Аутизм и практика йоги

Авторы: Лин Горбетт, Тинг Лиу, Стефани Кастро, Департамент здравоохранения и развития человека, Техасский государственный университет, Сан Маркос, Техас, США, International Journal of  Yoga, 2018

Перевод с английского: Ольга Кудряшова (г. Санкт-Петербург)

Мнение авторов статьи может не совпадать с мнением редакции сайта

Актуальность проблемы

Контекст: молодые люди с расстройствами, относящимися к аутистическому спектру (autism spectrum disorder — далее ASD), демонстрируют ухудшение способности к социальному и эмоциональному взаимодействию с другими людьми, что может ограничивать их участие в группах, общение со сверстниками, создание успешных отношений.

Цели: цель этого исследования состояла в том, чтобы изучить влияние новой мультимодальной программы мандала-йоги на социальные и эмоциональные навыки молодых людей с ASD.

Предметы и методы: пять молодых людей с ASD посещали часовые занятия йогой два раза в неделю в течение 4 недель. Мультимодальная мандала-йога состояла из 26 действий в кругу: позы с партнёром или в группе, листы с позами йоги и листы для раскрашивания, ритмическое пение, карты йоги и игры. Замеры были проведены по шкале оценки социальных навыков Научно-исследовательского института пациентов с ASD (Treatment and Research Institute for ASD Social Skills Assessment — TSSA) до и после каждого из восьми занятий йогой. Для наблюдения за изменениями настроения до и после каждого класса йоги использовалась модифицированная шкала оценки настроения по лицу (The Modified Facial Mood Scale — MFMS). Для сравнения социальных и эмоциональных изменений после 4-недельного воздействия проводились парные t-тесты для TSSA и MFMS. После каждого из восьми занятий йогой были сформулированы подробные отчетные заметки.

Результаты: значительное улучшение результатов было обнаружено в общем тесте TSSA (t(4) = −5.744, P = 0.005), в ответе на инициативу респондента (t(4) = −3.726, P = 0.020), в инициировании взаимодействия (t(4) = −8.5, P = 0.039) и в подшкалах эмоционального понимания и учёта перспективы (t (4) = -5,171 P = 0,007). Показатели MFMS у молодых людей увеличились с 80% до 100% после восьми занятий йогой, демонстрируя хорошее или позитивное настроение. Тематический анализ описательных заметок выявил три ключевых фактора, связанных с опытом йоги: (a) улучшение настроения и выражения эмоций, (б) усиление эмпатии к другим людям и (c) улучшение навыков командной работы.

Вывод: данная мультимодальная практика мандала-йоги имеет значение для развития позитивных социальных и эмоциональных навыков для молодежи с ASD.

Введение

Молодые люди с ASD испытывают целый комплекс проблем, связанных с социальным взаимодействием, а также с адаптацией к переменам, коммуникацией и повторяющимися моделями поведения [1]. Кроме того, для детей с ASD особую важность составляют социальные и эмоциональные барьеры. Эти симптомы присутствуют преимущественно в детском возрасте и могут варьироваться от очень лёгкой до очень тяжелой степени во всех этнических и социально-экономических группах. Исследования показывают, что в Соединённых Штатах ASD диагностируется у 1 из 68 детей [2]. Поскольку за последние два десятилетия распространенность данного спектра заболеваний неуклонно возрастала, важно понять, могут ли методы йоги снизить социальные и эмоциональные барьеры у детей с ASD.

Традиционные позы йоги и дыхание обеспечивают возможность сосредоточиться на осознании себя и тела, перехода от одной деятельности к другой и улучшить сенсорные и двигательные навыки у молодежи с ASD [3]. Было доказано, что практика йоги успешно справляется с некоторыми основными симптомами ASD, такими как проблемы внимания [3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10], контакт [11, 12, 13] и взаимодействие с другими [4, 5, 6, 9, 13, 14] в классе [5, 7, 8, 11, 15] и дома [9, 14, 15]. С другой стороны, мандала-йога из-за её кругового формата практики и поз, предполагающих взаимодействие, создаёт дополнительный компонент для групповых синхронных движений, ориентированных на коллективную работу. В частности, йога в стиле мандалы проводится в групповом круге, где участники выполняют позы совместно и создают большие геометрические фигуры. Таким образом, эти добавленные компоненты йоги в стиле мандалы обогащают в данном случае традиционную йогу и функционально предлагают больше возможностей для молодых людей с ASD для успешной интеграции в жизнь, включающей зрительный контакт, прикосновение и совместное выражение.

В то время, как большинство программ йоги имеют схожие характеристики улучшения коммуникационных и социальных компонентов в своей практике с помощью различных моделей движения, нами было проведено ограниченное исследование, которое было призвано помочь понять, будет ли разработка групповой синхронной программы мандала-йоги подходящим протоколом для улучшения социальных и эмоциональных навыков у детей с ASD. Таким образом, целью этого экспериментального исследования было изучение влияния специально разработанной мультимодальной программы мандала-йоги на социальные и эмоциональные навыки молодых людей с ASD.

Тема и методы

Участниками исследования были 5 человек, 8-13-летние мальчики с ASD, набранные из 4-недельного летнего лагеря ASD. Все имена участников были изменены для защиты персональных данных и по причинам конфиденциальности. Для представления всей следующей информации использовались псевдонимы. Критерии включения в исследование: (1) дети участвовали в лагере для аутистов в течение 4 недель, (2) они могли следовать инструкциям и (3) они были готовы участвовать в занятиях йогой. Демографические данные представлены в Таблице 1. После изучения подробного описания исследования родителей попросили подписать форму согласия для участия их ребёнка в нем. Это исследование было одобрено Экспертным Советом местного Университета.

Таблица 1. Демографическая информация о возрасте, гендерном признаке и диагнозе участников

Методика проведения

Пять аспирантов по рекреационной терапии (recreation therapy graduate students – далее RTGS) были обучены руководителем исследования (primary yoga investigator — PI) для работы с двумя измерительными инструментами и описательными заметками, отмечающими прогресс на основе видеозаписей всех сеансов йоги. Внутренняя оценка надёжности аспирантов была высокой (> 90%). Предварительное тестирование и тестирование после завершения исследования проводились в первый и последний день 4-недельного лагеря с использованием шкалы оценки социальных навыков Научно-исследовательского института пациентов с ASD (TSSA) [16]. После предварительного осмотра молодые люди участвовали в 60-минутных занятиях йогой дважды в неделю в течение 4 недель. Наблюдаемые изменения настроения фиксировались также до и после каждого занятия со стороны «бадди» (т. е. назначенного партнера, который руководил детьми в течение всего дня в лагере) и аспирантов (RTGS) с использованием модифицированной шкалы оценки настроения по лицу (MFMS) [17, 18]. И наконец, аспиранты (RTGS) обобщали всю физическую, когнитивную, коммуникационную, поведенческую и эмоциональную эффективность каждого участника после каждого занятия йоги в виде обстоятельной заметки о его прогрессе.

Влияние йоги

Мультимодальная программа мандала-йоги была названа «Юные воины-йогины» («Teen Yoga Warriors», TYWs) и проводилась дважды в неделю в течение 1 часа как часть 4-недельного лагеря для детей с АСД. У участников был «бадди» и наблюдатель из числа аспирантов RTGS, назначенный им на занятия йогой. Роль «бадди» заключалась в том, чтобы помочь детям справиться с поведением и с освоением поз йоги. «Бадди» было дано указание предоставить возможность каждому участнику сначала самостоятельно попытаться выполнить позу, затем оказать помощь вербальными указаниями, и лишь после этого оказать физическую помощь, если это было оправдано. Роль аспиранта RTGS заключалась в моделировании позы, ведении видеозаписей, документировании наблюдений и расшифровке данных наблюдений.

Программа «Юные воины-йогины» (TYW) была разработана руководителем исследования (PI), который прошёл обучение по 200-часовой программе «Интегрированной Йогатерапии», а также является сертифицированным преподавателем «Йоги на стуле Лакшми Воелкер» («Lakshmi Voelker Chair Yoga»), инструктором для детей YogaFit первого уровня и сертифицированным специалистом по терапевтическому отдыху (Certified Therapeutic Recreation Specialist, CTRS). Руководитель исследования обучил и контролировал пять аспирантов RTG в проведении отдельных частей класса йоги по программе TYW: (a) 15 минут разминки: повторение демонстрируемых поз, работа с дыханием и ритмичное пение, (b) 15 минут йога-флоу, (c) 5-минутный блок балансов, (d) 15 минут мандала-йога — групповые позы, (e) 10 минут релаксации с использованием давления дополнительным весом и аффирмации.

Мультимодальный аспект данной программы «Юные воины-йогины» (TYW) включал в себя кинестетический контакт с партнерами (т. е. метод повышения чувствительности за счет прикосновения к другому человеку, когда участники физически соединяются друг с другом в групповых или парных позах, чтобы снять барьеры сенсорной защиты), ритмические жесты с пением (т. е. формат сигнала и ответа с движениями рук, такими как хлопки в ладоши и прохлопывание), положительную аффирмацию (т. е. устное утверждение в настоящем времени, описывающее желаемое качество, например: «Я могущественный»), дыхание «кита» с использованием трубочки и шарика (т. е. техника дыхания, когда участник дует через трубочку и пытается поднять шарик в воздух, а затем вновь опустить его на кончик трубочки, сохраняя контроль), развитие мелкой моторики через работу с листами, на которых были изображены позы йоги, и с листами для раскрашивания мандалы в персонализированных папках (т. е. папках, состоящих из зарисовок каждой позы для отслеживания изменений и отдельной страницы для раскраски мандалы), песни (т.е. пропевание знакомых ребёнку песен с жестами/телодвижениями, чтобы увеличить время пребывания в позе, переход из одной позы в другую, а также с целью обогащения лексикона), релаксация с использованием дополнительного веса (т.е. метод глубокого равномерного давления на большую часть тела, используемый для управления сенсорными трудностями, помогающий ребёнку улучшить внимание и снизить защитный барьер или уменьшить возбуждение) [15], и тимбилдинг с групповыми позами в круге Мандала-йоги (например, групповая поза цветка: сидя в круге и держась за руки, участники поднимают к центру ноги). Программа «Юные воины-йогины» (TYW) подчёркивает важность именно группового выполнения практики йоги в круге, чтобы сбалансировать творческое и рациональное полушария мозга и сфокусировать внимание. Круговой формат расположения йога-ковриков представляет собой целостность группы, как сангхи или йога-сообщества. Программа TYW является уникальной и разработана специально для развития гармонии и улучшения социальных навыков у молодёжи с ASD.

Процедура 1-часового занятия TYW включала в себя 26 поз йоги в формате мандалы. Занятие начиналось с того, что каждому участнику, входящему в зал йоги, вручалась папка с его именем, содержащая тест MFMS (модифицированная шкала оценки настроения по лицу), лист с одной нарисованной фигуркой в позе йоги (серии поз менялись каждую неделю) и лист с Мандалой для раскрашивания (разный дизайн каждую неделю). Кроме того, программа строилась по 4-5 отдельным блокам, которые проходили в кругу из 6-8 йога-матов, расположенных вокруг центрального обруча. Каждое занятие состояло из следующих блоков: 2 минуты — настройка с концентрацией на ощущениях, 5 минут – работа с листом с нарисованной позой йоги (или поза йоги рисовалась на большой доске), 5 минут – работа с дыханием, «супер-мозг», 5 минут – Киртан-Крия, пропевание звуков с ритмичными похлопываниями, 15 минут – флоу-серия асан, менявшаяся каждую неделю (приветствие солнца, последовательность поз воина, кардио-серии, выполнение поз по листу), 5 минут – тренировка балансов (две новые позы каждую неделю), 15 минут – групповые позы в формате Мандалы (четыре разных сочетания синхронизированных движений представляют собой серию, состоящую из шести новых поз каждую неделю), 3 минуты – финальная релаксация (поза «суши-ролла»), 2 минуты — повторение положительных аффирмаций, и в завершении, 3 минуты —  раскрашивание мандалы. Пример занятия в формате TYW по блокам и их задачам показан в Таблице 2.

