Человеческий голос и йога

Авторы: M.V. Bhole, Заместитель директора по научным исследованиям,
Kaivalyadhama S.M.Y.M., Yoga-Mimamsa, Apr — Jul 1981 (эта статья была прочитана на семинаре по работе с голосом, проводимом музыкальным отделом Бомбейского университета).

Перевод с английского: Екатерина Варникова (Москва)

Мнение авторов статьи может не совпадать с мнением редакции сайта

Несмотря на то, что голос считается подарком природы, большинство людей вынуждены вырабатывать надлежащий голос в длительной практике, которую называют свара садханой (техника по развитию голоса, включающая дыхательные упражнения и регулярные распевки – прим.ред). В принципе, в соответствии с йогической терминологией не было бы ошибкой называть свара садхану практикой или обучением речака пранаяме (дыхательные техники с использованием удлиненного выдоха – прим.ред.). Таким образом, все те меры и методы, которые эффективны в практике пранаямы, могут быть использованы и в свара садхане. Свара садхана и пранаяма — это упасана (регулярные упражнения для достижения цели и приобретения навыка – прим.ред.), соответственно должны практиковаться каждый день в течение длительного периода времени с целью достижения определенных ментальных и духовных эффектов. Именно это и должно быть главной целью индийской музыки.

Как известно, в извлечении голоса задействованы скоординированные движения брюшной стенки, грудной клетки, гортани, мягкого неба, языка и губ, и это абсолютно автономный процесс. На медиацию голоса влияет форма и размер ротоглотки, проходимость дыхательных путей, носоглотки и носовых пазух. Громкость зависит от диафрагмы гортани, давления воздуха, находящегося ниже складок голосовой щели и состояния резонирующих камер, в то время как на тембр влияет естественная длина голосовых связок, возраст, пол, гормональная активность в организме и плотность воздуха. Также важную роль в развитии голоса играют дыхательные привычки человека, его эмоциональное развитие и слух. Голосовое звучание объединяет звукообразование (фонацию), дыхание, артикуляцию, прослушивание и эмоции. Для его контроля подключаются все компоненты моторной системы, а именно: пирамидальные, экстрапирамидные, мозжечковые структуры вместе с речевыми областями коры головного мозга. Поэтому, говоря о развитии голоса, мы имеем в виду надлежащую подготовку всех этих структур, скоординированную вместе с эмоциональным поведением через обучение и практику.

В йоге, как и в музыке, существуют различные школы. Эта статья посвящена практике хатха-йоги, соответственно на передний план выходят асаны, пранаяма и шаткармы (очистительные практики). Мы будем рассматривать их роль как в физической и ментальной подготовке к свара садхане, так и в практике самой свара садханы.

Асаны

Хорошо известным фактом является высокая значимость соответствующего настроения и эмоций в музыке и работе с голосом. Настроение тесно связано с эмоциями, и очень сложно выделить непосредственно сами эмоции. В йоге проблема эмоций решается через различные асаны или позы, имеющие духовный или лечебно-профилактический аспект. Они работают на растяжение мышц, тем самым влияя на мышечный тонус. Мышечный тонус тесно связан с эмоциями человека. Поэтому через практику асан достигается контроль над эмоциями.

Помимо мышечного тонуса, асаны влияют на положение тела — осанку. Правильная осанка является важным фактором в работе с голосом и это часто подчеркивается в начале такого обучения. Практика асан поможет сформировать нужную осанку.

Поза и настроение — это общие факторы, связанные со сварой садханой. Более специфические факторы, которые непосредственно влияют на свара садхану — это заболевания, связанные с дыхательными путями, а именно: простуда, синусит, тонзиллит, воспаление аденоидов, бронхит, а также другие патологические состояния организма, такие, как повышенная кислотность, метеоризм, запор и другие конституционные расстройства. В йоге существуют определенные практики, помогающие рещить эти проблемы. И так как свара садхана похожа на пранаяму, эти техники также могут эффективно использоваться в своем первоначальном виде, или с некоторыми модификациями для коррекции вышеупомянутых патологических условий и, таким образом, являться подготовкой к свара садхане.

Нети крия

Было обнаружено, что процесс очищения носовых ходов очень эффективен при лечении простуды, синусита и при воспалении аденоидов, если применяется при надлежащем наблюдении и руководстве. Можно с уверенностью сказать, что нети крия – хорошее средство от этих недугов, которые часто являются препятствием для работы с голосом.

Дживха бандха, симха мудра и брахма мудра

Эти три практики часто используют вместе. Доказана их польза при лечении тонзиллита, фарингита и воспалительных явлений в аденоидах. Кроме того, улучшается тонус мышц глотки, шеи и рта. В дживха бандха язык плотно прижат к жесткому нёбу, несколько удален от зубов, губы сомкнуты. В симха мудре язык вытягивается до максимума, а рот держится широко открытым, тем самым растягивая верхние мышцы. В брахма мудре шея медленно перемещается в сторону, назад и вперед и удерживается в течение некоторого времени в крайних положениях, тем самым растягивая мышцы на противоположной стороне. Это помогает улучшить тонус мышц шеи, глотки и рта и подготовить эти мышцы к работе, которую они выполняют при воспроизведении голоса.

Капалабхати

Капалабхати — еще одна шаткарма в хатха-йоге, резкие сильные выдохи с пассивным вдохом со скоростью от 100 до 120 дыхательных циклов в минуту. Эта дыхательная техника помогает наполнять воздухом бронхиальное дерево и воздушные пазухи, тем самым сохраняя их раскрытыми, что необходимо в свара садхане. Кроме того, эту технику можно успешно применять для приобретения навыка контроля за работой мышц живота на выдохе, чтобы привыкнуть к коротким вдохам и длительным выдохам, которые требуются в работе с голосом.

Дхаути

Довольно часто повышенная кислотность, метеоризм, расстройство желудка и аналогичные состояния мешают свара садхане. Дхаути представляет собой очистку желудка с помощью воды или полоски ткани и по нашим наблюдением помогает устранить эти нарушения. Дхаути также помогает уменьшить бронхиальные выделения и тем самым помочь в лечении бронхита.

Наули

Наули крия включает в себя эффективные манипуляции мышцами живота и влияет на тонкий и толстый кишечник. Жизнь музыканта в основном гиподинамичная, поэтому жалобы на следствия такого образа жизни, такие как запор, газы, застойные явления в тазу — не редкость, это происходит на пути свары садханы. Практика наули, перед которой надо выпить немного воды, помогает в улучшении работы кишечника.

Описанным образом человек готовится к пранаяме в йоге, если тело не еще не вполне готово для этого. Поскольку свара садхана во многом похожа на пранаяму, то если описанные выше недуги есть у человека, работающего со своим голосом, описанные йогические практики помогут их преодолеть. Нет необходимости говорить, что подходящие лекарства помогут добиться эффекта быстрее, чем эти методы.

Теперь немного о роли практики йоги в самой работе с голосом. В пранаяме считается истинным утверждение, что существует некая достижимая для человека степень эмоционального и метаболического баланса. То же самое хорошо для тех, кто хочет продолжить развитие своего голоса.

В индийской музыке упор делается на мандра садхане (упражнения и практика работы голосом в нижней октаве — прим. переводчика). В пранаяме упор делается на продлении различных фаз дыхания в комфортном режиме с частично перекрытой голосовой щелью во время вдоха или выдоха. Из-за этого перекрытия головой щели получается особый шум, который отличается в разных типах пранаямы, таких как уджайи, бхрамари и т.д. Для достижения этого нужно тренировать брюшные, грудные и другие мышцы дыхания таким образом, чтобы весь процесс дыхания стал гладким, без взлетов и падений, и была возможность его комфортного растягивания на все более длительные периоды. В общем, меняется весь образ дыхания. Поначалу часто бывает не полное соответствие между работой грудной клетки и брюшной полостью, в этом случае нужно потратить время на установление правильных отношений между ними, прежде чем непосредственно приступать к практике пранаямы. Описанные йогические практики могут успешно применяться при работе с голосом.

Саданта, ситали и ситкари — виды пранаямы, в которых задействованы щечная и глоточные мышцы. Эти мышцы играют важную роль в работе с голосом. В саданте пранаяме воздух всасывается сквозь зубы, прижатые друг к другу. В ситали язык закатывается в трубку, и воздух всасывается через него, в то время как в ситкари язык откидывается назад, кончик языка упирается в нижние зубы и воздух всасывается через боковые отверстия. Эти типы пранаям, ввиду их непосредственного воздействия на структуры, активно участвующие в извлечении голоса, заслуживают особого внимания при работе с голосом.

Выше упомянуты физические эффекты от пранаям, но кроме того они еще способны оказывать успокаивающий эффект, что в свою очередь влияет на настроение человека. Поэтому пранаяма полезна при работе с голосом во всех своих аспектах. Многие известные музыканты, такие как Пандит Омкарнат Тхакур и другие часто высказываются в пользу пранаям.

Еще одна йогическая практика, которую можно было бы учитывать при работе с голосом — пранав или омкар, она широко используется для пранаямы наданусандхана. Ее можно практиковать разными способами, для духовных эффектов тихим звучанием максимально длительно растягивает часть «м». В индийской музыке есть практика «nom-thomb», которая, оказывается, тесно связана с омкар садханой.

Следует отметить, необходимость дальнейшего исследования данных вопросов и на их основе формирования руководящие принципы для дальнейшей работы.

Так как это первая попытка разобраться в этом вопросе, то в статье изложены положения, основанные и на теоретических знаниях, и на эмпирических наблюдениях. Проблема диеты в йоге не была решена, но ее можно было включить в запланированное исследование в этой области. Так же не было включена в статью оценка влияния практики йоги на гормональную активность в организме, так как это требует более подробного разбора. Кайвалядхама был бы готов участвовать в любом проекте по этому предмету, если будут поступать такие предложения.

 

Список используемой литературы:

  1. Aawaj Surili Kaisey Kare ? * ( Hindi) by Laxminarayan Garg, Hathras, U. P.
  2. Anatomy of the Human body by R. D. Lokhart, Fаber and Faber Ltd., London, pp. 535-541.
  3. Asanas by Swami Kuvalayananda, Popular Book Depot., Bombay.
  4. Neurophysiology, Section I, Volume III by J. Field, Handbook of Physiology, Williums and Wilkins, Baltimore, U.S.A., pp. 1709-1715.
  5. Pranayama by Swami Kuvalayananda, Popular Book Depot, Bombay.
  6. Pranayama (Marathi) by Janardan Swami, Yogabhashi Mandal, Nigpur.
  7. Respiration, Volume I by W. O. Fenn & H. Rahn,»Wand-book of Physiology, Williums and Wilkios, Baltimore, U.S.A., pp. 309-338.
  8. Yogic Therapy-Its Bisic Principles and Methods Swami Kuvalayananda and S.L.
    Vinekar D.O.H.S., Ministry of Education, N. Delhi.

 

Оригинал статьи здесь.

Поделиться:

Читайте также:

scarpe hogan outlet scarpe hogan outlet scarpe hogan outlet scarpe hogan outlet scarpe hogan outlet scarpe hogan outlet louboutin pas cher louboutin pas cher louboutin pas cher louboutin pas cher louboutin pas cher louboutin pas cher barbour pas cher barbour pas cher barbour pas cher barbour pas cher barbour pas cher golden goose saldi golden goose saldi golden goose saldi golden goose saldi golden goose saldi