Йога в психиатрии: концепция, эффективность и безопасность

Авторы: M. S. Reddy and M. Starlin Vijay

Перевод с английского: Воробьева Анастасия

Мнение авторов статьи может не совпадать с мнением редакции сайта

Что подразумевают психиатры, когда говорят о йоге?

Йога – это древняя индийская практика с особым мировоззрением и психологией, которая всегда вызывала интерес мыслящих индийских исследователей и врачей. За последнее столетие йога захватила умы представителей западного мира и собрала миллионы последователей во всех странах. С июня 2015 года мировое сообщество даже начало праздновать Международный день йоги. На фоне такого интереса мы обсудим имеющиеся исследования и их причастность к практике психиатрии в XXI веке.

Когда работники здравоохранения говорят о йоге, они обычно обсуждают либо пользу от влияния йоги на образ жизни, либо расценивают ее как потенциальный метод лечения физических и психологических проблем. В настоящее время медицинское сообщество, в частности сообщество психического здоровья, заинтересовано физическими и дыхательными упражнениями (хатха-йогой и пранаямой) и несколькими медитативными практиками (такими как дхьяна в мантра-йоге). Следовательно, меньше внимания уделяется мистико-духовным аспектам йоги и больше — измеримым/интервенционным и физико-психологическим аспектам (в данной статье этот конкретный более узкий аспект будет называться «йогатерапией», чтобы отличить его от более широкого и полноценного термина — который называется просто «йога»). Недавние исследования в области психиатрии были посвящены поискам эмпирических доказательств пользы йогатерапии в качестве вспомогательного или единственного терапевтического метода в психиатрическом лечении.

Краткая концептуальная история йоги

Практика йоги была представлена задолго до ее систематизации в книге «Йога-сутры» Патанджали, в которой содержатся афоризмы про йогу. Независимо от имеющихся доказательств предполагается, что автор жил в период примерно 100 г. до н.э. Его система йоги заимствует много идей и концепций из школы индийской философии Санкхья, основанной Капилой [1] (философия индийского дуализма – прим.переводчика).

«Йога» при переводе с санскрита означает «единение». Патанджали практически определяет йогу как окончательное подавление (Nirodha) всех психических состояний (Cittavŗtti) через прогрессивные стадии, чтобы достичь устойчивого ума с определенными типами градуированных психических состояний. [2] Конечная цель, по описанию Патанджали, заключается в достижении определенного духовного состояния ума, которое переменно называется Мокша и Сатчитананда (которое может быть переведено как спасение или единение с конечной реальностью).

На протяжении веков были разработаны многие системы йоги. В настоящее время существуют хатха-йога, мантра- или джапа-йога, йога cурат-шабд-йога (также известная как бхакти-йога), кундалини-йога, тантра-йога (популяризированная Бхагаваном Шри Раджнишем/Ошо) и т.д. Из них хатха-йога является самым популярным в наши дни направлением, которое делает акцент на физических упражнениях или асанах, в то же время кундалини-йога с ее техниками пранаямы, мантра-йогой и дхьяной также широко практикуется и пользуется популярностью. Доказано, что практика асан, дхьяны и пранаямы из этих трех известных школ благоприятно влияют на физическое и психологическое здоровье. [3]

Литературный обзор

Существует много научной литературы описывающей  йогу как метод терапии физических и психологических проблем. Мы обсудим несколько соответствующих отдельных исследований и обзоров применения йогатерапии при психических расстройствах.

Тревога и депрессия

Существует много исследований [4,5,6], в которых доказано уменьшение симптомов тревоги и депрессии (доказательство III уровня [7]) благодаря практике йогатерапии, при этом достигнутые результаты приравниваются к результатам после практики обычных физических упражнений. В большинстве исследований, возможно, участвовали люди с легкой или умеренной тревожностью или депрессией. Очень немногие исследования, проведенные в отношении меланхолической депрессии, обнаружили неполноценность электросудорожной терапии (ЭСТ) и эффективность лечения с помощью препаратов [8]. Йогатерапия может использоваться в качестве дополнительного метода лечения при данных расстройствах.

Расстройства пищевого поведения

Имеющиеся исследования [9,10] предполагают, что йогатерапия полезна при нервной анорексии, нервной булимии и компульсивном переедании.

Шизофрения

Хотя многие исследования [11,12] сообщили о снижении «психиатрических симптомов» шизофрении при использовании йогатерапии в качестве вспомогательного метода лечения, они не определили эти симптомы конкретно. Аналогичные результаты также были достигнуты практикой тай-чи (тайцзицюань) и прогрессивной мышечной релаксацией. Доказательства эффективности йогатерапии для уменьшения симптомов тревоги и стресса при шизофрении ограничены. Несколько обзоров показывают умеренные или отсутствующие доказательства влияния на социальную функцию и положительные и отрицательные психотические симптомы. [13] Кокрановский обзор (международная некоммерческая организация, изучающая эффективность медицинских технологий (технологий здравоохранения) путём критической оценки, анализа и синтеза результатов научных исследований по строгой систематизированнной методологии, которую постоянно совершенствует – прим.пер) [14] описывает имеющиеся данные по йогатерапии в качестве дополнительного лечение при шизофрении как ограниченные и слабые.

Обсессивно-компульсивное расстройство и синдром дефицита внимания и гиперактивности

Исследования по йогатерапии для обсессивно-компульсивного расстройства (ОКР) являются методологически слабыми, и они сообщают об условном положительном влиянии медитации осознанности, электроакупунктуры (один из способов иглорефлексотерапии, при котором через введенные в точки акупунктуры иглы пропускают электрический ток различной формы и интенсивности – прим.пер.) и кундалини-йоги. [15] Однако кундалини-йога, по сравнению с релаксацией, оказалась неэффективной при ОКР [16]. В расстройстве дефицита внимания и гиперактивности имеющиеся исследования и Кокрановский обзор [17] не обнаружили различий в рейтинговых шкалах между йогатерапией и стандартным лечением.

Нарушения сна

Йогатерапия оказывает умеренное влияние на улучшение сна у пожилых людей. [18] В то время как йогатерапия была рекомендована при «синдроме беспокойных ног» (состояние, характеризующееся неприятными ощущениями в нижних конечностях, которые появляются в покое, чаще в вечернее и ночное время, и вынуждают больного совершать облегчающие их движения и часто приводят к нарушению сна – прим. ред.), полученные отзывы не посчитались за качественные доказательства в пользу такой «псевдопрофессиональной рекомендации». [19]

Болезнь Паркинсона и другие нейропсихиатрические состояния

Йогатерапия наряду с общими упражнениями, роботизированной тренировкой, тай-чи, цигун и танцевальной терапией, методами нейрофизической обратной связи и т. д., оказала значительное влияние на качество жизни, уровень депрессии и уравновешенность у пациентов с болезнью Паркинсона. [20]

Исследование механизма действия

Были сделаны предложения относительно механизма действия йогатерапии. Одно из самых распространенных мнений по поводу причин положительного влияния йогатерапии на людей с депрессией и тревогой – воздействие на симпатическую нервную систему и ось ГГН (осью ГГН называется сложный комплекс взаимоотношений и сигналов между гипоталамусом, гипофизом и надпочечниками – прим.пер.) с измеримым снижением уровня кортизола [21]. В то время как другое мнение заключается в увеличении нейротрофического фактора мозга. [22] У людей с шизофренией наблюдалось повышение уровня окситоцина после практики йогатерапии, и за основной механизм активизации этого процесса принята стимуляция блуждающего нерва. [23] При исследовании семи здоровых пожилых людей нейровизуализационные методы показали увеличение объема серого вещества гиппокампа после практики йогатерапии. [24] Данные исследования являются предварительными, основанными на небольших размерах выборки, из одного исследовательского центра и, следовательно, нуждаются в репликации.

Ограничения в исследованиях 

Качество доказательств в большинстве исследований влияния йогатерапии зачастую скомпрометировано из-за небольших размеров выборки и короткой продолжительности наблюдения. [5,9,14,15,16,25] Отсутствие информации о рандомизации, побочных эффектах и деталях модуля йогатерапии также ухудшают качество проведенной работы. [16,25] Некоторые исследования также были склонны к систематической ошибке отбора (статистическое понятие, показывающее, что выводы, сделанные применительно к какой-либо группе, могут оказаться неточными вследствие неправильного отбора в эту группу – прим.пер.) [9]. На обобщение результатов и процесс систематического обзора повлияли различные терапевтические модули, исследуемые группы населения, переменные результатов и различающееся качество исследований. [18,26] Для лучшего доказательства многие обзоры предлагают надежные разработки, более крупный размер выборки и рандомизированные контролируемые испытания. Однако качество исследований улучшается в связи с попытками создать проверенные терапевтические модули для работы с депрессии [27] и для улучшения качества жизни людей пожилого возраста. [3]

Существуют ли у йоги побочные эффекты? Да!

Знание побочных эффектов в отношении какой-либо терапии помогает нам скорректировать вмешательство и, в некоторой степени, предсказать соблюдение пациентом всего курса лечения. Многие исследования по йогатерапии не сообщают о побочных эффектах. Побочные эффекты, связанные с йогой, широко известны, но публикуются лишь немногие. В одном из отчетов йогической позе под названием ширшасана (стойка на голове) была приписана компрессионная миелопатия. [28] Популярные книги и веб-сайты известных йога-практикующих и гуру [29,30,31] предостерегают о вероятных нарушениях, связанных с пробуждением кундалини, включая появление симптомов тревоги и депрессии, физическую боль, суицидальные наклонности, ощущение жжения и возможность нервного расстройства. Доктор Бонни Гринвелл [32], йогин и клинический психолог, предупреждает, что эмоциональные потрясения при кундалини-йоге могут напоминать нервное расстройство, при котором человек может чувствовать себя непричастным к реальности и возбужденным. Эти побочные эффекты должны быть научно изучены и охарактеризованы для оценки безопасности и переносимости практики йогатерапии.

Вопросы, адресованные будущим исследованиям йоги

Несмотря на то, что йогатерапия демонстрирует мощный потенциал, ее полезность в психиатрии должна быть строго оценена для получения обобщенных, эмпирических доказательств I уровня. Мы ставим следующие научные вопросы перед научным сообществом для дальнейшего изучения и обсуждения:

  • Чем эффект и нейробиология упражнений хатха-йоги отличаются от эффектов любых других физических упражнения или прогрессивной мышечной релаксации?
  • Можем (или должны) ли мы различать полезные эффекты от разных восточных духовных практик (которые вместе называются медитативными мерами вмешательства), такими как йога, цигун, тай-чи, практика осознанности или дзен-медитация?
  • Для каких именно психических состояний компонент медитации или дхьяны в йогатерапии будут более полезны, чем хатха-йога, основанная на физических упражнениях?
  • Каковы различные возможные побочные эффекты, связанные с йогатерапией? И каковы конкретные побочные эффекты, связанные с отдельными компонентами йогатерапии, такими, как асаны, упражнения на мышечную релаксацию, очистительные практики, дыхательные упражнения, медитативные практики и т.д.?
  • В анализе систематического обзора и метаанализа подгрупп по йоге пренатальной депрессии, интегрированная йога (которая наряду с физическими упражнениями, включает медитацию и пранаяму) показала значительное снижение уровня депрессии, тогда как только физическая практика асан к данному результату не привела. [ 33] Возникает интересный вопрос. Существует ли дифференциальная эффективность среди различных типов йогатерапии, например, хатха-йоги, мантра-йоги, сурат-шабд-йоги, кундалини-йоги, тантра-йоги?
  • Как создать представление о новых взаимодействиях между йогой, философией и религией, которые могут возникнуть в результате будущих исследований медитативной составляющей йоги? Какие научные и философские инструменты мы должны использовать для понимания этих проблемных междисциплинарных пограничных областей? Никакое отрицание существования этих пограничных областей не будет работать, поскольку сам Патанджали определяет йогу как, прежде всего, телеологическое стремление к окончательному подавлению или ниродху всех психических состояний.
  • Как примириться со спорной тантра-йогой? Необходимо провести научное и этическое исследование тантрических практик и их воздействий или побочных эффектов для людей с психическими заболеваниями.

Выводы

Йогатерапия имеет терапевтический потенциал, который можно использовать для людей с психическими заболеваниями. Хоть и польза практики йоги в качестве дополнительной терапии при легкой депрессии и тревоге очевидны, требуются высококачественные доказательства для конкретных психиатрических заболеваний, чтобы прийти к какому-либо заключению. Обнадеживающее нейробиологическое исследование механизмов воздействия йоги продолжается, и это может дать лучшее представление о воздействии йогатерапии. Практикующие психиатры, а также занимающиеся исследованиями в данной области должны дополнительно изучить различные исследовательские вопросы и больше сосредоточиться на изучении неблагоприятных последствий данного вмешательства.

 

Список используемой литературы

  1. Dasgupta S. A History of Indian Philosophy. Ch. VII. London: Cambridge University Press; 1922. [Last cited on 2016 Jul 02]. The kapila and the patanjala samkhya (Yoga) pp. 208–73. Available from: https://www.archrive.org/details/AHistoryOfIndianPhilosophyBySurendranathDasgupta-5Volumes .
  2. Dasgupta S. Yoga – As Philosophy and Religions. London: Kegan Paul, Trench, Trubner & CO., Ltd; 1924. [Last cited on 2016 Jul 02]. Available from: http://www.archive.org/details/Yoga.As.Philosophy.And.Religion.By.Surendranath.Dasgupta .
  3. Hariprasad VR, Varambally S, Varambally PT, Thirthalli J, Basavaraddi IV, Gangadhar BN. Designing, validation and feasibility of a yoga-based intervention for elderly. Indian J Psychiatry. 2013;55(Suppl 3):S344–9. [PMC free article] [PubMed]
  4. Ross A, Thomas S. The health benefits of yoga and exercise: A review of comparison studies. J Altern Complement Med. 2010;16:3–12. [PubMed]
  5. Louie L. The effectiveness of yoga for depression: A critical literature review. Issues Ment Health Nurs. 2014;35:265–76. [PubMed]
  6. Pascoe MC, Bauer IE. A systematic review of randomised control trials on the effects of yoga on stress measures and mood. J Psychiatr Res. 2015;68:270–82. [PubMed]
  7. Ravindran AV, da Silva TL. Complementary and alternative therapies as add-on to pharmacotherapy for mood and anxiety disorders: A systematic review. J Affect Disord. 2013;150:707–19. [PubMed]
  8. Janakiramaiah N, Gangadhar BN, Naga Venkatesha Murthy PJ, Harish MG, Subbakrishna DK, Vedamurthachar A. Antidepressant efficacy of Sudarshan Kriya Yoga (SKY) in melancholia: A randomized comparison with electroconvulsive therapy (ECT) and imipramine. J Affect Disord. 2000;57:255–9. [PubMed]
  9. Vancampfort D, Vanderlinden J, De Hert M, Soundy A, Adámkova M, Skjaerven LH, et al. A systematic review of physical therapy interventions for patients with anorexia and bulemia nervosa. Disabil Rehabil. 2014;36:628–34. [PubMed]
  10. Vancampfort D, Vanderlinden J, De Hert M, Adámkova M, Skjaerven LH, Catalán-Matamoros D, et al. A systematic review on physical therapy interventions for patients with binge eating disorder. Disabil Rehabil. 2013;35:2191–6. [PubMed]
  11. Vancampfort D, Probst M, Knapen J, Demunter H, Peuskens J, de Hert M. Body-directed techniques on psychomotor therapy for people with schizophrenia: A review of the literature. Tijdschr Psychiatr. 2011;53:531–41. [PubMed]
  12. Vera-Garcia E, Mayoral-Cleries F, Vancampfort D, Stubbs B, Cuesta-Vargas AI. A systematic review of the benefits of physical therapy within a multidisciplinary care approach for people with schizophrenia: An update. Psychiatry Res. 2015;229:828–39. [PubMed]
  13. Cramer H, Lauche R, Klose P, Langhorst J, Dobos G. Yoga for schizophrenia: A systematic review and meta-analysis. BMC Psychiatry. 2013;13:32. [PMC free article] [PubMed]
  14. Broderick J, Knowles A, Chadwick J, Vancampfort D. Yoga versus standard care for schizophrenia. Cochrane Database Syst Rev. 2015:CD010554. [PubMed]
  15. Sarris J, Camfield D, Berk M. Complementary medicine, self-help, and lifestyle interventions for obsessive compulsive disorder (OCD) and the OCD spectrum: A systematic review. J Affect Disord. 2012;138:213–21. [PubMed]
  16. Krisanaprakornkit T, Krisanaprakornkit W, Piyavhatkul N, Laopaiboon M. Meditation therapy for anxiety disorders. Cochrane Database Syst Rev. 2006:CD004998. [PubMed]
  17. Krisanaprakornkit T, Ngamjarus C, Witoonchart C, Piyavhatkul N. Meditation therapies for attention-deficit/hyperactivity disorder (ADHD) Cochrane Database Syst Rev. 2010:CD006507. [PubMed]
  18. Wu WW, Kwong E, Lan XY, Jiang XY. The effect of a meditative movement intervention on quality of sleep in the elderly: A systematic review and meta-analysis. J Altern Complement Med. 2015;21:509–19. [PubMed]
  19. Sharon D. Nonpharmacologic management of restless legs syndrome (Willis-Ekbom disease): Myths or science. Sleep Med Clin. 2015;10:263–78, xiii. [PubMed]
  20. Šumec R, Filip P, Sheardová K, Bareš M. psychological benefits of nonpharmacological methods aimed for improving balance in Parkinson’s disease: A systematic review. Behav Neurol. 2015;2015:620674. [PMC free article] [PubMed]
  21. Thirthalli J, Naveen GH, Rao MG, Varambally S, Christopher R, Gangadhar BN. Cortisol and antidepressant effects of yoga. Indian J Psychiatry. 2013;55(Suppl 3):S405–8. [PMC free article] [PubMed]
  22. Naveen GH, Thirthalli J, Rao MG, Varambally S, Christopher R, Gangadhar BN. Positive therapeutic and neurotropic effects of yoga in depression: A comparative study. Indian J Psychiatry. 2013;55(Suppl 3):S400–4. [PMC free article] [PubMed]
  23. Jayaram N, Varambally S, Behere RV, Venkatasubramanian G, Arasappa R, Christopher R, et al. Effect of yoga therapy on plasma oxytocin and facial emotion recognition deficits in patients of schizophrenia. Indian J Psychiatry. 2013;55(Suppl 3):S409–13. [PMC free article] [PubMed]
  24. Hariprasad VR, Varambally S, Shivakumar V, Kalmady SV, Venkatasubramanian G, Gangadhar BN. Yoga increases the volume of the hippocampus in elderly subjects. Indian J Psychiatry. 2013;55(Suppl 3):S394–6. [PMC free article] [PubMed]
  25. Birdee GS, Yeh GY, Wayne PM, Phillips RS, Davis RB, Gardiner P. Clinical applications of yoga for the pediatric population: A systematic review. Acad Pediatr. 2009;9:212-20.e1–9. [PMC free article] [PubMed]
  26. Weaver LL, Darragh AR. Systematic review of yoga interventions for anxiety reduction among children and adolescents. Am J Occup Ther. 2015;69:6906180070p1–9. [PubMed]
  27. Naveen GH, Rao MG, Vishal V, Thirthalli J, Varambally S, Gangadhar BN. Development and feasibility of yoga therapy module for out-patients with depression in India. Indian J Psychiatry. 2013;55(Suppl 3):S350–6. [PMC free article] [PubMed]
  28. Ferreira MA, Galvez-Jimenez N. Sirsasana (headstand) pose causing compressive myelopathy with myelomalacia. JAMA Neurol. 2013;70:268. [PubMed]
  29. Sadhguru. Kundalini Yoga: Beneficial or Dangerous? The Isha Blog. 2015. [Last cited on 2016 Jul 02]. Available from: http://www.isha.sadhguru.org/blog/yoga-meditation/demystifying-yoga/kundalini-plug-into-the-source-of-creation/
  30. What is Kundalini? [Last cited on 2016 Jul 02]. Available from: http://www.robertcowham.com/kundalini/kundalini.html .
  31. Hurd R. Kundalini Yoga Dangers. 2013. [Last cited on 2016 Jul 02]. Available from: http://www.livestrong.com/article/149739-kundalini-yoga-dangers/
  32. Greenwell BL. Energies of Transformation: A Guide to the Kundalini Process. Revised Edition. Saratoga, CA: Shakti River Pr; 1995. p. 338.
  33. Gong H, Ni C, Shen X, Wu T, Jiang C. Yoga for prenatal depression: A systematic review and meta-analysis. BMC Psychiatry. 2015;15:14. [PMC free article] [PubMed]

 

Оригинал статьи здесь.

 

Поделиться:

Читайте также: