Эффективность медитации для людей с диабетом и ИБС

Авторы: Крис Кейворт, Жасмин Кнопп, Кейт Раули, Крис Диккенс, Стюарт Болд и Питер Ковентри, Behav Med, 2014 Apr; 40(2): 53–64.

Перевод с английского: Шентюрк Людмила (Стамбул)

Мнение редакции сайта может не совпадать с мнением авторов статьи

Краткий обзор

Вмешательства, основанные на практиках осознанности, могут успешно воздействовать на негативные персеверативные (прим. – устойчиво повторяющиеся) когнитивные функции, такие как беспокойство и подавление мыслей, но их приемлемость и эффективность у людей с хроническими заболеваниями неясны. Поэтому мы в пилотном режиме протестировали шестинедельную медитацию и вмешательство на основе практик осознанности у людей (n = 40) с сахарным диабетом и ишемической болезнью сердца. Для оценки изменения уровня беспокойства и подавления мыслей, качественного исследования приемлемости, осуществимости и ощущений испытуемых мы применили последовательный подход с использованием смешанных методов, таких как фокус-группа (n = 11) и глубинные интервью (n = 16).   Вмешательство было весьма приемлемым: 90% исследуемых завершили ≥5 сеансов. Навыки медитации и осознанности привели к повышению качества сна, лучшей релаксации и более терпимому отношению к болезни и её переживанию. К концу шестинедельного курса медитации беспокойство и подавление мыслей значительно уменьшились. Положительное влияние вмешательств на основе практик осознанности на психологическое здоровье может быть связано с приобретением и развитием метакогнитивных навыков (прим. — искусство думать о собственном мышлении), но это требует экспериментального подтверждения.

Введение

За последнее десятилетие в прикладной психологии возрос интерес к полезности и эффективности вмешательств, развивающих осознанность. [1] Основные определения в психотерапевтических традициях объясняют осознанность как повышенное чувство сосредоточения на самосознании в настоящем моменте, которое способствует беспристрастному наблюдению за эмоциями, состояниями тела и другими ощущениями в поле внимания, что приводит к психическому благополучию. [2] Двухкомпонентная модель осознанности, предложенная Бишопом и соавторами [3], включает: (1) саморегуляцию внимания с целью сосредоточения на непосредственно переживаемом опыте, позволяя мысленным событиям быть воспринятыми в настоящий момент; и (2) ориентацию опыта на настоящий момент, ведущую к открытости, любопытству и принятию.

Медитация и осознанность стали популярными благодаря появлению программ лечения с помощью групповой медитации, таких как снятие стресса путём медитативного осознания (mindfulness-based stress reduction или MBSR). Впервые применённый для работы с хронической болью [4] групповой метод MBSR с использованием руководства с тех пор доказал также эффективность в уменьшении психологического стресса, снижении симптомов тревожности и депрессии, как в клинических, так и в неклинических группах населения, как с хроническими соматическими заболеваниями, так и без них. [1,5] Однако доказательства касательно величины оказанных эффектов неоднозначны. Основываясь только на высококачественных рандомизированных контролируемых исследованиях, Больмейер (Bohlmeijer) и соавторы  [6] обнаружили, что метод MBSR соответствовал небольшому эффекту при депрессии (стандартизованная разность средних 0,26; 5 исследований, I2 = 0%) и небольшому эффекту при тревожности (стандартизованная разность средних 0,24, 2 исследования, I2 = 50,5%) у людей с хроническими заболеваниями (LTC — long-term conditions). Напротив, Хоффман и др. оценили гораздо больший набор данных, включающий 39 исследований, и обнаружили, что подходы, основанные на практиках осознанности, включая MBSR, оказывали более значительные эффекты при тревожности (стандартизованная разность средних 0,63) и депрессии (стандартизованная разность средних 0,53).  [7] Однако, данные величины эффекта следует интерпретировать с осторожностью, так как они получены на основе метаанализов, включающих нерандомизированные испытания, на которые, как известно, влияет систематическая ошибка отбора, что потенциально увеличивает общую величину эффекта. [8]

Кроме того, большая часть опубликованных данных систематического обзора об эффективности вмешательств, основанных на практиках осознанности, как правило, сосредоточена только на воздействии на тревожность и депрессию и не учитывает потенциальное влияние на негативные психологические процессы, которые, как известно, связаны с началом депрессии.

Персеверативные негативные когнитивные процессы, такие как подавление или зацикленное переживание одних и тех же мыслей (руминация — от английского ruminate — «жевать жвачку», «мысленная жвачка»), связаны с депрессией у людей с хроническими заболеваниями. [9] Такие пациенты в два-три раза чаще испытывают депрессию, связанную с повышением частоты возникновения симптомов и инвалидностью. [10] Даже низкие или подпороговые симптомы депрессии предсказывают худшие результаты лечения у людей с хроническими заболеваниями. [11] Вдобавок, персеверативные негативные когнитивные процессы также предполагают запуск стресс-ассоциированных физиологических процессов, таких как повышение артериального давления, которое, как известно, является фактором риска сердечно-сосудистой заболеваний и смертности в будущем. [12]

Предполагаемые механизмы, которые могут объяснить положительное влияние вмешательств на основе практик осознанности на здоровье и благополучие, связаны с определением осознанности как метакогнитивного процесса, а именно, с усилением контроля когнитивных процессов посредством саморегуляции внимания и выявлении в потоке сознания необдуманных стилей реакций на мысли, чувства и ощущения. [13] Такие метакогнитивные навыки могут способствовать исключению негативного мышления (например, беспокойства и зацикливания мыслей) и нездорового поведения (например, подавления и избегания мыслей), которые, как известно, указывают на начало или течение тревожности и расстройств настроения (аффективных расстройств). [13,14] Вероятно, осознанность также может способствовать разрыву связи между негативными мыслями и плохим настроением – она способна остановить негативные мысли, влияющие на настроение. [15]

Вмешательства на основе практик осознанности могут уменьшить зацикливание мыслей, но доказательства в значительной степени основаны на исследованиях неклинических самопроизвольных выборок. [16, 17] Таким образом, до сих пор относительно неизвестно, могут ли вмешательства на основе медитации и осознанности уменьшать беспокойство, негативное мышление и поведение, а также оказывать положительное воздействие на физическое и психологическое состояние людей с хроническими заболеваниями. Типовые вмешательства на основе практик осознанности приобретают всё большую распространённость, но во избежание ненадлежащего использования необходимо адекватно разрабатывать и тестировать программы, отвечающие конкретным потребностям клинических групп населения. [18] Приемлемость и осуществимость вмешательств на основе практик осознанности, направленных на негативные персеверативные процессы у людей с хроническими заболеваниями, малоизвестны. Выбывание из программ осознанности может быть высоким [19], и неясно, как и когда пациенты могут использовать и совмещать методы медитации и осознанности с другими методиками (само)помощи.

Поэтому мы предприняли поисковое исследование с использованием смешанных методов с целью выяснить, могут ли краткая описанная в методическом руководстве медитация и вмешательство на основе практик осознанности уменьшить беспокойство и подавление мыслей и улучшить субъективное здоровье и благополучие у людей с двумя типичными хроническими заболеваниями: сахарным диабетом и/или ишемической болезнью сердца (ИБС). В соответствии с передовой практикой разработки и оценки комплексных вмешательств [20], это пилотное исследование также позволяет оценить приемлемость и осуществимость этого вмешательства, включая оценку набора и удержания в исследовании.

Методы

Дизайн и цели исследования

Разработанный дизайн исследования включал последовательно комбинированные методы для ответа на серию исследовательских вопросов о приемлемости и эффективности вмешательства на основе медитации и практик осознанности для людей с диабетом и/или ИБС. Мы использовали количественные и множественные качественные методы, чтобы предельно точно ответить на следующие вопросы:

  1. Является ли шестинедельная групповая программа медитации и практик осознанности приемлемым вмешательством для людей с диабетом или сердечными заболеваниями?
  2. Снижает ли шестинедельная программа медитации и практик осознанности беспокойство и подавление мыслей у людей с диабетом и/или ИБС?
  3. Были ли медитация и практики осознанности связаны с улучшением субъективного здоровья и благополучия?
  4. Целесообразно ли включить медитацию и практики осознанности в самостоятельно применяемые методики для людей с диабетом и / или ИБС?

Набор и участники

В период с сентября 2010 года по февраль 2011 года нас приглашали на дневные и вечерние встречи в семь добровольных и благотворительных групп самопомощи, организованных для людей с диабетом или заболеваниями сердца, в Большом Манчестере, Великобритания. На этих встречах исследователи вместе с учителем медитации кратко рассказывали о цели исследования и отвечали на любые вопросы. Членам групп самопомощи было предложено связаться с представителем исследовательской группы в случае их заинтересованности в участии в уроках медитации. Критериями включения были: возраст 18 лет и старше, наличие диабета и / или ИБС. Критериями исключения были: когнитивные нарушения, выявленные самим пациентом или опекуном, и невозможность поехать в места для медитации.

Программа медитации и осознанности

Программа состояла из шести еженедельных занятий, сопровождаемых пособием для пациентов (см. Дополнительное приложение A), которое было разработано в сотрудничестве с квалифицированным учителем медитации, имеющим 15-летний опыт проведения программ медитации как для клинических, так и для неклинических групп. Первый сеанс длился два с половиной часа, а следующие пять сеансов — по два часа. Участникам была предоставлена возможность посещать утреннюю или дневную сессию. Чтобы максимально расширить возможности для участия членов группы, программа медитаций проводилась дважды: один раз с июня 2011 года и снова с сентября 2011 года. Занятия проводил опытный учитель медитации из Фонда Медитации, который является социальным предприятием, поддерживаемым Министерством здравоохранения Великобритании, предлагая простые нерелигиозные курсы медитации и осознанности.

В этом исследовании преподавался ограниченный набор простых медитативных техник, некоторые из них были основаны на медитации «прозрения», которая является основой осознанности. Все преподаваемые техники были направлены на совершенствование непрерывного внимательного восприятия, которое может способствовать нереактивному осознанию того, как мысли связаны с эмоциями и поведением. Здесь осознанность может быть объяснена как психическое состояние, характеризующееся углубленным состоянием непредвзятого осознания настоящего момента и способностью отвлекаться от мыслей и эмоций за счет любопытства, открытости и принятия. [21]

Программа медитации и осознанности включала в себя следующие техники медитации: сидячая медитация с использованием дыхания в качестве точки фокусирования, в ходе которой участники развивали понимание того, как концентрироваться на естественных паттернах дыхания, создавая «якорь» к настоящему моменту; медитация хождения для развития осознания движения; фокусировка на восприятии тела, при которой внимание систематически останавливается на разных частях тела для развития осознания ощущений. Участникам предлагалось направлять концентрацию, внимание и осознание на различные точки фокусирования и, затем, на внутренние переживания, такие как мысли и эмоции. Участникам также раздали компакт-диски с упражнениями по медитации и пособие с инструкциями по ежедневной домашней практике.

Программа, предлагаемая в этом исследовании, представляет собой вариант MBSR, но адаптированный для удовлетворения конкретных потребностей людей с сахарным диабетом и/или ИБС. В отличие от строго задокументированной программы MBSR, разработанной Кабат-Зинном, [4] шестинедельный курс, предложенный в этом исследовании, предлагал большую гибкость обучения, позволяя участникам находить и практиковать методы, соответствующие их физическим способностям, тем самым способствуя интеграции постоянной практики в их повседневную жизнь. Поддержание самоконтроля для людей с хроническими заболеваниями является сложной задачей, и поощрение домашней практики с использованием пособия и аудио-компакт-диска было ключевым компонентом программы медитации и осознанности, предложенной участникам этого исследования.

Сбор данных и результаты

После первого цикла занятий по медитации мы провели фокус-группу (см. Дополнительное руководство по теме в Приложении B) с выборкой целенаправленно отобранных участников для сбора мнений о приемлемости и преимуществах использования медитации и практик осознанности. Метод целевой выборки [22] использовался для обеспечения разнообразия по возрасту, полу и типу хронического заболевания, чтобы охватить максимальную широту существующих взглядов и ответить на вопросы исследования. Этот метод был реализован в виде свободной дискуссии, где участников стимулировали быть взаимно открытыми и делиться самостоятельно проанализированным личным опытом, а также выражать критику при желании. [23] Выборка участников была перекрестной и соуправлялась двумя авторами исследования (CK и JK).

Все участники, завершившие второй цикл занятий по медитации и осознанности, были приглашены для участия в глубинном полуформализованном интервью. Гайд (см. Дополнительное приложение C), изначально составленный на основе использованного в фокус-группе, был изменён в несколько подходов для изучения представлений пациентов о том, насколько медитация и осознанность полезны для их здоровья и благополучия в контексте самоконтроля за состоянием хронического заболевания. Интервьюер (CK) сочетал открытые вопросы для сбора ответов в свободной форме с более подробными утверждениями по исследуемым темам. Интервью проходили как дома у респондентов, так и на рабочем месте исследователя.

До и после шестинедельного цикла программ медитации и осознанности участники также заполнили две анкеты самоотчета: Опросник беспокойства Пенсильванского университета (Penn State Worry Questionnaire, PSWQ) [24] и Опросник подавления мыслей о белом медведе (White Bear Suppression Inventory, WBSI, прим. – психологический эксперимент «эффект белого медведя» показал, что запрет на мысли на определенную тему, делает такие мысли особенно навязчивыми) [25]. Опросник PSWQ — это анкета из 16-пунктов, предназначенная для оценки патологического беспокойства, характерного для генерализованного тревожного расстройства. Баллы варьируются от 16 до 80, где более высокие баллы указывают на более высокий уровень патологического беспокойства; недельный замер считается наиболее надежным и достоверным.[26]

WBSI — это вопросник из 15 пунктов, разработанный для измерения подавления мыслей и доказавший дискриминантную и конструктивную валидность. Индекс WBSI имеет хорошую внутреннюю согласованность (коэффициент надежности Кронбаха, α = 0,89) и удовлетворительную стабильность повторных тестов (α = 0,80), а также приемлемую конвергентную и прогностическую достоверность — люди, получившие высокие баллы по WBSI, демонстрируют более высокую частоту нежелательных навязчивых мыслей, чем люди с низкими показателями WBSI [27]. Опросник оценивается с использованием пятибалльной шкалы Лайкерта. Общий балл может варьироваться от 15 до 75. Более высокие баллы по WBSI указывают на большую склонность к подавлению мыслей.

При включении в исследование участники также самостоятельно оценили состояние по шкале бремени сопутствующих заболеваний [28]. Был рассчитан средний балл бремени болезни, при этом более высокие баллы указывают на большее влияние на повседневную деятельность.

Количественный анализ данных

Был проведен t-тест для парных выборок, чтобы оценить влияние вмешательства на баллы участников по PSWQ и WBSI. Стандартизированная разница средних значений была рассчитана для PSWQ и WBSI путем вычитания среднего значения после вмешательства из среднего значения до вмешательства, разделенного на объединенное стандартное отклонение. В соответствии с установленными в поведенческой медицине пороговыми значениями величина эффекта от 0,56 до 1,2 является большой; величина эффекта от 0,33 до 0,55 — умеренная; а величина эффекта ≤0,32 незначительная [29].

Качественный анализ данных

Все интервью и фокус-группа были записаны в цифровом виде и дословно расшифрованы и проанализированы с использованием Framework. [30] Framework — это систематический подход, основанный на данных с применением как появившихся в результате исследования (эмерджентных), так и теоретических (априорных) аналитических категорий. После ознакомления с данными путём повторного чтения расшифровок был составлен тематический фреймворк с использованием теоретических вопросов, взятых из целей и задач исследования. Двое из авторов (CK и KR) независимо проанализировали расшифровки, а случайная выборка была проанализирована третьим автором (PC). Возникающие темы обсуждались и согласовывались авторами (CK, KR, PC), привлеченными из разных дисциплин, чтобы повысить надежность аналитического процесса. [31] Независимо от количественных результатов, данные фокус-группы и интервью анализировались одновременно, чтобы обеспечить методологическую триангуляцию и сходимость данных. [32]

Одобрение этического комитета

Исследование было одобрено с этической точки зрения (номер ссылки 11/NW/0091) Комитетом по этике научных исследований Великобритании.

Результаты

Характеристики участников

К участию в исследовании мы пригласили 66 пациентов из семи групп самопомощи. Из них 47 человек выразили заинтересованность в форме предварительной заявки, и 40 человек (61%) приняли участие в занятиях медитацией (20 в первой фазе, и 20 — во второй). Исходные демографические и клинические характеристики представлены в таблице 1. Пациенты были в возрасте 54–85 лет (в среднем 70 лет) и сообщили о ряде состояний и симптомов в дополнение к критериям включения (сахарный диабет и ИБС); среднее количество состояний и симптомов, собранных со слов пациента, составило 7 (диапазон 1–15). Наиболее распространены: болезни сердца (n = 22), сахарный диабет (n = 20), желудочно-кишечные проблемы (n = 15) и остеоартрит (n = 13). Посещаемость была высокой: 90% посетили ≥ 5 занятий; выбыл только один участник.

Таблица 1. Исходные демографические и клинические характеристики участников (N = 40)

Характеристики Количество (%)
Возраст — средний (среднее отклонение) диапазон 69.5 (8.21) 54–85
Пол
 мужчины 19 (47.5)
 женщины 21 (52.5)
Семейное положение
 в браке 19 (47.5)
 вдовец/вдова 8 (20)
 в разводе 6 (15)
 не женат/не замужем 5 (12.5)
 в гражданском браке 1 (2.5)
 не уточнено 1 (2.5)
Этническая принадлежность
34 (85)
 другие 5 (12.5)
 не уточнялось 1 (2.5)
Диагноз, собранный со слов пациента
 диабет 20 (50)
 заболевания сердца 22 (55)
 оба диагноза 8 (20)
 не уточнялось 5 (12.5)
Сопутствующие заболевания, сообщаемые со слов пациента — средний (среднее отклонение) диапазон * 6.75 (3.63) 1–15
 средняя тяжесть заболевания (среднее отклонение) 14.20 (10.22)

* Из списка из 21 состояний, плюс (до 4) состояний, добавленных респондентом. Диапазон 1–15.

Количественные результаты до и после: беспокойство и подавление мыслей

Тридцать восемь человек заполнили две шкалы самооценки (PSWQ и WBSI) до и после завершения шестинедельного курса медитации. Наблюдалась значительная разница в баллах PSWQ до (M = 48,55, SD = 14,14) и после вмешательства (M = 42,84, SD = 12,05); t (37) = 4,39, p <0,001. Также наблюдалась значительная разница в баллах по шкале WBSI до (M = 49,53, SD = 12,44) и после вмешательства (M = 46,34, SD = 11,47); t (37) = 2,55, p = 0,015. Величина эффекта для беспокойства и подавления мыслей составляла 0,42 (95% доверительный интервал от –0,02 до 0,89) и 0,26 (95% доверительный интервал от –0,19 до 0,72) соответственно (таблица 2).

Таблица 2. Средний, медианный и доверительный интервалы для оценок WBSI и PSWQ до и после вмешательства

WBSI до WBSI после PSWQ до PSWQ после
Среднее 49,53 46,34 48,55 42,84
Нижняя граница 95% ДИ для среднего 45,44 42,57 43,90 38.88
Верхняя граница 95% ДИ для среднего 53,61 50,11 53,20 46,80
Медиана 49 45 48 41
SD 12,44 11,47 14,14 12,05
Min 26 24 23 16
Max 72 67 74 68
Межквартильная зона 18,75 19,25 19,25 15,25

Качественные результаты

Фокус-группа с участием 11 человек и 16 глубинных полуформализованных интервью были проведены с целью исследования представления пациентов о приемлемости и целесообразности практик медитации и осознанности, а также об их полезности в контексте их членства в группах самопомощи и опыта жизни и самоконтроля хронических заболеваний. Демографические данные участников представлены в Таблице 3.

Таблица 3. Демографические данные участников для группы интервью (И) и фокус-группы (ФГ)

Идентификационный номер И/ФГ Диагноз Возраст Пол Этническая группа1
P1002 ФГ Диабет 69 Мужской Британец азиатского происхождения
P1007 ФГ Диабет 66 Мужской Азиат или Британец азиатского происхождения – бангладешец
P1009 ФГ Сердечная патология 56 Женский Белый британец
P1012 ФГ Сердечная патология 77 Женский Белый британец
P1013 ФГ Диабет 71 Мужской Белый британец
P1016 ФГ Сердечная патология 75 Женский Белый британец
P1017 ФГ Сердечная патология 78 Женский Темнокожий или  темнокожий британец – африканец
P1019 ФГ Диабет / Сердечная патология 72 Женский Белый британец
P1021 ФГ Сердечная патология 56 Мужской не уточнялось
P1022 ФГ Сердечная патология 67 Женский Белый британец
P1023 ФГ Диабет 63 Женский Белый британец
P1008 И Сердечная патология 67 Мужской Белый британец
P2001 И Диабет 58 Женский Белый британец
P2002 И Сердечная патология 66 Женский Белый британец
P2003 И Сердечная патология 70 Мужской Белый британец
P2004 И Диабет 64 Женский Белый британец
P2005 И Сердечная патология 79 Мужской Белый британец
P2006 И Диабет 55 Женский Белый британец
P2020 И Сердечная патология 54 Женский Белый британец
P2021 И Диабет 71 Женский Белый британец
P2022 И Диабет/Сердечная патология 69 Женский Белый британец
P2023 И Диабет 71 Женский Белый британец
P2024 И Сердечная патология 77 Мужской Белый британец
P2030 И Сердечная патология 85 Мужской Азиат или Британец азиатского происхождения –бангладешец
P2031 И Сердечная патология 81 Женский Белый британец
P2037 И Диабет 72 Мужской Белый британец
P2039 И Диабет 60 Мужской Белый британец

Примечание. Классифицируется в соответствии с данными переписи 2011 года: основные статистические данные для Англии и Уэльса, март 2011 г. (Управление национальной статистики, 2012 г.).

1 Классифицируется в соответствии со статическим бюллетенем «Перепись 2011 года: основные статистические данные для Англии и Уэльса, март 2011 года», Управление национальной статистики, 2012 год, Лондон: Корона.

Средняя продолжительность интервью составила 44 минуты (диапазон 28–63 минуты). Мы представляем показательные выдержки данных, разделенных на четыре темы, с указанием пола и состояния участников, а также принимали ли они участие в фокус-группе или интервью.

Пути к осознанности: от групп самопомощи к медитации

Размышляя о причинах, по которым они записались на занятия по медитации, многие участники признали, что членство в группах самопомощи социализировало их для занятий, которые включали в себя как физические, так и психосоциальные компоненты, направленные на улучшение их здоровья и благополучия. В этом смысле возможности для участия в медитации чётко согласованы с этикой и целью групп поддержки и сопоставлены с существующими представлениями об использовании физических и психосоциальных подходов к уходу за собой. Основная цель групп самопомощи заключалась в том, чтобы донести советы врачей о том, как поддерживать сбалансированный и здоровый образ жизни:

Ходить, танцевать, сократить употребление алкоголя, знаете, не курить, это всё я все равно не делаю, но, тем не менее, это все то, о чем они говорят и, вроде как, пытаться и держать нос по ветру. (p.1008, мужчина, HD, фокус-группа)

Участники групп самопомощи также извлекали выгоду из возможностей отточить навыки взаимного обучения — обмениваясь опытом болезни, демистифицировали заболевание, облегчали беспокойство и страх, связанные с жизнью с диабетом или сердечными заболеваниями:

Очень важная вещь — это социализация, тот факт, что вы можете говорить о своем заболевании, а затем наблюдать за другими людьми со сходными патологиями, это дает вам представление о том, как взглянуть на вещи в перспективе. (стр. 2005, мужчина, HD, интервью)

В целом, как в ходе интервью, так и в фокус-группах, участники подчеркивали, как группы самопомощи либо предоставили, либо облегчили доступ к специализированным занятиям. Тренировки это особо важная часть методики поддержания физической формы:

Аэробные упражнения являются отличным продолжением реабилитационных процедур в больнице, которые заканчиваются через шесть-восемь недель. Итак, это держит в тонусе, я решил продолжать делать это. И это держало меня в хорошем состоянии. (p.2005, мужчина, HD, интервью)

И улучшения самочувствия:

Я очень люблю тренировки. Тренировки прекрасны, потому что, если вы пришли и чувствуете себя расстроенным, вы занимаетесь и это как бы поднимает вам настроение. (p.1021, женщина, HD, фокус-группа)

В этом контексте занятия медитацией рассматривались как способ развития существующих групповых и инклюзивных занятий способствующих укреплению физического здоровья и благополучия. В частности, некоторые участники решили присоединиться к классам медитации, потому что медитация продвигалась как нерелигиозное занятие, связанное с поддержанием здоровья:

Тот факт, что она [программа медитации] поддерживалась NHS, был одним из факторов, которые заставили меня определенно подумать: «О, это не чепуха, связанная с какой-то непонятной религией», это на самом деле то, что в какой-то момент, по мнению людей, приносит пользу для здоровья, и это тоже вдохновило меня, я думаю, присоединиться. (p.1009, женщина, HD, фокус-группа)

Присоединившись к классам медитации, участники ожидали, что медитация принесет как физические, так и психологические преимущества:

Я думаю, что это устранит тревогу, а устранение тревоги определенно снизит кровяное давление, а снижение артериального давления, безусловно, благоприятно скажется на других заболеваниях. (p.2030, мужчина, HD, интервью)

Для людей с множественными заболеваниями минимально разрушительная медицина является ключом к снижению нагрузки лечения на пациентов. Участники со сложными медицинскими потребностями ожидали, что медитация будет простой стратегией самопомощи, потенциально снижающей нагрузку от лекарств:

Я хотел бы попробовать что-нибудь, чтобы избавиться от таблеток, потому что вы принимаете одну таблетку и она дает вам еще один побочный эффект… особенно с кровяным давлением, если я расслаблюсь, это может помочь мне снизить кровяное давление. Мой врач всегда говорил, что уменьшит дозу таблеток, которые он мне выписывает, потому что мое кровяное давление все больше находится под контролем, и это то, что меня заинтересовало. (p.1013, женщина, DM, фокус-группа)

Трансформирующие способности медитации: обучение быть осознанным

Шестинедельная программа медитации включала поэтапный прикладной подход к формированию навыков и уверенности в достижении состояний осознанности, которые способствовали беспристрастному самонаблюдению, ведущему к большему пониманию и осознанию своих мыслей, действий и эмоций. Достигая этой цели, участники рассказывали о том, как медитация создала для них мысленное пространство — они чувствовали себя менее торопливыми, менее отвлекаемыми и беспокоящимися о других, позволяя себе быть более сосредоточенными и ориентированными на себя:

Вы можете уйти от суматохи и оказаться в своем собственном маленьком мирке, понимаете, и просто думать о себе как о личности, а не о том, что делает наша Флорри … мне стало проще справляться со многими вещами чем раньше, да, я могу, вроде как образ мыслей, знаете ли, — необходимость что-то делать, задача, что бы это ни было, да. Я обнаружил, что могу подумать об этом больше, прежде чем я это сделаю, знаете ли, и спланирую действия, тогда как раньше я, вероятно, просто торопился с этим и не думал слишком много. (p.1008, мужчина, HD, фокус-группа)

Эта способность развивать более внимательный и принимающий образ мышления нашла отражение в рассказах участников о том, как медитация позволяет им фокусироваться на «моменте» и меньше беспокоиться о прошлом или будущем:

Забудьте о прошлом, оно ушло. Над будущим у вас не так уж много контроля. У вас есть некоторый контроль над ним, но не так много контроля, особенно когда вы становитесь старше, поэтому сосредоточьтесь на здесь и сейчас, на настоящем. Я думаю, это многое для меня прояснило. (p.1023, мужчина, DM, фокус-группа)

Подтверждая количественные данные, медитация также была связана с новообретенной способностью справляться с негативными способами мышления путем переключения на принимающий и не руминативный образ мышления:

Я действительно склонна чувствовать себя зависимой от того, что говорят другие… а теперь я просто делаю глубокий вдох и ухожу, это не имеет значения…. И это как бы заставило меня пересмотреть…. В конце концов, если подумать, неважно что говорят или думают другие люди, довольна ли я тем, что сделала? Да, вполне достаточно. (p.2006, женщина, DM, интервью)

Примечательно, что достижение этих ключевых результатов обучения не было связано исключительно с физическими или психологическими действиями. Напротив, в медитацию были включены как практики физической осознанности, такие как использование тела или движения (ходьбы) в качестве точки фокусировки, так и более когнитивные подходы, такие как осознанное дыхание и техники медитации осознанности, выступающие проводником между разумом и телом участников:

Мне сейчас намного лучше, потому что я могу как бы подумать, перестань это делать, успокойся, сделай два глубоких вдоха и подумай о чем-то совершенно другом, ну, например, о горах или о чем-то еще. (p.2006, женщина, интервью)

Соединение разума и тела: медитация и самоуправление хроническим заболеванием

В соответствии с гипотезой о том, что медитация может принести пользу физическому здоровью, некоторые участники связывали недавние и, часто, весьма заметные улучшения в состоянии диабета или сердечно-сосудистого здоровья с завершением курса медитации:

Ну, я делал все то же самое почти десять лет: езда на велосипеде, спортзал, плаванье, стрельба. Точно все то же. И так как я прошел курс вначале, через шесть недель, через две с половиной недели мой уровень сахара в крови был между семью и десятью перед курсом; и после того, как я прошел этот курс и медитировал, он пошел вниз, и было где-то пять, шесть, чего у меня никогда не было. Он всегда был высоким, и я подумал, хорошо, да, это как-то связано с этим. А сейчас уровень где-то четыре, семь. (p.1002, мужчина, DM, фокус-группа)

Другие, не сбрасывая со счетов предполагаемую пользу медитации для здоровья, были менее уверены в том, что медитация может вызвать физиологические изменения, такие как снижение уровня гликированного гемоглобина (HbA1c):

Честно говоря, я не уверена насчет диабета. Мне придется подумать об этом, потому что помимо… я не знаю, влияет ли это на фактический уровень сахара в крови как таковой, потому что я наблюдаю недостаточно долго. (р. 2001, женщина, DM, интервью)

Неопределенность в отношении причинных механизмов заставила некоторых респондентов предположить, что положительное влияние медитации на диабет и здоровье сердечно-сосудистой системы, возможно, было связано с повышением качества сна и лучшим расслаблением:

Я могу терять контроль. И я полагаю, что это одна из проблем с диабетом, вы легко можете утратить контроль, и это само по себе вызывает панику, не так ли? … И тот факт, что вы думаете об этом, и если это лучше проясняет ваши мысли, тогда это [медитация] должно быть вам полезно… У меня не было никаких разительных результатов, но я вижу, что это, вероятно, косвенно, положительно повлияло на меня… Это помогает мне больше расслабиться, и это же физическая польза, не так ли? (р. 2023, женщина, DM, интервью)

В качестве альтернативы, объясняя положительные эффекты медитации, участники также использовали более психологическую интерпретацию, отмечая, что принятие более сбалансированного или принимающего отношения помогло им справиться и приспособиться к неопределенности, связанной с жизнью с хроническим заболеванием:

Хронические состояния всегда оставляют на задворках вашего разума некоторый уровень беспокойства, вы всегда обеспокоены тем, что, если вы не приняли лекарство или лекарства не хватило, или ваша диета нарушена, вы подвержены гипергликемии или вы не принимали статины. Всегда есть: «Правильно ли я с этим справляюсь?» … Через некоторое время вы можете стать довольно пренебрежительным, немного равнодушным. Я думаю, что медитация позволяет вам взглянуть на это более уравновешенно. (р. 2005, мужчина, HD, интервью)

Медитация также иногда использовалась либо для непосредственной борьбы с обострениями, либо в сочетании с традиционным медицинским лечением болезни, что свидетельствует о том, что некоторые участники начали включать медитацию в свои повседневные практики заботы о себе:

Она облегчила стенокардию без использования моего спрея (тринитрата глицерина). Я делаю ее [медитацию] наверху, и я была наверху, когда у меня началась [стенокардия], и я подумала, что пойду и сяду в своей комнате с записью, я буду делать свои упражнения и сделала, а когда я встала, всё прошло. (р.2020, женщина, HD, интервью)

Выбор времени и выделение времени для практик осознанности

Давно известно, что постановка диагноза «диабет» может вызвать значительные переживания как у взрослых, так и у молодых людей [34, 35]. Аналогичным образом, есть убедительные доказательства того, что острые нарушения сердечной деятельности, и в частности кардиохирургические вмешательства, связаны с шоком и эмоциональными травмами, а также в некоторых случаях вызывают посттравматическое стрессовое расстройство [36, 37]. Шок, неуверенность, страх необъяснимых физических симптомов и социальная изоляция регулярно упоминались участниками, которые только столкнулись с дебютом болезни или перенесли кардиохирургическую операцию.

Высокая распространенность острой эмоциональной травмы среди респондентов в этом исследовании послужила сигналом ко включению медитации в более ранние немедицинские вмешательства, которые смогут помочь людям справиться с физическими и психологическими последствиями их болезни:

Я хотела бы сделать это два года назад, когда впервые выписалась из больницы… Это пугающий опыт для людей. (р. 2002, женщина, HD, интервью)

Я просто думаю, что, когда ты болен, ты очень уязвим, а когда тебе ставят какой-то диагноз, ты думаешь, что это конец света. Поэтому я действительно думаю, что пока ты принимаешь таблетки, и тебе говорят, какие таблетки принимать и какие уколы делать, точно также они должны предлагать медитацию … Я думаю, эти варианты должны предлагаться сразу, потому что, когда ты уязвим, то ты ищешь … что-то, что поможет быстрее почувствовать себя лучше, и я думаю, что, если такие возможности будут предоставлены, многие люди воспользуются ими. (с. 1002, мужчина, DM, фокус-группа).

Обсуждения выбора правильного момента для начала медитации также сочетались с обсуждениями о выделении времени для медитации. Вопросы о времени были ключом к пониманию того, можно ли использовать короткий курс медитации с использованием пособия для людей с хроническими заболеваниями. Положительные отзывы подчеркнули тот факт, что люди с хроническими заболеваниями привыкли регулярно управлять своим недугом. В этом смысле медитация воспринималась как еще один элемент заботы о себе, который можно методично интегрировать в рутинный список действий:

Я думаю, это более чем возможно; Большинство людей, страдающих хроническими заболеваниями, привыкли управлять своим временем, вы должны иметь возможность принимать лекарства в нужное время, следить за тем, чтобы они были в нужном количестве в течение нужного периода времени, и т. д. Таким образом, распоряжение временем является неотъемлемой частью процесса. Я думаю, что 20 минут, 30 минут, 35 минут, которые дадут вам такую легкость ума, эту ясность ума, являются очень возможным дополнением к любой схеме лечения. (р. 2005, мужчина, HD, интервью)

Кроме того, курс был разработан так, чтобы быть достаточно гибким, чтобы люди могли практиковать медитацию и осознанность в любое время и в любом месте с минимальными усилиями и вмешательством со стороны учителя или аудиогида:

Я могу пойти куда угодно с этим, и, если я найду уединение, тогда я смогу сделать это, но также, теперь я обнаруживаю, что сейчас могу медитировать, довольно много, не слушая, вы знаете, я могу просто сделать это сам. (р. 1008, мужчина, HD, фокус-группа)

Однако, обращаясь к предыдущей теме о преимуществах взаимного обучения, участники также отметили, что программы медитации и осознанности, возможно, наиболее эффективно практиковались в группах:

Я считаю, что быть частью группы — это прекрасно, потому что всегда хорошо слушать мысли других людей… потому что иногда ты немного удивлен, и, знаешь, они интерпретируют вещи иначе, чем ты. А это другое дело, не так ли? (р. 2021, женщина, DM, интервью)

Кроме того, несмотря на признанную гибкость программы, некоторые участники связали преимущества групповой медитации с необходимостью получать инструкции от учителя:

Я не думаю, что это вы можете сделать в одиночку. Я знаю людей, которые вроде как читали книги и видели… но это далеко не так информативно, так как бы вам об этом рассказали. (р. 2006, женщина, DM, интервью)

Обсуждение

Резюме

Это предварительное исследование показало, что шестинедельная программа групповой медитации и практик осознанности с использованием пособия, которая обучает навыкам медитации и осознанности, является приемлемым вмешательством в области здоровья и благополучия для людей с хроническими заболеваниями. Кроме того, после вмешательства участники сообщили о значительном уменьшении беспокойства и подавления мыслей. Качественные данные также показали, что участники воспринимали медитацию как  возможность участвовать в комплексной деятельности, которая соединяет разум и тело, называя расслабление, улучшение сна и физического здоровья, а также приобретение более осознанных способов мышления, таких как принятие и благодарность, ключевыми результатами программы. Кроме того, участники сообщили, что медитация и практики осознанности действительно могут быть включены в повседневные процедуры ухода за собой и потенциально могут снизить зависимость от медицинского лечения.

Сильные стороны и ограничения исследования

Насколько нам известно, это первое исследование, демонстрирующее, что программа медитации и осознанности, которая обучает техникам медитации и навыкам осознанности, потенциально может уменьшить беспокойство и подавление мыслей у людей с хроническими заболеваниями. Высокие показатели удержания, которые выше, чем в предыдущих исследованиях медитации и осознанности, [38-40] означают, что использованный в этом исследовании адаптированный формат MBSR не снижает приемлемости, обычно связанной с традиционными восьминедельными программами MBSR. Кроме того, используя смешанные методы, мы также смогли качественно изучить гипотезы о преимуществах и способе действия медитации.

Это было неэкспериментальное пилотное исследование без контрольной группы, в первую очередь оценивавшее вопросы приемлемости и выполнимости вмешательств на основе осознанности для людей с хроническими заболеваниями. Следовательно, у исследования недостаточно мощности для выявления существенных различий в используемых количественных показателях. Выводы о физических и психологических преимуществах медитации, о которых сообщается в этом исследовании, включая уменьшение беспокойства и подавления мыслей, следует делать с осторожностью, поскольку их нельзя напрямую связать со вмешательством. Кроме того, мы не смогли оценить долгосрочное влияние практик медитации и осознанности. Тренировка осознанности может привести к долгосрочным изменениям восприятия, вплоть до 12 месяцев после коротких вмешательств, [41] и эти изменения могут сохраняться [42]. Осознанность больше похожа на состояние, чем на черту, но мы не можем сказать из этого исследования, вызывается ли она только во время медитации, может ли она быть вызвана вне медитативной практики, или насколько продолжителен этот эффект. Таким образом, поскольку в этом исследовании была отобрана самозаявленная выборка, составленная из групп самопомощи, участники могли быть особенно заинтересованы в участии в групповых вмешательствах, и быть склонными к социально приемлемому смещению при ответах на вопросы о приемлемости и преимуществах медитации. Тем не менее, мы набирали из широкого круга благотворительных и добровольных групп самопомощи в широкой географической зоне, чтобы максимизировать репрезентативность выборки, и выборка из групп самопомощи предоставила больше возможностей для набора подходящего количества участников для данного исследования осуществимости. В этом смысле, как это типично для исследований осуществимости, приоритет отдается внутренней валидности за счёт внешней валидности, и будущая задача заключается в том, чтобы продемонстрировать, может ли эта адаптированная программа MBSR быть успешно реализована для более широких групп пациентов с другими хроническими заболеваниями. Кроме того, в исследовательской группе также было разделение между сбором данных и проведением вмешательства, что снизило риск систематической погрешности в оценке.

В будущих исследованиях может быть рассмотрен вопрос об использовании показателей компетентности учителя [43] и соблюдения протокола вмешательства [44] в сочетании с  показателями осознанности, чтобы отделить влияние терапевта от влияния содержания вмешательства. Более того, поскольку это исследование в первую очередь было направлено на оценку приемлемости и осуществимости, а также на измерение воздействия на беспокойство и подавление мыслей, мы не включали измерение симптомов (связанных с качеством жизни, характерным для конкретного заболевания). Для более точной оценки влияния медитации и осознанности на физическое здоровье, будущие исследования могут также включать показатели физического функционирования. Важно отметить, что рекомендуется использовать показатели как общего качества жизни, так и качества жизни, связанного с конкретным заболеванием, для облегчения сравнения состояния здоровья среди смешанных групп населения, тем самым повышая внешнюю достоверность результатов исследования и предоставляя возможность проводить анализ рентабельности. Кроме того, хотя WBSI является надежным показателем самооценки, имеется мало надежных сведений о его чувствительности к изменениям, и в будущих исследованиях может быть рассмотрен вопрос об использовании других способов измерения подавления мыслей, где эти сведения доступны [45]. Авторы также должны стремиться к тому, чтобы сообщать о надежности показателей измерений, включенных в качестве результатов.

Хотя мы измеряли влияние медитации на подавление беспокойства и мыслей, мы не измеряли депрессию и, следовательно, не могли проверить, влияет ли снижение негативных персеверативных когнитивных процессов на улучшение настроения у людей с хроническими заболеваниями. Поэтому будущие исследования должны быть нацелены на оценивание того, проявляются ли те же эффекты на подавление беспокойства и мысли, которые были обнаружены в нашем исследовании, у пациентов с хроническими заболеваниями и депрессией. Однако, одной из ключевых целей этого исследования было экспериментальное тестирование, улучшает ли разработанная программа медитации и осознанности субъективное здоровье и благополучие людей с сахарным диабетом и/или сердечными заболеваниями. Эта цель согласуется с направлением позитивной психологии, которая делает акцент на использовании вмешательств на основе осознанности для создания и поддержания здоровья и благополучия, а не для лечения психических заболеваний как таковых. [46]

Интерпретация приемлемости, осуществимости и возможных механизмов действия осознанности

Качественные данные указывают на ряд социальных, педагогических и психологических факторов, которые могут объяснить приемлемость, осуществимость и положительное влияние этой шестинедельной программы медитации и осознанности. Приемлемость можно частично объяснить тем фактом, что занятия по медитации и осознанности проходили в группах под руководством опытного учителя. Групповой процесс рассматривается как важный фактор, способствующий поддержке и мотивации участников вовлекаться в активности по развитию осознанности, [47-49] что также подтвердилось в данном исследовании. Однако, в то время как Малпасс и др. [50] подчеркивают, что групповой процесс в значительной степени включён в предполагаемый терапевтический процесс, связанный с осознанностью, например, путём уменьшения предрассудков, связанных с болезнью, мы обнаружили, что групповой формат играет также важную роль в преодолении предрассудков и сомнений, связанных с новыми и неизвестными психологическими подходами, такими как осознанность. В частности, мы обнаружили, что участники присоединились к программе медитации и внимательности и продолжили её, потому что связывали её с предыдущим опытом и пониманием нерелигиозного группового взаимного обучения — участники были более склонны заниматься медитацией вместе, чем индивидуально. Кроме того, присутствие опытного учителя и наличие учебного пособия являются одними из ключевых факторов, которые поддерживают выполнение и точность комплексных медицинских вмешательств [51]. Кроме того, в этом исследовании мы также отметили, что роль опытного учителя играет важную роль в построении уверенности и компетентности в медитативных практиках как во время занятий, так и дома, для некоторых участников.

Хотя мы не можем исключить, что неспецифические групповые эффекты и влияние учителя привели к уменьшению беспокойства и подавления мыслей, а также к улучшению субъективного здоровья и благополучия, качественные данные свидетельствуют о том, что положительные эффекты медитации лежали в основе других физиологических или, что более вероятно, психологических механизмов. Доказательств прямого воздействия медитации осознанности на психическое и физическое здоровье пока мало. [52] Тем не менее, имеется множество данных о потенциально опосредованной роли расслабления в развитии положительного воздействия медитации на стресс, связанный с хроническими заболеваниями. [1] Действительно, в этом исследовании мы изучали утверждения участников о том, что хорошее расслабление после медитации ведёт к улучшению физического здоровья, особенно к улучшению сна и снижению артериального давления. Мы можем быть уверены, что некоторые участники действительно чувствовали себя более расслабленными после медитации, но точно неизвестно, привело ли именно это к улучшению физического здоровья. Эффекты расслабления не уникальны для медитации. Равно как и расслабление не цель медитации. Вместо этого медитация, которая учит осознанности, направлена на преобразование неосознаваемых процессов и управление концентрацией внимания в моменте «здесь и сейчас», одновременно развивая отношение открытости, любопытства и принятия. Таким образом, тренировка этих метакогнитивных навыков может объяснить, почему медитация осознанности, больше, чем просто расслабление, более эффективна в преодолении малоадаптивных стратегий эмоциональной регуляции, таких как как избегание и подавление мыслей. [16]

Этот способ действий указывает на то, что вмешательства на основе осознанности принадлежат к семейству поведенческих вмешательств «третьей волны», в которых процесс познания концептуализируется как скорее индивидуальные поведенческие характеристики, чем как мыслительные процессы. [53] Основное внимание в этих более контекстуальных подходах уделяется не изменению содержания познания, как в традиционных когнитивных и поведенческих подходах, а, скорее, изменению функции поведения и ориентации индивидов на опыт. [54] Принятие и присутствие являются ключевыми методами этих вмешательств и основополагающими свойствами медитации и осознанности. Наш набор качественных данных изобиловал примерами того, как медитация и тренировка внимательности побуждали участников принять более сбалансированное и принимающее отношение к болезни и ее переживанию. Об этом свидетельствовали участники, выражавшие децентрированные взгляды на прошлое и заявившие о повышенных способностях сосредотачиваться и концентрироваться на настоящем и меньше беспокоиться о будущем. В этом смысле качественные результаты этого исследования подтверждают представление о том, что люди, не обученные осознанности, которые участвуют в медитации, проходят терапевтический процесс, который, во-первых, изменяет их ожидания и способ исследования, во-вторых, трансформирует их восприятие себя и болезни, и, в-третьих, трансформирует их способность справляться со своей болезнью с помощью более приемлемого и гибкого образа действий.  [50] Такие подходы принятия были частью процесса лучшей адаптации и способности справляться с заболеванием у людей с рассеянным склерозом [55], и наши результаты аналогичным образом показывают, что обучение таким навыкам осознанности, как принятие, может улучшить способность справляться клиническими и неклиническими проблемами.

Значение для практики и исследований

Конкретным примером борьбы со стрессом является самоуправление, которое занимает центральное место в модели оказания помощи при хронических заболеваниях в английской NHS. [56] Мы обнаружили, что участники с большей готовностью применяли медитативные практики и участвовали в моментах осознания, когда их к этому побуждали телесные ощущения, мысли или чувства, обычно связанные с опасностью для физического или психологического здоровья. Степень, в которой некоторые участники смогли интегрировать медитацию и практики осознанности в свою повседневную рутину ухода за собой, предполагает, что навыки, приобретенные во время коротких программ медитации, могут быть реально применимы в повседневных условиях людьми с хроническими заболеваниями. Более того, успех вмешательств, основанных на осознанности, может зависеть от количества выполняемых домашних практик, [57] и большинство участников этого исследования указали на важность домашней практики в формировании их способности интегрировать медитацию и осознанность в повседневную жизнь. Тем не менее, в соответствии с другим качественным исследованием опыта пациентов при вмешательствах, основанных на осознанности, некоторые участники этого исследования ссылались на трудности в проведении домашней практики из-за сложности задач и указали на необходимость прояснения в отношении того, какие задачи являются важными для домашней практики, а какие нет. [58]

Выводы

Наши данные свидетельствуют, что медитация и практики осознанности могут быть особенно полезны на ранней стадии хронического заболевания или сразу после острых состояний, когда участники воспринимали тревогу и беспокойство как более серьезную угрозу для здоровья. Таким образом, есть возможность исследовать оптимальное время для тренировки медитации и осознанности для людей с хроническими заболеваниями. Навыки осознанности, приобретенные в ходе медитации, потенциально могут сыграть роль в снижении негативных персеверативных когнитивных процессов, тем самым предотвращая возникновение тревожности и расстройств настроения, которые, как известно, усложняют медицинское лечение и самопомощь у людей с хроническими заболеваниями. Этот исследовательский фокус подчеркивает вопросы о временной стабильности и ситуационной специфичности осознанности: остаются ли навыки осознанности после кратковременных вмешательств, и можно ли им научиться в разные моменты времени и в разных условиях на протяжении жизни с хроническими заболеваниями? Наконец, существует мало доказательств того, что традиционные психологические методы лечения улучшают как физическое, так и психическое здоровье людей с хроническими заболеваниями. [59] Программы медитации, обучающие навыкам осознанности, могут быть эффективными в нацеливании на стратегии эмоциональной регуляции, ориентированные на реакцию, такие как беспокойство, и улучшать физическое здоровье у людей с хроническими заболеваниями, но эта гипотеза нуждается в проверке в надежных рандомизированных контролируемых испытаниях с активными контрольными группами.

Благодарность

Мы благодарим волонтеров, принявших участие в исследовании, и Фонд медитации за проведение программы медитации.

Финансирование

Это исследование было поддержано Фондом обеспечения гибкости и устойчивости Национального института исследований в области здравоохранения (NIHR). Сотрудничество по лидерству в прикладных медицинских исследованиях и уходе для Большого Манчестера. Мнения, выраженные в этой публикации, принадлежат авторам, и не обязательно Национальной службе здравоохранения, NIHR или Министерству здравоохранения. Спонсоры не играли никакой роли в разработке и проведении исследования, сборе, управлении, анализе и интерпретации данных; а также подготовке, рецензировании или утверждении рукописи.

Дополнительные материалы 

Дополнительные данные для этой статьи можно найти на веб-сайте издателя.

Источники

  1. Baer RA. Mindfulness training as a clinical intervention: a conceptual and empirical review. Clin Psychol: Science Pract. 2003;10(2):125–143. [Google Scholar]
  2. Brown KW, Ryan RM. The benefits of being present: mindfulness and its role in psychological well-being. J Pers Soc Psychol. 2003;84(4):822–848. [PubMed] [Google Scholar]
  3. Bishop SR, Lau M, Shapiro S, et al. Mindfulness: a proposed operational definition. Clin Psychol: Sci Pract. 2004;11(3):230–241. [Google Scholar]
  4. Kabat-Zinn J. An outpatient program in behavioral medicine for chronic pain patients based on the practice of mindfulness meditation: theoretical considerations and preliminary results. Gen Hosp Psychiatr. 1982 April;4(1):33–47. [PubMed] [Google Scholar]
  5. Fjorback LO, Arendt M, Ornbol E, Fink P, Walach H. Mindfulness-based stress reduction and mindfulness-based cognitive therapy: a systematic review of randomized controlled trials. Acta Psychiatr Scand. 2011 August;124(2):102–119. [PubMed] [Google Scholar]
  6. Bohlemeijer E, Prenger R, Taal E, Cuijpers P. The effects of mindfulness-based stress reduction therapy on mental health of adults with a chronic medical disease: a meta-analysis. J Psychosom Res. 2010;68(6):539–544. [PubMed] [Google Scholar]
  7. Hofmann SG, Sawyer AT, Witt AA, Oh D. The effect of mindfulness-based therapy on anxiety and depression: a meta-analytic review. J Consult Clin Psychol. 2010 April;78(2):169–183. [PMC free article][PubMed] [Google Scholar]
  8. Schulz KF, Chalmers I, Hayes RJ, Altman DG. Empirical evidence of bias: dimensions of methodological quality associated with estimates of treatment effects in controlled trials. JAMA. 1995 February 1;273(5):408–412. [PubMed] [Google Scholar]
  9. Dickens C, Coventry P, Khara A, Bower P, Mansell W, Bakerly ND. Perseverative negative cognitive processes are associated with depression in people with long-term conditions. Chronic Illness. 2012 June;8(2):102–111. [PubMed] [Google Scholar]
  10. Moussavi S, Chatterji S, Verdes E, Tandon A, Patel V, Ustun B. Depression, chronic diseases, and decrements in health: results from the World Health Surveys. The Lancet. 2008;370(9590):851–858. [PubMed] [Google Scholar]
  11. Barth J, Schumacher M, Herrmann-Lingen C. Depression as a risk factor for mortality in patients with coronary heart disease: a meta-analysis. Psychosom Med. 2004 November 1;66(6):802–813. [PubMed] [Google Scholar]
  12. Brosschot JF, Gerin W, Thayer JF. The perseverative cognition hypothesis: a review of worry, prolonged stress-related physiological activation, and health. J Psychosom Res. 2006 February;60(2):113–124. [PubMed] [Google Scholar]
  13. Carmody J, Baer RA, Lykins LB, Olendzki N. An empirical study of the mechanisms of mindfulness in a mindfulness-based stress reduction program. J Clin Psychol. 2009;65(6):613–626. [PubMed] [Google Scholar]
  14. Nolen-Hoeksema S. The role of rumination in depressive disorders and mixed anxiety/depressive symptoms. J Abnorm Psychol. 2000;109:505–511. [PubMed] [Google Scholar]
  15. Kuyken W, Watkins E, Holden E, et al. How does mindfulness-based cognitive therapy work? Behav Res Ther. 2010 November;48(11):1105–1112. [PubMed] [Google Scholar]
  16. Deyo M, Wilson KA, Ong J, Koopman C. Mindfulness and rumination: does mindfulness training lead to reductions in the ruminative thinking associated with depression? Explore (NY) 2009 September;5(5):265–271. [PubMed] [Google Scholar]
  17. Jain S, Shapiro SL, Swanick S, et al. A randomized controlled trial of mindfulness meditation versus relaxation training: effects on distress, positive states of mind, rumination, and distraction. Ann Behav Med. 2007 February;33(1):11–21. [PubMed] [Google Scholar]
  18. Teasdale JD, Segal ZV, Williams JMG. Mindfulness training and problem formaulation. Clin Psychol: Sci Pract. 2003;10(2):157–160. [Google Scholar]
  19. Krisanaprakornkit T, Sriraj W, Piyavhatkul N, Laopaiboon M. Cochrane Database Syst Rev.2006. Meditation therapy for anxiety disorders (Review) CD004998(1). [PubMed] [Google Scholar]
  20. Medical Research Council. Developing and Evaluating Complex Interventions: New Guidance.London: MRC; 2008. [Google Scholar]
  21. Kabat-Zinn J. Wherever You Go, There You Are: Mindfulness Meditation in Everyday Life.New York: Hyperion; 1994. [Google Scholar]
  22. Pope C, van RP, Baker R. Qualitative methods in research on healthcare quality. Qual Saf Health Care. 2002 June;11(2):148–152. [PMC free article][PubMed] [Google Scholar]
  23. Kitzinger J. Qualitative research: introducing focus groups. Br Med J. 1995;311:299–302. [PMC free article][PubMed] [Google Scholar]
  24. Meyer TJ, Miller ML, Metzger RL, Borkovec TD. Development and validation of the Penn State Worry Questionnaire. Behav Res Ther. 1990;28(6):487–495. [PubMed] [Google Scholar]
  25. Wegner DM, Zanakos S. Chronic thought suppression. J Pers. 1994;62(4):616–640. [PubMed] [Google Scholar]
  26. Stöeber J, Bittencourt J. Weekly assessment of worry: an adaptation of the Penn State Worry Questionnaire for monitoring changes during treatment. Behav Res Ther. 1998 June 1;36(6):645–656. [PubMed] [Google Scholar]
  27. Muris P, Merckelbach H, Horselenberg R. Individual differences in thought suppression. The White Bear Suppression Inventory: factor structure, reliability, validity and correlates. Behav Res Ther. 1996 May;34(5–6):501–513. [PubMed] [Google Scholar]
  28. Bayliss E, Ellis J, Steiner J. Subjective assessments of comorbidity correlate with quality of life health outcomes: initial validation of a comorbidity assessment instrument. Health Qual Life Outcomes. 2005;3(1):51. [PMC free article][PubMed] [Google Scholar]
  29. Lipsey MW, Wilson DB. The efficacy of psychological, educational, and behavioral treatment: confirmation from meta-analysis. Am Psychol. 1993;48(12):1181–1209. [PubMed] [Google Scholar]
  30. Ritchie J, Spencer L. Qualitative data analysis for applied policy research. In: Bryman A, Burgess RG, editors. Analyzing Qualitative Data.London, UK: Routledge; 1994. pp. 173–194. [Google Scholar]
  31. Pope C, Ziebland S, Mays N. Qualitative research in health care: analyzing qualitative data. BMJ. 2000;320:114–116. [PMC free article][PubMed] [Google Scholar]
  32. Teddlie C.B., Tashakkori A. Foundations of Mixed Methods Research: Integrating Quantitative and Qualitative Approaches in the Social and Behavioral Sciences.Thousand Oaks, CA: Sage; 2008. [Google Scholar]
  33. May C, Montori VM, Mair FS. We need minimally disruptive medicine. BMJ. 2009;339b2803. [PubMed] [Google Scholar]
  34. Beeney LJ, Bakry AA, Dunn SM. Patient psychological and information needs when the diagnosis is diabetes. Patient Ed Couns. 1996 October;29(1):109–116. [PubMed] [Google Scholar]
  35. Peel E, Parry O, Douglas M, Lawton J. Diagnosis of type 2 diabetes: a qualitative analysis of patients’ emotional reactions and views about information provision. Patient Ed Couns. 2004 June;53(3):269–275. [PubMed] [Google Scholar]
  36. Rothenhäusler HB, Grieser B, Nollert G, Reichart B, Schelling G, Kapfhammer HP. Psychiatric and psychosocial outcome of cardiac surgery with cardiopulmonary bypass: a prospective 12-month follow-up study. Gen Hosp Psychiatr. 2005 January;27(1):18–28. [PubMed] [Google Scholar]
  37. Stoll C, Schelling G, Goetz AE, et al. Health-related quality of life and post-traumatic stress disorder in patients after cardiac surgery and intensive care treatment. J Thorac Cardiovasc Surg. 2000;120(3):505–512. [PubMed] [Google Scholar]
  38. Astin JA, Berman BM, Bausell B, Lee WL, Hochberg M, Forys KL. The efficacy of mindfulness meditation plus Qigong movement therapy in the treatment of fibromyalgia: a randomized controlled trial. J Rheumatol. 2003 October;30(10):2257–2262. [PubMed] [Google Scholar]
  39. Morone NE, Greco CM, Weiner DK. Mindfulness meditation for the treatment of chronic low back pain in older adults: a randomized controlled pilot study. Pain. 2008 February;134(3):310–319. [PMC free article][PubMed] [Google Scholar]
  40. Sephton SE, Salmon P, Weissbecker I, et al. Mindfulness meditation alleviates depressive symptoms in women with fibromyalgia: results of a randomized clinical trial. Arthritis Rheum. 2007 February 15;57(1):77–85. [PubMed] [Google Scholar]
  41. Pbert L, Madison JM, Druker S, et al. Thorax.2012. Effect of mindfulness training on asthma quality of life and lung function: a randomized controlled trial. April 27. [PMC free article] [PubMed] [Google Scholar]
  42. Carmody J. Evolving conceptions of mindfulness in clinical settings. J Cogn Psychother. 2009;23:270–280. [Google Scholar]
  43. Crane RS, Kuyken W, Williams JM, Hastings RP, Cooper L, Fennell MJ. Competence in teaching mindfulness-based courses: concepts, development and assessment. Mindfulness (NY) 2012 March;3(1):76–84. [PMC free article][PubMed] [Google Scholar]
  44. Segal ZV, Teasdale JD, Williams JM, Gemar MC. The mindfulness-based cognitive therapy adherence scale: inter-rater reliability, adherence to protocol and treatment distinctiveness. Clin Psychol Psychother. 2002;9(2):131–138. March/April.; [Google Scholar]
  45. Spinhoven P, Van der Does AJ. Thought suppression, dissociation and psychopathology. Pers Individual Diff. 1999;27(5):877–886. [Google Scholar]
  46. Slade M. Mental illness and well-being: the central importance of positive psychology and recovery approaches. BMC Health Serv Res. 2010;10(1):26. [PMC free article][PubMed] [Google Scholar]
  47. Mason O, Hargreaves I. A qualitative study of mindfulness-based cognitive therapy for depression. Br J of Med Psychol. 2001;74(2):197–212. [PubMed] [Google Scholar]
  48. Allen M, Bromley A, Kuyken W, Sonnenberg SJ. Participants’ experiences of mindfulness-based cognitive therapy: “It changed me in just about every way possible.” Behav Cogn Psychother. 2009 July;37(4):413–430. [PubMed] [Google Scholar]
  49. Finucane A, Mercer SW. An exploratory mixed methods study of the acceptability and effectiveness of mindfulness-based cognitive therapy for patients with active depression and anxiety in primary care. BMC Psychiatr. 2006;6:14. [PMC free article][PubMed] [Google Scholar]
  50. Malpass A, Carel H, Ridd M, et al. Transforming the perceptual situation: a meta-ethnography of qualitative work reporting patients’ experiences of mindfulness-based approaches. Mindfulness. 2012;3(1):60–75. [Google Scholar]
  51. Hasson H. Systematic evaluation of implementation fidelity of complex interventions in health and social care. Implement Sci. 2010;5(1):67. [PMC free article][PubMed] [Google Scholar]
  52. Davidson R, Kabat-Zinn J, Schumacher J, et al. Alterations in brain and immune function produced by mindfulness meditation. Psychosom Med. 2003;65:564–570. [PubMed] [Google Scholar]
  53. Hayes RJ, Bennett S. Simple sample size calculation for cluster-randomized trials. Inter J Epidemiol. 1999 April 1;28(2):319–326. [PubMed] [Google Scholar]
  54. Hofmann SG, Asmundson GJG. Acceptance and mindfulness-based therapy: new wave or old hat? Clin Psychol Rev. 2008 January;28(1):1–16. [PubMed] [Google Scholar]
  55. Pakenham KI, Fleming M. Relations between acceptance of multiple sclerosis and positive and negative adjustments. Psychol Health. 2011 May 25;26(10):1292–1309. [PubMed] [Google Scholar]
  56. Department of Health. Supporting People with Long-term Conditions to Selfcare: A Guide to Developing Local Strategies and Good Practice.London: Department of Health; 2006. [Google Scholar]
  57. Rosenzweig S, Greeson JM, Reibel DK, Green JS, Jasser SA, Beasley D. Mindfulness-based stress reduction for chronic pain conditions: variation in treatment outcomes and role of home meditation practice. J Psychosom Res. 2010 January;68(1):29–36. [PubMed] [Google Scholar]
  58. Williams MJ, McManus F, Muse K, Williams JM. Mindfulness-based cognitive therapy for severe health anxiety (hypochondriasis): an interpretative phenomenological analysis of patients’ experiences. Br J Clin Psychol. 2011 November;50(4):379–397. [PubMed] [Google Scholar]
  59. Harkness E, Macdonald W, Valderas J, Coventry P, Gask L, Bower P. Identifying psychosocial interventions that improve both physical and mental health in patients with diabetes. Diabetes Care. 2010 April 1;33(4):926–930. [PMC free article][PubMed] [Google Scholar]

Оригинал статьи здесь.

Поделиться:

Читайте также: