Йога и гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь (ГЭРБ)

АВТОРЫ: Dharmesh Kaswala, Shamik Shah, Avantika Mishra, Hardik Patel, Nishith Patel, Pravesh Sangwan, Ari Chodos, Zamir Brelvi
Департамент медицины, Отделение гастроэнтерологии, Университетская больница, Медицинская школа Нью-Джерси, Университет медицины и стоматологии Нью-Джерси, Ньюарк, Нью-Джерси, США

International Journal of Yoga, 2013, Volume 6

Перевод с английского: Елена Казанцева (г.Чита)

Мнение редакции сайта может не совпадать с мнением авторов статьи

Различные методы йоги, в т.ч. пранаяма, являются оптимальными способами профилактики заболеваний и предотвращения их прогрессирования. Несмотря на широкое распространение практик йоги, до сих пор остается не до конца изученным ее влияние на некоторые заболевания. К одним из них относится гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь (ГЭРБ). ГЭРБ является чрезвычайно распространенным заболеванием, требующим частого потребления препаратов-ингибиторов протонного насоса (ИПН)[i], назначаемых врачом или приобретаемых пациентами самостоятельно. При тяжелых симптомах ГЭРБ (что усугубляется множественной этиологией заболевания) применения ИПН недостаточно для облегчения симптоматики желудочного рефлюкса. Регулярная практика грамотно составленной последовательности йоги наряду с приемом ИПН может контролировать тяжелые симптомы ГЭРБ и способна предотвратить или отсрочить необходимость инвазивных процедур. Приведенный практический случай показывает влияние практики йоги на течение ГЭРБ. Данный практический случай отражает улучшение состояния изначально резистентных к ИПН пациентов с грыжей пищеводного отверстия диафрагмы и тяжелыми симптомами ГЭРБ наряду с приемом ИПН регулярно практиковавших капалабхати и агнисара-крийю.

Введение

Гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь (ГЭРБ) и связанные с ней симптомы являются наиболее часто встречающимися заболеваниями ЖКТ. Ингибиторы протонного насоса (ИПН) показали наибольшую эффективность в устранении симптомов ГЭРБ, но тяжелые случаи ГЭРБ могут быть невосприимчивы к ИПН и становятся резистивными по отношению к лекарственным препаратам. Причин возникновения ГЭРБ множество: например, нарушение работы кардиального сфинктера пищевода, аномалии строения пищевода, дисфункция желудка (гастропарез), грыжа пищеводного отверстия диафрагмы, астма, диабет, беременность, хирургические вмешательства, генетические факторы и прием препаратов, повышающих риск ГЭРБ (нестероидные противовоспалительные препараты (НПВП), бисфосфонат и др.). [1] Лечение варьируется в зависимости от этиологии. При наличии множественных причин, особенно при наличии грыжи пищеводного отверстия диафрагмы, как показано в данном случае, пациенты могут рассматриваться как кандидаты на фундопликацию (операция на желудке и пищеводе). Прием ИПН в сочетании с практикой йоги может облегчить симптомы тяжелой ГЭРБ и отсрочить или избежать необходимости инвазивных вмешательств.

История болезни

62-летний мужчина, в анамнезе — изжога, сопровождающаяся дисфагией. Эндоскопия выявила большую грыжу пищеводного отверстия диафрагмы с пептической стриктурой (сужением – прим. переводчика), не мешающую продвижению пищи, расположенную проксимально к гастроэзофагеальному переходу и возникшую вследствие эрозивного эзофагита. Эзофагогастродуоденоскопия (ЭФГДС) выявила наличие гастрита и дуоденита.

По Лос-Анжелесской классификации эзофагитов (ЛА классификация) [Таблица 1] заболеванию данного пациента присвоен класс D. Первоначально лечение было начато с высоких доз ИПН. После 6 месяцев непрерывной терапии по результатам повторной ЭФГДС эзофагиту пациента присвоен класс C (по ЛА классификации), размер большой грыжи пищеводного отверстия диафрагмы не изменился. Мы использовали метод исследования Bravo (Bravo — капсула для регистрации pH, используемая для измерения уровня кислотности в пищеводе), чтобы измерить значение кислотного рефлюкса и соотнести его с клиническими симптомами, временно отключив пациента от режима ИПН. В исследовании Bravo показатель DeMeester у пациента на 1-й день составил 81,1, а на 2-й день — 35,1, что указывает на тяжелое состояние пациента при кислотном рефлюксе[ii]. 

Таблица 1. Классификация рефлюкс – эзофагита

Степень эзофагита Эндоскопическая картина
Не присутствует Отсутствие разрывов (эрозий) в слизистой оболочке пищевода (отек, эритема или хрупкость могут присутствовать)
А Одно (или более) поражение слизистой оболочки (эрозия или изъязвление) длиной менее 5 мм
В Одно (или более) поражение слизистой оболочки (эрозия или изъязвление) длиной более 5 мм, ограниченное пределами складки слизистой оболочки
С Поражение слизистой оболочки распространяется на 2 и более складки слизистой оболочки, но занимает менее 75% окружности пищевода
D Поражение слизистой оболочки распространяется на 75% и более окружности пищевода

Пациенту было рекомендовано продолжить лечение высокими дозами ИПН. Для симптоматического облегчения ГЭРБ пациент начал ежедневно практиковать Йогу. Регулярная практика включала капалабхати и агнисара-крийю. По истечении 6 месяцев повторная ЭФГДС подтвердила наличие грыжи пищеводного отверстия диафрагмы с не препятствующей прохождению пищи пептической стриктурой, расположенной проксимально к гастроэзофагеальному переходу, при этом степень эзофагита улучшилась до уровня A по сравнению с исходной — класс D по ЛА классификации.

Чтобы подтвердить эти результаты, через 5 недель мы провели исследование Bravo и повторную ЭФГДС. Исследование Bravo показало значительное улучшение показателей DeMeester; оценка первого дня улучшилась с 81,1 до 12, а оценка второго дня улучшилась с 35,1 до 17. Данные показатели характеризуют значительное улучшение симптоматики пациента за период 6 месяцев приема ИПН, скомбинированного с практикой йоги, в то время как ранее пациент был невосприимчив к приему высоких доз ИПН. Симптомы изжоги и дисфагии значительно улучшились: уменьшилась тяжесть приступов и частота. У пациента не возникало эпизодов тошноты, поноса, запора, постпрандиальной (возникающей после еды) наполненности, вздутия живота и любых других дополнительных жалоб. Нормализовалась перистальтика кишечника. Все анализы крови в пределах нормы. Повторное контрастное исследование с барием показало нормальное время прохождения контраста, время и силы рефлекса. Показатели биопсии желудка и двенадцатиперстной кишки в норме, за исключением признаков хронического гастрита.

Случай данного пациента продемонстрировал эффект регулярной практики капалабхати и агнисара-крийи при тяжелом ГЭРБ. Регулярная практика йоги совместно с лечением высокими дозами ИПН привела к значительному клиническому улучшению — по оценке Bravo и классификации эзофагита.

Обсуждение

Патогенез и тяжесть ГЭРБ преимущественно связаны с анатомической и физиологической дисфункцией нижнего сфинктера пищевода (НСП), включая временные проходящие дисфункции НСП, хронические гипотензивные нарушения функционирования НСП, а также влияние грыжи пищеводного отверстия диафрагмы на функцию сфинктера. Легкая и умеренная неэрозивная рефлюксная болезнь чаще всего возникает из-за временной дисфункции НСП. Более серьезные ГЭРБ, включая эрозивный эзофагит, обычно связаны с гипотензивным нарушением функционирования НСП или грыжей пищеводного отверстия диафрагмы. У пациентов с ГЭРБ наблюдается повышение количества рефлюксов при временных дисфункциях НСП (60-70%) по сравнению с нормой (40-50%), хотя механизм этих процессов не ясен. [2] У них присутствует более высокая частота случаев рефлюкса жидкости, качественная разница в содержимом рефлюкса, большее поперечное раскрытие эзофагогастрального перехода, более высокие скорости потока жидкости через эзофагогастральный переход и, как предполагается, более высокое число эпизодов дисфункций по сравнению с контрольной группой. [2] Даже при терапии ИПН, большой процент пациентов не достигает полного симптоматического облегчения, их самочувствие может ухудшиться при эзофагите, язвах пищевода, стриктурах гортани, хроническом кашле, пищеводе Барретта и аденокарциноме. Пациенты с симптомами, не поддающимися терапии ИПН, могут использовать дополнительные методы терапии, такие, как практика йоги, которая может быть использована при контроле симптомов ГЭРБ у пациента. [3]

В настоящее время исследовано положительное влияние йоги на функциональную диспепсию, синдром раздраженной толстой кишки и воспалительные заболевания кишечника. [4, 5, 6]. Техники дыхания йоги, такие, как капалбхати и агнисара-крийя, могут быть особенно полезными для решения ГЭРБ, поскольку увеличивают тонус диафрагмы, тем самым уменьшая рефлюкс от желудка до пищевода. Капалабхати — один из 10 типов пранаямы (техники управления дыханием), при котором вдох пассивен, а активный выдох выполняется абдоминальными мышцами, чтобы очистить дыхательные пути и укрепить диафрагму. Агнисара крийя — это метод сжимания или «взмаха» брюшных мышц, способный улучшить пищеварение и моторику желудочно-кишечного тракта. [7] Комбинированные практики капалабхати и агнисара-крийи демонстрируют увеличение тонуса диафрагмы и приводят к снижению эпизодов дисфункции НСП и увеличению его тонуса. Этот синергетический эффект уменьшает эпизоды рефлюкса, возникающие при ГЭРБ.

Йога также может быть полезна для облегчения ГЭРБ путем воздействия на вегетативную нервную систему, которая ограничивает способность желудочно-кишечного тракта продолжать перистальтические сокращения и предотвращает соответствующие смещения жидкости и секреции, необходимые для пищеварения. Во время практики йоги релаксационный ответ, по-видимому, опосредуется снижением адреналина и реакцией органов-мишеней. [8] Физиологические изменения в этом релаксационном ответе включают одновременное снижение сердечного ритма, артериального давления и частоты дыхания, которые являются противоположными проявлениями физиологического стресса. Стресс связан с увеличением желудочной секреции, а это прямой фактор риска развития пептической язвы. [9] С другой стороны, йога уменьшает стрессовую реакцию пищеварительного тракта, что можно рассматривать как возможный вариант лечения ГЭРБ и язвенной болезни.

Выводы

Практика йоги в сочетании с медикаментозным лечением может быть полезной для контроля и/или облегчения симптомов, связанных с пищеварительными заболеваниями.

 

Список литературы

  1. Nwokediuko SC. Current trends in the management of gastroesophageal reflux disease: A review. ISRN Gastroenterol 2012;2012:391631.
  2. Mitre MC, Katska DA. Pathophysiology of GERD: Lower esophageal sphincter defects. GERD IN THE 21ST CENTURY, SERIES-5; Practical Gastroenterology 2004;28:44-58.
  3. McDonagh MS, Carson S, Thakurta S. Drug Class Review: Proton Pump Inhibitors: Final Report Update 5 [Internet]. Portland (OR): Oregon Health and Science University; 2009 May.
  4. Panganamamula KV, Fisher RS, Parkman HP. Functional (nonulcer) dyspepsia. Curr Treat Options Gastroenterol 2002;5:153-60.
  5. Zernicke KA, Campbell TS, Blustein PK, Fung TS, Johnson JA, Bacon SL, et al. Mindfulness-based stress reduction for the treatment of irritable bowel syndrome symptoms: A randomized wait-list controlled trial. Int J Behav Med 2012.
  6. Cotton S, Humenay Roberts Y, Tsevat J, Britto MT, Succop P, McGrady ME, et al. Mind-body complementary alternative medicine use and quality of life in adolescents with inflammatory bowel disease. Inflamm Bowel Dis 2010;16:501-6.
  7. Bhandari RB, Bhandari CB, Acharya B, Pandya P, Singh K, Katiyar VK, et al. Implications of corporate yoga: A review. Applied Biological Engineering — Principles and Practice. Chap. 28. 2012. p. 653-4.
  8. Benson H. Hypnosis and the relaxation response. Gastroenterology 1989;96:1609-11.
  9. Goldman MC. Gastric secretion during a medical interview. Psychosom Med 1963;25:351-6.

 

[i] Ингибиторы протонного насоса (синонимы: Ингибиторы протонной помпы, Ингибиторы протонового насоса, Ингибиторы протоновой помпы) — лекарственные препараты, предназначенные для лечения кислотозависимых заболеваний желудочно-кишечного тракта за счёт снижения продукции соляной кислоты посредством блокирования в париетальных клетках слизистой оболочки желудка протонного насоса — Н++-АТФазы. Относятся к антисекреторным препаратам (прим. переводчика).

[ii]     Показатель DeMeester — показатель, предложенный в работе (L.F. Johnson, T.R. DeMeester, 1985). Применяется для оценки результатов суточной рН-метрии, т.к. он учитывает экспозицию кислоты в пищеводе в течение всего времени исследовании, а также при вертикальном и горизонтальном положении тела. Нормальным считается показатель De Meester меньше 14,72. Если показатель De Meester превосходит величину 14,72, то это указывает на наличие ГЭРБ (прим. переводчика).

 

Оригинал статьи здесь.

Поделиться:

Читайте также: