Человеческий голос и йога
АВТОР: M.V. Bhole, Заместитель директора по научным исследованиям,
Kaivalyadhama S.M.Y.M., Yoga-Mimamsa, Apr — Jul 1981 (эта статья была прочитана на семинаре по работе с голосом, проводимом музыкальным отделом Бомбейского университета).
Перевод с английского: Екатерина Варникова (Москва)
Мнение редакции сайта может не совпадать с мнением авторов статьи
Несмотря на то, что голос считается подарком природы, большинство людей вынуждены вырабатывать надлежащий голос в длительной практике, которую называют свара садханой (техника по развитию голоса, включающая дыхательные упражнения и регулярные распевки – прим.ред). В принципе, в соответствии с йогической терминологией не было бы ошибкой называть свара садхану практикой или обучением речака пранаяме (дыхательные техники с использованием удлиненного выдоха – прим.ред.). Таким образом, все те меры и методы, которые эффективны в практике пранаямы, могут быть использованы и в свара садхане. Свара садхана и пранаяма — это упасана (регулярные упражнения для достижения цели и приобретения навыка – прим.ред.), соответственно должны практиковаться каждый день в течение длительного периода времени с целью достижения определенных ментальных и духовных эффектов. Именно это и должно быть главной целью индийской музыки.
Как известно, в извлечении голоса задействованы скоординированные движения брюшной стенки, грудной клетки, гортани, мягкого неба, языка и губ, и это абсолютно автономный процесс. На медиацию голоса влияет форма и размер ротоглотки, проходимость дыхательных путей, носоглотки и носовых пазух. Громкость зависит от диафрагмы гортани, давления воздуха, находящегося ниже складок голосовой щели и состояния резонирующих камер, в то время как на тембр влияет естественная длина голосовых связок, возраст, пол, гормональная активность в организме и плотность воздуха. Также важную роль в развитии голоса играют дыхательные привычки человека, его эмоциональное развитие и слух. Голосовое звучание объединяет звукообразование (фонацию), дыхание, артикуляцию, прослушивание и эмоции. Для его контроля подключаются все компоненты моторной системы, а именно: пирамидальные, экстрапирамидные, мозжечковые структуры вместе с речевыми областями коры головного мозга. Поэтому, говоря о развитии голоса, мы имеем в виду надлежащую подготовку всех этих структур, скоординированную вместе с эмоциональным поведением через обучение и практику.
В йоге, как и в музыке, существуют различные школы. Эта статья посвящена практике хатха-йоги, соответственно на передний план выходят асаны, пранаяма и шаткармы (очистительные практики). Мы будем рассматривать их роль как в физической и ментальной подготовке к свара садхане, так и в практике самой свара садханы.
Асаны
Хорошо известным фактом является высокая значимость соответствующего настроения и эмоций в музыке и работе с голосом. Настроение тесно связано с эмоциями, и очень сложно выделить непосредственно сами эмоции. В йоге проблема эмоций решается через различные асаны или позы, имеющие духовный или лечебно-профилактический аспект. Они работают на растяжение мышц, тем самым влияя на мышечный тонус. Мышечный тонус тесно связан с эмоциями человека. Поэтому через практику асан достигается контроль над эмоциями.
Помимо мышечного тонуса, асаны влияют на положение тела — осанку. Правильная осанка является важным фактором в работе с голосом и это часто подчеркивается в начале такого обучения. Практика асан поможет сформировать нужную осанку.
Поза и настроение — это общие факторы, связанные со сварой садханой. Более специфические факторы, которые непосредственно влияют на свара садхану — это заболевания, связанные с дыхательными путями, а именно: простуда, синусит, тонзиллит, воспаление аденоидов, бронхит, а также другие патологические состояния организма, такие, как повышенная кислотность, метеоризм, запор и другие конституционные расстройства. В йоге существуют определенные практики, помогающие рещить эти проблемы. И так как свара садхана похожа на пранаяму, эти техники также могут эффективно использоваться в своем первоначальном виде, или с некоторыми модификациями для коррекции вышеупомянутых патологических условий и, таким образом, являться подготовкой к свара садхане.
Нети крия
Было обнаружено, что процесс очищения носовых ходов очень эффективен при лечении простуды, синусита и при воспалении аденоидов, если применяется при надлежащем наблюдении и руководстве. Можно с уверенностью сказать, что нети крия – хорошее средство от этих недугов, которые часто являются препятствием для работы с голосом.
Дживха бандха, симха мудра и брахма мудра
Эти три практики часто используют вместе. Доказана их польза при лечении тонзиллита, фарингита и воспалительных явлений в аденоидах. Кроме того, улучшается тонус мышц глотки, шеи и рта. В дживха бандха язык плотно прижат к жесткому нёбу, несколько удален от зубов, губы сомкнуты. В симха мудре язык вытягивается до максимума, а рот держится широко открытым, тем самым растягивая верхние мышцы. В брахма мудре шея медленно перемещается в сторону, назад и вперед и удерживается в течение некоторого времени в крайних положениях, тем самым растягивая мышцы на противоположной стороне. Это помогает улучшить тонус мышц шеи, глотки и рта и подготовить эти мышцы к работе, которую они выполняют при воспроизведении голоса.
Капалабхати
Капалабхати — еще одна шаткарма в хатха-йоге, резкие сильные выдохи с пассивным вдохом со скоростью от 100 до 120 дыхательных циклов в минуту. Эта дыхательная техника помогает наполнять воздухом бронхиальное дерево и воздушные пазухи, тем самым сохраняя их раскрытыми, что необходимо в свара садхане. Кроме того, эту технику можно успешно применять для приобретения навыка контроля за работой мышц живота на выдохе, чтобы привыкнуть к коротким вдохам и длительным выдохам, которые требуются в работе с голосом.
Дхаути
Довольно часто повышенная кислотность, метеоризм, расстройство желудка и аналогичные состояния мешают свара садхане. Дхаути представляет собой очистку желудка с помощью воды или полоски ткани и по нашим наблюдением помогает устранить эти нарушения. Дхаути также помогает уменьшить бронхиальные выделения и тем самым помочь в лечении бронхита.
Наули
Наули крия включает в себя эффективные манипуляции мышцами живота и влияет на тонкий и толстый кишечник. Жизнь музыканта в основном гиподинамичная, поэтому жалобы на следствия такого образа жизни, такие как запор, газы, застойные явления в тазу — не редкость, это происходит на пути свары садханы. Практика наули, перед которой надо выпить немного воды, помогает в улучшении работы кишечника.
Описанным образом человек готовится к пранаяме в йоге, если тело не еще не вполне готово для этого. Поскольку свара садхана во многом похожа на пранаяму, то если описанные выше недуги есть у человека, работающего со своим голосом, описанные йогические практики помогут их преодолеть. Нет необходимости говорить, что подходящие лекарства помогут добиться эффекта быстрее, чем эти методы.
Теперь немного о роли практики йоги в самой работе с голосом. В пранаяме считается истинным утверждение, что существует некая достижимая для человека степень эмоционального и метаболического баланса. То же самое хорошо для тех, кто хочет продолжить развитие своего голоса.
В индийской музыке упор делается на мандра садхане (упражнения и практика работы голосом в нижней октаве — прим. переводчика). В пранаяме упор делается на продлении различных фаз дыхания в комфортном режиме с частично перекрытой голосовой щелью во время вдоха или выдоха. Из-за этого перекрытия головой щели получается особый шум, который отличается в разных типах пранаямы, таких как уджайи, бхрамари и т.д. Для достижения этого нужно тренировать брюшные, грудные и другие мышцы дыхания таким образом, чтобы весь процесс дыхания стал гладким, без взлетов и падений, и была возможность его комфортного растягивания на все более длительные периоды. В общем, меняется весь образ дыхания. Поначалу часто бывает не полное соответствие между работой грудной клетки и брюшной полостью, в этом случае нужно потратить время на установление правильных отношений между ними, прежде чем непосредственно приступать к практике пранаямы. Описанные йогические практики могут успешно применяться при работе с голосом.
Саданта, ситали и ситкари — виды пранаямы, в которых задействованы щечная и глоточные мышцы. Эти мышцы играют важную роль в работе с голосом. В саданте пранаяме воздух всасывается сквозь зубы, прижатые друг к другу. В ситали язык закатывается в трубку, и воздух всасывается через него, в то время как в ситкари язык откидывается назад, кончик языка упирается в нижние зубы и воздух всасывается через боковые отверстия. Эти типы пранаям, ввиду их непосредственного воздействия на структуры, активно участвующие в извлечении голоса, заслуживают особого внимания при работе с голосом.
Выше упомянуты физические эффекты от пранаям, но кроме того они еще способны оказывать успокаивающий эффект, что в свою очередь влияет на настроение человека. Поэтому пранаяма полезна при работе с голосом во всех своих аспектах. Многие известные музыканты, такие как Пандит Омкарнат Тхакур и другие часто высказываются в пользу пранаям.
Еще одна йогическая практика, которую можно было бы учитывать при работе с голосом — пранав или омкар, она широко используется для пранаямы наданусандхана. Ее можно практиковать разными способами, для духовных эффектов тихим звучанием максимально длительно растягивает часть «м». В индийской музыке есть практика «nom-thomb», которая, оказывается, тесно связана с омкар садханой.
Следует отметить, необходимость дальнейшего исследования данных вопросов и на их основе формирования руководящие принципы для дальнейшей работы.
Так как это первая попытка разобраться в этом вопросе, то в статье изложены положения, основанные и на теоретических знаниях, и на эмпирических наблюдениях. Проблема диеты в йоге не была решена, но ее можно было включить в запланированное исследование в этой области. Так же не было включена в статью оценка влияния практики йоги на гормональную активность в организме, так как это требует более подробного разбора. Кайвалядхама был бы готов участвовать в любом проекте по этому предмету, если будут поступать такие предложения.
Список используемой литературы:
- Aawaj Surili Kaisey Kare ? * ( Hindi) by Laxminarayan Garg, Hathras, U. P.
- Anatomy of the Human body by R. D. Lokhart, Fаber and Faber Ltd., London, pp. 535-541.
- Asanas by Swami Kuvalayananda, Popular Book Depot., Bombay.
- Neurophysiology, Section I, Volume III by J. Field, Handbook of Physiology, Williums and Wilkins, Baltimore, U.S.A., pp. 1709-1715.
- Pranayama by Swami Kuvalayananda, Popular Book Depot, Bombay.
- Pranayama (Marathi) by Janardan Swami, Yogabhashi Mandal, Nigpur.
- Respiration, Volume I by W. O. Fenn & H. Rahn,»Wand-book of Physiology, Williums and Wilkios, Baltimore, U.S.A., pp. 309-338.
- Yogic Therapy-Its Bisic Principles and Methods Swami Kuvalayananda and S.L.
Vinekar D.O.H.S., Ministry of Education, N. Delhi.
Оригинал статьи здесь.