Влияние йоги на двигательные способности и социальное поведение детей

Авторы: Júlia C Folleto, Keila R.G. Pereira, Nadia Cristina Valentini, Департамент физического воспитания, физиотерапии и танца, Федеральный Университет Рио Гранде до Суль, Бразилия, Int J Yoga 2016;9:156-62

Перевод с английского: Нина Залесская (Санкт-Петербург) 

Мнение авторов статьи может не совпадать с мнением редакции сайта

 

Введение: В последние годы детские программы йоги были внедрены в некоторых школах, чтобы способствовать лучшему развитию детей.

Цель: Исследовать влияние программ йоги на уроках физического воспитания в школах на различные параметры двигательных способностей и социального поведения у 6-8-летних детей.

Методы: В данном исследовании принимали участие 16 детей из 1-го класса общеобразовательной школы на юге Бразилии. Дети занимались дважды в неделю по 45 минут в течение 12-ти недель. Чтобы полученные результаты, мы использовали следующие тесты: тест двигательных навыков Бруининкс-Озерецкого (2-е издание); тест на гибкость («сядь и дотянись» – Еврофит, 1988); шкалу самооценки компетентности и социального принятия дошкольника (the Pictorial Scale of Perceived Competence and Social Acceptance for Young Children); полуформализованные интервью с детьми, родителями и классным руководителем. Данные были проанализированы при помощи критерия Вилкоксона, уровень значимости составил 5%.

Результаты: Дети хорошо восприняли программу йоги и продемонстрировали значительные позитивные изменения при оценке общих двигательных навыков (равновесие, сила и гибкость). По результатам интервью были отмечены изменения в социальном поведении и использование знаний, полученных в ходе программы, в ситуациях за пределами школы.

Выводы: полученные данные позволяют предположить, что внедрение практики йоги в уроки физвоспитания внесло заметный вклад в развитие детей.

Введение

Программы двигательного развития детей оказывают положительное воздействие на моторные [1], эмоциональные и социальные навыки [2]. Принимая во внимание пользу от практики йоги для здоровья в целом, в последние годы программы йоги для детей были внедрены в нескольких странах [3, 4, 5, 6], а недавно также и в Бразилии [7, 8]. Йога — это древняя практика, которая помогает найти баланс между телом, умом и эмоциями [9], и хотя в научной литературе подчеркивается ее благотворное воздействие на моторные, когнитивные и социальные навыки [10, 11, 12], эффективность практики йоги в развитии детей упоминается редко.

Программы йоги завоевали популярность, но в тоже время налицо недостаток исследований в этой области, особенно с участием детей школьного возраста. Более того, исследования очень ограничены и анализируют очень малое количество параметров, в которых происходят положительные изменения у участников таких программ [12, 13, 14]. Задачей данного исследования было изучить влияние 12-недельного внедрения практики йоги в школьные уроки физвоспитания на двигательные, физические и поведенческие характеристики 6-8-летних детей. Наша гипотеза состояла в том, что с помощью йоги дети смогут улучшить свои двигательные способности и физические качества, а также продемонстрируют положительные изменения в поведении по отношению к практике йоги.

Формат исследования

Эта работа является квази-экспериментальным исследованием с использованием смешанных методов [15]. Такой формат был выбран с целью представить результаты исследования как единое целое и показать взаимосвязь между полученными данными [16]. Исследование было одобрено Комитетом Университета по Этике.

Участники исследования

Участники были выбраны в соответствии с согласием на участие в исследовании детей и родителей. Исследование включало 16 детей (8 мальчиков, 8 девочек) 6-8 лет, которые раньше не занимались йогой. Дети учились в 1-м классе начальной школы на окраине крупного города на Юге Бразилии. У одного из детей был диагностирован аутизм, у других патологий выявлено не было. Информированное согласие было получено от родителей и/или законных представителей, а также от школьного отдела образования.

Оценка результатов

Для оценки двигательных способностей детей [17] были использованы подтесты на равновесие, на скорость бега, ловкость и на силу из теста Бруининкс-Озерецкого (2-е издание). Баллы, полученные ребенком при выполнении каждого задания, объединялись в общий балл, а сумма по всем заданиям давала предварительный балл, который пересчитывался в стандартную оценку в соответствии с полом и возрастом ребенка [17]. Для данного исследования мы учитывали результаты отдельных заданий и общий предварительный балл за каждый подтест.

Для оценки гибкости детей использовался тест «Сядь и дотянись» из теста Еврофит [18]. Дети сидели на полу босиком, вытянув прямые ноги вперед (колени сомкнуты и прижаты к полу). Совместив пятки с линией, дети наклонялись вперед, вытянув руки ладонями вниз, одна ладонь на другой. Они удерживали это положение несколько секунд, пока длилось измерение дальности наклона в сантиметрах. Учитывалась лучшая из двух попыток.

Шкала самооценки компетентности и социального принятия дошкольника (PSPCSA) использовалась для оценки собственного восприятия навыков и общественного принятия [19]. Эта шкала состоит из 24-х тем, каждая разделена на 4 подшкалы: осознанные когнитивные навыки, осознанные моторные навыки, социальное принятие, материнское принятие. В каждом вопросе были 2 картинки: на одной изображен ребенок, овладевший навыком/признанный социально, на другой — не овладевший/не признанный. Ребенок выбирал картинку, которая больше на него похожа, а потом оценивал степень своего соответствия по 4-х бальной шкале (от 1 — низкий уровень умения/принятия, 4 — высокий уровень). Сумма баллов по всем вопросам давала балл по каждой подшкале, сумма всех 4-х подшкал в результате давала общий балл [19].

Для оценки отношения участников исследования к йоге были проведены полуформализованные интервью с детьми и классным руководителем. Беседы с детьми включали в себя вопросы о том, что означает для них практика йоги, какой вид активности детям нравится больше всего, чем они любят заниматься вне школы, интересно ли им будет продолжать заниматься йогой. Беседы с учительницей затрагивали вопросы, касающиеся ее ожиданий в связи с программой йоги для ее учеников, а также ее мнение по окончании этой программы. Кроме того, задавались вопросы об очевидных изменениях в поведении детей и о других наблюдениях, связанных с участием в программе.

Родителям и официальным опекунам были отправлены на дом анкеты, в которых были вопросы о влиянии йоги на обстановку в доме, а так же об их собственном понимании того, как повлияла йога на жизнь их детей.

Программа йоги

Программа йоги была введена в уроки физкультуры на срок 12 недель, занятия проводились 2 раза в неделю по 45 минут. Поскольку в общеобразовательной государственной школе не было спортзала или другого подобного пространства, уроки проводились в классе. На уроках преподаватель йоги придерживался индивидуального подхода к обучению. В специально составленную программу были включены движения и позы йоги; их выбор и последовательность учитывали уровень подготовленности детей и должны были способствовать их когнитивному, социальному и моторному развитию. Преподаватель использовал прямые и непрямые методы обучения, поощряя в учениках выполнение движений по определенной схеме и помогая им открыть для себя разные способы двигаться [20, 21]. Инструкции были осмысленными и соответствовали детскому уровню восприятия, с использованием простых слов, с озвучиванием ключевого слова, чтобы дети смогли выполнить ту или иную позу. Преподаватель также приветствовал самовыражение через движение [22, 23, 24] и в равной степени поддерживал мальчиков и девочек, а также ребенка с ограниченными возможностями в стремлении добиться успеха через взаимодействие друг с другом. В каждой сессии были представлены задания различного уровня сложности, чтобы охватить разнообразие уровней внутри группы. Методы преподавания также поощряли самостоятельность детей, личные и групповые успехи и активное участие в принятии решений в процессе обучения [22, 23, 24, 25].

Преподаватель применял стратегию «рассказы про гимнастику», когда дети выполняли позы йоги, описанные в различных детских книжках. Кроме того, применялись растяжки и массаж в парах, медитация, релаксация, игры и музыка, относящиеся к йоге. В добавление, уроки развивали осознанность дыхания и прививали базовые ценности, касающиеся социального взаимодействия: ненасилие, правдивость, уважение к себе и окружающим, сотрудничество.

Анализ полученных данных

Статистический анализ производился по стандарту SPSS-20.0 (статистический пакет для общественных наук, IBM). Была представлена описательная статистика (срединное значение, квартильная группа, минимум, максимум), и вследствие малого числа участников и отличного от нормального распределения данных, использовался непараметрический анализ с установлением величины погрешности P ≤ 0.05. Критерий Вилкоксона применялся для сравнения показателей в баллах до и после эксперимента в различных заданиях и подтестах (баланс, скорость бега и ловкость, сила и гибкость), а также сравнение проводилось по шкале самооценки компетентности и социального принятия дошкольника.

Обобщающие данные по результатам полуформализованных интервью с детьми были подразделены на 3 категории: (1) полученные знания, (2) желание продолжать занятия йогой, (3) осознание ребенком того, как на него повлияли эти занятия. Обработка данных по трем категориям была проведена с учетом частоты повторяющихся поступков и была выражена в цифрах. Наиболее характерные отрывки интервью представлены в статье.

Результаты

Баланс

Положительные изменения по сравнению с результатами до начала занятий наблюдались в подтесте на баланс в следующих заданиях: B2 (хождение по линии), B5 (хождение по линии с касанием пяткой и носком), B6 (неподвижное положение стоя с одной ногой над линией с закрытыми глазами) (см. Таблицу 1).

Скорость бега и ловкость

Позитивные сдвиги (по сравнению с показателями до начала занятий) наблюдались в задании подтеста RSA2 («задай скорость»). Была также отмечена положительная тенденция в задании RSA5 (прыжок в сторону, ноги вместе) (см. Таблицу 1).

Сила и гибкость

Наблюдались положительные изменения в подтестах на проверку силы, конкретно в задании S5 (подъем рук и ног из положения лежа на животе). Улучшились также показатели гибкости (см. Таблицу 1).

Восприятие навыков

Что касается осознанных когнитивных и двигательных навыков, а также материнского и общественного принятия навыков, разница между показателями до и после эксперимента была незначительна (см. Таблицу 2).

Таблица 1. Предварительные оценки за каждое задание BOT-2 и итоговый балл всех подтестов до и после эксперимента

Таблица 2. Осознанные навыки до и после эксперимента

 

Беседы с детьми

Полученные навыки

Рисунок 1 показывает частоту ответов детей на вопрос, чему они научились в классе йоги. Большинство вспоминает позы и подвижные игры, а также дыхательные упражнения, входившие в программу. Дети также подчеркивали важность этих навыков и то, как они использовались в повседневной жизни.

Рисунок 1. Частота ответов детей о том, что они усвоили на уроках йоги

Следующий отрывок из беседы показывает то, как ребенок воспринимает значимость йоги:

«Мы поняли, что когда нам плохо, нам надо заняться йогой, потому что она успокаивает. Это значит, что она успокаивает сердце».

Желание заниматься йогой в дальнейшем

Когда детям задавали вопрос, хотят ли они заниматься йогой дальше, все дети сказали, что хотели бы практиковать йогу в школе на уроке физкультуры (n = 15). Когда детей просили указать причину их желания, их ответы были различны, (см. Рисунок 2), чаще всего встречались ответы «это приятное занятие» и «йога расслабляет и успокаивает чувства». Дети связывали свое желание заниматься йогой в дальнейшем с положительными эмоциями, преодолением трудностей, грусти и страхов. Некоторые выдержки из бесед, приведенные ниже, также отражают их мысли на эту тему и то, как хорошо они себя чувствовали во время занятий йогой.

Рисунок 2. Частота ответов детей, относящаяся к их желанию практиковать йогу в дальнейшем.

«Йога нужна для того, чтобы мы умели расслабляться, чувствовали себя лучше и становились спокойнее, когда нам грустно или мы волнуемся».

«Йога — это дыхание, чтобы лучше дышать, потому что когда нам грустно, когда у нас плохое настроение, йога помогает».

«Йога — это то, что делает нас спокойнее и расслабляет в те дни, когда мы злимся и раздражаемся».

Самовосприятие воздействия эксперимента

Отвечая на вопрос о том, что в детях самих изменилось после занятий йогой, большинство детей, хотя и восприняли вопрос по-разному, вспомнили, что стали спокойнее, смелее, стали лучше себя вести, стали более счастливыми, стали меньше бояться (см. Рисунок 3). Некоторые высказывания иллюстрировали улучшение в социальном взаимодействии и в поведении. Ниже приведены высказывания, подтверждающие это.

Рисунок 3. Частота ответов детей, относящаяся к их осознанным изменениям после программы йоги.

«Я чувствую, что я теперь чуть лучше все делаю».

«Изменилось то, что я теперь счастливее, мне больше не снятся кошмары. Я больше не боюсь. Я счастлив(а)».

«Я стал(а) лучше себя чувствовать, и я нравлюсь своим друзьям, они все время хотят играть со мной и учиться».

«Когда мне страшно, я говорю так: Хааааааа (о выдохе Хааа), тогда я становлюсь смелее».

«Все это нужно чтобы успокоиться, чтобы мозг стал умным. Теперь я лучше себя веду, потому что вы делали много крутых вещей».

Дети также сообщали, что практиковали йогу дома, чтобы показать родителям или научить их (n = 3), чтобы лучше себя чувствовать (n = 1), чтобы улучшить свое здоровье (n = 1), а также потому, что это круто (n =2) и потому, что ему/ ей это нравится. Один ребенок сообщил о пользе йоги не только для себя лично, но и о позитивном воздействии йоги на ее семью, особенно в отношении здоровья. По этому вопросу она сказала следующее:

«Я видела, что йога полезна для моего здоровья, и еще для здоровья моих родителей и моей семьи».

Беседа с учителем

Классная руководительница сообщила, что в целом дети стали спокойнее и у них повысилась концентрация внимания. Она также подчеркнула, что дети полюбили занятия йогой, и отметила, что обсуждавшийся на занятиях по йоге аспект взаимного уважения повлиял на то, что у детей стало лучше получаться положительно взаимодействовать.

Анкета для родителей

Хотя только половина родителей вернула анкету, ответы показали, что, по мнению родителей, дети стали более активно практиковать дома в свободное время позы йоги, усвоенные во время занятий (n = 6). Родители также отметили, что дети стали менее напряженными и более спокойными (n =4), родителями были замечены улучшения осанки (n =1), улучшение дыхания (n = 1).

Обсуждение

Исследование проводилось с целью проанализировать воздействие йоги на двигательные, физические и поведенческие качества 6-8 летних детей. Мы выявили положительные изменения в статическом и динамическом балансе, в силе и гибкости, а также участники исследования отмечали позитивное эмоциональное отношение к практике йоги.

Что касается баланса, все улучшения хорошо согласуются с предыдущими исследованиями, в которых отмечается, что практика йоги значительно развивает статический и динамический баланс у детей [12, 26, 27, 28]. Мы предполагаем, что этим улучшениям способствует практика некоторых поз йоги: вирабхадрасана 3, врикшасана, вирбхадрасана 2, уттхита триконасана, эти позы используют опору на одной ноге, наклон туловища вперед, а также создают нестабильность и необходимость работы над балансом.

Бег на скорость и задания на ловкость, выполняемые детьми, тоже показали положительные изменения, оценки улучшились в заданиях «задай скорость» и «прыжок в сторону, ноги вместе». Мы не нашли исследований по этим параметрам в связи с практикой йоги у детей, что до некоторой степени ограничивает наши возможности сравнить результаты. Предполагается, что йога улучшает двигательную координацию и общий двигательный контроль [10], и, соответственно, может улучшать общую координацию тела и организованность [27], свойства, влияющие на результаты тестов на скорость и ловкость. Для выяснения влияния йоги на скорость и ловкость детей требуются дополнительные исследования.

Результаты этого исследования, касающиеся прогресса детей в параметре физической силы, подтверждаются тремя более ранними исследованиями. Ученые отмечали видимое развитие силовых параметров в результате занятий йогой [12, 26, 27]. Можно добавить, что значительно вырос медианный показатель (см. Таблицу 1), что указывает на возможное ограничение в достижении значительного прогресса в заданиях на силу из-за малого количества участников данного исследования. Более того, подтест на силу показал существенные позитивные изменения, так что небольших улучшений в каждом из заданий было достаточно для установления позитивных изменений в общем показателе физической силы детей. В программе было несколько поз, в которых делался акцент на мышечной силе: шалабхасана, навасана, утткатасана и полумост. Эти позы задействуют различные мышечные группы живота, спины, верхних и нижних конечностей, все это могло повлиять на хорошие результаты, наблюдаемые у детей.

Положительные изменения в показателях гибкости также подтверждаются более ранними исследованиями [13, 26]. Мы предполагаем, что к этим результатам, возможно, привели позы на растяжение мышц. Некоторые из этих поз: пасчимоттонасана, уттанасана, адхо мукка шванасана, баддха конасана и бхуджангасана. Все эти позы выполняются с фиксацией и работают на растяжение различных групп мышц, улучшая результаты детей.

В параметрах «осознанные навыки» и «материнское и общественное восприятие» значительных результатов достичь не удалось. Хотя более ранние исследования подчеркивают, что практика йоги может улучшать самооценку и поведенческую саморегуляцию [13, 28, 29, 30], наше исследование не нашло подтверждения этим изменениям в поведении. Однако, мысли некоторых детей хорошо иллюстрируют некоторые изменения в самооценке и саморазвитии. Важно отметить, что самооценку трудно изменить за короткое время, возможно, более интенсивная программа показала бы более убедительные перемены в этом аспекте.

Заинтересованность детей в продолжении занятий йогой после окончания программы, равно как и положительная оценка занятий, и спонтанное участие в занятиях, отмеченные в данном исследовании, уже упоминались в научной литературе [14, 27, 28, 29, 31, 32]. Более того, чувства детей [см. Рисунок 3] и их высказывания хорошо согласуются со статьями, утверждающими, что практика йоги может развивать в детях самонаблюдение и самопознание [16].

Достижения в лучшем контроле эмоций и в сохранении спокойствия в неприятных ситуациях, упоминаемые в статьях [13, 14, 33], также наблюдались в беседах с детьми. Слова самих детей показывают, как йога научила их справляться с эмоциями и выдерживать трудные ситуации без страданий, что является интересным наблюдением среди детей такого возраста.

Кроме того, как и в более ранних исследованиях [33], отмечались позитивные изменения в социальном взаимодействии и оздоровительные функции. В научной литературе также имеется подтверждение тому, что йога снижает уровень стресса и тревожности у детей [10, 14, 26], и в беседах с детьми это ясно прослеживается.

Предыдущие исследования предполагают, что практика йоги может повысить социальное принятие, коммуникабельность и активность на уроках [29, 30], что также отражено в беседах с детьми. Дети говорили, что после программы йоги они стали чаще играть с друзьями, они чувствуют, что стали умнее и что они лучше себя ведут в классе. Практика йоги для детей, судя по предыдущим работам, значительно влияет на общее хорошее самочувствие, [10, 13, 34], что подтвердилось и в нашем исследовании.

В конечном итоге, польза йоги для детей, которую подтверждает наша работа, сходна с влиянием йоги на взрослых людей [11]. Наши результаты показали, что практика йоги очень уместна в школьной программе, так как способствует развитию детей и их здоровью, как считалось и ранее [10, 12]. Если йогу включить в школьную программу на постоянной основе, она могла бы внести вклад в благополучие детей в будущем [29].

К недостаткам данного исследования можно отнести короткий период занятий, который был ограничен школьной администрацией, малое число участников, поскольку оно автоматически обуславливалось выбором самих детей, а также отсутствие контрольной группы. Необходимы дальнейшие исследования, которые показали бы более детально, как влияет практика йоги на детей школьного возраста с учетом ценности этой практики в деле образования.

Выводы

Основываясь на результатах исследования, мы предполагаем, что 12-недельный курс йоги положительно повлиял на развитие двигательных и физических качеств детей, особенно на баланс, силу и гибкость. Хотя программа была кратковременной, она все же способствовала улучшению самочувствия и социального взаимодействия участников. Результаты данного исследования вносят свой вклад в то, чтобы йога была признана потенциальным образовательным инструментом для полноценного и долговременного развития детей. Важно также подчеркнуть, что программа детской йоги должна строится на игровой основе, и в нее следует включать все аспекты развития ребенка.

Финансовая поддержка и спонсоры — нет.

Конфликт интересов — нет.

Список используемой литературы

  1. Palma MS, Pereira BO, Valentini NC. Guided play and free play in a enriched environment: Impact motor development. Motriz 2014;20:177-85.
  2. Guaragna MM, Pick RK, Valentini NC. Parents and teacher’s perceptions of the influence of an inclusive motor skill intervention program in the social behavior of children with and without disabilities. Movimento 2005;11:87-117.
  3. White TG, Taylor AG. Yoga. Perspectives on emerging research and scholarship. J Yoga Phys Ther 2013;3:1-3.
  4. Sonima Foundation. Available from: http://www.sonimafoundation.org/. [Last accessed on 2015 Jul 02].
  5. Yoga Ed. Available from: http://www.yogaed.com/. [Last accessed on 2015 May 05].
  6. Yoga in Schools. Available from: http://www.yogainschools.org/index.php/about/our-story/. [Last accessed on 2015 Jul 02].
  7. G1- Globo- School in the south of the island work with meditation and Yoga techniques with students. Available from: http://g1.globo.com/sc/santa-catarina/jornal-do-almoco/videos/v/escola-no-sul-da-ilha-trabalha-tecnicas-de-meditacao-e-yoga-com-alunos/4307114/. [Last accessed on 2016 April 09].
  8. Yoga na Educação. Available from: http://www.ryedabahia.blogspot.com.br/. [Last accessed on 2015 Jul 05].
  9. Arenaza, Diego Ernersto Marcelo. Research Report. The Yoga in school. Florianópolis: Department of Teaching Methodology. Science Center of Education, Federal University of Santa Catarina (UFSC); May 08, 2002.
  10. Galantino ML, Galbavy R, Quinn L. Therapeutic effects of yoga for children: A systematic review of the literature. Pediatr Phys Ther 2008;20:66-80.
  11. Woodyard C. Exploring the therapeutic effects of yoga and its ability to increase quality of life. Int J Yoga 2011;4:49-54.
  12. Bubela D, Gaylord S. A comparison of preschoolers’ motor abilities before and after a 6 week yoga program. J Yoga Phys Ther 2014;4:1-4.
  13. Berger DL, Silver EJ, Stein RE. Effects of yoga on inner-city children’s well-being: A pilot study. Altern Ther Health Med 2009;15:36-42.
  14. Ehud M, An BD, Avshalom S. Here and now: Yoga in Israeli schools. Int J Yoga 2010;3:42-7.
  15. Thomas JR, Nelson JK, Silverman SJ. Métodos de Pesquisa em Atividade Física. 6th ed. Porto Alegre, RS: Artmed; 2012.
  16. Faria AC, Deutsch S, Damasceno F, Fraiha AL, Castro M. Yoga in the school: An integration proposal to self knowing. In: Iberoamericano Conference of Science, Technology, Innovation and Education, Buenos Aires; 2014. Available from: http://www.oei.es/congreso2014/memoriactei/1519.pdf. [Last accessed on 2016 April 09].
  17. Bruininks RH, Bruinins BD. Bruininks-Oseretsky test of motor proficiency, (BOT-2). 2nd ed. Minneapolis, MN: Pearson Assessment; 2005.
  18. Council of European. Eurofit: Handbook for the European Test of Physical Fitness. Rome: Council of European/Committee for Development of Sport; 1988.
  19. Harter S, Pike R. The pictorial scale of perceived competence and social acceptance for young children. Child Dev 1984;55:1969-82.
  20. COPEC-Council on Physical Education for Children. Appropriate Practices in Movement Programs for Young Children Ages 3-5. Reston: AAHPERD Publication; 2000.
  21. Nobre FS, Coutinho MT, Valentini NC. The ecology of motor development in coastal school children of Brazil northeast. J Hum Growth Dev 2014;24:263-73.
  22. Valentini NC, Rudisill ME, Goodway JD. Incorporating a mastery climate into elementary physical education: It’s developmentally appropriate! J Physic Educ Recreat Dance 1999;7:28-32.
  23. Valentini NC, Rudisill ME, Goodway JD. Mastery climate: Children in charge of their own learning. Teach Elem Phys Educ 1999;10:6-10.
  24. Valentini NC, Rudisill ME. Effectiveness of in inclusive mastery climate intervention on the motor skill development of children. Adapt Phys Activ Q 2004;21:330-47.
  25. Valentini NC, Rudisill ME. Motivational climate, motor-skill development and perceived competent. Two studies of developmental delayed kindergarten children. J Teach Phys Educ 2004;23:216-34.
  26. Moraes FO, Balga RS. The yoga in the school context as strategy to change students’ behavior. Mackenzie Journal of Physical Education & Sports 2007;6:59-65.
  27. Santos AG, Almeida GZ, Ribeiro SS, Lopes C, Silva CG. Yoga, uma abordagem complementar para o desenvolvimento psicomotor da criança na escola. Coleção Pesqui Educ Fís 2013;12:135-44.
  28. Stueck M, Gloeckner N. Yoga for children in the mirror of the science: Working spectrum and practice fields of the training of relaxation with elements of yoga for children. Early Child Dev Care 2005;175:371-7.
  29. Powell L, Gilchrist M, Stapley J. A journey of self-discovery: An intervention involving massage, yoga and relaxation for children with emotional and behavioural difficulties attending primary schools. Emot Behav Diffic 2008;8:193-9.
  30. Broderick PC, Metz S. Learning to breathe: A pilot trial of a mindfulness curriculum for adolescents. Adv Sch Ment Health Promot 2011;2:35-46.
  31. Slawta J, Bentley J, Smith J, Kelly J, Syman-Degler L. Promoting healthy lifestyles in children: A pilot program of be a fit kid. Health Promot Pract 2008;9:305-12.
  32. Steiner NJ, Tahnee KS, Pop PG, Frenette EC, Perrin EC. Yoga in an urban school for children with emotional and behavioral disorders: A feasibility study. J Child Fam Stud 2013;22:815-26.
  33. Davidson RJ, Dunne J, Eccles JS, Engle A, Greenberg M, Jennings P, et al. Contemplative practices and mental training: Prospects for American education. Child Dev Perspect 2012;6:146-53.
  34. Hagen I, Nayar US. Yoga for children and young people’s mental health and well-being: Research review and reflections on the mental health potentials of yoga. Front Psychiatry 2014;5:35.

 

Оригинал статьи здесь.

Поделиться:

Читайте также: