Агнисара-дхаути и электрическая активность мозга
Yoga Mimamsa. Vol. XXXX.№.1 & 2: 81-86, April & July, 2008
Авторы: DOSTALEK C., GHAROTE M.L. AND ROLDAN E.
Перевод на русский язык: Татьяна Егорова (Москва)
Аннотация
Йогическая техника Агнисара имеет различные ЭЭГ-эффекты в зависимости от режима выполнения: от субъективного комфортного в пределах возможностей индивида или с превышением этого уровня. В первом случае, если и наблюдаются, то только незначительные изменения ЭЭГ. Во втором случае исследователи наблюдали устойчивый рост амплитуды и распространения альфа-ритма, и веретенообразные всплески активности ЭЭГ, которые были названы хи-ритмом.
Ключевые слова: агнисара, хи-ритм ЭЭГ
Введение
Существует два важных подхода к Хатха-йоге, как средству направления человеческих усилий на изменение своего организма, которые приведут его к достижению конкретных целей. Один из них – Ведическая традиция. Методологический доступ к нему состоит в наращивании мастерства йогических практик учеником пошагово, не выходя за пределы уровня текущих оптимальных нагрузок на организм, таким образом избегая нанесения вреда как физическим, так и психологическим функциям практикующего. Вторая традиция – Тантрическая, которая нацелена на достижение мастерства быстрейшим темпом в кратчайшие сроки, в конечном итоге она не придает важности издержкам таких стремлений с точки зрения угрозы здоровью. Конечно, эти традиции различаются и по многим другим моментам.
Целью данного сообщения является демонстрация различных эффектов ЭЭГ одного упражнения (Агнисара), исполняемого до превышения оптимального уровня нагрузки (согласно классической Ведической традиции) и с превышением своего физиологического предела, т.е. в условиях стресса для некоторых функций организма. Последнее исполнение, не рекомендуемое в Ведической традиции в качестве регулярной практики (особенно для начинающих), могут реализовывать только опытные практикующие для целей исследования и под наблюдением медицинских специалистов.
Методы
Эксперименты проводились на одном из исследователей. Были организованы три экспериментальных сессии, каждая продолжалась около двух часов. Испытуемый сидел в Свастикасане, в звукоизолированной темной комнате на протяжении все сессии. Телемониторинг по закрытому контору и чувствительная к инфракрасному излучению камера позволяли прямое наблюдение за поведением субъекта. Видеозапись также позволяла сравнить ЭЭГ и поведенческие данные. Имелась возможность внутренней телекоммуникации между исследователем и субъектом.
Торако-абдоминальные движения и дыхание записывались с помощью измерителя деформации. ЭЭГ-активность снималась пятью чашевидными электродами (Ag-AgCl), зафиксированных коллодием в позициях лёжа, 15 мм каудально к лобным и центральным F4, F3 и C4 зонам, и посредине на участке между теменной и затылочной частью P3-О1 и P4-О2, всё соответственно связано с мочками ушей.
Эксперимент состоял в 15-минутном периоде записи лежащего в покое человека с закрытыми глазами. После этого субъект выполнял серию техник Хатха-йоги, выбранных самостоятельно, а именно: Агнисара (№16), Удияна (№15), Наули (№14), Сурьябхедана (№21), Капалабхати (№9). Количество циклов (№) и последовательность упражнений варьировалась от сессии к сессии.
Результаты
В двух экспериментальных сессиях, выполненных в пределах оптимальной нагрузки, никаких видимых изменения ЭЭГ по результатам эксперимента не наблюдалось (Рис.1). В третьем, выполненным за пределом оптимальной нагрузки, были чётко обнаружены два вида изменений в картине ЭЭГ: (I) устойчивое увеличение амплитуды и распределение до рострального (клювовидного) отдела головного мозга альфа-ритма. После 5530 секундного выполнения техники, роландический альфа-ритм (С4) был в четыре раза более выражен, чем в начале упражнения, в то время как затылочные доли не демонстрировали какого-либо увеличение амплитуды альфа-ритма (Рис. 2); и (2) веретеновидные вспышки специфической активности ЭЭГ, которые были названы исследователями хи (χ)-ритмом. Эти вспышки прогрессивно развивались в течение поздних циклов Агнисары, если субъект усиливал практику как по продолжительности, так и по интенсивности абдоминальных движений. Хи-«веретена» появлялись в основном во время втягивания брюшной стенки. Во время выпячивания они были менее выражены или отсутствовали (Рис. 3). По характеристикам выявленные хи-вспышки возникали на частоте 13 Гц, и возрастающая и убывающая амплитуды достигали 100 UV. Возникновение хи-ритма не зависело от позиции Агнисары в общей последовательности упражнений. Хи-веретена не были обнаружены в интервалы между практиками Агнисары.
Рис. 1. Возрастание амплитуды и распространения альфа ритма к ростральным зонам в ходе одной сессии. Все наблюдения снимались в короткие промежутки отдыха (до 30 секунд) между упражнениями на протяжении одного дыхательного цикла.
Рис. 2. Агнисара, выполняемая умеренно, не провоцирующая ни изменений , ни десинхронизации ЭЭГ, соответственно применяемым физическим усилиям.
Рис. 3. Агнисара, выполняемая за пределами оптимальных нагрузок, провоцирующая фазовые вспышки хи-ритма в основном во время ретракций брюшной стенки. Замечено, что ЭМГ-артефакты, провоцируемые физическим напряжением, оказывают негативное влияние на фиксируемые ЭКГ и ЭЭГ. В электромеханограмме впадины обозначают ретракции, а плато – выпячивания брюшной стенки. Rest – отдых, Agnisara – выполнение соответствующей практики.
Обсуждение
Очевидно, для терапевтических и превентивных целей единственно благоприятный подход Хатха-йоги – практика в Ведической традиции. Кайвальядхама остаётся одним из важнейших центров по восстановлению и развитию традиций Йоги. Целью Кавальядхамы остаётся исследование традиционных методов среди неисчерпаемого пула упражнений, содержащихся в Йогической литературе и традиции — для выбора тех, которые могут способствовать улучшению различных аспектов жизни современного человека (Кувалаянанда и Венекар, 1963).
Для исследовательских целей физиологических основ упражнений и техник Хатха-йоги, их адекватного применения в медицинской практике практикующий может улучшить свое состояние при их применении до оптимального предела своих возможностей, а в случае хорошей натренированности — даже в превышении данного предела.
Кроме ранее описанных изменений ЭЭГ в результате регулярной практики Хатха-йоги (Dasи Gastaut, 1955, Anand и др., 1965, и многие другие), исследователи обнаружили не только прогрессирующий рост амплитуды колебаний, образование альфа-ритма, но также замедление фоновой активности до тета- и дельта-частот в курсе эксперимента, что отличается от сна конечного мозга (Dostalekдр., 1979). Кроме того, мы наблюдали фазовые изменения – такие, как хи-ритм пароксизмального характера и синусоидальную активность 26-33 Гц, возникающую одновременно (Dostalekдр., 1980, Roldanи др., 1979). Однако обычно, если практика Хатха-йоги ведется строго в Ведической традиции, сравнительно короткие сессии (2030 секунд) не вызывают никаких изменений электрической активности головного мозга. Более значимые изменения ЭЭГ могут иногда возникать спустя 1.5-2 часа подобных умеренных упражнений. Если, наоборот, упражнения выполняются за границами оптимальных нагрузок, помимо долгосрочного количественного и качественного возрастания амплитуды альфа-ритма, имеют место значительные модификации электрической активности головного мозга.
Поэтому, как указано в данной работе, Агнисара, выполняемая в рамках оптимальных нагрузок, не производит важных изменения ЭЭГ, и, наоборот, выполняемая за пределами оптимальных нагрузок, вызывает появление хи-ритма.
Ссылки
Anand, B.K., Chhina, G.S., Singh, B. (1961) Some aspects of electroencephalographic studies in Yogis. Electroencephal. Clin. Neurophysiol., 13, pp. 452-456
Das, N.N. Gastaut, H. (1955) Variations de l’activite electrique du cerveau, du Coeur et des muscles squelletiques au cours de la meditation et de l’axtase Yogique. Electroenceph. Clin. Neurophysiol., 6 (Suppl.), pp. 211-219.
Dostalek, C., Roldan, E, Lepicovska, V. (1980) EEG changes in the course of Hatha-yogic exercises intended for meditation. Activ. Nerv. Sup. (Praha), 22, pp. 123-124
Dostalek, C., Faber, J., Krasa, H., Roldan, E., Vele, F. (1979) Yoga meditation effect on the EEG and EMG activity. Activ. Nerv. Sup. (Praha), 21, p. 41
Kuvalayananda, Swami., Vinekar, S. (1963) Yogic Therapy. New Delhi.
Roldan, E, Lepicovska, V., Dostalek, C., Hrudova, L. (1980) Mu-like EEG rhythm generation in the course of Hathayogic exercises. Abstracts, 1st Czechoslovak Congr. EEG and din Neurophysiol., Bratislava May 28-30, p. 102
Roldan, E, Los, J., Dostalek, C. (1982) Rythme EEG rolandique de 14-17 Hz: Un phenomene neuronal ayant rapport avec des vibrations craneales. C.R. Reunion cominune de L’Association des physiologists et de la Societe des physiogistes tchecoslovaques, Prague.