Влияние йоги на расстройства пищевого поведения
Авторы: Kari Ebbesen Karlsen, Karianne Vrabel, Solfrid Bratland-Sanda, Pål Ulleberg, Kirsten Benum
Перевод с английского: Мария Литвинова (г. Краснодар)
Мнение авторов статьи может не совпадать с мнением редакции сайта
Целью данного исследования является изучение эффективности методов йоги в лечении расстройств пищевого поведения (РПП).
Методы: Взрослых женщин, соответствующих критериям «Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам» для нервной булимии или расстройства пищевого поведения (РПП) (n = 30), случайным образом распределили на две группы. Исследование длилось 11 недель. Первая группа (группа йоги) в течение этого времени занималась йогой дважды в неделю по 90 минут. Вторая группа – контрольная. Оценка результатов проводилась на основе двух опросников нарушения пищевого поведения (EDE и EDI-2) перед началом исследования, сразу по завершении 11 недель и через 6 месяцев после исследования. Уровень отсева составил 30% (сразу после исследования) и 37% (по итогам 6-месячного наблюдения).
Результаты: Группа йоги показала снижение общего показателя EDE (P <0,01), подшкалы ограничений EDE ( P<0,05) и подшкалы беспокойство по поводу питания (P <0,01) по сравнению с контрольной группой. Различия между группами увеличились по итогам 6-месячного наблюдения. Между группами в оценке EDI-2 не было различий.
Вывод: результаты показывают, что йога может быть эффективной при лечении РПП.
Вступление
Осознание тела включает в себя сосредоточение на теле и внимание к его внутренним ощущениям. У людей с нарушениями питания (РПП) обнаружено снижение этого навыка [1]. Незнание своего организма может привести к развитию неудовлетворенности своим телом, что является самым высоким и наиболее распространенным фактором риска, связанным с РПП, и поэтому повышение осведомленности о теле имеет особое значение в терапии [2].
Йога культивирует непосредственный опыт чувствования тела, который может быть особенно эффективным в повышении понимания своего организма, что противодействует развитию неудовлетворенности своим телом и как следствие РПП [3, 4, 5]. Значительные доказательства появились в отношении терапевтического потенциала йоги для лечении РПП [6, 7, 8] за счет сокращения потребления алкоголя и пищи, повышения осведомленности о триггерах для желания выпить алкоголь и использования методов йоги в качестве регулятора поведения.
Насколько нам известно, публикаций о влиянии йоги на лечение пищевых расстройств, таких как нервная булимия (НБ) или другие расстройства пищевого поведения (ЭДНОС) у взрослого населения, не существует. Существует одно исследование, но оно ограничивается месяцем наблюдения после вмешательства [6]. Цель этого исследования состояла в том, чтобы изучить влияние йоги на лечение РПП. Гипотеза исследования заключалась в том, что психопатология РПП у взрослых женщин снижается со временем практики йоги по сравнению с контрольной группой.
Участники исследования
Участники исследования набирались через рекламные объявления в больницах, через врачей, в Университете Осло, а также через письма членам некоммерческой организации по РПП (www.iks.no). Критериями включения были женщины старше 18 лет с диагнозом НБ или РПП в соответствии с «Диагностическим и статистическим руководством по психическим расстройствам» ранее не занимавшиеся йогой. Критерии исключения: индекс массы тела ≤17,5 и психотические расстройства. Всего в исследовании участвовало 38 женщин (см. Рисунок 1). Из-за ожидаемой более высокой скорости отсева в группе йоги использовался рандомизированный дизайн блока 2:1. Рандомизация проводилась со скрытым распределением через запечатанные конверты после предварительного тестирования. Шестеро из участниц получали психотерапию во время исследования; их распределили в группу йоги (n = 4) и контрольную группу (n = 2).
Рисунок 1. Блок-схема участников исследования
Базовые характеристики
Различия между двумя группами на начальном этапе отсутствовали (см. Таблицу 1). Только одна участница в группе вмешательства и одна в контрольной группе принимали лекарства против беспокойства и тревожности (анксиолитики) на начальном этапе исследования.
Таблица 1. Демографические данные разделенных на группы (йоги и контроля) участников на начальном этапе
Этические соображения
Исследование было одобрено Региональным комитетом по этике исследований в области медицины и здравоохранения в Южной Норвегии и Норвежскими службами данных о социальных науках, и зарегистрировано в клинических исследованиях (NCT00870753). Участницы получили письменную информацию об исследовании и дали письменное согласие на участие.
Дизайн исследования
Дизайн исследования — рандомизированное контролируемое одиночное слепое исследование. Группа йоги занималась хатха-йогой дважды в неделю по 90 минут в течение 11 недель. Занятия вел опытный квалифицированный преподаватель йоги (один из авторов исследования). Класс начинался с расслабления и осознавания тела, сопровождаемого различными физическими и дыхательными упражнениями, концентрацией и медитацией, и завершался более продолжительным расслаблением. Участницы были осведомлены о философии йоги — что это неконкурентная форма деятельности и что им нужно знать и учитывать свои индивидуальные физические и ментальные пределы в выполняемых упражнениях. Чтобы противодействовать возможному смещению эффектов групповых процессов, участницам запретили общаться друг с другом во время занятий и между ними. Участницам также предложили заниматься йогой дома.
Контрольной группе запретили заниматься йогой в течение 11 недель и последующего периода наблюдения, но им предложили занятия йогой после 6-месячного периода наблюдения. Чтобы устранить групповой эффект вмешательства йоги, контрольной группе предложили две 90-минутных групповых встречи, посвященных аспектам питания, физической активности и РПП. Этими встречами руководил опытный специалист в этих областях (еще один автор исследования).
Оценки
Главным критерием оценки результата была шкала Eating Disorders Examination (EDE) [9]. Она также включает в себя четыре подшкалы: ограничение, беспокойство о питании, беспокойство о весе и беспокойство о фигуре. Шкала EDE показала хорошую внутреннюю согласованность для каждой подшкалы и надежность при повторном тестировании [9, 10]. EDE-тестирование проводилось высококвалифицированным и опытным психологом (вторым автором исследования), который не знал, к какой из групп относятся участницы.
Вторым критерием оценки результата была шкала расстройств пищевого поведения EDI-2 [11]. Это самоопросник из 91 вопроса, используемый для оценки наличия симптомов РПП. Датское исследование достоверности показывает внутреннюю согласованность, определенную альфа-группой Кронбаха выше 70 [12].
Анализ данных
Статистический анализ был выполнен с использованием программного обеспечения IBM SPSS Statistics for Windows, версия 24.0 (Armonk, NY: IBM Corp.). Для анализа влияния практики йоги использовался смешанный дизайн-анализ дисперсии (ANOVA). В нем проверялись и оценивались два основных эффекта (группы и времени) и один эффект взаимодействия (группа по времени). T-критерий Стьюдента использовался для изучения различий в средних оценках между группами йоги и контроля на каждом этапе измерения. Разница в показателях результативности между двумя группами была рассчитана с использованием d-значения Коэна [13].
Для проверки надежности результатов были проведены дополнительные непараметрические анализы. Манн-Уитни U-тест применялся для изучения различий в среднем значении между двумя группами в каждый момент измерения. Поскольку нет непараметрических альтернатив смешанному дизайну ANOVA, разработка в EDE и EDI с течением времени изучалась отдельно в каждой группе с использованием рангового теста Фридмана для k-коррелированных выборок.
Результаты
Показатель отсева из исследования составлял 30% при пост-тесте и 37% при 6-месячном контроле. Средний показатель посещаемости в группе йоги составил 13,75 из 21 занятия. Инструкторы не выявили каких-либо побочных эффектов от занятий, и об этом не сообщали и участники исследования.
Двунаправленные ANOVA демонстрировало значительные эффекты взаимодействия по группам по времени на EDE global (F 2,16= 5,49, P <0,01), на ограничение (F 1,16 = 3,83, P ≤ 0,05) и на беспокойство о еде (F 1, 16 = 6,40, P≤ 0,01), что означает, что снижение баллов EDE с течением времени было больше в группе йоги по сравнению с контрольной группой. Никаких существенных эффектов взаимодействия для группы по времени не было найдено для беспокойства по весу и проблем с фигурой. Было обнаружено, что различие между двумя группами в среднем EDE глобально наблюдалось на 6-месячном наблюдении (см. Таблицу 2) . Ранговое исследование Фридмана показало снижение глобальной EDE (χ 2 = 10,4, P <0,01), ограничение (χ 2 = 10,2, P <0,01) потребления пищи (χ 2 = 8,90, P <0,05) и веса ( χ 2 = 6,16, P<0,05) внутри группы йоги, но не в контрольной группе (χ 2 = 0,41, P = 0,841, χ 2 = 1,40, P = 0,497, χ 2 = 1,24, P = 0,539 и χ 2 = 1,09, P = 0,581 , соответственно). В двух группах не было найдено изменений в рейтингах по фигуре. Был обнаружен эффект взаимодействия для группы по времени в глобальных оценках EDI-2. Тест Фридмана не обнаружил изменений в глобальных рейтингах EDI-2 в обеих группах.
Таблица 2. Изменения психопатологии расстройства пищевого поведения среди участников (n = 19)
Обсуждение
Результаты продемонстрировали благоприятные результаты РПП-психопатологии для группы йоги с течением времени. Сохранение результатов через 6 месяцев после периода вмешательства является интересным и значимым фактом, учитывая экстенсивность вмешательства йоги. Значительные результаты по подшкалам, связанным с ограничением и потреблением пищи, являются ответственными за общую картину выводов в глобальном масштабе EDE, в большей степени, чем подшкалы фигуры и веса. Возможно, йога способствовала более глубокому контакту с телом, что, в свою очередь, способствовало регулированию и терпимости, которые уменьшали симптомы, связанные с ограничением и потребностями питания. Подшкалы фигуры и веса связаны с телесным опытом. Требуется больше времени, чтобы изменить телесный опыт, поскольку это связано с личностью, а не с симптомами [1].
По сравнению с Carei et al., [6], наше исследование показало разные результаты в отношении итоговых результатов EDE global. Возможное объяснение различий заключается в том, что наши участники занимались йогой в группах, а участники Carei et al [6] практиковали йогу индивидуально. Поэтому наши результаты могут быть связаны с групповым процессом, и опыт объединения групп может быть фактором, способствующим результатам, полученным в этом исследовании. Хотя вини-йога (примечание переводчика из Википедии: Вини-Йога (англ. viniyoga) является динамичной и мягкой практикой йоги, делающей упор на индивидуальном подходе к практикующему. Слово viniyogah упоминается в Йога-сутрах в сутре 3.6 и переводится как «применение», «действие», а не название стиля йоги. Вини-йога основывается на труде «Йогарахасья» Тирумалай Кришнамачарьи и преподается в Индии в центре «Кришнамачарья Йога Мандирам», однако на своем сайте, сам Т.К.В. Дешикачар в 1998 году попросил не использовать имя Вини-йога и не рассматривать его как отдельное учение. В книге «The Viniyoga of yoga. Applying yoga for healthy living» Дешикачар, говорит что вини-йога это не стиль, а метод обучения йоге)и хатха-йога сопоставимы, они могут повлиять на РПП-психопатологию по-разному. Кроме того, у нашего исследования были более продолжительные и более частые занятия и более длительный период вмешательства. Исследования также различались по возрастным группам (взрослые против подростков) и диагнозам РПП . Carei et al [6] включали лиц с нервной анорексией (AN), которые могут отличаться от людей с булимией и РПП в отношении мотивации и устойчивости к лечению. Лица с булимией, возможно, более склонны к изменениям, потому что они больше страдают от болезни по сравнению с людьми с анорексией [14].
Анализ РПП-психопатологии, измеренный с помощью EDI-2, не показывает взаимодействия между группой и временем. Это может быть связано с тем, что EDI-2 разделен на два основных показателя: симптом и личность. Возможно, в этом исследовании были зафиксированы показатели личности, которые могут быть более ригидными и устойчивыми к изменениям. EDE измеряет только симптомы РПП. Поэтому мы провели анализ индекса симптомов EDI-2, чтобы убедиться, что он коррелирует с EDE. Анализ не выявил различий между группами. Различия также могут быть связаны с методологией. Опрос демонстрирует сочетание высокой чувствительности и более низкой специфичности, что объясняет увеличение распространенности симптомов при оценке самоотчета и интервью. Оценки самоотчетов, такие как EDI-2, не обязательно уступают оценкам интервью, таким как EDE, но эти два метода могут выявить различные аспекты РПП. Результаты подтверждают, что увеличение показателей психопатологии РПП в опроснике в сравнении с оценками интервью может быть частично вызвано более высоким уровнем откровенности при личном заполнении опросника из-за субъективного ощущения большей анонимности [15].
Сильные стороны и ограничения исследования
Сильные стороны этого исследования — использование рандомизации, использование оценки золотого стандарта РПП со «слепым» оценщиком и контроль за возможными групповыми эффектами — позволяя контрольной группе встречаться и проводить соответствующие теоретические лекции. Возможно, что лекций было недостаточно, чтобы произвести какой-либо эффект в контрольной группе по сравнению с группой вмешательства. Ограничениями исследования являются малый размер выборки, который увеличивает вероятность ошибки типа II и высокий показатель отсева, хотя этот показатель сопоставим с показателями отсева в других исследованиях лечения РПП [16]. Анализ отсева не выявил различий между отсеявшимися участниками и теми, кто прошел исследование до конца. Другие факторы, такие как получение психотерапии и повторное тестирование, могли бы способствовать результативности.
Будущие исследования должны сравнивать занятия йогой в индивидуальном и групповом лечении, чтобы учесть групповой эффект. Необходимо изучить различные техники йога (расслабление, физические и дыхательные упражнения и медитацию), чтобы определить их специфические терапевтические эффекты. Йогу следует сравнивать с психотерапией, и необходимо изучить возможные дополнительные эффекты йоги в психотерапевтическом лечении.
Заключение
В настоящем исследовании показано снижение РПП-психопатологии сразу после курса занятий йогой и при 6-месячном наблюдении. Поэтому йога может быть полезной при лечении расстройств пищевого поведения.
Список используемой литературы
- Spoor ST, Bekker MH, Van Heck GL, Croon MA, Van Strien T. Inner body and outward appearance: The relationships between appearance orientation, eating disorder symptoms, and internal body awareness. Eat Disord 2005;13:479-90.
- Scime M, Cook-Cottone C. Primary prevention of eating disorders: A constructivist integration of mind and body strategies. Int J Eat Disord 2008;41:134-42.
- Daubenmier JJ. The relationship of yoga, body awareness, and body responsiveness to self-objectification and disordered eating. Psychol Women Q 2005;29:207-19.
- Neumark-Sztainer D. Yoga and eating disorders: Is there a place for yoga in the prevention and treatment of eating disorders and disordered eating behaviours? Adv Eat Disord 2014;2:136-45.
- Cook-Cottone C. Embodied self-regulation and mindful self-care in the prevention of eating disorders. Eat Disord 2016;24:98-105.
- Carei TR, Fyfe-Johnson AL, Breuner CC, Brown MA. Randomized controlled clinical trial of yoga in the treatment of eating disorders. J Adolesc Health 2010;46:346-51.
- McIver S, O’Halloran P, McGartland M. Yoga as a treatment for binge eating disorder: A preliminary study. Complement Ther Med 2009;17:196-202.
- Kristeller JL, Hallett CB. An exploratory study of a meditation-based intervention for binge eating disorder. J Health Psychol 1999;4:357-63.
- Fairburn C, Cooper Z, O’Connor M. The Eating Disorder Examination (16.0D). In: Fairburn C, editor. Cognitive Behavior Therapy and Eating Disorders. New York: Guilford Press; 2008.
- Rizvi SL, Peterson CB, Crow SJ, Agras WS. Test-retest reliability of the eating disorder examination. Int J Eat Disord 2000;28:311-6.
- Garner DM. Eating Disorders Inventory-2: Professional Manual. Odessa, FL: Psychological Assessment Resources Inc.; 1991.
- Clausen L, Rokkedal K, Rosenvinge JH. Validating the eating disorder inventory (EDI-2) in two Danish samples: A comparison between female eating disorder patients and females from the general population. Eur Eat Disord Rev 2009;17:462-7.
- Cohen J. Statistical power analysis. Curr Dir Psychol Sci 1992;1:98-101.
- Vitousek K, Watson S, Wilson GT. Enhancing motivation for change in treatment-resistant eating disorders. Clin Psychol Rev 1998;18:391-420.
- Keel PK, Crow S, Davis TL, Mitchell JE. Assessment of eating disorders: Comparison of interview and questionnaire data from a long-term follow-up study of bulimia nervosa. J Psychosom Res 2002;53:1043-7.
- Campbell M. Drop-out from treatment for the eating disorders: A problem for clinicians and researchers. Eur Eat Disord Rev 2009;17:239-42.
Оригинал статьи здесь.