Йога и альтернативная терапия психических расстройств

Авторы: Shiv GautamAkhilesh Jain,1 Arun V. Marwale,2 and Anita GautamIndian J Psychiatry. 2020 Jan; 62(Suppl 2): S272–S279.

Перевод с английского: Анна Яблонская (Москва)

Мнение редакции сайта может не совпадать с мнением авторов статьи

ВВЕДЕНИЕ

Спрос на дополнительные и альтернативные методы лечения (CAM) растет с течением времени. В некоторых исследованиях сообщалось, что до 56% пациентов с депрессией использовали методы CAM, в то время как они применялись при других психических расстройствах с традиционным лечением или без него.

В древней Индии и до средневековья, до британского правления в Индии, йога и аюрведа были науками о здоровье и болезнях. Современная медицина, описанная в британский период, постепенно вытеснила эти науки в Индии. Другими словами, в старину йога и аюрведа практиковались как образ жизни.

Хотя йога уходит корнями в ведические писания и Упанишады, еще за 100 лет до нашей эры Патанджали подчеркивал различные аспекты йогических практик, и отстаивал их роль в повседневной практике, а также в здоровом образе жизни. Ученый-мудрец Патанджали в своих «Йога-сутрах» (4) описал Аштанга-йогу, означающую восьмиступенчатый путь йоги и то, как его следует практиковать, чтобы вести здоровый образ жизни и предотвращать болезни.

Считается, что йога — это духовная наука, отчасти это правда, но последние достижения доказали, что мы не только достигаем идеального состояния психофизиологического здоровья с помощью практики йоги, она помогает в улучшении духовного статуса человека и оптимальном функционировании тела и ума.

Йога, описанная в Чарака-Самхите, как терапия использовалась с 1400 г. до н.э., и с тех пор пользуется популярностью в Индии. Йога как терапия приобрела свой статус в Индии и во всем мире после сообщений о преимуществах регулярной практики снижения стресса, регулирования эмоций, улучшения настроения, общего самочувствия и когнитивных функций. Поле пранаямы была доказана для респираторной и когнитивной деятельности, в то время как асаны йоги оказывают влияние на физическую гибкость, мышечную силу и нервно-мышечную работоспособность.

В области здравоохранения в последнее время особое внимание уделяется исследованиям йога-терапии при различных состояниях, включая психические расстройства [Таблица 1]. В области психического здоровья основное внимание уделяется исследованиям депрессивных расстройств и тревожных состояний с подтвержденными отчетами о её полезности. Исследования также сосредоточены на посттравматических стрессовых расстройствах и расстройствах, связанных с употреблением психоактивных веществ. Некоторые исследования её полезности были проведены при расстройствах дефицита внимания, аутизме и обсессивно-компульсивных расстройствах. В некоторых местах йога-терапия используется в качестве дополнительной терапии. Она также работает как профилактическая терапия, когда пациенты имеют высокий риск психических расстройств.

Таблица 1. Доказательная база эффективности йоги при большом депрессивном расстройстве

Терапия Техники Доказательная база
Йога

Аштанга Йога

«1. Яма, 2. Нияма, вместе они помогают человеку в саморегуляции, 3. Асана,

4. Пранаяма, 5. Пратьяхара, 6. Дхарана,

7. Дхьяна, 8. Самадхи».

Кумар и др. (1993) сообщили, что йога значительно превосходит MDD в RCTs Шарма и др. 2005, сообщили Айенгара йога

монотерапия значительно превосходит лечение MDD в RCT; 2 группы

медитации Сахаджа-йоги, как сообщается, превосходит в 2-х RCTs в 8-недельном испытании

Вулери и др., 2004, сообщили, что йога значительно превосходит в снижении депрессии

Кришнамурти и Теллес, 2007, сообщили в RCT; 3 группы монотерапия йогой к аюрведическим лекарствам и контрольная группа

Йогические дисциплины:

Карма-йога (участие в действии)

Бхакти-йога (преданность)

Гьяна-йога (обретение знаний и мудрости, чтобы понять и прожить настоящую жизнь и жизнь после)

Хатха-йога (которая в основном занимается йогическими асанами)

Мантра-йога (очарование определенной рифмы, которая подходит человеку, которого гуру обычно обучает для достижения более высокого уровня сознания, с использованием звуковых вибраций)

Лайя-йога (пение индивидуально или в группе для достижения единения с душой и достижения трансцендентности)

Раджа-йога (которая в первую очередь имеет дело с физической и умственной чистотой — шуддхи)

Различные виды йоги

Айенгар

Кундалини

Виньяса

Аштанга

Крипалу

Сиддхи Самадхи йога

Хатха

Дородовая

Интегрированная

 

MDD – большое депрессивное расстройство; RCTs – рандомизированные контролируемые испытания

ЙОГА

Йога на самом деле означает, что наш разум и тело работают вместе в гармонии, и мы достигаем покоя. Некоторые авторы высказывают идею о гармонии разума, тела и духа вместе; однако понятие духа не так широко используется в современной медицине, и практика йоги не противоречит личным убеждениям людей.

Йогические практики включают пранаяму, которая является практикой контроля и регулирования своего дыхания особым описанным образом, и медитацию, которая представляет собой практику концентрации мысли на определенной фигуре или повторения духовных рифм, повторяющихся для достижения более высокого уровня сознания. Асаны, физическая активность группы мышц в определенных позах и концентрация на себе при размышлении о себе, также описаны в йогических техниках.

Йога-терапия или йога-чикитса лечит человека, через понимание первопричины болезни и прописывая определенные техники йоги. Она показана для отдельных лиц, семей и на рабочем месте. Например, если кому-то поставлен диагноз тревожные расстройства, ему/ей рекомендуют пранаяму (дыхательные техники), асаны (успокаивающие позы) и методы медитации или техники внимательности, чтобы изменить его/её образ жизни, что принесет ему/ей пользу, и не вызовет никаких побочных эффектов. Йогическая концепция говорит о крепком здоровье, и подчеркивает цель самореализации и благополучия.

Аштанга-йога, восьмиступенчатый путь йоги, включает:

  1. Яма (удержание себя от многих действий, которые не одобряются социальными нормами, и которые ведут к нездоровому образу жизни, как описано в йогической традиции)
  2. Нияма (соблюдение дисциплины)
  3. Асаны (физическая активность группы мышц в определенных позах и концентрация на себе)
  4. Пранаяма (практика контроля и регулирования однократного дыхания особым описанным образом)
  5. Пратьяхара (отказ от многих удовольствий и жизненных привычек)
  6. Дхарана (однократное сосредоточение внимания на определенной мысли или деятельности)
  7. Дхьяна (сосредоточение мысли на определенной фигуре или повторение духовных рифм многократно для достижения более высокого уровня сознания)
  8. Самадхи (блаженное состояние сознания, когда человек достигает полного спокойствия и испытывает чувство единства с космосом). Первые пять составляющих связаны с регулированием «Я» и внешнего мира, в то время как последние три управляют внутренним «Я», которые Патанджали описал как бахиранга (внешняя) и антаранга (внутренняя) практики, которые могут работать в согласии друг с другом или параллельно.

Йогические дисциплины, описанные в Упанишадах

  1. Карма-йога (участие в действии)
  2. Бхакти-йога (преданность)
  3. Гьяна — йога (обретение знаний и мудрости, чтобы понять и прожить настоящую жизнь и жизнь после)
  4. Хатха-йога (которая в основном занимается йогическими асанами)
  5. Мантра-йога (очарование определенной рифмы, которая подходит человеку, которого гуру обычно обучает для достижения более высокого уровня сознания, с использованием звуковых вибраций)
  6. Лайя-йога (пение индивидуально или в группе для достижения единения с душой и достижения трансцендентности)
  7. Раджа-йога (которая в первую очередь имеет дело с физической и умственной чистотой — шуддхи).

Считается, что каждая из них помогает человеку в самореализации и самоактуализации.

В современной практике большинство людей используют техники хатха-йоги и молитвы при определенных расстройствах тела и ума. В аюрведической традиции обычно предписываются шаткармы (шесть действий — нети, дхаути, басти, наули, капалабхати и тратака). Некоторые авторы добавили к этим методам сбалансированную диету (митахара) и отказ от насилия (ахимса).

  • Айенгар — особое внимание уделяется удержанию правильного положения тела, даже у менее гибких учащихся. Легкодоступная практика. Подготовка учителей носит более формальный и точный характер, чем подготовка по другим дисциплинам
  • Кундалини – акцент на дыхательных техниках, больше внимания уделяется духовным аспектам. Подходит для физически здоровых студентов
  • Виньяса — текучий, плавный стиль, включающий непрерывное движение между позами с координированным дыханием. Большинство классов ориентированы на здоровых, физически способных учеников
  • Аштанга — ученики быстро и плавно переходят из одной позы в другую в этой энергичной школе йоги. Рекомендуется для более спортивных студентов
  • Крипалу — аналогично психотерапии; она включает в себя эмоциональные и духовные аспекты. Дыхание и позы объединяются в классы, которые могут быть физически сложными
  • Сиддхи самадхи йога — менее физически сфокусированный стиль, который сочетает в себе медитацию и дыхательные техники в коротких последовательностях
  • Хатха — базовый стиль для начинающих, включающий позы, в отличие от дыхательных упражнений или медитации. Описанные, как не очень сложные позы
  • Дородовая – включает позы и релаксационные/дыхательные техники, основанные на мягкой, хатха-йоги форме
  • Интегрированная — сочетание физических поз, дыхательных упражнений и медитации.

Данные об использовании йоги в лечении основных депрессивных расстройств были представлены канадской сетью по лечению настроения и тревоги в качестве дополнительного лечения тревоги и депрессивного расстройства.

МЕДИТАЦИЯ

Производное от санскритского слова «дхьяна», медитация — это концентрация мысли на определенной фигуре или повторение духовных рифм для достижения более высокого уровня сознания и созерцания мыслей внутри.

Техники медитации

  • Концентрация
  • Мантра
  • Ходьба

Техники медитации

Медитация — это подход к тренировке ума, и существует множество техник медитации, так как же нам подобрать правильную технику? В очень широком смысле [Таблица 2], методы медитации могут включать в себя концентрацию (сосредоточение на одной точке) и методы, предполагающие внимательность (наблюдение за блуждающими мыслями).

Таблица 2. Доказательная база медитации

Терапия Техники Доказательная база
Медитация

Концентрация

Сосредоточение внимания на божестве, изображении, слоге ОМ или простой точке.

Заявления наблюдений без RCT.

 

Мантра

Эта техника медитации занимает около

5-20 мин или даже дольше.

Ходьба

Пройдите 10-15 шагов вперед и назад в относительно спокойном месте.

Пройдите 10-15 шагов по выбранной вами дорожке, а затем сделайте паузу и дышите столько, сколько захотите. Когда будете готовы, развернитесь и вернитесь в противоположном направлении к другому концу дорожки, где вы можете остановиться и снова подышать.

Во время ходьбы сосредоточьтесь на своем дыхании и движениях ступней и ног, а также на контакте ступней с землей.

Сконцентрируйтесь на всех ощущениях через свои органы чувств.

 

RCTs — рандомизированные контролируемые испытания

Сосредоточенное дыхание

В последнее время техника внимательности привлекает внимание как комплексный подход при шизофрении, большом депрессивном расстройстве и биполярном расстройстве. Самый простой способ сделать осознанное дыхание — просто сосредоточить внимание на дыхании, вдохе и выдохе. Основной метод — сосредоточить внимание на собственном дыхании — эта практика называется просто «осознанным дыханием». Время, необходимое для осознанного дыхания, составляет 15 минут в день в течение как минимум недели. Осознанное дыхание — хорошее противоядие от беспокойства и тревожности, а также хороший способ расслабиться: концентрация на дыхании положительно влияет на всё физическое и психическое состояние.

Это можно делать стоя, но в идеале сидя или даже лежа в удобном положении. Иногда, пытаясь успокоиться в стрессовый момент, можно начать с увеличенного вдоха: глубокий вдох через ноздри (3 с), задержка дыхания (2 с) и длинный выдох через рот (4 с).

Дыхательная практика, также известная как «диафрагмальное дыхание» или «глубокое дыхание», определяется как комплексная тренировка тела и ума для борьбы со стрессом и психосоматическими состояниями. Диафрагмальное дыхание включает сокращение диафрагмы, расширение живота и углубление вдоха и выдоха, что в конечном итоге снижает частоту дыхания и увеличивает количество газов крови.

Сосредоточенная медитация

Это техника, с помощью которой вы направляете свое внимание на что-то.

  • Изображение или статуя божества
  • Универсальный принцип, такой как сострадание или прощение
  • Или слог ОМ, известная индуистская мантра

Мантра

Мантра-йога — это завораживающая рифма, которая подходит человеку, которого гуру обычно обучает для достижения более высокого уровня сознания. Она использует звуковые вибрации. Мантру обычно дает гуру/учитель ученику.

Эта техника медитации займет около 5–20 минут или даже дольше. Выберите мантру, которую вы будете повторять, сядьте на стул или на пол, или в положение, одинаково выровненное с естественными изгибами позвоночника, и расслабьтесь. Закройте глаза и сделайте несколько медленных глубоких вдохов, чтобы полностью расслабить дыхание. Медленно повторяйте мантру, концентрируясь на ее звуке. Повторяйте это в унисон с естественным ритмом дыхания в течение следующих 3–5 минут. Беззвучно повторяйте мантру, двигая только губами в течение нескольких минут.

Мантра медитация также приводит к расслаблению ума и тела, и снижает психологический стресс.

Ходьба

Сообщалось о полезности ходьбы при тревоге и депрессии. Рекомендуется быстрая ходьба 4 км/день не менее 5 дней в неделю на открытом воздухе. Человек должен сконцентрироваться на своем дыхании и сделать как можно более глубокий вдох, это оказывает расслабляющее действие на тело и ум.

Техники

  1. Пройдите 10–15 шагов вперед и назад в относительно спокойном месте.
  2. Пройдите 10-15 шагов по выбранной вами дорожке, а затем сделайте паузу и дышите столько, сколько захотите. Когда будете готовы, развернитесь и вернитесь в противоположном направлении к другому концу дорожки, где вы можете остановиться и снова подышать.
  3. Во время ходьбы сконцентрируйтесь на своем дыхании, движениях ступней и ног и касании ступней земли. Сконцентрируйтесь на всех ощущениях через органы чувств.

Трансцендентальная медитация

Бхавати Дхьяна, также известная как трансцендентальная медитация (ТМ), была древним методом медитации, который был предложен Махариши Махеш Йоги в западном мире. Он происходит из ведической традиции. Теория ТМ основана на предположении, что при регулярной практике ТМ стимулирует нейрофизиологический рост человека, и приводит к более высокому состоянию сознания. Школа ТМ утверждает, что ее практика не только улучшает психологический статус человека, но также приводит к общим изменениям в его окружении. Исследования ТМ проводились в основном группой ученых ТМ по психологическим и биологическим параметрам [Таблица 3].

Таблица 3. Доказательная база — Трансцендентальная медитация

Терапия Техники Доказательная база
Трансцендентальная медитация Основаны на мантрах, состоящих из семи шагов

Значительное снижение уровня стресса и эмоционального выгорания было отмечено у 40 школьных учителей при их оценке влияния ТМ на психологическое истощение и эмоциональное выгорание.

Комплексный метаанализ RCTs по ТМ показал, что ТМ является эффективным и альтернативным лечением для людей с высоким уровнем тревожности.

О значительном улучшении симптомов ADHD сообщалось в экспериментальном исследовании с использованием ТМ у студентов 11-14 лет.

В ходе неконтролируемого экспериментального исследования было установлено, что ТМ является эффективным средством лечения PTSD.

ТМ — трансцендентальная медитация; RCTs — рандомизированные контролируемые испытания; ADHD — синдром дефицита внимания и иперактивности; PTSD — посттравматическое стрессовое расстройство

Раджа-йога

Санскритское слово «юдж» является источником мировой йоги, что означает союз или соединение. Это методы трансформации сознания, ведущие к достижению освобождения (мокши) из круга кармы. Карма — это то, что мы делаем в повседневной жизни, и предполагается, что на основе результатов нашей кармы у нас есть перерождение (Пунарджанма). Раджа-йога включает в себя практику асан, пранаяму и самадхи. Раджа-йога считается высшей или высшей формой йоги, которая дает человеку возможность управлять собой. В медитации раджа-йоги нет ритуалов, и ее можно практиковать в любое время в любом месте. Её практикуют с открытыми или закрытыми глазами, сидя на полу или на стуле, скрестив ноги, что делает её простой и легкой. Сообщается, что она положительно влияет на нервную систему, иммунную систему, систему кровообращения, дыхательную систему, эндокринную систему и пищеварительную систему, а также обладает антиоксидантными свойствами и полезна при лечении и профилактике различных заболеваний нервной системы, сердечно-сосудистой системы, психосоматических и болевых расстройств [Таблица 4].

Таблица 4. Доказательная база Раджа-йоги

Терапия Техники Доказательная база
Раджа-йога Раджа-йога практикуется с открытыми или закрытыми глазами, сидя, скрестив ноги, на земле или на стуле.

Положительное воздействие на нервную систему, иммунную систему, систему кровообращения, дыхательную систему, эндокринную систему и пищеварительную систему, также имеет антиоксидантные свойства и полезно при лечении и профилактике различных расстройств нервной системы, сердечно-сосудистой системы, психосоматических и болевых расстройств.

Заявления наблюдений без RCT.

 

RCTs — рандомизированные контролируемые испытания

Раджа-йога

  • Духовная медитация (раджа-йога)
  • Применение духовности в повседневной жизни — это прикладная духовность
  • Применение божественного знания
  • О вечной мировой драме
  • О законе кармы
  • О самопреобразовании для преобразования мира

 

Взаимосвязь на макроуровне

 

Состояние сознания

 

Медитация Раджа-йоги

Четыре шага:

  • Визуализация души, высшей души, основных атрибутов, отношений
  • Осознание переживания каждого атрибута, сладость различных отношений с Богом
  • Наполнение каждого атрибута душевной энергии
  • Распространение совместного использования атрибутов с другими душами в мире

Прекша Дхьяна

Прекша означает смотреть в себя бдительно и глубоко. Практикующие Прекша-дхьяну вовлекают свой ум, чтобы полностью осознать внутренние и неотъемлемые явления сознания. Свас Прекша означает наблюдение за дыханием, и техники подобные пранаяме, когда человек следует за вдохом и выдохом с полной концентрацией на дыхании. Аналогичным образом, другие эксперименты, проведенные Ачарьей Махапрагьей, основателем этой техники, с которой автор тесно работал почти 30 лет, включают «Звенящую Прекшу» — воображение синего, желтого и белого цветов в районе лба и внутри лобной части мозга для достижения различных состояний сознания и лечения различных расстройств. Впоследствии она также включает в себя созерцание мыслей и техники концентрации [Таблица 5].

Таблица 5. Доказательная база Прекша Дхьяны

Терапия Техники Доказательная база
Прекша Дхьяна

Терапевтические стратегии

Йогические физические упражнения

Йогические асаны

Пранаяма

Кайотсарг

Дхьяна

Анупрекша

Лешья Дхьяна

Прекша-дхьяна улучшает внимание и концентрацию

Снижены показатели тревожности и депрессии у практикующих Прекша-дхьяну

Открытое интервенционное исследование

Джайн Вишва Бхарти Ладну

Применение йоги, Прекша медитации (ПМ) в качестве терапевтического вмешательства, использует многочисленные психофизиологические преимущества составляющих практик. ПМ — это вид медитации, основанный на теории восприятия. Йога, практика ПМ положительно влияет на приспособление, поведение и самосознание. «ПМ» — это особый тип медитации, предложенный Ачарьей Махапрагьей, джайнским монахом (1978), как лекарство для человечества, страдающего от таких состояний, как стресс, напряжение, разочарование, депрессия и плохое здоровье. Хотя в основном это практика внимательности, ПM также имеет элемент концентрации. Она направлена на пробуждение собственного разума, что приводит к изменениям мироощущения, личности, поведения и эмоций. Она состоит из восьми компонентов. Они используются в различных комбинациях, например, кайотсарг (расслабление), антарьятра  (внутреннее путешествие), сваспрекша (восприятие дыхания), шарирпрекша (восприятие тела), чайтаньякендрапрекша (восприятие психических центров), лешьядхьяна (восприятие цветов психических центров), анупрекша (созерцание) и бхавана (положительные чувства).

Буддийская психология

Медитация прозрения представляет собой методологию буддийской психологии и буддийской психотерапии.

Объект медитации — это собственное сознание и умственные факторы.

Буддийские методы

  1. Медитация концентрации (Саматха Бхавана)
  2. Медитация прозрения (Випассана Бхавана).

Медитация концентрации

  • Медитация концентрации включает в себя фокусирование нашего внимания на одном объекте
  • Она используется как подготовка к медитации прозрения

Медитация прозрения

Медитация прозрения включает в себя эмпирическое наблюдение ума и тела (Нама Рупа) через модус непостоянства, страдания и отсутствия «я».

Випассана

Что означает «Випассана»?

«Випассана» — слово на пали, которое означает «прозрение», «видеть вещи такими, какие они есть на самом деле».

Что такое медитация випассаны?

Это метод умственной тренировки, посредством которого систематический процесс самонаблюдения приводит к повышению осознанности, самоконтролю и настоящему спокойствию.

Техники випассаны

Випассана – очень давняя техника медитации, которая берет свое начало со времен Будды, по свидетельствам, вновь открытая 2500 лет назад, и является частью буддийской психологии, что означает видеть вещи такими, какие они есть на самом деле. Это техника самонаблюдения, концентрации и самосознания посредством медитации. Практикующие Випассану уделяют полное внимание физическим ощущениям, которые непрерывно взаимодействуют с умом и телом [Таблица 6].

Таблица 6. Доказательная база Випассаны

Терапия Техники Доказательная база
Випассана

1. Анапанасати

2. Випассана

3. Метта-бхавана

Сообщается, что полезна при тревоге и депрессии

Снижение стресса

Некоторые исследования Чохани и др., ни одно RCT не доступно, не рекомендуется для замкнутых пациентов с шизофренией/депрессией

Заявления наблюдений без RCT

RCTs — рандомизированные контролируемые испытания

Медитация прозрения состоит из трех частей:

  1. Анапанасати (внимательность к дыханию)
  2. Випассана (медитация прозрения)
  3. Метта-бхавана (всеобщая любовь и сострадание).

ПРАНАЯМА

Пранаяма — это форма дыхательных упражнений, которые управляют дыханием. Она действует как динамический мост между телом и разумом. Включает три основных этапа: «пурака» (вдох), «кумбхака» (задержка) и «речака» (выдох). Эти этапы регулируются особым образом. Махариши Патанджали описал это как важный ингредиент Аштанга-йоги, который гораздо важнее йога асан для поддержания крепкого здоровья.

«Пранаяма Садхана — задержка дыхания = кумбхак → вдох (пурак) → пауза (кумбхак) → выдох (речак) → пауза (кумбхак). Практика пранаямы — это практика кумбхак, практика кумбхак требует практики пурак и речак, практика пурак и речак легка и эффективна. Практика кумбхак трудна и опасна, если не практикуется должным образом».

СУДАРШАН КРИЙЯ

Сударшан крийя йога берет свое начало от Бхастрика пранаямы, описанной в йогической традиции. Она включает в себя циклическую контролируемую дыхательную практику и, как сообщается, полезна для облегчения депрессии. Она привлекла внимание многих исследователей, которые доказали её полезность в снижении тревожности, депрессии, алкогольной и табачной зависимости. Техника включает в себя уджайи (победоносное дыхание), бхастрику (дыхание «кузнечных мехов») и повторение Ом.

Термин Сударшан крийя в переводе с санскрита означает «правильное видение посредством очищающего действия».

Это продвинутая форма ритмичного, циклического дыхания с медленными, средними и быстрыми циклами.

Эта практика, как сообщается, снижает уровень лактата в крови и улучшает антиоксидантный статус [табл.7].

Таблица 7. Доказательная база Сударшан Крийи

Терапия Техники Доказательная база
Сударшан Крийя

Уджайи (победоносное дыхание)

Бхастрика

Пение Ом

Джанакирамайя и др., 2000, сообщили о значительном снижении показателей HDRS и BDI при использовании Сударшан крийи

Рохини и др., 2000, сообщили о частичной ремиссии депрессии в Сударшан крийя группе

BDI — реестр депрессии Бека; HDRS — шкала оценки депрессии Гамильтона

Другие альтернативные методы лечения, которые практикуются в восточном мире, включают Рейки, праническое исцеление и внимательность/йогу внимательности. Научные исследования этих методов немногочисленны и нуждаются в оценке на пациентах с различными психологическими расстройствами, что является потребностью дня.

Выводы, основанные на фактах

Систематические исследования в этой области все еще недостаточны: обзор йоги как терапии депрессии и тревожных расстройств в 2005 году показал, что доказательств недостаточно, чтобы дать какие-либо конкретные рекомендации. К счастью, в последние несколько лет наблюдается экспоненциальный рост исследований йоги при психических расстройствах, а недавние обзоры подтверждают, что йога является эффективной стратегией лечения большой депрессии и психоза. В большинстве исследований вмешательства йоги использовались в качестве дополнения к традиционным подходам к лечению, хотя некоторые из них апробировали модули на основе йоги в качестве единственной терапии депрессии и тревожных расстройств.

Среди методов САМ, используемых для лечения депрессии, йога является одним из методов, широко используемых во всем мире. Систематический обзор показал, что йога может быть привлекательной альтернативой или хорошим способом дополнить существующие стратегии лечения депрессии. В обзоре также описаны вероятные биологические, психологические и поведенческие механизмы, с помощью которых йога может влиять на депрессию.

Большое депрессивное расстройство

Йога продемонстрировала значительное улучшение при депрессии в качестве дополнения к антидепрессантам в различных исследованиях. Другими преимуществами йоги при депрессии являются снижение тревожности, поведенческая активация и неосуждающий аспект внимательности. Шахиди и др. показали значительное улучшение депрессии и удовлетворенности жизнью у пожилых депрессивных женщин по сравнению с контрольной группой TAU, но не по сравнению с группой PE. Исследование, проведенное Децило и др., показало значительное улучшение депрессии среди пациентов с посттравматическим стрессовым расстройством. Дыхательные вмешательства отдельно и в сочетании с экспозиционной терапией в реальных жизненных ситуациях были полезны в улучшении симптомов.

Механизмы, с помощью которых йога улучшает депрессию, включают позитивный разговор с самим собой и самопринятие. Это уменьшает негативное мышление, повышает уверенность в себе и помогает в более адаптивном мышлении. Другие возможные механизмы включают увеличение нейромедиатора гамма-аминомасляной кислоты в головном мозге, улучшают сон, уменьшают размышления и способствуют поведенческой активации.

Для борьбы с депрессией и тревогой использовались специальные виды йоги, к которым относятся: Шавасана, Пранаяма, Сударшан Крийя, Прекша Дхьяна, Випассана, трансцендентальная медитация и Раджа-йога. Доказательная база по другим методам альтернативной терапии была повествовательной и описательной в лечении психических расстройств. Полезность этих методов нуждается в дальнейшем исследовании в контролируемых испытаниях. Однако в настоящее время они могут быть рекомендованы в качестве вспомогательной терапии.

Финансовая поддержка и спонсорство

Ноль.

Конфликт интересов

Нет конфликта интересов.

Рекомендуемая литература

1. Rhodes A, Spinazzola J, van der Kolk B. Yoga for adult women with chronic PTSD: A long-term follow-up study. J Altern Complement Med. 2016;22:189–96. [PubMed[Google Scholar]
2. Balasubramaniam M, Telles S, Doraiswamy PM. Yoga on our minds: A systematic review of yoga for neuropsychiatric disorders. Front Psychiatry. 2012;3:117. [PMC free article] [PubMed[Google Scholar]
3. Beaubrun G, Gray GE. A review of herbal medicines for psychiatric disorders. Psychiatr Serv. 2000;51:1130–4. [PubMed[Google Scholar]
4. Brown RP, Gerbarg PL. Sudarshan Kriya yogic breathing in the treatment of stress, anxiety, and depression: Part I-neurophysiologic model. J Altern Complement Med. 2005;11:189–201. [PubMed[Google Scholar]
5. Bryant FB, Veroff J. Savoring: A New Model of Positive Experience. Lawrence Erlbaum Associates. 2006 [Google Scholar]
6. Büssing A, Khalsa SB, Michalsen A, Sherman KJ, Telles S. Yoga as a therapeutic intervention. Evid Based Complement Alternat Med. 2012;2012:174291. [PMC free article] [PubMed[Google Scholar]
7. Butler LD, Waelde LC, Hastings TA, Chen XH, Symons B, Marshall J, et al. Meditation with yoga, group therapy with hypnosis, and psychoeducation for long-term depressed mood: A randomized pilot trial. J Clin Psychol. 2008;64:806–20. [PubMed[Google Scholar]
8. Vorkapic CF, Rangé B. Reducing the symptomatology of panic disorder: The effects of a yoga program alone and in combination with cognitive-behavioral therapy. Front Psychiatry. 2014;5:177. [PMC free article] [PubMed[Google Scholar]
9. Cabral P, Meyer HB, Ames D. Effectiveness of yoga therapy as a complementary treatment for major psychiatric disorders: A meta-analysis. Prim Care Companion CNS Disord. 2011:13. pii: PCC.10r01068. [PMC free article] [PubMed[Google Scholar]
10. Canter PH. The therapeutic effects of meditation. BMJ. 2003;326:1049–50. [PMC free article] [PubMed[Google Scholar]
11. Chadwick P, Kaur H, Swelam M, Ross S, Ellett L. Experience of mindfulness in people with bipolar disorder: A qualitative study. Psychother Res. 2011;21:277–85. [PubMed[Google Scholar]
12. Costa A, Barnhofer T. Turning towards or turning away: A comparison of mindfulness meditation and guided imagery relaxation in patients with acute depression. Behav Cogn Psychother. 2016;44:410–9. [PubMed[Google Scholar]
13. Cramer H, Lauche R, Haller H, Dobos G. A systematic review and meta-analysis of yoga for low back pain. Clin J Pain. 2013;29:450–60. [PubMed[Google Scholar]
14. Cramer H, Lauche R, Haller H, Steckhan N, Michalsen A, Dobos G. Effects of yoga on cardiovascular disease risk factors: A systematic review and meta-analysis. Int J Cardiol. 2014;173:170–83. [PubMed[Google Scholar]
15. da Silva TL, Ravindran LN, Ravindran AV. Yoga in the treatment of mood and anxiety disorders: A review. Asian J Psychiatr. 2009;2:6–16. [PubMed[Google Scholar]
16. Dahl CJ, Lutz A, Davidson RJ. Reconstructing and deconstructing the self: Cognitive mechanisms in meditation practice. Trends Cogn Sci. 2015;19:515–23. [PMC free article] [PubMed[Google Scholar]
17. Descilo T, Vedamurtachar A, Gerbarg PL, Nagaraja D, Gangadhar BN, Damodaran B, et al. Effects of a yoga breath intervention alone and in combination with an exposure therapy for post-traumatic stress disorder and depression in survivors of the 2004 South-East Asia tsunami. Acta Psychiatr Scand. 2010;121:289–300. [PubMed[Google Scholar]
18. Devi NJ, Singh TB, Subramanya P. Effect of yoga on depression and quality of life in drug abusers. Int J Ayurveda Pharma Res. 2014;2:61–6. [Google Scholar]
19. Dhawan A, Chopra A, Jain R, Yadav D, Vedamurthachar Effectiveness of yogic breathing intervention on quality of life of opioid dependent users. Int J Yoga. 2015;8:144–7. [PMC free article] [PubMed[Google Scholar]
20. Duraiswamy G, Thirthalli J, Nagendra HR, Gangadhar BN. Yoga therapy as an add-on treatment in the management of patients with schizophrenia – A randomized controlled trial. Acta Psychiatr Scand. 2007;116:226–32. [PubMed[Google Scholar]
21. Jindani F, Turner N, Khalsa SB. A yoga intervention for posttraumatic stress: A preliminary randomized control trial. Evid Based Complement Alternat Med. 2015;2015:351746. [PMC free article] [PubMed[Google Scholar]
22. Feuerstein G. Chino Valley, AZ, USA: Hohm Press; 2008. The Yoga Tradition – Its History, Literature, Philosophy and Practice. [Google Scholar]
23. Gable SL, Haidt J. What (and why) is positive psychology. Rev General Psychol. 2005;9:103–10. [Google Scholar]
24. Al-Hussaini A, Dorvlo AS, Antony SX, Chavan D, Dave J, Purecha V, et al. Vipassana meditation: A naturalistic, preliminary observation in Muscat. J Sci Res Med Sci. 2001;3:87–92. [PMC free article] [PubMed[Google Scholar]
25. Iyengar BK. New Delhi: Harper Collins India; 1966. Light On Yoga. [Google Scholar]
26. Johnston JM, Minami T, Greenwald D, Li C, Reinhardt K, Khalsa SB. Yoga for military service personnel with PTSD: A single arm study. Psychol Trauma. 2015;7:555–62. [PubMed[Google Scholar]
27. Jacobsen P, Morris E, Johns L, Hodkinson K. Mindfulness groups for psychosis; Key issues for implementation on an inpatient unit. Behav Cogn Psychother. 2011;39:349–53. [PubMed[Google Scholar]
28. Janakiramaiah N, Gangadhar BN, Naga Venkatesha Murthy PJ, Harish MG, Subbakrishna DK, Vedamurthachar A. Antidepressant efficacy of Sudarshan Kriya Yoga (SKY) in melancholia: A randomized comparison with electroconvulsive therapy (ECT) and imipramine. J Affect Disord. 2000;57:255–9. [PubMed[Google Scholar]
29. Jayaram N, Varambally S, Behere RV, Venkatasubramanian G, Arasappa R, Christopher R, et al. Effect of yoga therapy on plasma oxytocin and facial emotion recognition deficits in patients of schizophrenia. Indian J Psychiatry. 2013;55:S409–13. [PMC free article] [PubMed[Google Scholar]
30. Kahneman D, Diener E, Schwarz, editors. Russell Sage Foundation Publications; 2003. Well-Being: The Foundations of Hedonic Psychology. [Google Scholar]
31. Kavak F, Ekinci M. The effect of yoga on functional recovery level in schizophrenic patients. Arch Psychiatr Nurs. 2016;30:761–7. [PubMed[Google Scholar]
32. Kessler RC, Soukup J, Davis RB, Foster DF, Wilkey SA, Van Rompay MI, et al. The use of complementary and alternative therapies to treat anxiety and depression in the United States. Am J Psychiatry. 2001;158:289–94. [PubMed[Google Scholar]
33. Keyes CL, Haidt J, editors. American Psychological Association; 2003. Flourishing: Positive Psychology and the Life Well-Lived. [Google Scholar]
34. Khalsa SB, Gould J. New York: Rossetta Books, LLC; 2012. A Harvard medical school guide. Your Brain on Yoga. [Google Scholar]
35. Khalsa SB. Treatment of chronic insomnia with yoga: A preliminary study with sleep-wake diaries. Appl Psychophysiol Biofeedback. 2004;29:269–78. [PubMed[Google Scholar]
36. Khalsa SB, Cohen L, McCall T, Telles S. 1st ed. Scotland, UK: Handspring Publishing; 2016. Principles and Practices of Yoga in Health Care. [Google Scholar]
37. Khumar SS, Kaur P, Kaur S. Effectiveness of shavasana on depression among university students. Indian J Clin Psychol. 1993;20:82–7. [Google Scholar]
38. Kinser PA, Goehler LE, Taylor AG. How might yoga help depression? A neurobiological perspective. Explore (NY) 2012;8:118–26. [PMC free article] [PubMed[Google Scholar]
39. Krishnamurthy MN, Telles S. Assessing depression following two ancient Indian interventions: Effects of yoga and ayurveda on older adults in a residential home. J Gerontol Nurs. 2007;33:17–23. [PubMed[Google Scholar]
40. Mullur LM, Khodnapur JP, Bagali S, Aithala M, Dhanakshirur GB. Role of yoga in modifying anxiety level in women. Indian J Physiol Pharmacol. 2014;58:92–5. [PubMed[Google Scholar]
41. Lavey R, Sherman T, Mueser KT, Osborne DD, Currier M, Wolfe R. The effects of yoga on mood in psychiatric inpatients. Psychiatr Rehabil J. 2005;28:399–402. [PubMed[Google Scholar]
42. Lin J, Chan SK, Lee EH, Chang WC, Tse M, Su WW, et al. Aerobic exercise and yoga improve neurocognitive function in women with early psychosis. NPJ Schizophr. 2015;1:15047. [PMC free article] [PubMed[Google Scholar]
43. Lutz A, Slagter HA, Dunne JD, Davidson RJ. Attention regulation and monitoring in meditation. Trends Cogn Sci. 2008;12:163–9. [PMC free article] [PubMed[Google Scholar]
44. de Manincor M, Bensoussan A, Smith C, Fahey P, Bourchier S. Establishing key components of yoga interventions for reducing depression and anxiety, and improving well-being: A delphi method study. BMC Complement Altern Med. 2015;15:85. [PMC free article] [PubMed[Google Scholar]
45. Ma X, Yue ZQ, Gong ZQ, Zhang H, Duan NY, Shi YT, et al. The effect of diaphragmatic breathing on attention, negative affect and stress in healthy adults. Front Psychol. 2017;8:874. [PMC free article] [PubMed[Google Scholar]
46. Manjunath RB, Varambally S, Thirthalli J, Basavaraddi IV, Gangadhar BN. Efficacy of yoga as an add-on treatment for in-patients with functional psychotic disorder. Indian J Psychiatry. 2013;55:S374–8. [PMC free article] [PubMed[Google Scholar]
47. McIver S, O’Halloran P, McGartland M. The impact of Hatha yoga on smoking behavior. Altern Ther Health Med. 2004;10:22–3. [PubMed[Google Scholar]
48. Murray G, Leitan ND, Berk M, Thomas N, Michalak E, Berk L, et al. Online mindfulness-based intervention for late-stage bipolar disorder: Pilot evidence for feasibility and effectiveness. J Affect Disord. 2015;178:46–51. [PubMed[Google Scholar]
49. Naveen GH, Rao MG, Vishal V, Thirthalli J, Varambally S, Gangadhar BN. Development and feasibility of yoga therapy module for out-patients with depression in India. Indian J Psychiatry. 2013;55:S350–6. [PMC free article] [PubMed[Google Scholar]
50. Niemi M, Kiel S, Allebeck P, Hoan le T. Community-based intervention for depression management at the primary care level in ha nam province, Vietnam: A cluster-randomised controlled trial. Trop Med Int Health. 2016;21:654–61. [PubMed[Google Scholar]
51. Paikkatt B, Singh AR, Singh PK, Jahan M, Ranjan JK. Efficacy of yoga therapy for the management of psychopathology of patients having chronic schizophrenia. Indian J Psychiatry. 2015;57:355–60. [PMC free article] [PubMed[Google Scholar]
52. Paikkatt B, Singh AR, Singh PK, Jahan M. Efficacy of yoga therapy on subjective well-being and basic living skills of patients having chronic schizophrenia. Ind Psychiatry J. 2012;21:109–14. [PMC free article] [PubMed[Google Scholar]
53. Pilkington K, Kirkwood G, Rampes H, Richardson J. Yoga for depression: The research evidence. J Affect Disord. 2005;89:13–24. [PubMed[Google Scholar]
54. Raina N, Chakraborty PK, Basit MA, Samarth SN, Singh H. Evaluation of yoga therapy in alcohol dependence syndrome. Indian J. Psychiatry. 2001;43:171–4. [Google Scholar]
55. Rajagopal R, Jois SN, Mallikarjuna Majgi S, Anil Kumar MN, Shashidhar HB. Amelioration of mild and moderate depression through pranic healing as adjuvant therapy: Randomised double-blind controlled trial. Australas Psychiatry. 2018;26:82–7. [PMC free article] [PubMed[Google Scholar]
56. Rajoria K, Singh S. Therapeutic benefits of Raj yoga – A review. Indian J Tradit Knowl. 2017;16:S88–95. [Google Scholar]
57. Ravindran AV, da Silva TL. Complementary and alternative therapies as add-on to pharmacotherapy for mood and anxiety disorders: A systematic review. J Affect Disord. 2013;150:707–19. [PubMed[Google Scholar]
58. Ravindran AV, Lam RW, Filteau MJ, Lespérance F, Kennedy SH, Parikh SV, et al. Canadian Network for Mood and Anxiety Treatments (CANMAT) Clinical guidelines for the management of major depressive disorder in adults. V. Complementary and alternative medicine treatments. J Affect Disord. 2009;117(Suppl 1):S54–64. [PubMed[Google Scholar]
59. Rohini V, Pandey RS, Janakiramaiah N, Gangadhar BN, Vedamurthachar A. A comparative study of full and partial Sudarshan Kriya yoga in major depressive disorder. NIMHANS J. 2000;18:53–7. [Google Scholar]
60. Reddy S, Dick AM, Gerber MR, Mitchell K. The effect of a yoga intervention on alcohol and drug abuse risk in veteran and civilian women with posttraumatic stress disorder. J Altern Complement Med. 2014;20:750–6. [PMC free article] [PubMed[Google Scholar]
61. Sarubin N, Nothdurfter C, Schüle C, Lieb M, Uhr M, Born C, et al. The influence of Hatha yoga as an add-on treatment in major depression on hypothalamic-pituitary-adrenal-axis activity: A randomized trial. J Psychiatr Res. 2014;53:76–83. [PubMed[Google Scholar]
62. Sathyanarayanan G, Vengadavaradan A, Bharadwaj B. Role of yoga and mindfulness in severe mental illnesses: A narrative review. Int J Yoga. 2019;12:3–28. [PMC free article] [PubMed[Google Scholar]
63. Seligman ME. Nicholas Brealey Publishing; 2011. Flourish: A New Understanding Of Happiness And Wellbeing. [Google Scholar]
64. Sengupta P. Health impacts of yoga and pranayama: A state-of-the-art review. Int J Prev Med. 2012;3:444–58. [PMC free article] [PubMed[Google Scholar]
65. Servan-Shreiber D. Rio De Janeiro: Objetiva; 2008. AnticaˆNcer: Prevenir E Vencerus and on Ossasdefesasnaturais. [Google Scholar]
66. Shahidi M, Mojtahed A, Modabbernia A, Mojtahed M, Shafiabady A, Delavar A, et al. Laughter yoga versus group exercise program in elderly depressed women: A randomized controlled trial. Int J Geriatr Psychiatry. 2011;26:322–7. [PubMed[Google Scholar]
67. Shapiro D, Cook IA, Davydov DM, Ottaviani C, Leuchter AF, Abrams M. Yoga as a complementary treatment of depression: Effects of traits and moods on treatment outcome. Evid Based Complement Alternat Med. 2007;4:493–502. [PMC free article] [PubMed[Google Scholar]
68. Sharma VK, Trakroo M, Subramaniam V, Rajajeyakumar M, Bhavanani AB, Sahai A. Effect of fast and slow pranayama on perceived stress and cardiovascular parameters in young health-care students. Int J Yoga. 2013;6:104–10. [PMC free article] [PubMed[Google Scholar]
69. Sharma VK, Das S, Mondal S, Goswami U, Gandhi A. Effect of Sahaj yoga on neuro-cognitive functions in patients suffering from major depression. Indian J Physiol Pharmacol. 2006;50:375–83. [PubMed[Google Scholar]
70. Sharma VK, Das S, Mondal S, Goswampi U, Gandhi A. Effect of Sahaj yoga on depressive disorders. Indian J Physiol Pharmacol. 2005;49:462–8. [PubMed[Google Scholar]
71. Streeter CC, Jensen JE, Perlmutter RM, Cabral HJ, Tian H, Terhune DB, et al. Yoga asana sessions increase brain GABA levels: A pilot study. J Altern Complement Med. 2007;13:419–26. [PubMed[Google Scholar]
72. Streeter CC, Whitfield TH, Owen L, Rein T, Karri SK, Yakhkind A, et al. Effects of yoga versus walking on mood, anxiety, and brain GABA levels: A randomized controlled MRS study. J Altern Complement Med. 2010;16:1145–52. [PMC free article] [PubMed[Google Scholar]
73. Tabak NT, Horan WP, Green MF. Mindfulness in schizophrenia: Associations with self-reported motivation, emotion regulation, dysfunctional attitudes, and negative symptoms. Schizophr Res. 2015;168:537–42. [PMC free article] [PubMed[Google Scholar]
74. Taimini IK. Sanskrit. New York, NY, USA: Quest Books; 1999. The Science Of Yoga: The Yoga-Sutras Of Patanjali. [Google Scholar]
75. Telles S, Singh N, Balkrishna A. Managing mental health disorders resulting from trauma through yoga: A review. Depress Res Treat. 2012;2012:401513. [PMC free article] [PubMed[Google Scholar]
76. Tyagi A, Cohen M. Yoga and hypertension: A systematic review. Altern Ther Health Med. 2014;20:32–59. [PubMed[Google Scholar]
77. Uebelacker LA, Epstein-Lubow G, Gaudiano BA, Tremont G, Battle CL, Miller IW. Hatha yoga for depression: Critical review of the evidence for efficacy, plausible mechanisms of action, and directions for future research. J Psychiatr Pract. 2010;16:22–33. [PubMed[Google Scholar]
78. vanderVaart S, Gijsen VM, de Wildt SN, Koren G. A systematic review of the therapeutic effects of reiki. J Altern Complement Med. 2009;15:1157–69. [PubMed[Google Scholar]
79. Vedamurthachar A, Janakiramaiah N, Hegde JM, Shetty TK, Subbakrishna DK, Sureshbabu SV, et al. Antidepressant efficacy and hormonal effects of Sudarshana Kriya Yoga (SKY) in alcohol dependent individuals. J Affect Disord. 2006;94:249–53. [PubMed[Google Scholar]
80. Visceglia E, Lewis S. Yoga therapy as an adjunctive treatment for schizophrenia: A randomized, controlled pilot study. J Altern Complement Med. 2011;17:601–7. [PubMed[Google Scholar]
81. Duan-Porter W, Coeytaux RR, McDuffie JR, Goode AP, Sharma P, Mennella H, et al. Evidence map of yoga for depression, anxiety, and posttraumatic stress disorder. J Phys Act Health. 2016;13:281–8. [PMC free article] [PubMed[Google Scholar]
82. Woolery A, Myers H, Sternlieb B, Zeltzer L. A yoga intervention for young adults with elevated symptoms of depression. Altern Ther Health Med. 2004;10:60–3. [PubMed[Google Scholar]
83. Yogendra J. Medical research in yoga. J Yoga Inst. 1970;16:67–71. [Google Scholar]
84. Zope SA, Zope RA. Sudarshan Kriya yoga: Breathing for health. Int J Yoga. 2013;6:4–10. [PMC free article] [PubMed[Google Scholar]

Оригинал статьи здесь.

Поделиться:

Читайте также: