Нади-шодхана и уровень гемоглобина
Автор: SINGH VIJAY KUMAR (DevConsciousness and Yogic Science, DevSanskriti Vishwavidyalaya, Gayatrikunj, Hardwar, Uttarakhand)
Yoga-Mimansa Vol. XLI №3:252-257 Oct 2009
Перевод на русский язык Елены Казанцевой (Чита)
Краткий обзор
Целью данного исследования является оценка влияния Нади-шодханы пранаямы (NSP) на уровень гемоглобина (Hb) у лиц в возрасте 20-40 лет. Группа из 40 человек: 20 мужчин и 20 женщин, которые были выбраны из группы занимающихся в ашраме «Шантикундж» «Искусство Жизни» (Шантикундж, Харидвар)[1] в ноябре 2003 г. простым случайным выбором без возвращения.[2] Результаты были замерены до и после исследования (длительность которого составила 30 дней) с использованием гемометра [гемоглобинометра] Сали. Полученные t-значения: 6.525, 7.665 и 2.85 — у всех занимающихся, у женщин и мужчин (соответственно). Отклонение значительное р<0.0025, р<0.0025, и р<0.005 для 39 участников, у 19 мужчин и 19 женщин — соответственно. Это позволяет сделать вывод о том, что Нади-шодхана пранаяма положительно влияет на повышение уровня гемоглобина у занимающихся.
Ключевые слова: Нади-шодхана пранаяма, yugshiplitraining, гемоглобин.
Введение
Методы нади-шодханы пранаямы, использованные в данном исследовании, отличаются от описанных в «Хатха-Йога Прадипике» (2:7-10) и «Гхеранда Самхите»[3] (5:32-44). Нади-шодхана пранаяма используется как одна из простых и очищающих техник, очищающих тонкие энергетические каналы, до начала практики других кумбхак.
Некоторые предыдущие исследования влияний йоги, проводимые с участием Bhogal и др (1999), обнаружили, что медитация приводит к несущественному повышению уровня гемоглобина в крови у занимающихся. Khare и др. (1989) в результате практики йоги показали выдающиеся улучшения в таких показателях, как уровень гемоглобина, WBC в общем анализе крови (норма лейкоцитов), гематокрит (PCV). Deshpande и Bhole (1982) выявили влияние капалабхати на уровень гемоглобина в крови. Govindarajulu N. и Shivanadanam идр (2004) выявили значительное влияние практики йоги на увеличение среднего объёма эритроцитов.
Задачи:
Задачами данного исследования стало стремление оценить уровень нади-шодханы пранаямы на:
- Уровень гемоглобина в крови у мужчин;
- Уровень гемоглобина в крови у женщин;
- Уровень гемоглобина по отношению ко всем субъектам.
Проанализированные результаты упомянутых исследований позволяют предположить, что практика Нади-шодханы пранаямы может воздействовать на повышение уровня гемоглобина в крови и, следовательно, гипотезы исследователей были верны.
Гипотеза 1. Практика нади-шодхана пранаямы повышает уровень гемоглобина у всех практикующих
Гипотеза 2. Практика нади-шодхана пранаямы повышает уровень гемоглобина у женщин
Гипотеза 3. Практика нади-шодхана пранаямы повышает уровень гемоглобина у мужчин
В норме, оптимальный уровень гемоглобина в крови необходим для газообмена между легкими и тканями тела, для нормального иммунитета.
Следовательно, данное исследование имеет отношение к изучению положительного эффекта нади-шодхана пранаямы на уровень гемоглобина в крови, предполагаемый в предшествующих указанных исследованиях, с целью привлечения внимания к данному способу улучшения здоровья.
Методология
Выборка
В исследовании приняли участие 40 испытуемых. Оно проводилось в ноябре 2003 в ашраме «Искусство Жизни» (Шантикундж, Харидвар) в течение месяца. Участников отбирали с применением простой случайной выборки без возвращения (SRSWR) используя метод лотереи. Выборку составили 20 мужчин и 20 женщин в возрасте 20-40 лет.
Метод исследования: для каждой группы показатели До и После
Значение символов AQ1 XQ2
A – одна группа
Q1 – показатель До
X – Нади-шодхана пранаяма (по 30мин утром и вечером ежедневно)
Q2 – показатель После
Методика проведения
Для начала, у каждого участника был измерен уровень гемоглобина с помощью гемометра [гемоглобинометра] Сали, такие же замеры были произведены по истечении 30-дневной практики Нади-шодхана пранаямы. Во время практики каждый участник выполнял вдох (Пурака), задержку дыхания (Кумбхака) и выдох (Речака) в равных пропорциях трижды через левую ноздрю, и таким же образом – через правую ноздрю, а затем вдох через обе ноздри и выдох через рот — это один цикл (круг). Такая же процедура проводилась на различной по глубине (длительности) вдоха (пурака), задержке (кумбхака) и выдоха (речака). Источник данных техник заимствован в книге «Супер Наука Гаятри» автор – ученый муж Шрирам Шарма Ачарья, основоположник Всемирной Гаятри Паривар (Gayatri Pariwar).
Результаты и обсуждения
Из таблицы 1 видно, что рассчитанный t-критерий Стьюдента = 6,525 > Нормируемого t-критерия = 2,576 с уровнем значимости p<0.0025 для степени свободы df 39. Следовательно, практика Нади-шодханы пранаямы вызывает незначительное различие в уровне гемоглобина в крови у всех занимающихся с уровнем значимости p<0.0025 для степени свободы df 39. Вследствие этого, гипотеза исследователей о том, что Нади-шодхана пранаяма влияет на повышение уровня гемоглобина у всех участников исследования, находит свое подтверждение.
Из таблицы 2 видно, что рассчитанный t-критерий Стьюдента = 7,665 > Нормируемого t-критерия = 2,861 с уровнем значимости p<0.0025 для степени свободы df 19. Следовательно, практика Нади-шодханы пранаямы вызывает незначительное различие в уровне гемоглобина в крови у занимающихся женщин с уровнем значимости p<0.0025 для степени свободы df19. Вследствие этого, гипотеза исследователей о том, что Нади-шодхана пранаяма влияет на повышение уровня гемоглобина у женщин-участниц исследования, подтверждается.
Таблица 1. Уровень гемоглобина Hb (gm%) у всех участников
N(количество) | Mean(Среднее значение) | SD(среднее отклонение) | R(отношение, пропорция) | SEmd | df | t-value | Level of significance(уровень значимости) | |
Pre (До) | 40 | 10,92 | 1,64 | 0,82 | 0,157 | 39 | 6,525 | 0,0025 |
Post (После) | 40 | 11,95 | 1,02 |
Диаграмма — показатели для всех участников
Pre -до
Post – после
Таблица 2. Уровень гемоглобина Hb (gm%) у женщин
N(количество) | Mean(Среднее значение) | SD(среднее отклонение) | R(отношение, пропорция) | SEmd | df | t-value | Level of significance(уровеньзначимости) | |
Pre (До) | 20 | 10,15 | 1,31 | 0,77 | 0,185 | 19 | 7,665 | 0,0025 |
Post (После) | 20 | 11,58 | 0,98 |
Диаграмма — показатели у женщин
Таблица 3. Уровень гемоглобина Hb (gm%) у мужчин
N(количество) | Mean(Среднее значение) | SD(среднее отклонение) | R(отношение, пропорция) | SEmd | df | t-value | Level of significance(уровеньзначимости) | |
Pre (До) | 20 | 11,68 | 1,61 | 0,81 | 0,23 | 19 | 2,87 | 0,005 |
Post (После) | 20 | 12,33 | 0,95 |
Из таблицы 3 видно, что рассчитанный t-критерий Стьюдента = 2,87 с уровнем значимости p<0.005 для степени свободы df 19. Следовательно, практика Нади-шодханы пранаямы вызывает незначительное различие в уровне гемоглобина в крови у занимающихся мужчин с уровнем значимости p<0.005 для степени свободы df 19. Вследствие этого, гипотеза исследователей о том, что Нади-шодхана пранаяма влияет на повышение уровня гемоглобина у мужчин-участников исследования, также подтверждена.
Таблицы 1,2,3 ясно показали, что рассчитанные t-критерии после 30 дней практики Нади-шодханы пранаямы значительны с уровнями значимости p<0.0025 и p<0.005 соответственно. Это достоверное свидетельство того, что месячная практика Нади-шодхана пранаямы повлияла на значительное увеличение уровня гемоглобина в крови (привела к наибольшему показателю в пределах нормы).
Во время практики данной пранаямы имеется фаза с пониженным содержанием кислорода (гипоксией) – Кумбхака. Гормон, отвечающий за выработку эритроцитов в условиях гипоксии, носит название эритропоэтин. Эритропоэтиновая система функционирует таким образом, что при наличии гипоксии происходит заметное увеличение эритропоэтина, он, в свою очередь, приводит к увеличению выработки эритроцитов, что, в свою очередь, приводит к снижению гипоксии. На этом этапе, уровень эритроцитов может подниматься до 10 и более (Guyton and Hall, 2006).
Кроме того, участники данного исследования были здоровы, и им было предложено придерживаться обычной диеты. Предполагалось, что практика Нади-шодханы пранаямы существенно повысит уровень гемоглобина в крови. Фактически, данная техника дыхания привела к изменению уровня гемоглобина, при этом, предположительно, изменения приводят к верхним пределам нормы, что характеризует здоровый физиологический статус.
Таким образом, можно сделать вывод, что практика нади-шодханы пранаямы является физиологически безопасной для здоровых людей в указанной в исследовании возрастной группе а, следовательно, может быть рекомендована для безопасного укрепления здоровья других возрастных групп. Техника также может рассматриваться в качестве дополнения к терапии у пациентов с анемией.
Список литературы:
Bhogal, R.S., Kulkarni, D.D., & Bera, T.K. (1999) Effect of meditation in shiva samhita preceded by omkar on reducing time and selected biochemical and hematological parameter: A pilot study. Yoga-Mimasa Vol.XXX, 4 pp.10-28
Despande, R.R., Bhole, M.V. (1982). Effects of Kapalbhati on some Constituents of blood. Yoga-Mimasa, vol. XXI, 1&2, pp. 13-20
Govindarajulu, N., Shivanandam, G& Bera, T.K. (2004) Effects of Yoga Training on Biochemical Changess in Normal College Students. Yoga-Mimamsa, Vol. XXXVI, 1&2, pp 1-10.
Guyton, C., Arther & Hall E.,John (2006). Textbook of Medical Physiology. Elsevier India Pvt. Lt., New Delhi.
Khare, K.C., Sangvi, V.C. & Sharma, D.C. (1989). Hematological, Biochemical & Ventiletory Response to Yoga in Adult. Yoga-Mimasa, Vol XXVIII, 1, pp 65-72.
Muktibodhanada, Sami (2003). Hathyoga Pradeepika. Yoga Publication Trust, Munger,Bihar, India.
Niranjanananda Saraswati, Swami (1997). Gherand Samhita. Bihar Yoga Bharati. Munger, Bihar.
[1] Шантикундж – ашрам Гаятри Паривар в Харидваре (Индия)(Прим. переводчика)
[2] SRSWR — Выбор без возвращения означает, что после извлечения элемент не возвращается в основу и, следовательно, не может быть выбран вновь. (Прим. переводчика)
[3] Гхеранда-самхита — один из трёх классических текстов хатха-йоги наряду с «Хатха Йога Прадипикой» и «Шива-самхитой». Считается наиболее энциклопедическим текстом из трёх; датируется XVII веком. В Гхеранда Самхите подробно изложены шаткармы (способы очищения) и даны методы достижения самадхи, отличающиеся от описанных Патанджали. (Прим. переводчика)