Аутизм и практика йоги

Авторы: Лин Горбетт, Тинг Лиу, Стефани Кастро, Департамент здравоохранения и развития человека, Техасский государственный университет, Сан Маркос, Техас, США, International Journal of  Yoga, 2018

Перевод с английского: Ольга Кудряшова (г. Санкт-Петербург)

Мнение авторов статьи может не совпадать с мнением редакции сайта

Актуальность проблемы

Контекст: молодые люди с расстройствами, относящимися к аутистическому спектру (autism spectrum disorder — далее ASD), демонстрируют ухудшение способности к социальному и эмоциональному взаимодействию с другими людьми, что может ограничивать их участие в группах, общение со сверстниками, создание успешных отношений.

Цели: цель этого исследования состояла в том, чтобы изучить влияние новой мультимодальной программы мандала-йоги на социальные и эмоциональные навыки молодых людей с ASD.

Предметы и методы: пять молодых людей с ASD посещали часовые занятия йогой два раза в неделю в течение 4 недель. Мультимодальная мандала-йога состояла из 26 действий в кругу: позы с партнёром или в группе, листы с позами йоги и листы для раскрашивания, ритмическое пение, карты йоги и игры. Замеры были проведены по шкале оценки социальных навыков Научно-исследовательского института пациентов с ASD (Treatment and Research Institute for ASD Social Skills Assessment — TSSA) до и после каждого из восьми занятий йогой. Для наблюдения за изменениями настроения до и после каждого класса йоги использовалась модифицированная шкала оценки настроения по лицу (The Modified Facial Mood Scale — MFMS). Для сравнения социальных и эмоциональных изменений после 4-недельного воздействия проводились парные t-тесты для TSSA и MFMS. После каждого из восьми занятий йогой были сформулированы подробные отчетные заметки.

Результаты: значительное улучшение результатов было обнаружено в общем тесте TSSA (t(4) = −5.744, P = 0.005), в ответе на инициативу респондента (t(4) = −3.726, P = 0.020), в инициировании взаимодействия (t(4) = −8.5, P = 0.039) и в подшкалах эмоционального понимания и учёта перспективы (t (4) = -5,171 P = 0,007). Показатели MFMS у молодых людей увеличились с 80% до 100% после восьми занятий йогой, демонстрируя хорошее или позитивное настроение. Тематический анализ описательных заметок выявил три ключевых фактора, связанных с опытом йоги: (a) улучшение настроения и выражения эмоций, (б) усиление эмпатии к другим людям и (c) улучшение навыков командной работы.

Вывод: данная мультимодальная практика мандала-йоги имеет значение для развития позитивных социальных и эмоциональных навыков для молодежи с ASD.

Введение

Молодые люди с ASD испытывают целый комплекс проблем, связанных с социальным взаимодействием, а также с адаптацией к переменам, коммуникацией и повторяющимися моделями поведения [1]. Кроме того, для детей с ASD особую важность составляют социальные и эмоциональные барьеры. Эти симптомы присутствуют преимущественно в детском возрасте и могут варьироваться от очень лёгкой до очень тяжелой степени во всех этнических и социально-экономических группах. Исследования показывают, что в Соединённых Штатах ASD диагностируется у 1 из 68 детей [2]. Поскольку за последние два десятилетия распространенность данного спектра заболеваний неуклонно возрастала, важно понять, могут ли методы йоги снизить социальные и эмоциональные барьеры у детей с ASD.

Традиционные позы йоги и дыхание обеспечивают возможность сосредоточиться на осознании себя и тела, перехода от одной деятельности к другой и улучшить сенсорные и двигательные навыки у молодежи с ASD [3]. Было доказано, что практика йоги успешно справляется с некоторыми основными симптомами ASD, такими как проблемы внимания [3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10], контакт [11, 12, 13] и взаимодействие с другими [4, 5, 6, 9, 13, 14] в классе [5, 7, 8, 11, 15] и дома [9, 14, 15]. С другой стороны, мандала-йога из-за её кругового формата практики и поз, предполагающих взаимодействие, создаёт дополнительный компонент для групповых синхронных движений, ориентированных на коллективную работу. В частности, йога в стиле мандалы проводится в групповом круге, где участники выполняют позы совместно и создают большие геометрические фигуры. Таким образом, эти добавленные компоненты йоги в стиле мандалы обогащают в данном случае традиционную йогу и функционально предлагают больше возможностей для молодых людей с ASD для успешной интеграции в жизнь, включающей зрительный контакт, прикосновение и совместное выражение.

В то время, как большинство программ йоги имеют схожие характеристики улучшения коммуникационных и социальных компонентов в своей практике с помощью различных моделей движения, нами было проведено ограниченное исследование, которое было призвано помочь понять, будет ли разработка групповой синхронной программы мандала-йоги подходящим протоколом для улучшения социальных и эмоциональных навыков у детей с ASD. Таким образом, целью этого экспериментального исследования было изучение влияния специально разработанной мультимодальной программы мандала-йоги на социальные и эмоциональные навыки молодых людей с ASD.

Тема и методы

Участниками исследования были 5 человек, 8-13-летние мальчики с ASD, набранные из 4-недельного летнего лагеря ASD. Все имена участников были изменены для защиты персональных данных и по причинам конфиденциальности. Для представления всей следующей информации использовались псевдонимы. Критерии включения в исследование: (1) дети участвовали в лагере для аутистов в течение 4 недель, (2) они могли следовать инструкциям и (3) они были готовы участвовать в занятиях йогой. Демографические данные представлены в Таблице 1. После изучения подробного описания исследования родителей попросили подписать форму согласия для участия их ребёнка в нем. Это исследование было одобрено Экспертным Советом местного Университета.

Таблица 1. Демографическая информация о возрасте, гендерном признаке и диагнозе участников

Методика проведения

Пять аспирантов по рекреационной терапии (recreation therapy graduate students – далее RTGS) были обучены руководителем исследования (primary yoga investigator — PI) для работы с двумя измерительными инструментами и описательными заметками, отмечающими прогресс на основе видеозаписей всех сеансов йоги. Внутренняя оценка надёжности аспирантов была высокой (> 90%). Предварительное тестирование и тестирование после завершения исследования проводились в первый и последний день 4-недельного лагеря с использованием шкалы оценки социальных навыков Научно-исследовательского института пациентов с ASD (TSSA) [16]. После предварительного осмотра молодые люди участвовали в 60-минутных занятиях йогой дважды в неделю в течение 4 недель. Наблюдаемые изменения настроения фиксировались также до и после каждого занятия со стороны «бадди» (т. е. назначенного партнера, который руководил детьми в течение всего дня в лагере) и аспирантов (RTGS) с использованием модифицированной шкалы оценки настроения по лицу (MFMS) [17, 18]. И наконец, аспиранты (RTGS) обобщали всю физическую, когнитивную, коммуникационную, поведенческую и эмоциональную эффективность каждого участника после каждого занятия йоги в виде обстоятельной заметки о его прогрессе.

Влияние йоги

Мультимодальная программа мандала-йоги была названа «Юные воины-йогины» («Teen Yoga Warriors», TYWs) и проводилась дважды в неделю в течение 1 часа как часть 4-недельного лагеря для детей с АСД. У участников был «бадди» и наблюдатель из числа аспирантов RTGS, назначенный им на занятия йогой. Роль «бадди» заключалась в том, чтобы помочь детям справиться с поведением и с освоением поз йоги. «Бадди» было дано указание предоставить возможность каждому участнику сначала самостоятельно попытаться выполнить позу, затем оказать помощь вербальными указаниями, и лишь после этого оказать физическую помощь, если это было оправдано. Роль аспиранта RTGS заключалась в моделировании позы, ведении видеозаписей, документировании наблюдений и расшифровке данных наблюдений.

Программа «Юные воины-йогины» (TYW) была разработана руководителем исследования (PI), который прошёл обучение по 200-часовой программе «Интегрированной Йогатерапии», а также является сертифицированным преподавателем «Йоги на стуле Лакшми Воелкер» («Lakshmi Voelker Chair Yoga»), инструктором для детей YogaFit первого уровня и сертифицированным специалистом по терапевтическому отдыху (Certified Therapeutic Recreation Specialist, CTRS). Руководитель исследования обучил и контролировал пять аспирантов RTG в проведении отдельных частей класса йоги по программе TYW: (a) 15 минут разминки: повторение демонстрируемых поз, работа с дыханием и ритмичное пение, (b) 15 минут йога-флоу, (c) 5-минутный блок балансов, (d) 15 минут мандала-йога — групповые позы, (e) 10 минут релаксации с использованием давления дополнительным весом и аффирмации.

Мультимодальный аспект данной программы «Юные воины-йогины» (TYW) включал в себя кинестетический контакт с партнерами (т. е. метод повышения чувствительности за счет прикосновения к другому человеку, когда участники физически соединяются друг с другом в групповых или парных позах, чтобы снять барьеры сенсорной защиты), ритмические жесты с пением (т. е. формат сигнала и ответа с движениями рук, такими как хлопки в ладоши и прохлопывание), положительную аффирмацию (т. е. устное утверждение в настоящем времени, описывающее желаемое качество, например: «Я могущественный»), дыхание «кита» с использованием трубочки и шарика (т. е. техника дыхания, когда участник дует через трубочку и пытается поднять шарик в воздух, а затем вновь опустить его на кончик трубочки, сохраняя контроль), развитие мелкой моторики через работу с листами, на которых были изображены позы йоги, и с листами для раскрашивания мандалы в персонализированных папках (т. е. папках, состоящих из зарисовок каждой позы для отслеживания изменений и отдельной страницы для раскраски мандалы), песни (т.е. пропевание знакомых ребёнку песен с жестами/телодвижениями, чтобы увеличить время пребывания в позе, переход из одной позы в другую, а также с целью обогащения лексикона), релаксация с использованием дополнительного веса (т.е. метод глубокого равномерного давления на большую часть тела, используемый для управления сенсорными трудностями, помогающий ребёнку улучшить внимание и снизить защитный барьер или уменьшить возбуждение) [15], и тимбилдинг с групповыми позами в круге Мандала-йоги (например, групповая поза цветка: сидя в круге и держась за руки, участники поднимают к центру ноги). Программа «Юные воины-йогины» (TYW) подчёркивает важность именно группового выполнения практики йоги в круге, чтобы сбалансировать творческое и рациональное полушария мозга и сфокусировать внимание. Круговой формат расположения йога-ковриков представляет собой целостность группы, как сангхи или йога-сообщества. Программа TYW является уникальной и разработана специально для развития гармонии и улучшения социальных навыков у молодёжи с ASD.

Процедура 1-часового занятия TYW включала в себя 26 поз йоги в формате мандалы. Занятие начиналось с того, что каждому участнику, входящему в зал йоги, вручалась папка с его именем, содержащая тест MFMS (модифицированная шкала оценки настроения по лицу), лист с одной нарисованной фигуркой в позе йоги (серии поз менялись каждую неделю) и лист с Мандалой для раскрашивания (разный дизайн каждую неделю). Кроме того, программа строилась по 4-5 отдельным блокам, которые проходили в кругу из 6-8 йога-матов, расположенных вокруг центрального обруча. Каждое занятие состояло из следующих блоков: 2 минуты — настройка с концентрацией на ощущениях, 5 минут – работа с листом с нарисованной позой йоги (или поза йоги рисовалась на большой доске), 5 минут – работа с дыханием, «супер-мозг», 5 минут – Киртан-Крия, пропевание звуков с ритмичными похлопываниями, 15 минут – флоу-серия асан, менявшаяся каждую неделю (приветствие солнца, последовательность поз воина, кардио-серии, выполнение поз по листу), 5 минут – тренировка балансов (две новые позы каждую неделю), 15 минут – групповые позы в формате Мандалы (четыре разных сочетания синхронизированных движений представляют собой серию, состоящую из шести новых поз каждую неделю), 3 минуты – финальная релаксация (поза «суши-ролла»), 2 минуты — повторение положительных аффирмаций, и в завершении, 3 минуты —  раскрашивание мандалы. Пример занятия в формате TYW по блокам и их задачам показан в Таблице 2.

Таблица 2. Формат и задачи занятия йоги в стиле Мандала

Инструменты

Шкала оценки социальных навыков Научно-исследовательского института пациентов с ASD (Treatment and Research Institute for ASD Social Skills Assessment — TSSA) представляет собой 4-точечную психометрическую шкалу Ликерта, ранжирующую ответы от 0 (не очень хорошо) до 4 (очень хорошо). Наблюдатель RTGSсотмечал, насколько хорошо каждый участник выполнял следующие четыре задачи:

  1. поддержание взаимодействия в пяти областях (например, сотрудничество, зрительный контакт и тон голоса),
  2. ответ на инициативу в четырех областях (например, доброжелательное приветствие, принятие приглашения и ответ на вопросы),
  3. инициирование взаимодействия в шести областях (например, приглашение других к участию, просьба о помощи и начало разговора),
  4. эмоциональное понимание/перспектива в девяти областях (например, понимание языка тела, основных или сложных эмоций, а также навыки эмпатии – умения представить себя на месте другого человека).

В общей сложности были оценены 24 социальных навыка с возможным диапазоном баллов от 0 до 96. Общий балл 0 отражает отсутствие социальных навыков, оценка 1-24 указывает на неудовлетворительные социальные навыки, оценка 25-48 — приемлемые социальные навыки , 49-72 – адекватные социальные навыки, а баллы в 73-96 показывают эффективные социальные навыки.

Для оценки эмоционального настроя молодых людей использовалась шкала оценки настроения по лицу MFMS [17, 19]. Эмоциональная шкала включает в себя восемь градаций: 1 = скучающий, 2 = грустный, 3 = застенчивый, 4 = расстроенный, 5 = удовлетворённый, 6 = гордый, 7 = счастливый, 8 = возбужденный. Примерный образ каждого настроения, сопровождаемый кратким словесным описанием и числом от 1 до 8, был изображён на листе. Участников просили выбрать картинку и/или слово, которые лучше всего описывают, как они чувствовали себя в начале и конце каждого класса йоги. Затем «бадди» отмечал ответы молодых людей на соответствующей балльной шкале оценки настроения, а также наблюдал за изменением настроения молодых людей, и позже RTGS-наблюдатель записывал показатель настроения, оценивая его с помощью видеозаписи. Каждая из восьми эмоций была оценена от 1 до 8 баллов для анализа данных. При интерпретации оценка от 1 до 4 означает неприятное или отрицательное настроение, оценка 5-6 указывает на приятную или позитивную эмоцию, а оценка 7-8 предполагает удовольствие от активного участия.

Специалист по терапевтической релаксации CTRS использовал описательные заметки, содержащие объективную и субъективную информацию, для записи реакции участников/пациентов на воздействие. RTGS-наблюдатели, которые были назначены каждому участнику, написали всеобъемлющую повествовательную заметку о его прогрессе, чтобы на основе видеозаписей в течение каждого класса йоги обобщить производительность участника на физическом, когнитивном, социально-коммуникативном и поведенческо-эмоциональном уровне функционирования.

Анализ данных

Качественные данные были использованы для описания молодых людей (средняя=10,4 лет) с синдромами спектра аутизма, зафиксированными замером по шкале TSSA. Для оценки социальных навыков молодых людей до и после восьми занятий йогой проводились парные t-тесты, сконструированные на основе общей шкалы TSSA. Тест нормальности распределения Шапиро-Вилка был рекомендован в качестве одного из лучших вариантов для тестирования нормальности, с одной стороны, и с другой стороны, как подходящий при небольших размерах выборки. Именно поэтому данный тест использовался для проверки нормальности распределения в данном исследовании и показал, что распределение наших образцов является нормальным. Четыре подраздела шкалы TSSA, связанные с взаимодействием (например, поддержка, ответ на инициативу и эмоциональное понимание/перспектива), также сравнивались с оценкой социальных навыков молодёжи в каждой области. Результаты считались статистически значимыми при P <0,05.

Оценки настроения по шкале MFMS до и после каждого занятия ставились самим «бадди» и RTGS-наблюдателями. Оценки были введены в расширенный лист следующим образом: 1 = скучающий, 2 = грустный, 3 = застенчивый, 4 = расстроенный, 5 = удовлетворённый, 6 = гордый, 7 = счастливый, 8 = возбужденный и N/A = недостающие данные.

Анализ качественных данных был проведён на основе описательных заметок и сфокусирован на выявлении и интерпретации результатов воздействия программы «Юные воины-йогины» TYW [19]. Все пять RTGS-наблюдателей были проинструктированы документировать результаты каждой сессии, используя форму описательной записки, обеспечивающие как объективные, так и содержательные субъективные данные в отношении уровня познавательной, физической, социальной и эмоциональной/поведенческой функций участников. В итоге 36 завершенных описательных заметок были импортированы в электронную таблицу, в которой каждый ответ был помещен в отдельную колонку, которая, в свою очередь, относилась к одной из пяти областей функционирования.

Анализ проводился в несколько этапов с использованием метода постоянного сравнения для генерации исходных кодов и уточнения кодов при интерпретации возникающих из данных тем, и обеспечения точности [19]. Первое кодирование проводилось непосредственно руководителем исследования, независимо в каждом из двух подходов к чтению и перечитыванию всех 36 описательных заметок по всем 5 участникам исследования, чтобы сформировать первоначальные аналитические суждения о категоризации данных, имеющих отношение к опыту йоги. Предварительные идеи были идентифицированы и категорированы по пяти основным направлениям функции. Вторая попытка кодирования была выполнена в отдельном документе без учёта первого сеанса кодирования. Затем руководитель исследования сравнивал и сопоставлял два отдельно закодированных сводных документа описательных заметок, добавляя или объединяя коды по мере необходимости, чтобы фиксировать суть данных [19]. Этот подход привел к дополнительной реорганизации 15 исходных кодов и 13 кодов из второго сеанса. Эти названные коды были объединены в шесть тем, которые вылились в три основные темы. Руководитель и ведущий RTG-наблюдатель предоставили экспертную оценку выявленных основных трёх тем, чтобы подтвердить, не подтвердить или обновить окончательные темы для повышения точности анализа.

Достоверность

Методологическая триангуляция (комбинирование качественных и количественных методов, получившее название третьего пути, приводящее к соединению преимуществ обоих методологий, и, как следствие, получению более надежных данных – прим. переводчика) была достигнута за счёт использования нескольких источников данных (результаты TSSA, описательные заметки и диаграммы кодирования), чтобы проверить соответствие результатов [20]. Глубина триангулированных данных выявила сложность опыта йоги участника, привнесла достоверность в важные темы и подтвердила подлинность результатов [20]. Эта аутентичность была далее поддержана насыщенностью данных, благодаря которой удалось зафиксировать повторение информации и подтверждение ранее собранных данных у разных респондентов. Наконец, выводы были подтверждены словами и действиями самих участников.

В соответствии с требованиями к исследователю, работающему с методами обработки качественной информации, ведущий исследователь PI имел стаж 31 год в качестве сертифицированного специалиста по терапевтическому отдыху (CTRS), 20-летний опыт работы с ASD и 3 года практики использования йоги для детей с ASD. Пять наблюдателей RTG имели опыт 18 месяцев курсовой работы по связанной с ASD темой и один семестр опыта работы с детьми с ASD.

Результаты

Описательная статистика показала, что по шкале TSSA до занятий йоги 60% участников с ASD классифицировались как обладающие приемлемыми социальными навыками и 40% имели адекватные социальные навыки. Однако после обучения уже 80% молодежи было классифицирована в категории социальных навыков «адекватные» и 20% — «эффективные». Был рассчитан парный образец t-критерия для сравнения суммарного количества предварительных результатов TSSA с оценками после теста. Среднее значение для предварительного теста составляло 49,8 (стандартное отклонение [SD] = 12,63), а среднее значение теста — 64,4 (SD = 13,42). Значительное увеличение по сравнению с предварительными замерами было обнаружено в TSSA (t (4) = -5,744, P = 0,005), что указывает на улучшение социальных навыков после воздействия мандала-йоги (см. Рисунок 1).
Рисунок 1. Значительное улучшение социальных навыков до и после обучения йоге

Для оценки четырех подразделов шкалы TSSA также использовались парные t-тесты. Значительное увеличение было обнаружено при сравнении результатов до и после занятий йоги в разделе инициирование (t (4) = -3,726, P = 0,020), инициирование взаимодействия (t (4) = -8,5, P = 0,039) и эмоциональное понимание и перспектива (t (4) = -5,171 P = 0,007). Эти результаты показали, что молодежь с ASD выиграла от занятий йоги в трёх областях повышения социальных навыков, связанных с развитием позитивных отношений с другими людьми (см. Рисунок 2).
Рисунок 2. Значительное улучшение характеристик ответа на инициативу, инициирование взаимодействия, эмоционального понимания и перспективы до и после занятий йоги.

Описательная статистика по шкале MFMS показала, что 80% молодежи с ASD находилось в хорошем или позитивном настроении перед практикой йоги. Их настроение улучшалось, и настроение всех участников было классифицировано как хорошее или позитивное после занятий. Для анализа влияния программы йоги на изменение настроения до и после практики посредством самооценки, оценки «бадди» и RTG-наблюдателя использовался парный t-тест. Никаких существенных расхождений в самооценке, t (4) = 0,655, P = 0,548; оценке бадди, t (4) = 0,592, P = 0,586; и оценке RTG-наблюдателя, t (4) = -1,559, P = 0,194, не было обнаружено.

Тематический анализ повествовательных заметок молодёжи с ASDвыявил три ключевых фактора, связанных с опытом Мандала-йоги: (а) улучшение настроения и эмоционального выражения, (б) усиление эмпатии и (в) улучшение навыков командной работы.

Приподнятое настроение и эмоциональное выражение

Гарри, Питер и Алан улучшили свое отношение и получение удовольствия от техники «дыхание кита», от нейтрального эффекта до настроения «счастливый» и «энергичный». В течение четвёртой недели изучения поз Гарри заявил: «Я больше не расстроен». Кроме того, Гарри добавил звуковые эффекты к позе, связанные с его настроением. Например, когда он был счастлив, во время позы «собака мордой вниз» он мог повилять хвостом и полаять, с гордостью и радостью смело заявляя о своих позитивных ощущениях. Питер проявил радость и самоуверенность, став лидером группы в течение 4-й недели, когда он начал осваивать балансовые позы баланса и демонстрировать их в группе. Питер был более мотивирован, чтобы попробовать их выполнить дважды и расслабиться во время процесса. Алан показал изменение от фрустрации при изучении поз к любопытству. Он продвинулся от летаргического и скучающего состояния к более заинтересованному и содержательному. Он даже объявил группе, что в позе «суши-ролла» он был «Аланом особенным!».

Возрастающая эмпатия

Питер проявил беспокойство и сочувствие к сверстникам в кругу Мандалы и выразил беспокойство по поводу, что, если бы другие не были вовлечены, Питер побудил бы их выполнять позы вместе с ним и сказал бы своему другу «Молодец!» после того, как они сделали позу вместе. Также, после восьми занятий йоги, Питер начал встречать других участников в дверях и приветствовать их на занятиях. Что касается положительных аффирмаций, Гарри также проявил чуткость по отношению к своим родителям, произнеся громким уверенным голосом: «Мама, папа, брат и сестра, я люблю вас, и буду беречь». Кроме того, Ксавье показал агрессивное проявление фрустрации как реакцию на релаксацию с использованием веса, обплевав и поцарапав «бадди». Однако он вернулся, выразил обеспокоенность случившимся и извинился перед «бадди», заявив: «Мне очень жаль. В следующий раз я постараюсь быть лучше».

Улучшение навыков командной работы

Ксавье и Алан проявили позитивный спортивный дух, «давая пять» («high five») своим партнёрам во время блока пропевания мантры с хлопками. Гарри также продемонстрировал изменения в готовности участвовать в этой инициативе своих сверстников «Дай пять!» и дважды улыбался после завершения позы со своим партнером. Также в кругу мандалы, во время пропевания мантры, он начал хлопать в ладоши, позволяя своему партнёру входить в своё личное пространство. RTG-наблюдатель записал на последнем сеансе йоги, что «Гарри очень уважительно относился к другим в своей группе». Кроме того, Аарон и Стив держали свои руки так, чтобы их хлопали другие участники круга мандалы во время повторения. Патрик продемонстрировал лидерские качества, помогая другим в своей группе изучать разные позы. Он выходил в середину круга и представлял собой модель для всей группы, одновременно подбадривая своим примером всех пробовать.

Обсуждение

В данном исследовании изучалось влияние программы «Юные воины-йогины» (TYW), которая сочетала в себе множество уникальных возможностей для юношей с ASD в плане прикосновений, сотрудничества, творчества, ритмического движения и обогащения лексикона. Результаты показали значительное повышение социальных навыков в целом, и в том числе, в подшкалах, касающихся ответа на инициативу, инициирования взаимодействия, эмоционального понимания и перспективы. Кроме того, была отмечена тенденция к улучшению стабильности позитивного настроения после йоги. Три основных эффекта, доказанные описательными заметками, отражали соответствующие выводы: (a) улучшение настроения и эмоционального выражения, (б) усиление эмпатии и (c) улучшение навыков совместной работы.

Тенденция к улучшению эмоционального выражения и позитивного настроя наблюдалась в результатах анализа шкалы MFMS, а также в повествовательных заметках. На протяжении всего исследования произошло несколько изменений в отношении эмоционального выражения и позитивного настроения. Например, Гарри и Питер улучшили свое отношение и получаемое удовольствие, когда они освоили дыхание кита, перейдя от нейтральных эмоций до энергичного настроения и ощущения счастья. В течение 4-й недели после практики асан Гарри заявил: «Я больше не расшатан». Во время позы собаки, когда он был счастлив, Гарри «вилял хвостом» и лаял. Питер проявил радость и уверенность в себе, став лидером группы в течение 4-й недели, когда он освоил позы баланса и начал демонстрировать их остальным участникам. Алан проявил прогресс в изучении поз от разочарования к любопытству. Он продвинулся от летаргического и скучающего состояния к заинтересованному и удовлетворённому. Он даже объявил группе, что в позе «суши-ролла» он был «Аланом особенным!». Предыдущие исследования Кенни [12], Бехар [3], и Розенблатта и др. [21] также подтверждают положительное влияние музыки, движения, игр, песен, релаксации на существенное улучшение эмоционального выражения, ощущения счастья и снижение депрессивных симптомов соответственно.

Характерной особенностью молодежи с ASD является отсутствие эмоционального взаимообмена [1]. Результаты данного исследования продемонстрировали значительные изменения для всех пяти молодых людей в таких разделах шкалы TSSA, как эмоциональное понимание и учёт перспективы. Они улучшили навык распознавания выражения лица, языка тела и понимание эмоций других людей. Гарри и Питер показали наибольшие достижения в 5 и 6 баллов соответственно. Находкой в анализе качественной информации также была аналогичная тема – эмпатия, т.е. способность к сопереживанию и сочувствию к другим людям. Например, Питер спросил «бадди», будет ли всё в порядке с другими участниками круга Мандалы, если они не участвуют в каких-то заданиях. И хотя Питер, как правило, расстраивался, если его сверстники в кругу Мандалы не участвовали в групповых или партнёрских позах, он проявлял заботу о них, поощряя их держаться за руки. Он сказал своему партнёру «Молодец!». Наши результаты согласуются с исследованиями Радхакришны и др. [14] о том, что дети с ASD могут улучшить свою способность доверять, делиться, проявлять инициативу и отвечать взаимностью.

Одним из самых больших препятствий, с которыми сталкивается молодёжь с ASD, является неспособность устанавливать и поддерживать отношения из-за нарушения социального взаимодействия. Развитие успешных отношений играет ключевую роль в том, чтобы быть частью команды [22]. Программа «Юные воины-йогины» (TYW) предусматривает возможности для тимбилдинга, ориентированного на развитие социальных навыков, через особое внимание к своему телу и акцент на осознанность при построении отношений со сверстниками. Подобные подходы в йоге, такие как «Креативная релаксация» [3] и «Йогатерапия интегрированного движения» [4], продемонстрировали, что специально разработанная программа йоги для ASD может повысить осознанность и возможность взаимодействия со сверстниками. Формат круга командообразующей практики мандала, использованный в данном исследовании, способствовал расширению возможностей к улучшению взаимосвязей между участниками в различных социальных ситуациях. Это создало те основы, из которых в итоге была построена социальная сплоченность, которая, в свою очередь, может потенциально влиять на реальные жизненные ситуации молодых людей с ASD, такие как дружба в школе, формирование отношений с членами семьи и создание навыков, необходимых для функционирования в обществе.

Значительным улучшением, зафиксированным в результате программы, был рост показателя «инициатива взаимодействия с другими людьми», который также способствует навыкам работы в команде, – у всех пяти участников он вырос с 2 до 12 баллов по шкале TSSA. Например, Питер проявил инициативу в том, чтобы держаться за руки со своими партнёрами по кругу во время пропевания Киртан Крии, и в конечном итоге, продолжал как лидер вести свою группу в направлении изменений, которых они достигли в двигательной фазе. Возрастала не только сложность занятия йоги, касающаяся этого блока пропевания мантры, вместе с этим возрастала способность участников в адаптации к усложняющейся социальной ситуации. Исследование Голдберга [11] также подтвердило, что молодёжь с ASD может повысить свою способность выполнять сложные позы в йога-программе, включающей музыку, игру, рассказы и релаксацию. К 4-й неделе Гарри начал контролировать громкость своего голоса, когда попросил «бадди» помочь ему подготовиться к позе «суши-ролла» во время финальной релаксации, а не громко требовать: «Время суши!», как было ранее. Эти результаты согласуются с результатами исследования Радхакришны и др. [14], в котором дети с ASD после двух лет йоги даже приветствовали терапевта с улыбкой, произнося «намасте». Эти аспекты социальной адаптации, получаемые с помощью практики йоги, были рассмотрены Дерари и Бхардваем [23] как необходимые для того, чтобы помочь ребёнку с ASDстать более эффективным помощником для себя самого, семьи и общества.

Общая сложность социального взаимодействия между сверстниками отражает их способность реагировать и отвечать в позитивной манере, чтобы поддерживать отношения с другими людьми. Молодые люди в этом исследовании показали положительное изменение индивидуальных показателей в шкале «ответ на инициативу», в пределах от 4 до 5 баллов. Четверо из пяти участников изменили свой ответ на инициативу, как проявление собственного желания принять приглашение «бадди» присоединиться к ритмичному пропеванию Киртан Крии. Например, на 1-й неделе программы TYW они либо оставались отстранены, либо вовлечены ненадлежащим образом и демонстрировали рассеянное внимание, и в итоге, они смогли хлопать в ладоши со своими партнёрами по кругу в ритме пропевания лишь на 4-й неделе. Кроме того, было отмечено, что Гарри продемонстрировал изменение в желании взаимодействовать со сверстниками в «дай пять!», поскольку после хлопка ладонями он дважды улыбался, завершив практику с партнёром. Он также начал хлопать в ладоши со сверстниками во время пения в кругу мандалы, и даже позволил «бадди» входить в его личное пространство. В аналогичных выводах Кенни [12] и Радхакришна и др. [14] также показали, что дети с ASD улучшают социальные навыки, связанные с пространственными взаимодействиями со сверстниками, посредством участия в комплексных программах йогатерапии.

Хотя результаты данного исследования обнадеживают, необходимо отметить и его ограничения. Это исследование было непродолжительным, с небольшой соответствующей выборкой, поэтому остаётся открытым вопрос, могут ли наши данные об улучшении социальных и эмоциональных навыков быть генерализованы для популяции в целом.

Выводы

Результаты исследования вносят свой вклад в литературу, расширяя знания, накопленные в различных стилях йоги и подходах, которые могут быть использованы для удовлетворения социальных и эмоциональных потребностей молодёжи с ASD [24]. Наши результаты дают предварительные доказательства того, что программа мандала-йоги может способствовать социальному и эмоциональному росту и развитию юношей с ASD. Это может также оказать влияние на их семью, сообщества и учёбу. Дальнейшие исследования мультимодальной сингулярной групповой мандала-йоги среди большего числа молодежи с ASD, с множеством критериев результата и более длительными протоколами воздействия, могли бы удовлетворить заявленную потребность в обеспечении дополнительных и альтернативных средств лечения растущего числа детей с диагнозом ASD [22].

Благодарность

Мы хотели бы поблагодарить Летний лагерь аутизма штата Техас за оборудование, такое как коврики для йоги, карты йоги, папки йоги и трассировочные листы. Мы также хотели бы поблагодарить всех детей и их семьи за участие в исследовании.

Финансовая поддержка и спонсорство

Это исследование было финансово поддержано Летним лагерем аутизма штата Техас.

Список используемой литературы

1. American Psychiatric Association. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders. Text revision (DSM-V. 5th ed. Washington (DC): American Psychiatric Publishing; 2013.
2. Centers for Disease Control and Prevention. Autism Spectrum Disorder Data and Statistics. Available from: https://www.cdc.gov/ncbddd/autism/data.html. [Last accessed on 2017 Apr 21].
3. Behar M. Yoga therapy for autistic children.2006. Retrieved from http://www.peacefulpathwaysyoga.com/pdfs/Yoga-Therapyfor- Autistic-Children-by-Miriam-Behar.pdf. [Last accessed on 2017 Apr 21].
4. Heasley S. Yoga May Improve Behavior in Kids with Autism. Available from: http://www.disabiityscoop.com/2012/10/15/yoga-improve-autism/16647/. [Last accessed on 2017 Apr 21].
5. Koenig KP, Buckley-Reen A, Garg S. Efficacy of the Get Ready to Learn yoga program among children with autism spectrum disorders: A pretest-posttest control group design. Am J Occup Ther 2012;66:538-46.
[PUBMED]
6. Koterba R. Superbrain yoga in children with autism and ADHD. Winter: Prana World; 2007. p. 14-7.
7. Peck HL, Kehle TJ, Bray MA, Theodore LA. Yoga as an intervention for children with attention problems. Sch Psych Rev 2005;34:415-24.
8. Porter J. Yoga as an effective behavioral intervention for children diagnosed with autism spectrum disorder. Grad Annu 2013;9:25-30.
9. Scroggins ML, Litchke LG, Liu T. Effects of multisensory yoga on behavior in a male child with Apert and Asperger syndrome. Int J Yoga 2016;9:81-4.
[PUBMED]  [Full text]
10. See CM. The use of music and movement therapy to modify behavior of children with autism. J Soc Sci Hum 2012;20:1105-16.
11. Goldberg L. Creative relaxation SM: A yoga-based program for regular and exceptional student education. Int J Yoga Ther 2004;14:68-78.
12. Kenny M. Integrated movement therapy: Yoga-based therapy as a viable and effective intervention for autism spectrum and related disorders. Int J Yoga Ther 2002;12:71-9.
13. Radhakrishna S. Application of integrated yoga therapy to increase imitation skills in children with autism spectrum disorder. Int J Yoga 2010;3:26-30.
[PUBMED]  [Full text]
14. Radhakrishna S, Nagarathna R, Nagendra HR. Integrated approach to yoga therapy and autism spectrum disorders. J Ayurveda Integr Med 2010;1:120-4.
[PUBMED]  [Full text]
15. Ehleringer J. Yoga for children on the autism spectrum. Int J Yoga Ther 2010;20:131-9.
16. Stone W, Ruble L, Coonrod E, Hepburn S, Pennington M, Burnette C, et al. Treatment and research institute for autism spectrum disorders social skills assessment manual. Nashville (TN): Vanderbilt Kennedy Center; 2010.
17. Khalsa SB, Hickey-Schultz L, Cohen D, Steiner N, Cope S. Evaluation of the mental health benefits of yoga in a secondary school: A preliminary randomized controlled trial. J Behav Health Serv Res 2012;39:80-90.
[PUBMED]
18. Cheng M. Ottowa mood scales. Available from: http://www.drcheng.ca. [Last accessed on 2017 Apr 21].
19. Lincoln Y, Guba E. Naturalistic Inquiry. Beverly Hills (CA): Sage; 1985.
20. Patton MQ. Qualitative Evaluation and Research Methods. 3rd ed. Thousand Oaks (CA): Sage; 2002.
21. Rosenblatt LE, Gorantla S, Torres JA, Yarmush RS, Rao S, Park ER, et al. Relaxation response-based yoga improves functioning in young children with autism: A pilot study. J Altern Complement Med 2011;17:1029-35.
[PUBMED]
22. Autism Speaks. What are the Symptoms of Autism? Available from: https://www.autismspeaks.org/what-autism/symptoms. [Last accessed on 2017 Apr 21].
23. Deorari M, Bhardwaj I. Effect of yogic intervention on autism spectrum disorder. Yoga Mimamsa 2014;46:381-4.
24. Gwynette MF, Warren NJ, Warthen J, Trulsova JS, Ross CP, Snook CA. Yoga as an Intervention for Patients with Autism Spectrum Disorder: Review of the Evidence and Future Directions. Autism Open Access. Available from: http://www.dx.doi.org/10.4172/2165=7890.1000155. [Last accessed on 2017 Apr 21].

 

Оригинал статьи здесь.

Поделиться:

Читайте также:

scarpe hogan outlet scarpe hogan outlet scarpe hogan outlet scarpe hogan outlet scarpe hogan outlet scarpe hogan outlet louboutin pas cher louboutin pas cher louboutin pas cher louboutin pas cher louboutin pas cher louboutin pas cher barbour pas cher barbour pas cher barbour pas cher barbour pas cher barbour pas cher golden goose saldi golden goose saldi golden goose saldi golden goose saldi golden goose saldi