Влияние йоги на расстройства пищевого поведения

Авторы: Kari Ebbesen Karlsen, Karianne Vrabel, Solfrid Bratland-Sanda, Pål Ulleberg, Kirsten Benum

Перевод с английского: Мария Литвинова (г. Краснодар)

Мнение авторов статьи может не совпадать с мнением редакции сайта

Целью данного исследования является изучение эффективности методов йоги в лечении расстройств пищевого поведения (РПП).

Методы: Взрослых женщин, соответствующих критериям «Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам» для нервной булимии или расстройства пищевого поведения (РПП) (n = 30), случайным образом распределили на две группы. Исследование длилось 11 недель. Первая группа (группа йоги) в течение этого времени занималась йогой дважды в неделю по 90 минут.  Вторая группа – контрольная. Оценка результатов проводилась на основе двух опросников нарушения пищевого поведения (EDE и EDI-2) перед началом исследования, сразу по завершении 11 недель и через 6 месяцев после исследования. Уровень отсева составил 30% (сразу после исследования) и 37% (по итогам 6-месячного наблюдения).

Результаты: Группа йоги показала снижение общего показателя EDE (P <0,01), подшкалы ограничений EDE ( P<0,05) и подшкалы беспокойство по поводу питания (P <0,01) по сравнению с контрольной группой. Различия между группами увеличились по итогам 6-месячного наблюдения. Между группами в оценке EDI-2 не было различий.

Вывод: результаты показывают, что йога может быть эффективной при лечении РПП.

Вступление

Осознание тела включает в себя сосредоточение на теле и внимание к его внутренним ощущениям. У людей с нарушениями питания (РПП) обнаружено снижение этого навыка [1]. Незнание своего организма может привести к развитию неудовлетворенности своим телом, что является самым высоким и наиболее распространенным фактором риска, связанным с РПП, и поэтому повышение осведомленности о теле имеет особое значение в терапии [2].

Йога культивирует непосредственный опыт чувствования тела, который может быть особенно эффективным в повышении понимания своего организма, что противодействует развитию неудовлетворенности своим телом и как следствие РПП [3, 4, 5]. Значительные доказательства появились в отношении терапевтического потенциала йоги для лечении РПП [6, 7, 8] за счет сокращения потребления алкоголя и пищи, повышения осведомленности о триггерах для желания выпить алкоголь и использования методов йоги в качестве регулятора поведения.

Насколько нам известно, публикаций о влиянии йоги на лечение пищевых расстройств, таких как нервная булимия (НБ) или другие расстройства пищевого поведения (ЭДНОС) у взрослого населения, не существует. Существует одно исследование, но оно ограничивается месяцем наблюдения после вмешательства [6]. Цель этого исследования состояла в том, чтобы изучить влияние йоги на лечение РПП. Гипотеза исследования заключалась в том, что психопатология РПП у взрослых женщин снижается со временем практики йоги по сравнению с контрольной группой.

Участники исследования

Участники исследования набирались через рекламные объявления в больницах, через врачей, в Университете Осло, а также через письма членам некоммерческой организации по РПП (www.iks.no). Критериями включения были женщины старше 18 лет с диагнозом НБ или РПП в соответствии с «Диагностическим и статистическим  руководством по психическим расстройствам» ранее не занимавшиеся йогой. Критерии исключения: индекс массы тела ≤17,5 и психотические расстройства. Всего в исследовании участвовало 38 женщин (см. Рисунок 1).  Из-за ожидаемой более высокой скорости отсева в группе йоги использовался рандомизированный дизайн блока 2:1. Рандомизация проводилась со скрытым распределением через запечатанные конверты после предварительного тестирования. Шестеро из участниц получали психотерапию во время исследования; их распределили в группу йоги (n = 4) и контрольную группу (n = 2).

Рисунок 1. Блок-схема участников исследования

Базовые характеристики

Различия между двумя группами на начальном этапе отсутствовали (см. Таблицу 1). Только одна участница в группе вмешательства и одна в контрольной группе принимали лекарства против беспокойства и тревожности (анксиолитики) на начальном этапе исследования.

Таблица 1. Демографические данные разделенных на группы (йоги и контроля) участников на начальном этапе

Этические соображения

Исследование было одобрено Региональным комитетом по этике исследований в области медицины и здравоохранения в Южной Норвегии и Норвежскими службами данных о социальных науках, и зарегистрировано в клинических исследованиях (NCT00870753). Участницы получили письменную информацию об исследовании и дали письменное согласие на участие.

Дизайн исследования

Дизайн исследования — рандомизированное контролируемое одиночное слепое исследование. Группа йоги занималась хатха-йогой дважды в неделю по 90 минут в течение 11 недель. Занятия вел опытный квалифицированный преподаватель йоги (один из авторов исследования). Класс начинался с расслабления и осознавания тела, сопровождаемого различными физическими и дыхательными упражнениями, концентрацией и медитацией, и завершался более продолжительным расслаблением. Участницы были осведомлены о философии йоги — что это неконкурентная форма деятельности и что им нужно знать и учитывать свои индивидуальные физические и ментальные пределы в выполняемых упражнениях. Чтобы противодействовать возможному смещению эффектов групповых процессов, участницам запретили общаться друг с другом во время занятий и между ними. Участницам также предложили заниматься йогой дома.

Контрольной группе запретили заниматься йогой в течение 11 недель и последующего периода наблюдения, но им предложили занятия йогой после 6-месячного периода наблюдения. Чтобы устранить групповой эффект вмешательства йоги, контрольной группе предложили две 90-минутных групповых встречи, посвященных аспектам питания, физической активности и РПП. Этими встречами руководил опытный специалист в этих областях (еще один автор исследования).

Оценки

Главным критерием оценки результата была шкала Eating Disorders Examination (EDE) [9]. Она также включает в себя четыре подшкалы: ограничение, беспокойство о питании, беспокойство о весе и беспокойство о фигуре. Шкала EDE показала хорошую внутреннюю согласованность для каждой подшкалы и надежность при повторном тестировании [9, 10]. EDE-тестирование проводилось высококвалифицированным и опытным психологом (вторым автором исследования), который не знал, к какой из групп относятся участницы.

Вторым критерием оценки результата была шкала расстройств пищевого поведения EDI-2 [11]. Это самоопросник из 91 вопроса, используемый для оценки наличия симптомов РПП. Датское исследование достоверности показывает внутреннюю согласованность, определенную альфа-группой Кронбаха выше 70 [12].

Анализ данных

Статистический анализ был выполнен с использованием программного обеспечения IBM SPSS Statistics for Windows, версия 24.0 (Armonk, NY: IBM Corp.). Для анализа влияния практики йоги использовался смешанный дизайн-анализ дисперсии (ANOVA). В нем проверялись и оценивались два основных эффекта (группы и времени) и один эффект взаимодействия (группа по времени). T-критерий Стьюдента использовался для изучения различий в средних оценках между группами йоги и контроля на каждом этапе измерения. Разница в показателях результативности между двумя группами была рассчитана с использованием d-значения Коэна [13].

Для проверки надежности результатов были проведены дополнительные непараметрические анализы. Манн-Уитни U-тест применялся для изучения различий в среднем значении между двумя группами в каждый момент измерения. Поскольку нет непараметрических альтернатив смешанному дизайну ANOVA, разработка в EDE и EDI с течением времени изучалась отдельно в каждой группе с использованием рангового теста Фридмана для k-коррелированных выборок.

Результаты

Показатель отсева из исследования составлял 30% при пост-тесте и 37% при 6-месячном контроле. Средний показатель посещаемости в группе йоги составил 13,75 из 21 занятия. Инструкторы не выявили каких-либо побочных эффектов от занятий, и об этом не сообщали и участники исследования.

Двунаправленные ANOVA демонстрировало значительные эффекты взаимодействия по группам по времени на EDE global (F 2,16= 5,49, P <0,01), на ограничение (F 1,16 = 3,83, P ≤ 0,05) и на беспокойство о еде (F 1, 16 = 6,40, P≤ 0,01), что означает, что снижение баллов EDE с течением времени было больше в группе йоги по сравнению с контрольной группой. Никаких существенных эффектов взаимодействия для группы по времени не было найдено для беспокойства по весу и проблем с фигурой. Было обнаружено, что различие между двумя группами в среднем EDE глобально наблюдалось на 6-месячном наблюдении (см. Таблицу 2) . Ранговое исследование Фридмана показало снижение глобальной EDE (χ 2 = 10,4, P <0,01), ограничение (χ 2 = 10,2, P <0,01) потребления пищи (χ 2 = 8,90, P <0,05) и веса ( χ 2 = 6,16, P<0,05) внутри группы йоги, но не в контрольной группе (χ 2 = 0,41, P = 0,841, χ 2 = 1,40, P = 0,497, χ 2 = 1,24, P = 0,539 и χ 2 = 1,09, P = 0,581 , соответственно). В двух группах не было найдено изменений в рейтингах по фигуре. Был обнаружен эффект взаимодействия для группы по времени в глобальных оценках EDI-2. Тест Фридмана не обнаружил изменений в глобальных рейтингах EDI-2 в обеих группах.

Таблица 2. Изменения психопатологии расстройства пищевого поведения среди участников (n = 19)

Обсуждение

Результаты продемонстрировали благоприятные результаты РПП-психопатологии для группы йоги с течением времени. Сохранение результатов через 6 месяцев после периода вмешательства является интересным и значимым фактом, учитывая экстенсивность вмешательства йоги. Значительные результаты по подшкалам, связанным с ограничением и потреблением пищи, являются ответственными за общую картину выводов в глобальном масштабе EDE, в большей степени, чем подшкалы фигуры и веса. Возможно, йога способствовала более глубокому контакту с телом, что, в свою очередь, способствовало регулированию и терпимости, которые уменьшали симптомы, связанные с ограничением и потребностями питания. Подшкалы фигуры и веса связаны с телесным опытом. Требуется больше времени, чтобы изменить телесный опыт, поскольку это связано с личностью, а не с симптомами [1].

По сравнению с Carei et al., [6], наше исследование показало разные результаты в отношении итоговых результатов EDE global. Возможное объяснение различий заключается в том, что наши участники занимались йогой в группах, а участники Carei et al [6] практиковали йогу индивидуально. Поэтому наши результаты могут быть связаны с групповым процессом, и опыт объединения групп может быть фактором, способствующим результатам, полученным в этом исследовании. Хотя вини-йога (примечание переводчика из Википедии: Вини-Йога (англ. viniyoga) является динамичной и мягкой практикой йоги, делающей упор на индивидуальном подходе к практикующему. Слово viniyogah упоминается в Йога-сутрах в сутре 3.6 и переводится как «применение», «действие», а не название стиля йоги. Вини-йога основывается на труде «Йогарахасья» Тирумалай Кришнамачарьи и преподается в Индии в центре «Кришнамачарья Йога Мандирам», однако на своем сайте, сам Т.К.В. Дешикачар в 1998 году попросил не использовать имя Вини-йога и не рассматривать его как отдельное учение. В книге «The Viniyoga of yoga. Applying yoga for healthy living» Дешикачар, говорит что вини-йога это не стиль, а метод обучения йоге)и хатха-йога сопоставимы, они могут повлиять на РПП-психопатологию по-разному. Кроме того, у нашего исследования были более продолжительные и более частые занятия и более длительный период вмешательства. Исследования также различались по возрастным группам (взрослые против подростков) и диагнозам РПП . Carei et al [6] включали лиц с нервной анорексией (AN), которые могут отличаться от людей с булимией и РПП в отношении мотивации и устойчивости к лечению. Лица с булимией, возможно, более склонны к изменениям, потому что они больше страдают от болезни по сравнению с людьми с анорексией [14].

Анализ РПП-психопатологии, измеренный с помощью EDI-2, не показывает взаимодействия между группой и временем. Это может быть связано с тем, что EDI-2 разделен на два основных показателя: симптом и личность. Возможно, в этом исследовании были зафиксированы показатели личности, которые могут быть более ригидными и устойчивыми к изменениям. EDE измеряет только симптомы РПП. Поэтому мы провели анализ индекса симптомов EDI-2, чтобы убедиться, что он коррелирует с EDE. Анализ не выявил различий между группами. Различия также могут быть связаны с методологией. Опрос демонстрирует сочетание высокой чувствительности и более низкой специфичности, что объясняет увеличение распространенности симптомов при оценке самоотчета и интервью. Оценки самоотчетов, такие как EDI-2, не обязательно уступают оценкам интервью, таким как EDE, но эти два метода могут выявить различные аспекты РПП. Результаты подтверждают, что увеличение показателей психопатологии РПП в опроснике в сравнении с оценками интервью может быть частично вызвано более высоким уровнем откровенности при личном заполнении опросника из-за субъективного ощущения большей анонимности [15].

Сильные стороны и ограничения исследования

Сильные стороны этого исследования — использование рандомизации, использование оценки золотого стандарта РПП со «слепым» оценщиком и контроль за возможными групповыми эффектами — позволяя контрольной группе встречаться и проводить соответствующие теоретические лекции. Возможно, что лекций было недостаточно, чтобы произвести какой-либо эффект в контрольной группе по сравнению с группой вмешательства. Ограничениями исследования являются малый размер выборки, который увеличивает вероятность ошибки типа II и высокий показатель отсева, хотя этот показатель сопоставим с показателями отсева в других исследованиях лечения РПП [16]. Анализ отсева не выявил различий между отсеявшимися участниками и теми, кто прошел исследование до конца. Другие факторы, такие как получение психотерапии и повторное тестирование, могли бы способствовать результативности.

Будущие исследования должны сравнивать занятия йогой в индивидуальном и групповом лечении, чтобы учесть групповой эффект. Необходимо изучить различные техники йога (расслабление, физические и дыхательные упражнения и медитацию), чтобы определить их специфические терапевтические эффекты. Йогу следует сравнивать с психотерапией, и необходимо изучить возможные дополнительные эффекты йоги в психотерапевтическом лечении.

Заключение

В настоящем исследовании показано снижение РПП-психопатологии сразу после курса занятий йогой и при 6-месячном наблюдении. Поэтому йога может быть полезной при лечении расстройств пищевого поведения.

Список используемой литературы

  1. Spoor ST, Bekker MH, Van Heck GL, Croon MA, Van Strien T. Inner body and outward appearance: The relationships between appearance orientation, eating disorder symptoms, and internal body awareness. Eat Disord 2005;13:479-90.
  2. Scime M, Cook-Cottone C. Primary prevention of eating disorders: A constructivist integration of mind and body strategies. Int J Eat Disord 2008;41:134-42.
  3. Daubenmier JJ. The relationship of yoga, body awareness, and body responsiveness to self-objectification and disordered eating. Psychol Women Q 2005;29:207-19.
  4. Neumark-Sztainer D. Yoga and eating disorders: Is there a place for yoga in the prevention and treatment of eating disorders and disordered eating behaviours? Adv Eat Disord 2014;2:136-45.
  5. Cook-Cottone C. Embodied self-regulation and mindful self-care in the prevention of eating disorders. Eat Disord 2016;24:98-105.
  6. Carei TR, Fyfe-Johnson AL, Breuner CC, Brown MA. Randomized controlled clinical trial of yoga in the treatment of eating disorders. J Adolesc Health 2010;46:346-51.
  7. McIver S, O’Halloran P, McGartland M. Yoga as a treatment for binge eating disorder: A preliminary study. Complement Ther Med 2009;17:196-202.
  8. Kristeller JL, Hallett CB. An exploratory study of a meditation-based intervention for binge eating disorder. J Health Psychol 1999;4:357-63.
  9. Fairburn C, Cooper Z, O’Connor M. The Eating Disorder Examination (16.0D). In: Fairburn C, editor. Cognitive Behavior Therapy and Eating Disorders. New York: Guilford Press; 2008.
  10. Rizvi SL, Peterson CB, Crow SJ, Agras WS. Test-retest reliability of the eating disorder examination. Int J Eat Disord 2000;28:311-6.
  11. Garner DM. Eating Disorders Inventory-2: Professional Manual. Odessa, FL: Psychological Assessment Resources Inc.; 1991.
  12. Clausen L, Rokkedal K, Rosenvinge JH. Validating the eating disorder inventory (EDI-2) in two Danish samples: A comparison between female eating disorder patients and females from the general population. Eur Eat Disord Rev 2009;17:462-7.
  13. Cohen J. Statistical power analysis. Curr Dir Psychol Sci 1992;1:98-101.
  14. Vitousek K, Watson S, Wilson GT. Enhancing motivation for change in treatment-resistant eating disorders. Clin Psychol Rev 1998;18:391-420.
  15. Keel PK, Crow S, Davis TL, Mitchell JE. Assessment of eating disorders: Comparison of interview and questionnaire data from a long-term follow-up study of bulimia nervosa. J Psychosom Res 2002;53:1043-7.
  16. Campbell M. Drop-out from treatment for the eating disorders: A problem for clinicians and researchers. Eur Eat Disord Rev 2009;17:239-42.

 

Оригинал статьи здесь.

 

 

Поделиться:

Читайте также: