соответствующие цифровые кнопки на панели ответа. Перед формальным испытанием было проведено восемь испытаний для практики. Если в течение трех испытаний ответы были ошибочными, участнику было предложено повторить данные испытания, пока они не стали привычными. Затем были проведены официальные испытания.

Участники были проинструктированы по выполнению определяющего теста в соответствии с различными цветовыми стимулами и звуковыми сигналами, представленными нажатием соответствующих кнопок на панели ответа. На этапе обучения пошаговые инструкции давали участникам всю необходимую информацию о тесте. Инструкции начинались с объяснения цветных кнопок на панели ответа. Затем участники познакомились с визуальными стимулами и звуками; их примеры можно было увидеть и услышать, нажав соответствующие кнопки. Теоритическая часть обучения сопровождалась практикой. Если было сделано более трех ошибок или не было ответа в течение 45 секунд в течение трех последовательных сессий, практическая фаза автоматически прерывалась, и респонденту было поручено проконсультироваться с администратором, который проводил тестирование. Администратор мог, при необходимости, прочитать инструкцию заново, чтобы убедиться, что инструкции были полностью усвоены. Затем для участников были проведены официальные испытания. По завершении этих двух тестов были измерены рост и вес участников, а после подробного объяснения каждого протокола тестирования была проведена оценка уровня физической подготовки. Участникам было разрешено отдыхать между каждым тестированием, чтобы избежать состояния усталости.

Участники группы йоги прошли восьминедельную программу, которая состояла из двух занятий в неделю по 40 минут в качестве программы после школы. В отличие от йога-группы, участникам контрольной группы было поручено поддерживать нормальную жизнь, не участвуя в программах регулярной физической активности. В течение одной недели после завершения программы занятий по йоге всем участникам было предложено посетить лабораторию во второй раз. Каждому участнику было предложено снова выполнить тест зрительного слежения и определяющий тест для сравнения результатов до и после испытания.

Статистический анализ

Во избежание смешения между испытуемой и контрольной группами для анализа непрерывных или дискретных масштабов демографических данных были использованы независимые t-тесты или критерии хи-квадрат. Эффекты влияния йоги на выполнение тестов зрительного слежения и определяющего теста были проверены смешанной моделью дисперсионного анализа с факторами 2 (Группа: испытуемая, контрольная) × 2 (Время: пред-тестирование, пост-тестирование). После дисперсионного анализа была проведена коррекция на множественное тестирование по методу Бонферрони для исправления ошибки, допущенной в предыдущем исследовании, связанной с небольшим размером выборки. Величина эффекта (ES) вычислялась в соответствии с d-Коэна и латинским квадратом n-го порядка (η2) для значительных эффектов и взаимодействий. До корректировки для всех статистических анализов использовался уровень значимости 0,05.

Результаты

Демографический анализ

Результаты анализа показали, что между группами не было значительных различий по весу, росту, индексу массы тела (ИМТ), возрасту, коэффициенту интеллекта (IQ), аэробной подготовке, мышечной силе, мышечной выносливости, гибкости и общей физической форме, T47 <1,07, p> 0,5. В дополнение, с точки зрения пола, класса, типа и приема лекарств для обеих групп x2 <2,69, p> 0,5, предполагается, что обе группы были однородными. В Таблице 1 приведены демографические характеристики и уровень физической подготовки участников обеих групп.

Таблица 1. Демографические характеристики участников

BMI — Индекс массы тела, IQ (коэффициент интеллекта) был оценен Шкалой Векслера для детей-IV, ADHD-I доминирующий невнимательный подтип, ADHD-HI доминирующий гиперактивно-импульсивный подтип, ADHD-С комбинированный подтип

Тест зрительного слежения

Также как и коэффициент точности в тесте зрительного слежения, представленного в Tаблице 2, смешанная модель дисперсионного анализа не выявила основных эффектов Группы и Времени. Однако была обнаружена значительная взаимосвязь Группы по Времени: F (1,47) = 4,26, p = 0,45, частичный η2* = 0,08 (показатель силы влияния – прим. переводчика), что показывает, что группа йоги при пост-тестировании показала более высокую точность, чем контрольная группа, t47 = 2,70, p = 0,010, d = 0,78, вместе с отсутствием различий в группах, наблюдаемых при предварительном испытании. Кроме того, испытуемая группа сообщила о повышении точности после вмешательства йоги, t23 = — 2,12, p = 0,045, d = — 0,69, в то время как у контрольной группы коэффициент точности не изменился, t24 = 0,86, p = 397.

Таблица 2. Среднеквадратическое отклонение для визуального и определительного теста

 

По скорости реакции анализ показал основной эффект Группы, F (1,47) = 12,85, p = 0,001, частичный η2 = 0,22, что означало более высокую скорость реакции в йога-группе, чем в контрольной группе. Кроме того, наблюдался основной эффект по Времени: F (1,47) = 12,56, p = 0,001, частичный η2 = 0,21, что указывает на более быструю скорость реакции при пост-тестировании, чем при предварительном тестировании. Была обнаружена значительная взаимосвязь Группы по Времени, F (1,47) = 8,20, p = 0,006, частичный η2 = 0,15, что свидетельствует о том, что при пост-тестировании йога-группа показала более высокую скорость реакции, чем контрольная группа, t47 = — 4.18, p <0,001, d = — 1.20, наряду с отсутствием групповых различий, наблюдаемых на предварительном испытании. Кроме того, группа, делающая упражнения, показала понижение скорости реакции после введения йоги, t23 = 4,12, p <0,001, d = 1,29, тогда как для контрольной группы изменений выявлено не было, t24 = 0,54, p = 0,597.

Определяющий тест

В отношении точности ответа на определяющем тесте, представленного в Таблице 2, дисперсионный анализ выявил основной эффект Времени, F (1,47) = 5,32, p = 0,26, частичный η2 = 0,10, что указывает на более высокую точность на пост-тестировании, чем на предварительном тесте. Была обнаружена значительная взаимосвязь Группы по Времени, F (1,47) = 17,48, p <0,05, частичный η2 = 0,27, что свидетельствует о том, что группа, занимающаяся йогой, дала более высокую точность ответа на пост-тестировании, чем контрольная группа, T47 = 3,74, p <0,001, d = 1,09, наряду с отсутствием групповых различий, наблюдаемых на предварительном испытании. Кроме того, группа, делающая упражнения, показала повышение точности ответа после введения йоги, t23 = — 5.78, p <0,001, d = 1,22, тогда как для контрольной группы изменений выявлено не было, t24 = 1,15, p = 0,263.

По скорости реакции анализ показал основной эффект Группы, F (1,47) = 9,29, p = 0,004, частичный η2 = 0,17, демонстрирующий более высокую скорость реакции у группы, делающей упражнения, чем у контрольной группы. Кроме того, сообщалось об основном эффекте Времени, F (1,47) = 4,45, p = 0,040, частичный η2 = 0,09, что указывает на более высокую скорость реакции при проведении пост-тестирования, чем на пред-тестировании. Наблюдалось значительное взаимодействие Группы по Времени, F (1,47) = 4,79, p = 0,034 и частичный η2 = 0,09, что демонстрирует более высокую скорость реакции йога-группы на пост-тестировании, чем у контрольной группы, T47 = — 4.26, p <0,001, d = — 1,25, тогда как на предварительном испытании различий между группами выявлено не было. Кроме того, группа, делающая упражнения, показала снижение скорости реакции после введения йоги, t23 = 4.78, p <0,001, d = 1.26, в то время как у контрольной группы показатели скорости реакции не изменились, t24 = — 0,05, p = 964.

Обсуждение

Результаты этого исследования соответствуют предыдущим исследованиям, [7] доказывая положительные эффекты упражнений йоги на устойчивость внимания и распознавательные навыки у детей с СДВГ. При мониторинге сердечного ритма, применяемого для обеспечения умеренного уровня интенсивности упражнений, результаты показали, что йога-программа оказала положительное влияние на скорость реакции и точность ответа при проведении теста на зрительное слежение и определяющего теста. Результаты были многообещающими, поскольку это исследование показало однородность демографических характеристик, коэффициента интеллекта и физической подготовки между тренировочной и контрольной группами на исходном уровне, подтверждая, что данные переменные не влияют на наши результаты. Кроме того, участники были набраны из близлежащих жилых районов, где средний уровень социально-экономического статуса был схожим. В частности, полученные данные расширяют предыдущие исследования, используя более крупную выборку, симптомы-совпадения и упражнение по йоге средней интенсивности, которое включало в себя упражнения на гибкость, аэробные и перцептивно-моторные упражнения.

В подтверждение нашей гипотезы, группа йоги продемонстрировала более высокую скорость реакции и более высокую точность ответа на тест зрительного слежения, чем контрольная группа. В результате, упражнения йоги повысили избирательность и устойчивость внимание у детей с СДВГ в соответствии с существующей литературой относительно эффектов альтернативной терапии при симптомах СДВГ. [28,31] В данных исследованиях сообщалось о стимулирующих воздействиях йоги и массажа на самоконтроль, расслабление и концентрацию для детей с СДВГ. Занятия йогой обычно включают в себя различные позы, глубокое дыхание, концентрацию, умственную и физическую релаксацию, что может благотворно влиять на психическое состояние. [44] Это также имеет тенденцию к повышению самоконтроля, внимания и концентрации, уверенности в себе, осознанию тела и снижению уровня стресса. [28]

Не так давно мета-аналитическое исследование показало, что упражнения йоги предполагают значительные улучшения, такие как снижение импульсивности, уменьшение беспокойства и социальных проблем, а также умеренное улучшение внимания и гиперактивности для людей с СДВГ. [7]

Настоящие результаты также подтверждаются другими исследованиями [36,43], касающимися воздействия физических упражнений на детей, сообщая, что постоянное внимание улучшается с помощью длительных физических упражнений. Кроме того, одно из исследований [30] показало, что по сравнению со своими малоподвижными сверстниками, дошкольники, участвовавшие в программе упражнений, включающей различные двигательные навыки, проявили лучшую способность в удерживании и концентрации внимания. Их результаты подчеркивают предположение, что упражнения, требующие двигательного контроля, с большей вероятностью будут повышать устойчивость внимания в последующей когнитивной задачей, потому что после тренировки активируются префронтальные области мозга, участвующие в сохранении устойчивости внимания. [6]

Занятия йогой всегда требуют от участников выполнения сложных комбинаций двигательных комплексов в мягкой и плавной манере, таких как контроль положения тела в пространстве с помощью вестибулярных ощущений. [28] Таким образом, программа йоги в текущем исследовании, которая включает в себя контроль положения тела в пространстве и двигательные комплексы, может способствовать дальнейшему улучшению устойчивого внимания у пациентов с СДВГ в тестировании зрительного слежения, активируя префронтальную кору головного мозга.

Кроме того, группа йоги продемонстрировала лучшую эффективность в определяющем тесте, чем контрольная группа, показав, что упражнения йоги могут быть полезными для детей с СДВГ с точки зрения улучшения их распознавательных навыков. Учитывая, что для определяющего теста требуется, чтобы участники быстро реагировали на различные виды акустических и визуальных стимулов, улучшенные распознавательные навыки указывают на то, что участники проявляют большее торможение условного рефлекса в отношении вмешательства предыдущего стимула, а также более быстрый и точный отбор по отношению к множественным стимулам и соответствующим реакциям. [14] Предыдущие исследования предоставили подтверждающие доказательства относительно положительного эффекта упражнений йоги на функцию торможения условного рефлекса у здоровых детей. [40]

Также было оценено влияние йоги и физических упражнений, выполняемых в течение трех месяцев и обнаружено, что оба вмешательства улучшают работу в Струп-тесте (данный тест основан на различиях зрительного и логического восприятия цвета — противопоставляется реальный цвет и его название – прим. переводчика) для здоровых детей. Когнитивными механизмами, задействованными в этой задаче, являются живость и гибкость внимания, а также торможение условного рефлекса. Поэтому, подобно эффектам физических упражнений, упражнения йоги безусловно влияют на внимание и условное торможение рефлекса, хотя и через другие пути.

Предыдущие исследования также подтверждают данное мнение, сообщая, что изменение объема серого вещества путамена, части стриатума и бледного шара (парная структура переднего мозга, относящаяся к базальным ядрам, часть чечевицеобразного ядра, вентромедиальная часть полосатого тела – прим. ред.) после физических упражнений в течение года были связаны с улучшением функции условного торможения. [8] С другой стороны, результаты по нейровизуализации (общее название нескольких методов, позволяющих визуализировать структуру, функции и биохимические характеристики мозга – прим. переводчика) показали, что практикующие йогe испытывают повышенный приток крови к дорсолатеральной части префронтальной коры головного мозга. [11] Следовательно, преимущества практики йоги для распознавательных навыков, по-видимому, связаны со специфическими изменениями в определенных областях мозга.

Другая возможность заключается в том, что упражнения йоги улучшают способность к распознаванию, улучшая внимание и обработку информации. При использовании нейро-электрического подхода, у детей с СДВГ, обладающих большей подвижностью, улучшилось распределение внимания и возросла эффективность нейронной обработки, по сравнению с их сверстниками с более низкой подвижностью. [22] После восьминедельной программы водных упражнений дети с СДВГ продемонстрировали улучшение точности в широко используемой когнитивном упражнении, которое оценивает торможение (торможение как антагонист процессов возбуждения – прим. переводчика) поведения. [9] Механизмы, лежащие в основе этих преимуществ, могут включать сложные нейрохимические изменения и измененное функционирование областей мозга в пределах лимбической системы.

В частности, было установлено, что упражнения йоги связаны с уменьшением уровня кортизола и повышением нейротрофического фактора мозга (BDNF), серотонина и дофамина. [29] Эти биологические механизмы способствуют обработке предметов внимания и торможению с точки зрения регулирования уровней возбуждения во фронтостриальных схемах (нейронные пути, которые соединяют области лобной доли с базальными ганглиями, которые опосредуют двигательные, когнитивные и поведенческие программы в головном мозге – прим. переводчика) с передней полосой мозжечка и усилению контроля над исполнительной функцией. [12] В ходе исследований на животных было обнаружено, что увеличение уровней BDNF в гиппокампе после тренировки связано с улучшением процессов обучения и запоминания. [42] Хотя для подтверждения этих результатов по-прежнему необходимы дальнейшие исследования, предыдущие работы показывают, что упражнения йоги могут привести к улучшению когнитивной функции при СДВГ путем изменения нейрохимических выражений.

В целом, результаты этого исследования показали, что упражнения йоги, состоящие из работы с дыханием, контроля осанки и баланса тела, а также концентрации, могут улучшить устойчивое внимание, контроль интерферирующих воздействий, а также переключение внимания детей с СДВГ. Эти данные свидетельствуют о том, что физическая активность, сочетающая различные компоненты двигательных навыков, контроля над телом и практики концентрации, полезна для конкретных компонентов исполнительной функции детей с СДВГ.

Некоторые недочеты данного исследования требуют осторожности и могут учитываться в будущих исследования. Во-первых, хотя в ходе исследования контролировалась однородность двух групп с точки зрения пола, возраста, типа СДВГ, ИМТ, физической подготовки, приема лекарств и уровня интеллекта, нерандомизированное контролируемого исследование и несбалансированность гендерных пропорций (т.е. большинство мальчиков) могут ограничивать достоверность результатов. Соответственно, точные причинно-следственные связи упражнения йоги на когнитивную функцию при СДВГ требуют от будущих исследователей использования рандомизированного контролируемого испытания.

Во-вторых, использование медикаментов, а также время, затрачиваемое на видеоигры, интернет и просмотр телевизора, могут нейтрализовать эффект упражнений йоги на когнитивную функцию детей с СДВГ; дальнейшие исследования требуют исключения влияния этих факторов. В-третьих, в соответствии с предыдущими исследованиями, показывающими связь между более высокой аэробной подготовкой и лучшей исполнительной функцией у детей, [40] настоящее исследование приводит мало доказательств, позволяющих интерпретировать, как механизмы йоги влияют на когнитивную функцию детей с СДВГ без оценки физической подготовки после 8-недельной программы йоги. В-четвертых, это исследование не могло полностью исключить возможность того, что наблюдаемый эффект был результатом меньшего внимания к контрольной группе, хотя это маловероятно. Наконец, будущие исследования могут изучить и расширить имеющиеся данные, отмечая физическую активность вне рамок испытания и применяя когнитивные и поведенческие аспекты для оценки симптомов СДВГ.

Вывод

Наши положительные результаты, соответствующие предыдущим исследованиям, демонстрируют, что упражнения йоги можно использовать в качестве альтернативного лечения СДВГ у детей, чтобы уменьшить проблемы с вниманием и торможением. Кроме того, это исследование является одним из немногих, в рамках которого было изучено влияние йоги на когнитивную функцию при СДВГ. На сегодняшний день существуют психостимуляторы, использующиеся для улучшения уровня функционирования у детей с СДВГ; однако некоторые подтвержденные побочные эффекты не позволяют родителям использовать их. Таким образом, упражнения йоги демонстрируют перспективность в качестве эффективного лечение с низким риском для улучшения долгосрочных результатов когнитивных и функциональных параметров у людей с СДВГ. Учитывая благоприятное влияние йоги на когнитивные функции, школам и родителям детей с СДВГ рекомендуется включение йоги в учебный план или в качестве дополнительных занятий.

 

Список используемой литературы

  1. Arambula et al. (2001)Arambula P, Peper E, Kawakami M, Gibney KH. The physiological correlates of Kundalini yoga meditation: a study of a yoga master. Applied Psychophysiology and Biofeedback. 2001;26:147–153. [PubMed]
  2. Barbaresi et al. (2002)Barbaresi WJ, Katusic SK, Colligan RC, Pankratz SC, Weaver AL, Weber KJ, Mrazek DA, Jacobsen SJ. How common is attention-deficit /hyperactivity disorder? Incidence in a population-based birth cohort in Rochester, Minn. Archives of Pediatrics & Adolescent Medicine. 2002;156:217–224. doi: 10.1001/archpedi.156.3.217. [PubMed] [Cross Ref]
  3. Barkley (1997)Barkley RA. Behavioral inhibition, sustained attention, and executive functions: constructing a unifying theory of ADHD. Psychological Bulletin. 1997;121:65–94. doi: 10.1037/0033-2909.121.1.65. [PubMed] [Cross Ref]
  4. Barry, Clarke & Johnstone (2003)Barry RJ, Clarke AR, Johnstone SJ. A review of electrophysiology in attention-deficit/hyperactivity disorder: I. Qualitative and quantitative electroencephalography. Clinical Neurophysiology. 2003;114:171–183. doi: 10.1016/S1388-2457(02)00362-0. [PubMed] [Cross Ref]
  5. Bellgrove, Hawi & Robertson (2006)Bellgrove MA, Hawi Z, Robertson IH. The cognitive genetics of attention deficit hyperactivity disorder (ADHD): sustained attention as a candidate phenotype.  2006;42:838–845. [PubMed]
  6. Budde et al. (2008)Budde H, Voelcker-Rehage C, Pietrabyk-Kendziorra S, Ribeiro P, Tidow G. Acute coordinative exercise improves attentional performance in adolescents. Neuroscience Letters. 2008;441:219–223. doi: 10.1016/j.neulet.2008.06.024.[PubMed] [Cross Ref]
  7. Cerrillo-Urbina et al. (2015)Cerrillo-Urbina AJ, García-Hermoso A, Sánchez-López M, Pardo-Guijarro MJ, Santos Gómezm JL, Martínez-Vizcaíno V. The effects of physical exercise in children with attention deficit hyperactivity disorder: a systematic review and meta-analysis of randomized control trials. Child: Care, Health and Development. 2015;41:779–788. doi: 10.1111/cch.12255.[PubMed] [Cross Ref]
  8. Chaddock et al. (2012)Chaddock L, Hillman CH, Pontifex MB, Johnson CR, Raine LB, Kramer AF. Childhood aerobic fitness predicts cognitive performance one year later. Journal of Sports Sciences. 2012;30:421–430. doi: 10.1080/02640414.2011.647706.[PubMed] [Cross Ref]
  9. Chang et al. (2014)Chang YK, Hung CL, Huang CJ, Hatfield BD, Hung TM. Effects of an aquatic exercise program on inhibitory control in children with ADHD: a preliminary study. Archives of Clinical Neuropsychology. 2014;29:217–223. doi: 10.1093/arclin/acu003. [PubMed] [Cross Ref]
  10. Chuang et al. (2015)Chuang LY, Chang YK, Tsai YJ, Huang CJ, Hung TM. Effects of acute aerobic exercise on response preparation in a Go/No Go task in children with ADHD: an event-related potential study.Journal of Sport and Health Science. 2015;4:82–88. doi: 10.1016/j.jshs.2014.11.002. [Cross Ref]
  11. Cohen et al. (2009)Cohen DL, Wintering N, Tolles V, Townsend RR, Farrar JT, Galantino ML, Newberg AB. Cerebral blood flow effects of yoga training: preliminary evaluation of 4 cases.Journal of Alternative and Complementary Medicine. 2009;15:9–14. doi: 10.1089/acm.2008.0008. [PMC free article] [PubMed] [Cross Ref]
  12. Del Campo et al. (2011)Del Campo N, Chamberlain SR, Sahakian BJ, Robbins TW. The roles of dopamine and noradrenaline in the pathophysiology and treatment of attention-deficit/hyperactivity disorder.Biological Psychiatry. 2011;69:e145–e157 doi: 10.1016/j.biopsych.2011.02.036. [PubMed] [Cross Ref]
  13. Diamond & Lee (2011)Diamond A, Lee K. Interventions shown to aid executive function development in children 4–12 years Old. 2011;19:959–964. doi: 10.1126/science.1204529.[PMC free article] [PubMed] [Cross Ref]
  14. Dogan (2009)Dogan B. Multiple-choice reaction and visual perception in female and male elite athletes.Journal of Sports Medicine and Physical Fitness. 2009;49:91–96. [PubMed]
  15. Froehlich et al. (2007)Froehlich TE, Lanphear BP, Epstein JN, Barbaresi WJ, Katusic SK, Kahn BS. Prevalence, recognition, and treatment of attention-deficit/hyperactivity disorder in a national sample of US children.Archives of Pediatrics and Adolescent Medicine. 2007;161:857–864. doi: 10.1001/archpedi.161.9.857.[PubMed] [Cross Ref]
  16. Galantino, Galbavy & Quinn (2008)Galantino ML, Galbavy R, Quinn L. Therapeutic effects of yoga for children: a systematic review of the literature.Pediatric Physical Therapy. 2008;20:66–80. doi: 10.1097/PEP.0b013e31815f1208. [PubMed] [Cross Ref]
  17. Halperin, Berwid & O’Neill (2014)Halperin JM, Berwid OG, O’Neill S. Healthy body, healthy mind? The effectiveness of physical activity to treat ADHD in children.Child and Adolescent Psychiatric Clinics of North America. 2014;23:899–936. doi: 10.1016/j.chc.2014.05.005. [PubMed] [Cross Ref]
  18. Harpin (2005)Harpin V. The effect of ADHD on the life of an individual, their family, and community from preschool to adult life.Archives of Disease in Childhood. 2005;90(Suppl 1):i2–i7. doi: 10.1136/adc.2004.059006. [PMC free article] [PubMed][Cross Ref]
  19. Harrison, Manocha & Rubia (2004)Harrison LJ, Manocha R, Rubia K. Sahaja yoga meditation as a family treatment for children with attention deficit-hyperactivity disorder.Clinical Child Psychology and Psychiatry. 2004;9:479–497. doi: 10.1177/1359104504046155. [Cross Ref]
  20. Huang et al. (2015)Huang CW, Huang CJ, Hung CL, Shih CH, Hung TM. Physical fitness and resting EEG in children with attention deficit hyperactivity disorder: an exploratory study.Journal of Psychophysiology. 2015;29:26–32. doi: 10.1027/0269-8803/a000131. [Cross Ref]
  21. Huang et al. (2014)Huang CJ, Huang CW, Tsai YJ, Tsai CL, Chang YK, Hung TM. A preliminary examination of aerobic exercise effects on resting EEG in children with ADHD.Journal of Attention Disorders. 2014;1–6 doi: 10.1177/1087054714554611.[PubMed] [Cross Ref]
  22. Hung et al. (2013)Hung CL, Chang YK, Chan YS, Shih C, Huang C, Hung T. Motor ability and inhibitory processes in children with ADHD: a neuroelectric study.Journal of Sport & Exercise Psychology. 2013;35:322–328. [PubMed]
  23. Hung et al. (2016)Hung CL, Huang CJ, Tsai YJ, Chang YK, Hung TM. Neuroelectric and behavioral effects of acute exercise on task switching in children with attention-deficit/hyperactivity disorder.Frontiers in Psychology. 2016;7:1589. doi: 10.3389/fpsyg.2016.01589. [PMC free article] [PubMed][Cross Ref]
  24. Jensen & Kenny (2004)Jensen PS, Kenny DT. The effects of yoga on the attention and behavior of boys with attention-deficit/hyperactivity disorder (ADHD)Journal of Attention Disorders. 2004;7:205–216. doi: 10.1177/108705470400700403.[PubMed] [Cross Ref]
  25. Kimbrough, Balkin & Rancich (2007)Kimbrough S, Balkin R, Rancich A. The effect of inverted yoga positions on short-term memory.The Online of Sport Psychology. 2007;9:34–42.
  26. Kober et al. (2013)Kober SE, Wood G, Hofer D, Kreuzig W, Kiefer M, Neuper C. Virtual reality in neurologic rehabilitation of spatial disorientation.Journal of NeuroEngineering and Rehabilitation. 2013;10:17. doi: 10.1186/1743-0003-10-17.[PMC free article] [PubMed] [Cross Ref]
  27. Lustig et al. (2009)Lustig C, Shah P, Seidler R, Reuter-Lorenz PA. Aging, training, and the brain: a review and future directions.Neuropsychology Review. 2009;19:504–522. doi: 10.1007/s11065-009-9119-9. [PMC free article] [PubMed] [Cross Ref]
  28. Majorek, Tüchelmann & Heusser (2004)Majorek M, Tüchelmann T, Heusser P. Therapeutic eurythmy-movement therapy for children with attention deficit hyperactivity disorder (ADHD): a pilot study.Complementary Therapies in Nursing & Midwifery. 2004;10:46–53. doi: 10.1016/S1353-6117(03)00087-8. [PubMed] [Cross Ref]
  29. Pal et al. (2014)Pal R, Singh SN, Chatterjee A, Saha M. Age-related changes in cardiovascular system, autonomic functions, and levels of BDNF of healthy active males: role of yogic practice. 2014;36(4):9683. doi: 10.1007/s11357-014-9683-7.[PMC free article] [PubMed] [Cross Ref]
  30. Palmer, Miller & Robinson (2013)Palmer KK, Miller MW, Robinson LE. Acute exercise enhances preschoolers’ ability to sustain attention.Journal of Sport & Exercise Psychology. 2013;35:433–437. [PubMed]
  31. Peck et al. (2005)Peck HL, Kehle T, Bray MA, Theodore LA. Yoga as an intervention for children with attention problems.School Psychology Review. 2005;34:415–424.
  32. Pliszka (2007)Pliszka S. Practice parameter for the assessment and treatment of children and adolescents with attention-deficit/hyperactivity disorder.Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry. 2007;46:894–921. doi: 10.1097/chi.0b013e318054e724. [PubMed] [Cross Ref]
  33. Satin, Linden & Millman (2014)Satin JR, Linden W, Millman RD. Yoga and psychophysiological determinants of cardiovascular health: comparing yoga practitioners, runners, and sedentary individuals.Annals of Behavioral Medicine. 2014;47:231–241. doi: 10.1007/s12160-013-9542-2. [PubMed] [Cross Ref]
  34. Schmid et al. (2005)Schmid G, Sauter C, Stepansky R, Lobentanz IS, Zeitlhofer J. No influence on selected parameters of human visual perception of 1970 MHz UMTS-like exposure. 2005;26:243–250. doi: 10.1002/bem.20076.[PubMed] [Cross Ref]
  35. Shmygalev et al. (2011)Shmygalev S, Damm M, Weckbecker K, Berghaus G, Petzke F, Sabatowski R. The impact of long-term maintenance treatment with buprenorphine on complex psychomotor and cognitive function.Drug and Alcohol Dependence. 2011;117:190–197. doi: 10.1016/j.drugalcdep.2011.01.017. [PubMed] [Cross Ref]
  36. Smith et al. (2013)Smith AL, Hoza B, Linnea K, McQuade JD, Tomb M, Vaughn AJ, Shoulberg EK, Hook H. Pilot physical aactivity intervention reduces severity of ADHD symptoms in young children.Journal of Attention Disorders. 2013;17:70–82. doi: 10.1177/1087054711417395. [PubMed] [Cross Ref]
  37. Steiner et al. (2013)Steiner NJ, Sidhu TK, Pop PG, Frenette EC, Perrin EC. Yoga in an urban school for children with emotional and behavioral disorders: a feasibility study.Journal of Child & Family Studies. 2013;22:815–826. doi: 10.1007/s10826-012-9636-7.[Cross Ref]
  38. Streeter et al. (2012)Streeter CC, Gerbarg PL, Saper RB, Ciraulo DA, Brown RP. Effects of yoga on the autonomic nervous system, gamma-aminobutyric-acid, and allostasis in epilepsy, depression, and post-traumatic stress disorder.Medical Hypotheses. 2012;78:571–579. doi: 10.1016/j.mehy.2012.01.021. [PubMed][Cross Ref]
  39. Tang et al. (2008)Tang SW, Chu E, Hui T, Helmeste D, Law D. Influence of exercise on serum brain-derived neurotrophic factor concentrations in healthy human subjects.Neuroscience Letters. 2008;431:62–65. doi: 10.1016/j.neulet.2007.11.019. [PubMed][Cross Ref]
  40. Telles et al. (2013)Telles S, Singh N, Bhardwaj AK, Kumar A, Balkrishna A. Effect of yoga or physical exercise on physical, cognitive and emotional measures in children: a randomized controlled trial.Child and Adolescent Psychiatry and Mental Health. 2013;7(1):37. doi: 10.1186/1753-2000-7-37.[PMC free article] [PubMed] [Cross Ref]
  41. Tsai et al. (in press)Tsai YJ, Hung CL, Tsai CL, Chang YK, Huang CJ, Hung TM. The relationship between physical Fitness inhibitory ability in children with attention deficit hyperactivity disorder: an event-related potential study.Psychology of Sport and Exercise. doi: 10.1016/j.psychsport.2016.05.006. In Press. [Cross Ref]
  42. Vaynman, Ying & Gomez-Pinilla (2004)Vaynman S, Ying Z, Gomez-Pinilla F. Hippocampal BDNF mediates the efficacy of exercise on synaptic plasticity and cognition.European Journal of Neuroscience. 2004;20:1030–1034. doi: 10.1111/j.1460-9568.2004.03720.x. [PubMed] [Cross Ref]
  43. Verret et al. (2012)Verret C, Guay M, Berthiaume C, Gardiner P, Béliveau L. A physical activity program improves behavior and cognitive functions in children with ADHD: an exploratory study.Journal of Attention Disorders. 2012;16:71–80. doi: 10.1177/1087054710379735. [PubMed] [Cross Ref]
  44. Zipkin (1985)Zipkin D. Relaxation techniques for handicapped children: a review of literature.The Journal of Special Education. 1985;19:283–289. doi: 10.1177/002246698501900305. [Cross Ref]

 

Оригинал статьи здесь.

Поделиться:

Читайте также: