Когнитивные функции и йога

tagore_einstien

 

 

Память с возрастом становится все более динамичной: не успеешь что–то запомнить, как все уже забыл.

Вольтер

 

Растущее из года в год число пациентов с когнитивными нарушениями в целом и деменцией в частности дало основание ВОЗ назвать XXI столетие веком эпидемии когнитивного снижения [1]. Когнитивные функции мозга – это способность понимать, познавать, изучать, осознавать, воспринимать и перерабатывать (запоминать, передавать, использовать) внешнюю информацию. Это функции центральной нервной системы, обеспечивающие высшую нервную деятельность, без которой теряется личность человека [2]. Существует понятие так называемой «интеллектуальной нормы» – у каждого свои показатели когнитивного развития, поэтому его снижение всегда индивидуально.

Было показано, что высокий уровень интеллекта и его постоянные тренировки в течение жизни прямо определяют скорость развития у пациента когнитивных расстройств при присоединении потенциально необратимого, склонного к постоянному прогрессированию заболевания. У больного с высоким уровнем интеллектуального развития и привычкой к умственным операциям при развитии болезни Альцгеймера будут наблюдаться более длительное стационарное течение и меньшая скорость прогрессирования, чем у пациента с низким уровнем образования и отсутствием интеллектуальной тренировки в течение жизни. Предположительно этот феномен является результатом образования дополнительных нейрональных и синаптических связей, а также вовлечения в познавательный процесс большей популяции нейронов у людей умственного труда [3].

Для определения наличия когнитивной дисфункции учитывается исходный уровень пациента; опрашиваются сам пациент и его родственники. Анализ психического состояния проводится по различным тестам неврологом и (углубленно) психиатром. Исследуются внимательность, воспроизведение, память, настроение, выполнение инструкций, образность мышления, письмо, счет, чтение. Наиболее распространенными является следующие тесты: краткая шкала MMSE (Mini-mental State Examination) – 30 вопросов для ориентировочной оценки состояния когнитивных функций; рейтинговая шкала деменции (Clinical Dementia Rating scale – CDR), основанная на исследовании нарушений ориентации, памяти, взаимодействий с окружающими, поведения в быту и на работе, самообслуживания. Тест «Батарея лобной дисфункции» используется для скрининга деменций с преимущественным поражением лобных долей или подкорковых церебральных структур. Тест рисования часов – простой тест, когда больного просят нарисовать часы – циферблат с цифрами и стрелками, указывающими определенное время, может использоваться для дифференциальной диагностики деменции лобного типа и при поражении подкорковых структур.

Также для больного с наличием приобретенного когнитивного дефицита необходимо проведение лабораторных обследований, КТ, МРТ и других методов нейровизуализации поражения головного мозга.

Для лечения назначается медикаментозная терапия, диета с пониженным содержанием холестерина; больному советуют исключить курение и алкоголь [4].

Наконец, обсуждая особенности лечения пациентов с когнитивными нарушениями в целом вообще и с деменцией в частности, специалисты современной доказательной медицины делают акцент на том, что не следует забывать о возможностях нелекарственных методов коррекции. К таким методам относятся активная интеллектуальная нагрузка, когнитивный тренинг, психотерапевтические методы воздействия – когнитивное стимулирование и когнитивно-поведенческая терапия, а также физическая активность [5].

Изучением благотворного влияния физических упражнений на когнитивные функции современная медицинская наука занимается давно и находит этому все больше подтверждений – так, например, в 2014 г. в американском журнале Pediatrics были опубликованы результаты исследования, возглавляемые профессором Ч. Хиллманом (Charles Hillman). Исследование пришло к выводу, что 60 минут физической активности, проводимой ежедневно после школы, полезно не только для физического здоровья детей, но также способно благотворно влиять на их когнитивные функции [6].

Наконец, от простых физических упражнений перейдем к более узкой и интересующей нас теме – йоге, и проанализируем исследования, посвященные ее влиянию на высшие психические функции.

Итак, первое крупное исследование являлось мета-анализом и включало в себя изучение влияния на когнитивные функции не только йоги, а также, сна, физических упражнений и т. д. Следуя теме статьи, остановимся только на йоге. В данной работе исследовались йога и медитация. В нем отмечается, что медитация определенно играет положительную роль в укреплении психического благополучия, повышении внимания и улучшении других когнитивных способностей. Далее, анализ показал предварительные положительные эффекты медитации на внимание, память, исполнительные функции, скорость обработки и общие познания в возрастной группе (где отмечался общий когнитивный упадок и дегенеративные заболевания). Умеренно результативна медитация оказалась в лечении негативных симптомов шизофрении, и, отмечается авторами, могла бы быть полезным дополнением к фармакотерапии. Тем не менее, обзор базы данных этого мета-анализа не обнаружил существенных преимуществ медитации у детей и взрослых с диагнозом СДВГ.

Что касается самой йоги, то приводятся данные о том, что она в ряде случаев была эффективна как дополнительный фактор снижения стресса, депрессивных симптомов, регулирования эмоций, улучшение настроения, благополучия и качества жизни. Делается вывод, что йога и медитация являются безопасными и действенными традиционными методами для повышения мыслительных функций и их использование должно поощряться [7].

В следующем рандомизированном исследовании принимало участие 84 человека от 18 до 25 лет, которые были распределены на 3 группы – группа, выполняющая быстрые пранаямы, группа, выполняющая медленные пранаямы и контрольная группа. Отмечается, что люди, ранее занимавшиеся йогой, в исследование не включались. Оно продолжалось  12 недель, по 3 занятия в неделю, каждое в среднем длительностью 30 минут. До начала эксперимента в течение недели участники были обучены специальным техникам пранаям; занимались они под руководством квалифицированного тренера. Занятия проходили в тихом помещении при комфортной температуре и включали в себя следующее:

Быстрые пранаямы представляли собой четыре цикла со следующей последовательностью: 1 минута Капалабхати – 1 минута отдых – 1 минута Бхастрика – 1 минута отдых — 1 минута Kukkuriya[«dog panting breath» – «прерывистое дыхание собаки» — Н.Г.] — 1 минута отдых. Итого 24 минуты.

Медленные пранаямы представляли собой три цикла со следующей последовательностью:– 2 минуты Нади Шодхана – 1 минута отдых – 2 минуты Pranava (синоним мантры ОМ (АУМ)) – 1 минута отдых – 2 минуты Savitri (мантра Гаятри) – 1 минута отдых. Итого 27 минут. Во время выполнения пранаям участники сидели в Сукхасане.

Результаты оценивались по следующим тестам:

LCT (letter cancellation test) — тест зачёркивания букв (тест на внимание, пациенту дается задание зачеркнуть определенные буквы (напр. заглавные и конкретные) в тексте за 60 секунд. учитывается количество зачеркиваний и пропуски);

FDS, RDS (Forward digit span, Reverse digit span) – тесты на запоминание цифр, используется как один из тестов на память и когнитивные способности;

ART (Auditory reaction time) – время слуховой реакции;

VRT–R (Visual reaction time for red) – время визуальной реакции на красный цвет;

VRT-G (Visual reaction time for green) – время визуальной реакции на зеленый цвет (эти тесты также измеряют уровень концентрации и стрессовый отклик).

Анализируя полученные данные, можно сказать, что по результатам теста LCT быстрота реакции увеличилась в группе, выполнявшей медленные пранаямы, а пропуски букв и ошибки были в большем количестве в группе, выполнявшей пранаяму быструю. Таким образом, по этому тесту можно сделать промежуточный вывод, что способность к концентрации увеличивают медленные пранаямы. Далее, тесты FDS и RDSпоказали практически одинаковые результаты в обеих группах, результаты ARTтеста были немного выше у группы медленной пранаямы, так же, как и результаты тестов VRT-R и VRT-G – их показатели значительно повысились у группы медленной пранаямы в сравнении с быстрой. Безусловно, все результаты обеих групп, занимавшихся пранаямами, значительно отличались от контрольной группы в сторону улучшения показателей.

Интересный эффект показала группа «быстрой пранаямы», значительно сократив RT (время реакции, как слуховой, так и зрительной), а также улучшив концентрацию. Таким образом, делают вывод авторы, медленные и быстрые виды пранаям могут быть полезны для снятия стресса и улучшения когнитивных функций, но быстрые пранаямы имеет дополнительные эффекты на сенсорно-моторной навыки [8].

Еще одно необычное исследование проводилось в Индии с целью выяснить влияние эффектов Medhya (Медхья) Расаяны, а также йогических практик на краткосрочную память у школьников. В течение трех месяцев 90 индийских школьников от 10 до 16 лет были разделены на 3 группы по 30 человек в каждой.

Группа А: Контрольная группа.

Группа В: группа, получавшая лечение MedhyaРасаяной. Лечение включало в себя комбинацию из следующих растений: Mandukaparni (центелла азиатская), Yashtimadhu (корень солодки), Guduchi (тиноспора сердцелистная) и Sankhapushpi (вьюнок). Эти четыре сырых препарата были определены экспертами в Департаменте Dravyaguna. После идентификации они были взяты в равной пропорции и измельчены в порошок. Участникам группы было рекомендовано принимать Medhya Расаяна по2 г два раза в день с молоком в течение 3 месяцев. Сочетание состояло из порошка из вышеупомянутых четырех Medhya Расаяна препаратов, а также сухого молока и сахарной пудры в соотношении 2: 1: 1. Эти препараты были смешаны с сухим молоком и сахарной пудрой для увеличения усвояемости препарата, а также для максимально простого применения детям школьного возраста. Medhya Расаяна принималась по утрам и вечерам с молоком.

Группа С: группа, выполнявшая практику йоги. Ежедневные занятия включали в себя следующие практики:

— небольшая суставная разминка, в основном состоящая из сгибания-разгибания суставов и их вращения;

— асаны стоя – Тадасана, Тирьяка Тадасана, Врикшасана, Вирабхадрасана, Триконасана – всего 5 кругов;

— пранаямы – Анулома-Вилома – 15 раз, Брамари – 10 раз, Омкар Дхьяна (медитация на ОМ) – 15 мин.;

— шаткармы – Капалабхати – 100 раз.

Для оценки результатов и улучшений были использованы следующие критерии:

1)    Краткосрочный тест памяти – картинки (фотографии). Испытуемым был показан лист, содержащий 20 картинок. В течение двух минут их необходимо было запомнить, затем листы забирали. После этого участников просили также в течение двух минут на чистом листе записать названия увиденных картинок;

2)    Серийный тест-эффект – слова. Набор из 10 слов был показан каждому участнику, и он должен был воспроизвести слова в том же порядке и с той же длительностью, как было показано. При неправильном ответе нажималась клавиша ESC (тест был автоматизирован). В конце теста на экране отображался счет;

3)    Мини-экспертиза психического состояния. Этот тест оценивал психическое состояние субъекта с помощью вопросника, осведомляющегося о дате, времени, месте, времени событий, а также ряде факторов, оценивающих умственное напряжение, поскольку оно непосредственно влияет на кратковременную память и школьную производительность. Некоторые вопросы, касавшиеся умножения и деления чисел, также помогали оценить способность вспоминать, а также память испытуемого в целом. Часть же вопросов также помогала проанализировать навыки письма индивида.

По завершению исследования и тестирований делается следующий вывод:

В тесте 1 (кратковременное испытание памяти — картинки), межгрупповое сравнение показало, что группа В была наиболее эффективной, поскольку увеличение средних значений в группе было больше. Также заметное улучшение было замечено в группе после занятий йогой (группа С).

В тесте 2 (тест серийный отзыв) также наиболее эффективной оказалась группа В, между тем в тесте 3 (оценка психического состояния) наибольшие значения показала группа С. Это показывает, что йогические практики помогают в улучшении психического состояния и облегчения от стресса. Увеличение средних значений после 1-го наблюдения в группе В была выше по сравнению с группой С. Далее, среди всех трех групп, только группа В принимающая Medhya Расаяна была очень существенный и наиболее эффективный по отношению к объективным параметрам результат в тестах 1 и 2. Таким образом, группа В показала наиболее эффективные результаты по улучшению кратковременной памяти у детей посещающих школу среди трех групп-участников. Авторы подытоживают, что Medhya Расаяна быстра в действии и помогает в улучшении силы памяти [9].

Следующее исследование проводилось в Англии среди лиц пожилого возраста (средний возраст 62 года) и длилось 8 недель. Участвовало в нем 118 человек. Среди критериев отбора были малоподвижный образ жизни, а также отсутствие регулярной практики йоги. Обе группы тренировались 3 раза в неделю в течение часа под руководством сертифицированных инструкторов. Первая группа занималась хатха-йогой. Программа была разработана для новичков и включала в себя такие упражнения, как поза воина, поза лотоса, Сурья Намаскар, глубокие дыхательные упражнения [не указывается, какие именно – Н. Г.], Нади Шодхана, повторение мантр, а также медитативные упражнения с акцентом на мысли и дыхание. Отмечается, что занимающиеся были без обуви и использовали вспомогательные приспособления – блоки, ремни.

Вторая группа называлась группой растяжения и укрепления. Участники этой группы встречались в те же дни и часы, что и первая группа, но в другом зале. Каждый класс состоял из разминки и расслабления, в середине был основной укрепляющий блок, состоящий из 8-10 различных упражнений на основные группы мышц по 10-12 повторений каждое. Упражнения не предполагали никаких медитативных элементов, а также акцента на дыхании.

После окончания исследования участники были протестированы тремя компьютеризированными тестами для оценки исполнительной функции рабочей памяти и переключения задач (task switching). Итог: после 8 недель регулярной структурированной практики йоги участники йога-группы показали значительное улучшение исполнительных функций рабочей памяти, повышение производительности и эффективности умственного набора перемещения и гибкости в сравнении со второй группой. Предположительно, по мнению авторов статьи, эти результаты отчасти объясняются влиянием осознанного дыхания и медитации – именно этих упражнений не было во второй, «контрольной» группе. Тем не менее, все результаты этого исследования, взятые вместе, должны служить в качестве платформы для дальнейших исследований влияния йоги на когнитивные функции [10].

Еще в одном эксперименте участвовало 30 молодых выпускников-инженеров, которые были рандомизированы в две равные группы по 15 человек в каждой (контроль и группа йоги). В исследовании не участвовали люди, ранее занимавшиеся йогой, а также не употребляющие наркотики, табак и не злоупотребляющие алкоголем. В ходе пятимесячного исследования испытуемых просили не отклоняться от их привычного ритма жизни. Экспериментальная группа должна была заниматься 1,5 часа в день ежедневно в интервале между 7 часами вечера и 6.30 часами утра. Вторая группа не должна была заниматься каким-либо видом физической активности.

Практика йоги состояла из молитвы, пранаямы, и простых йогических поз. Для участников были проведены тренировочные сессии под руководством инструктора, во время которых выполнялась следующая программа:

1)    Асаны стоя: Сурья Намаскар, Дандасана, urdhave аsana[вероятно, опечатка – тогда urdhvaasana – поза собаки лицом вверх – Н. Г.], Триконасана, Хастападасана, Вирабхадрасана, Ватаянасана;

2)    Асаны сидя: Курмасана, Уштрасана, Ардха Матсиендрасана, Вакрасана, Суптасана, Матсьендрасана, Мандукасана, Бакасана, Майюрасана, Випарита Падасана, Падма Майюрасана, Пасчиммотанасана, Пурна Чакрасана, Эка Патангуштхасана;

3)    Асаны лежа на спине: Уттана Падасана, Паванамуктасана, Сарвангасана, Халасана, Сету Бандхасана и Чакрасана;

4)    Асаны лежа на животе: Шалабхасана, Дханурасана, Наукасана;

5)    Пранаямы: Анулома-вилома, Капалабхати, Уджайи, Брамари, Ситали, Шиткари, Сурья бхедана, Бхастрика, Бахьйя, каки мудра, и мудра шанмукхи. Каждый день практики заканчивался молитвой и медитацией.

В конце испытания у всех участников были записаны ЭКГ и ЭЭГ.

Вывод был следующим:

Участники группы регулярной практики йоги после пятимесячного периода исследования показали результаты повышения различных типов когнитивных навыков. Когнитивные параметры поведения были оценены на основе различных показателей ЭЭГ. Увеличение мощности сигнала того или иного ее показателя на определенном участке коры расценивалось как усиление определенного типа когнитивных навыков. (Так, лобная доля связана с доводами, планированием, решением проблем, познанием; теменная доля с визуальным восприятием, распознаванием, обработкой информации и пространственным мышлением; височная – с памятью и обработкой словесных и звуковых сигналов; а затылочная доля — с визуальной пространственной обработкой и распознаванием).

Помимо познавательных способностей, практика йоги привела к некоторым физическим положительным изменениям, в частности, таким, как улучшение вариабельности сердечного ритма. Также было отмечено увеличение парасимпатической и, в свою очередь, уменьшение симпатической активности [11].

Можно привести еще один мета-анализ, изучивший эксперименты, касающиеся влияния йоги на детей школьного возраста. Основной задачей данного исследования было систематическое изучение имеющейся литературы о вмешательстве йоги в образовательный процесс с 1980 по 2014 гг. Ниже мы приводим только те из них, которые близки теме нашей работы.

Так, в одном из приводимых здесь исследований участвовало 98 школьников в возрасте от 8 до 13 лет. Эксперимент длился 3 месяца по 5 занятийв неделю длительностью 45 минут во время школьных уроков. До начала исследования при помощи учителя были оценены физическая подготовка учеников, а также самооценка, внимание, пунктуальность, поведение с друзьями и поведение с учителем. Участников разделили на две группы – первая занималась йогой, которая включала в себя пранаямы, вьяямы, асаны, пение [так в тексте – «chanting», скорее всего, имеется в виду пропевание мантр – Н. Г.], а также техники релаксации. Вторая группа выполняла простые физические упражнения с той же частотой и то же время, что и первая. Выполнялись бег на месте, сгибания – разгибания и повороты туловища. Авторы исследования делали упор на различия между йогой и физическими упражнения, учитывая важность осознанности, расслабления и регулирования дыхания в йоге.

После окончания исследования по результатам тестирования в обеих группах существенное различие было по результатам социальной самооценки – эта переменная была единственной со значительными изменениями в группе физических упражнений; обе группы до и после исследования также показали значительные изменения в когнитивной функции. Физическая группа показала снижение некоторых специфических баллов по результатам компьютерного тестирования. Кроме того, обе группы показали улучшение в послушании, успеваемости, пунктуальности, поведении с друзьями и учителями, стали внимательнее. Авторы связали улучшение показателей в том числе и с аэробными нагрузками (что наблюдалось в обеих группах) и предположили возможность включения йоги и подобных физических упражнений в школьное расписание.

Этот же мета-анализ приводит еще одно исследование, осуществленное в 2014 г. Проводилось оно на 82 школьниках от 11 до 15 лет. Они были разделены на 2 группы (йога и контроль). Занятия йогой проводились 5 дней в неделю в течение 45 минут в день в школьное время. Исследование длилось 12 недель. Практика включала в себя пение [видимо, мантры – Н.Г.], асаны, пранаямы. Все дети до и после исследования были протестированы. После его окончания наблюдалось значительное улучшение умственных способностей и памяти, в частности, когнитивных процессов, таких как внимание, восприятие, наблюдение только в экспериментальной группе (группа йоги) [12].

В следующем исследовании влияния йоги на когнитивные функции среди лиц пожилого возраста дома престарелых в Индии участвовало 87 человек старше 60 лет, которые были разделены на две группы (йога=44, контроль=43). Само исследование продолжалось 6 месяцев. Программа группы йоги была разработана на основе традиционных йогических текстов и включала в себя суставные разминки, асаны, пранаямы и медитации. В течение первого месяца занятия были ежедневными (исключая праздничные дни) и длились 1 час; следующие 2 месяца занятия под руководством тренера проводились также в течение часа, но 1 раз в неделю (остальное время было отдано на самостоятельную практику), оставшиеся 3 месяца участники занимались самостоятельно (скорее всего, периодичностью 3-4 раза в неделю).

Протокол занятий был следующий:

Сукшма вьяямы (упражнения на шею, плечи, запястья, стопы) – 10 минут;

Асаны (Тадасана, Катичакрасана, Конасана, Марджариасана, Паванамуктасана, Вакрасана, Випарита Карани, Бхуджангасана, Ардха Шалабхасана, Сетубандхасана, Шавасана) – 20 минут

— Пранаямы (Капалабхати, Надишодхана, Сурья Бхедана, Чандра Бхедана, Бхастрика, Брамари) – 15 минут

— Тратака и медитация – 15 минут.

Кроме того, отмечается, что еще до начала исследования все его участники были осведомлены о важности физической и познавательной деятельности как факторе борьбы с деменцией. Поэтому во время исследования многие участники обеих групп дополнительно занимались ходьбой, интересовались духовной деятельностью (пением, посещением духовных бесед).

Для оценки результатов использовались следующие тесты:

Rey’s Auditory Verbal Learning Test (RAVLT) – тест Рея на слухоречевое заучивание;

Rey’s complex figure test (CFT) – тест «Сложная фигура»;

Wechsler’s Memory Scale (WMS) – шкала памяти Векслера;

Controlled Oral Word Association (COWA) test – тест словесных ассоциаций;

Stroop Color Word Interference Test and Trail Making Test — словесно-цветовой тест Струпа и тест на зрительно-моторную координацию.

Все эти тесты были проведены участникам до начала исследования, а затем спустя 6 месяцев, после его окончания.

В результате (после второго тестирования) группа йоги показала значительное улучшение по всем показателям в отличие от контрольной группы [13].

Таким образом, проведя анализ имеющихся научных данных, можно с уверенностью сказать, что йога, как вид физической тренировки, может быть рекомендована и пациенту с имеющимися когнитивными нарушениями, и здоровому человеку, желающему подобные расстройства предотвратить. Пока не хватает сравнительных данных с группами обычной физической нагрузки, чтобы понять, какие именно техники лучше всего «работают» и должны использоваться. Только в одном исследовании, приведенном выше, было такое сравнение – в нем авторы допустили, что положительные результаты в группе йоге были достигнуты за счет дыхательных техник и осознанности, чего нет в обычной физкультуре. Поэтому предполагаем, что программа тренировки должна быть сбалансированной, подстроенной под индивидуальные особенности занимающегося, и включающей в себя не только асаны, но и разнообразные дыхательные техники – поскольку мы видели, что и быстрые, и медленные пранаямы имели свое положительное воздействие. Быстрые – улучшали сенсорно-моторные навыки, медленные – снижали стресс и улучшали когнитивные функции в целом. С этими же целями полезным будет включать в практику расслабляющие и медитативные техники, а из шаткарм – Тратаку.

 

Список литературы:

1. Преображенская И. С. «Деменция – эпидемиология, клиническая картина, диагностика, подходы к терапии». Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика – 4, 2013г. с.71

2. Электронный ресурс: http://www.medicalj.ru/symtoms/head/676-narushenie-kognitivnyh-funkcij

3. Преображенская И. С. «Деменция – эпидемиология, клиническая картина, диагностика, подходы к терапии». Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика – 4, 2013г. с.71-72

4. Электронный ресурс: http://www.medicalj.ru/symtoms/head/676-narushenie-kognitivnyh-funkcij

5. Преображенская И. С. «Деменция – эпидемиология, клиническая картина, диагностика, подходы к терапии». Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика – 4, 2013г. с.76

6. H. Whiteman. An hour of after-school exercise linked to better cognitive functioning // 2014 . http://www.medicalnewstoday.com/articles/283169.php

  1. A. Sachdeva, K. Kumar and K. S. Anand. Non Pharmacological Cognitive Enhancers — Current Perspectives. // J Clin Diagn Res. 2015 Jul; 9(7)
  2. V. K. Sharma,Rajajeyakumar M., Velkumary S., S. K. Subramanian, A. B. Bhavanani, Madanmohan, A. Sahai, and D. Thangavel. Effect of Fast and Slow Pranayama Practice on Cognitive Functions In Healthy Volunteers // J Clin Diagn Res. 2014 Jan; 8(1): 10–13
  3. A. S. Sarokte, M.V. Rao. Effects of Medhya Rasayana and Yogic practices in improvement of short-term memory among school-going children // Ayu. 2013 Oct;34(4):383-9.
  4. N. P. Gothe, A.F.Kramer, E. McAuley. The effects of an 8-week Hatha yoga intervention on executive function in older adults // J Gerontol A Biol Sci Med Sci. 2014 Sep;69(9):1109-16.
  5. H. Nagendra, V. Kumar, S. Mukherjee. Cognitive behavior evaluation based on physiological parameters among young healthy subjects with yoga as intervention // Comput Math Methods Med. 2015;
  6. C. Ferreira-Vorkapic,   JM Feitoza M. Marchioro, J. Simões, E. Kozasa, and S. Telles. Are There Benefits from Teaching Yoga at Schools? A Systematic Review of Randomized Control Trials of Yoga-Based Interventions // Evid Based Complement Alternat Med. 2015; 2015: 345,835.

13. V. R. Hariprasad, V. Koparde, P. T. Sivakumar, S. Varambally, J. Thirthalli, M. Varghese, I. V. Basavaraddi, and B. N. Gangadhar. Randomized clinical trial of yoga-based intervention in residents from elderly homes: Effects on cognitive function // Indian J Psychiatry. 2013 Jul; 55(Suppl 3): S357-363

 

 

Поделиться:

Читайте также: