Йога и аутизм

аутизм 1

АВТОРЫ: Shantha Radhakrishna, Raghuram Nagarathna and H. R. Nagendra.
«Journal of Ayurveda and Integrative Medicine», 2010

Перевод с английского — Валентина Цветкова

Предисловие переводчика

Проработав более 10-ти лет в сфере помощи детям и подросткам с аутизмом и другими нарушениями развития как психолог и педагог, и параллельно освоив интересную профессию преподавателя йоги, я не смогла избежать интеграции некоторых йогических техник в свои занятия с ребятами. Вначале было много сомнений и внутренних возражений по поводу того, что же останется от йоги, если адаптировать её к нуждам таких необычных практикующих. Но постепенно, рассмотрев проблему помощи людям с расстройствами аутистического спектра (далее — РАС) с такого совмещённого угла зрения (психологически-педагогически-йогического), обнаружила широкие и глубокие основания для комплексной телесно-ориентированной развивающей работы, которую можно и не называть именно “йогой”, а допустим, комплексной терапией с элементами хатха-йоги… Но от этого мало что меняется. Термин “йога” по своей этимологии предполагает связывание и соединение каких-то разрозненных и неконтролируемых составляющих человеческого существа для достижения целостности и контроля на новом уровне функционирования. В качестве этих составляющих могут выступать разные виды восприятия, телесная моторика, мышление, воображение и любые другие функции сложного психофизиологического комплекса, которым является наш организм. Итак, о каких же теоретических основаниях для использования упражнений йоги в данной сфере идёт речь? Основания эти, как мне видится, лежат, прежде всего, в следующих научных направлениях:
1) В современной теории и практическом терапевтическом подходе, называемом «сенсорной интеграцией», который активно набирает популярность по всему миру. Для людей с РАС характерны выраженные специфические сенсорные нарушения, которые состоят в особых комбинациях гипо- и гиперчувствительности и в выраженных трудностях функционального связывания разных сенсорных потоков. Первостепенная роль в этой терапии отводится именно кинестетическим и вестибулярным потокам ощущений.
2) В нейропсихологическом подходе и теории замещающего онтогенеза, где используется представление о трёх функциональных блоках мозга и специальная гимнастика, позволяющая скомпенсировать дефицитарные компоненты этих блоков, использующая механизмы активации различных зон мозга, развития новых нейронных связей и т.д.
3) В диатез-стрессовой модели психических расстройств как таковой. Доказан значительный антистрессовый эффект практики йоги — она помогает восстановить нервную систему и организм в целом от предшествовавшего дистресса и помогает сформировать более высокий уровень стрессоустойчивости, вырабатывая устойчивые паттерны парасимпатической активации (есть свидетельства симпатикотонии при аутизме). Комплексные эффекты йогатерапии оказывают положительное влияние и на различные “диатезы” при аутизме — такие, как особенности работы имунной системы, нарушения пищеварительной системы и обмена веществ, а также особенности функционирования периферической нервной системы.
4) В адекватном педагогическом подходе (делающем акцент на формирование позитивных поведенческих стереотипов и только затем — на последовательное их развитие); акцент на работу с вниманием ребёнка и с контактом на всех уровнях – телесном, вербальном, когнитивном.
Таким образом, основное преимущество йогатерапии перед специализированными методиками коррекции в том, что она даёт комплексное балансирующее воздействие на всю нервную систему и организм в целом — а такой комплексный подход оптимален при сложных полиэтиологических нарушениях.
В оригинале данной статьи присутствует большое количество ссылок на различные научные исследования. Мы постарались упростить форму подачи, сделать материал максимально читабельным и удобным. Желающие могут посмотреть англоязычный оригинал со всеми гиперссылками на источники и дополнительные материалы, например, здесь http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3151379/. Несмотря на нашу попытку сделать текст как можно доступнее, в статье присутствуют некоторые неясности содержательного и методологического характера, что отчасти обусловлено двухступенчатым переводом материала (авторы статьи – индусы, данный перевод выполнен с английского).

Валентина Цветкова

Введение

Характеристика расстройств аутистического спектра (РАС) включает заметно отклоняющееся от нормы или искажённое развитие социального взаимодействия и коммуникации, а также специфические ограничения в активности и в сфере интересов. Изучение различных факторов риска — нейрохимических, генетических, натальных – не показало однозначной связи с этим заболеванием. Хотя единой причинной теории для РАС не существует, выдвигались различные гипотезы, на которых основываются разные подходы к терапии. Наиболее научно обоснованными на данный момент являются подходы, основанные на поведенческой модели (то есть бихевиоральная терапия – прим.пер.). Принципы обучения, которые начинают интенсивно применяться в раннем периоде развития ребёнка, улучшают социально значимые виды поведения. Однако никакая терапия не отвечает полностью на все требования, как нет и установленных правил для выбора мишеней терапии в каждом индивидуальном случае, относительно ребёнка и семьи в целом.
В приведённом здесь контрольном исследовании принимало участие 6 детей, практиковавших специально разработанный модуль из Комплексного Йогатерапевтического Подхода (КЙП), в дополнение к той поведенческой АВА-терапии (Аpplied Вehavior Аnalysis), которую они уже получали. Изменения в коммуникации, социальных, когнитивных навыках и общей адаптации сопоставлялись с данными по 6-ти участникам контрольной группы, получавшим только АВА-терапию. Перед, в середине и после завершения курса специальные педагоги оценивали каждого участника по девяти ключевым для РАС поведенческим параметрам: глазной контакт, усидчивость, управление позой, осознавание тела, объёмное восприятие и баланс, навыки имитации, аутостимуляции, восприятие пространственных отношений, аутоагрессивное поведение. Результаты показали, что КЙП улучшает навыки имитации и социальную коммуникацию, играет важную роль в улучшении качества жизни в целом.
Многие родители детей с РАС пользуются комплиментарной и альтернативной медициной, в связи с тем, что ни один метод терапии в отдельности не даёт доказанного значимого снижения по всем ключевым симптомам РАС. Есть сообщения об значимых результатах от различных комбинаций общепринятых и альтернативных методик. КЙП в частности является неинвазивным методом, не имеющим побочных эффектов, поэтому родители с готовностью его пробуют.
Традиционные знания йоги касаются как физиологических процессов, так и психологических, которые в свою очередь меняют физиологические параметры — через управление дыханием (дыхательные техники), выполнение поз (асан) и когнитивные возможности контроля (релаксация и медитация). Йога в идеале является образом жизни, а не дополнительным методом лечения, которое обычно завершается, как только скорректированы какие-то конкретные задачи. Детям с РАС необходима практика йоги, встроенная в их образ жизни.
Большинству детей требуется программа с повторяющимися блоками, общей структурой, методической последовательностью, как это и предусмотрено в занятиях КЙП, которые, как нам представляется, повышают критически значимые навыки. Дети с РАС, как правило, демонстрируют сниженную координацию, осознавание тела и сенсорную интеграцию; а соревновательные виды физической активности являются для них фрустрирующими. Йога не носит соревновательного характера и создаёт такие условия, в которых возможно повышение уверенности в себе и смелости.
Были зафиксированы улучшения в сенсорной интеграции, в показателях внимания, в сенсорных защитах, а также улучшения в понимании речевых инструкций, связанных с пространственным восприятием. В одном из исследований перед и после занятия измерялась частота сердечных сокращений, которая коррелировала с улучшениями по тестовым шкалам в определённых навыках – соблюдение очерёдности (т.е. ориентация на другого – прим. пер.), восприятие речи как следование вербальным инструкциям, осознавание тела и сближение, следование расписанию, регуляция поведения и самоконтроль. Другое исследование показало после 25-ти занятий йогой возрастание концентрации и способности к фокусировке внимания, организованности, и уровня релаксации. Результаты показали соответствие выдвинутой гипотезе, основанной на многолетних наблюдениях за детьми с РАС, о том, что для них характерена дефицитарность функций передней лобной доли головного мозга, на корковом и подкорковом уровне, как и предполагает первазивный характер нарушений при РАС. Работа над улучшением функций мозга непосредственно через практику йоги может повлиять на поведение лучше, чем фокусировка на самой поведенческой проблеме.

Испытуемые

Были рассмотрены данные с 2000 по 2007 год — документы и медицинские справки – по приёму детей в школу SGS Vagdevi в городе Бангалор. В этих данных были представлены 42 ребёнка с диагнозом «расстройство аутистического спектра», из которых были отобраны 6 человек, удовлетворивших критериям включения в исследование.
Критерий включения: диагноз аутизм в соответствии с критерием ICD-10; возраст от 8 до 14 лет; образование родителей – как минимум выпускники школ; социально-экономический статус – средний класс; 15-20 часов занятий в неделю, индивидуальная терапия не менее одного года в специальной школе. Исключались: неврологические расстройства с известной этиологией, значительные сенсорные и двигательные нарушения, ведущий фактор физических отклонений, травмы головы и неврологические заболевания в анамнезе.
По остальным демографическим данным в выборке: средний уровень IQ – 76.5; средний возраст – 12.7; соотношение мальчиков и девочек – 5/1.

Процедура исследования и сбор данных

Все шестеро детей посещали обычные классы начальной школы, получая также 15-ти часовой тренинг, основанный на ABA-терапии, и 5 часов занятий в неделю, основанных на комплексном йогатерапевтическом подходе, в течении двух 10-ти месячных учебных годов с перерывом на 2 месяца летних каникул. Сессии йогатерапии происходили в индивидуальной форме, терапевт обучал ребёнка один-на-один, но в присутствии одного из родителей. Занятия проходили в открытой зелёной зоне с умиротворяющей атмосферой. Дети каждый раз в одном и том же месте отмечали границы для всего процесса, очерчивая круг вокруг своего коврика.
Сбор данных осуществлялся с помощью специальных педагогов и родителей по опросникам и тестовым испытаниям, результаты которых собирались в различные таблицы, приведённые в исследовании. Оценка результатов производилась в период начального (с 1 по 12 сеанс), промежуточного (200-202 сеанс) и заключительного (389-391 сеансы) этапа терапии. Два специальных педагога отдельно провели полную оценку данных и получили совпадающие результаты по всем пунктам. Это обеспечило надёжность полученных данных и их независимость от наблюдателя.
Таким образом, в школе SGS Vagdevi к испытуемым применялся КЙП в течении 82 недель, 5 раз в неделю по одному часу. Использовались «разогревающие», «развивающие силу», «снимающие напряжение» и «успокаивающие» упражнения. В первые две недели родителей обучали как помочь своему ребёнку в полной мере включиться в занятия. Подчёркивалась важная роль регулярной домашней практики.
Модуль упражнений из КЙП разрабатывался в течении 35-летнего опыта занятий с аутичными детьми. Йога-асаны и дыхательные техники отбирались для улучшения когнитивных, социальных и коммуникативных навыков. Тренировочная последовательность включила в себя разминку, силовой блок, расслабляющие элементы, асаны с успокаивающим эффектом, техники йогического дыхания и чантинг (совместное пение мантры – прим.пер.).

Результаты

Результаты исследования были представлены в трёх частях: во-первых, исходные характеристики; во-вторых, влияние на симптомы РАС и на предсказуемые результаты ребёнка за прошедший период; в-третьих, воздействие на широкий спектр поведения, на невербальные навыки, социальное взаимодействие, имитацию и повторяющееся стереотипное поведение. Несмотря на небольшой размер выборки, полученная согласованность по перекрёстным тестам и испытуемым делают результаты исследования значимыми.
Характеристики поведения, которые исследовались, были существенными также для родителей и сотрудников школы. Родители указывали на недостаток глазного контакта, гиперактивность и чрезмерное сопротивление изменениям, а сотрудники подчёркивали факторы, негативно влияющие на обучение: отсутствие глазного контакта и трудности привлечения внимания, недостаток навыков имитации, отсутствие усидчивости и эмоциональные вспышки. Качественный анализ этих отчётов об исходном состоянии детей позволил выделить соответствующие данному исследованию характеристики:
1. Недостаточный глазной контакт и усидчивость.
2. Телесная неловкость и отсутствие баланса.
3. Недостаточная способность к имитации.
4. Стереотипии связанные с движениями рук, со всем телом или с объектами (такие как хлопанье в ладоши, кружение, верчение палочки и т.п.).
5. Самоповреждающее поведение/ аутоагрессия (удары, шлепки, выдирание волос и т.п.).
6. Недостаточность рецептивных навыков, связанных с восприятием пространственных отношений.
7. Недостаточная возможность осознавать собственное дыхание.

Поведенческие проявления детей на йоге и на школьных уроках полностью соответствовали полученным от родителей и сотрудников базовым отчётам. После первых 12-ти сессий никаких наблюдаемых изменений в глазном контакте, в усидчивости или в навыках имитации практически не наблюдалось. В дальнейшем и наблюдатели и родители зафиксировали тонкие изменения в поведении. Дети исходно совершенно не осознававшие своего дыхания постепенно учились делать вдох и выдох осознанно, и углублять собственное дыхание. На этой стадии использовались различные материалы – такие как ручные зеркала, пенообразующие материалы для игры, свечи, мыльные пузыри, соломенки для питья воды и т.п. И в течении последних нескольких сессий у детей уже наблюдался заметный переход к более медленным и спокойным паттернам дыхания.
На промежуточном этапе оценки результатов наблюдаемые поведенческие изменения включали в себя глазной контакт (выполнялась зрительная концентрация на разных объектах: на пламени свечи, на центре круга, на цвете мата); усидчивость; управление позой тела. Отмечались улучшения в навыках восприятия речевых инструкций, связанных с пространственными характеристиками (выполнялись «триконасана» и «уттанасана»); в навыках имитации; в проявлениях аутостимуляции и в аутоагрессивном поведении. Учителя сообщили о повышении активности у детей после занятий йогой.
На заключительной стадии оценивания результатов те дети, которые ранее не вступали в близкий контакт с терапевтом, начали подходить близко во время непрерывного пропевания мантр; они выглядели наслаждающимися пением, словно их воодушевляло ощущение ритма и они хотели поработать над координацией. Медленное распевание мантры свидетельствовало о заметном улучшении навыков имитации в орально-лицевых движениях. Дети, которые изначально сидели вне своего коврика, растягивались рядом или прыгали на коврике, теперь демонстрировали дисциплину садясь в «ваджрасану» (поза сидя на пятках – прим.пер.) как только терапевт слегка касался ладонью их спины. Значительные изменения произошли в коммуникации, языковых способностях, игре и в совместном внимании. Паттерны глазного контакта стабильно улучшались, например, через фокусировку внимания терапевтом с использованием подсчёта. В процессе этой терапии дети начали доверять, делиться, проявлять инициативу, взаимодействовать. К 372-ой сессии все дети продемонстрировали возросшие навыки вокальной имитации, через повторение различных звуков в процессе занятия – «a, e, и, o, у», «ом». Они приветствовали терапевта улыбкой и вокализировали «намасте» (индийское приветствие – прим.пер.). Родители сообщали об улучшении способности взаимодействия с другими детьми и членами семьи.

аутизм 2

Показатели на диаграмме последовательно: “глазной контакт”, “усидчивость”, “управление позой”, “осознавание тела”, “пространственное восприятие и баланс”, “навыки имитации”, “аутостимуляции”, “понимание речевых инструкций, относящихся к пространственным отношениям”, “аутоагрессивное поведение”.

Обсуждение

Наши наблюдения согласуются с предыдущими отчётами о качественных изменениях в поведении детей с РАС в рамках кратковременных форм йогатерапевтического вмешательства: повышение толерантности к спокойному сидению на месте и к близости взрослого человека и последующее возрастание социализации. Наши количественные результаты подчёркивают эти данные. Патологическая иммунная активность также может быть отрегулирована через практику йоги. Взаимодействие между иммунной и нервной системами начинается ещё у эмбриона. Успешное развитие нервной системы зависит от сбалансированных иммунных реакций. У аутичных детей были зарегистрированы симптомы соответствующие нарушениям регуляции иммунных ответов организма. Сообщалось о обнаруженных аномалиях в составе нейротрансмитеров, например, об избытке гормона серотонина. Биохимические факторы роста и гормоны могут быть нестабильными; различные исследования показывают как уменьшение, так и увеличение их содержания по сравнению с нормой. Некоторые гены, возможно, связаны специфически с аутизмом, но играют значимую роль только в небольшом количестве случаев.
Стресс оказывает тормозное влияние на рост, связанных с памятью, нейронов в гиппокампе, что помогает нам понять существующие трудности в учёбе у подверженных тревоге детей с РАС. Стимулирующие упражнения вместе с обогащением окружающей среды позволяют увеличить количество клеток гиппокампа. Благодаря тому, что комплексная йогатерапия успокаивает физическое тело, дети становятся более внимательными и организованными. Существует не так уж много исследований того, как работает раннее терапевтическое вмешательство. Мозг обладает возможностью дублирования и перемещения функциональных зон, что позволяет осуществлять переработку информации в тех участках, которые обычно для этого не используются.
Чувство безопасности имеет большое значение для релаксации. Индивидуальные коврики помогают детям идентифицировать своё личное пространство и научиться сохранять спокойную позицию лёжа на спине. Сочетание физических упражнений с речевой и языковой стимуляцией увеличивает способность к припоминанию, навыки речевой имитации, улучшает восприятие речи и вербальную экспрессию. «Ардхаширшасана» (полуперевёрнутая поза), «ардхачакрасана» (поза полумостика) и «триконасана» (поза треугольника) стимулируют вестибулярное и проприоцептивное чувство. «Паривриттатриконасана» (поза скрученного треугольника) и её другие вариации представляются нам стимулирующими активность парасимпатики, успокаивающими нервную систему. Даже ученики с экстремальным уровнем дефицита внимания с помощью руководящих инструкций способны замедлить своё дыхание и использовать регуляцию дыхания для контроля над нежелательными движениями тела и колебаниями ума.

Дети с РАС по данным некоторых исследований чувствуют входные сенсорные сигналы от мышц и суставов лучше, чем сенсорные сигналы от своих глаз и ушей. Прикосновение с надавливанием часто вызывает у таких детей позитивную реакцию. Это способствовало сокращению повторяющихся стереотипных форм поведения во время терапии. Некоторые исследователи предполагают, что центральная нервная система при РАС перерабатывает информацию таким искажённым способом, который приводит к возникновению недостаточного или избыточного уровня возбуждения. Повторяющееся стереотипное поведение может успокаивать перевозбуждённую нервную систему и тонизировать систему с выраженным недостатком возбуждения. КЙП использует повторяющиеся программы действий, участие в которых позволяет детям с РАС почувствовать себя более спокойными и в то же время активно осознающими, что становится мощным мотиватором для них.
Важное наблюдение заключалось в том, что замедление лицевых, речевых, моторных и слуховых сигналов влияет на когнитивные и подражательные способности детей, особенно когда окружающая среда меняется слишком быстро. В соответствующих условиях было обнаружено, что замедление лицевых и речевых событий повышает навыки имитации, речевые и когнитивные навыки у некоторых детей с РАС. Это подтверждает гипотезу о дефицитарности быстрой зрительно-моторной интеграции.
Понимание пространственных команд (справа, слева, вперёд, назад, вниз, вверх) улучшилось благодаря практике йога-асан возможно потому, что испытуемые могли использовать тело терапевта, находившегося в их поле зрения, как визуальную подсказку. Та кинестетическая/тактильная стимуляция, которую дети получали в практике асан, помогала детям изучать себя. Так, они стали осознавать собственную имитацию того, что делает терапевт в каждой позе. Мы предполагаем, что постепенное нарастание этого опыта приносит детям великолепное ощущение собственного чувствующего-Я, своей идентичности, что позволяет им также обучаться устанавливать взаимоотношения с другими людьми. Таким образом, дети постепенно прогрессировали к тому этапу, когда были способны взаимодействовать с другими на уровне, приближенном к норме.

Поделиться:

Читайте также:

scarpe hogan outlet scarpe hogan outlet scarpe hogan outlet scarpe hogan outlet scarpe hogan outlet scarpe hogan outlet louboutin pas cher louboutin pas cher louboutin pas cher louboutin pas cher louboutin pas cher louboutin pas cher barbour pas cher barbour pas cher barbour pas cher barbour pas cher barbour pas cher golden goose saldi golden goose saldi golden goose saldi golden goose saldi golden goose saldi