Таблица 2. Формат и задачи занятия йоги в стиле Мандала

Инструменты

Шкала оценки социальных навыков Научно-исследовательского института пациентов с ASD (Treatment and Research Institute for ASD Social Skills Assessment — TSSA) представляет собой 4-точечную психометрическую шкалу Ликерта, ранжирующую ответы от 0 (не очень хорошо) до 4 (очень хорошо). Наблюдатель RTGSсотмечал, насколько хорошо каждый участник выполнял следующие четыре задачи:

  1. поддержание взаимодействия в пяти областях (например, сотрудничество, зрительный контакт и тон голоса),
  2. ответ на инициативу в четырех областях (например, доброжелательное приветствие, принятие приглашения и ответ на вопросы),
  3. инициирование взаимодействия в шести областях (например, приглашение других к участию, просьба о помощи и начало разговора),
  4. эмоциональное понимание/перспектива в девяти областях (например, понимание языка тела, основных или сложных эмоций, а также навыки эмпатии – умения представить себя на месте другого человека).

В общей сложности были оценены 24 социальных навыка с возможным диапазоном баллов от 0 до 96. Общий балл 0 отражает отсутствие социальных навыков, оценка 1-24 указывает на неудовлетворительные социальные навыки, оценка 25-48 — приемлемые социальные навыки , 49-72 – адекватные социальные навыки, а баллы в 73-96 показывают эффективные социальные навыки.

Для оценки эмоционального настроя молодых людей использовалась шкала оценки настроения по лицу MFMS [17, 19]. Эмоциональная шкала включает в себя восемь градаций: 1 = скучающий, 2 = грустный, 3 = застенчивый, 4 = расстроенный, 5 = удовлетворённый, 6 = гордый, 7 = счастливый, 8 = возбужденный. Примерный образ каждого настроения, сопровождаемый кратким словесным описанием и числом от 1 до 8, был изображён на листе. Участников просили выбрать картинку и/или слово, которые лучше всего описывают, как они чувствовали себя в начале и конце каждого класса йоги. Затем «бадди» отмечал ответы молодых людей на соответствующей балльной шкале оценки настроения, а также наблюдал за изменением настроения молодых людей, и позже RTGS-наблюдатель записывал показатель настроения, оценивая его с помощью видеозаписи. Каждая из восьми эмоций была оценена от 1 до 8 баллов для анализа данных. При интерпретации оценка от 1 до 4 означает неприятное или отрицательное настроение, оценка 5-6 указывает на приятную или позитивную эмоцию, а оценка 7-8 предполагает удовольствие от активного участия.

Специалист по терапевтической релаксации CTRS использовал описательные заметки, содержащие объективную и субъективную информацию, для записи реакции участников/пациентов на воздействие. RTGS-наблюдатели, которые были назначены каждому участнику, написали всеобъемлющую повествовательную заметку о его прогрессе, чтобы на основе видеозаписей в течение каждого класса йоги обобщить производительность участника на физическом, когнитивном, социально-коммуникативном и поведенческо-эмоциональном уровне функционирования.

Анализ данных

Качественные данные были использованы для описания молодых людей (средняя=10,4 лет) с синдромами спектра аутизма, зафиксированными замером по шкале TSSA. Для оценки социальных навыков молодых людей до и после восьми занятий йогой проводились парные t-тесты, сконструированные на основе общей шкалы TSSA. Тест нормальности распределения Шапиро-Вилка был рекомендован в качестве одного из лучших вариантов для тестирования нормальности, с одной стороны, и с другой стороны, как подходящий при небольших размерах выборки. Именно поэтому данный тест использовался для проверки нормальности распределения в данном исследовании и показал, что распределение наших образцов является нормальным. Четыре подраздела шкалы TSSA, связанные с взаимодействием (например, поддержка, ответ на инициативу и эмоциональное понимание/перспектива), также сравнивались с оценкой социальных навыков молодёжи в каждой области. Результаты считались статистически значимыми при P <0,05.

Оценки настроения по шкале MFMS до и после каждого занятия ставились самим «бадди» и RTGS-наблюдателями. Оценки были введены в расширенный лист следующим образом: 1 = скучающий, 2 = грустный, 3 = застенчивый, 4 = расстроенный, 5 = удовлетворённый, 6 = гордый, 7 = счастливый, 8 = возбужденный и N/A = недостающие данные.

Анализ качественных данных был проведён на основе описательных заметок и сфокусирован на выявлении и интерпретации результатов воздействия программы «Юные воины-йогины» TYW [19]. Все пять RTGS-наблюдателей были проинструктированы документировать результаты каждой сессии, используя форму описательной записки, обеспечивающие как объективные, так и содержательные субъективные данные в отношении уровня познавательной, физической, социальной и эмоциональной/поведенческой функций участников. В итоге 36 завершенных описательных заметок были импортированы в электронную таблицу, в которой каждый ответ был помещен в отдельную колонку, которая, в свою очередь, относилась к одной из пяти областей функционирования.

Анализ проводился в несколько этапов с использованием метода постоянного сравнения для генерации исходных кодов и уточнения кодов при интерпретации возникающих из данных тем, и обеспечения точности [19]. Первое кодирование проводилось непосредственно руководителем исследования, независимо в каждом из двух подходов к чтению и перечитыванию всех 36 описательных заметок по всем 5 участникам исследования, чтобы сформировать первоначальные аналитические суждения о категоризации данных, имеющих отношение к опыту йоги. Предварительные идеи были идентифицированы и категорированы по пяти основным направлениям функции. Вторая попытка кодирования была выполнена в отдельном документе без учёта первого сеанса кодирования. Затем руководитель исследования сравнивал и сопоставлял два отдельно закодированных сводных документа описательных заметок, добавляя или объединяя коды по мере необходимости, чтобы фиксировать суть данных [19]. Этот подход привел к дополнительной реорганизации 15 исходных кодов и 13 кодов из второго сеанса. Эти названные коды были объединены в шесть тем, которые вылились в три основные темы. Руководитель и ведущий RTG-наблюдатель предоставили экспертную оценку выявленных основных трёх тем, чтобы подтвердить, не подтвердить или обновить окончательные темы для повышения точности анализа.

Достоверность

Методологическая триангуляция (комбинирование качественных и количественных методов, получившее название третьего пути, приводящее к соединению преимуществ обоих методологий, и, как следствие, получению более надежных данных – прим. переводчика) была достигнута за счёт использования нескольких источников данных (результаты TSSA, описательные заметки и диаграммы кодирования), чтобы проверить соответствие результатов [20]. Глубина триангулированных данных выявила сложность опыта йоги участника, привнесла достоверность в важные темы и подтвердила подлинность результатов [20]. Эта аутентичность была далее поддержана насыщенностью данных, благодаря которой удалось зафиксировать повторение информации и подтверждение ранее собранных данных у разных респондентов. Наконец, выводы были подтверждены словами и действиями самих участников.

В соответствии с требованиями к исследователю, работающему с методами обработки качественной информации, ведущий исследователь PI имел стаж 31 год в качестве сертифицированного специалиста по терапевтическому отдыху (CTRS), 20-летний опыт работы с ASD и 3 года практики использования йоги для детей с ASD. Пять наблюдателей RTG имели опыт 18 месяцев курсовой работы по связанной с ASD темой и один семестр опыта работы с детьми с ASD.

Результаты

Описательная статистика показала, что по шкале TSSA до занятий йоги 60% участников с ASD классифицировались как обладающие приемлемыми социальными навыками и 40% имели адекватные социальные навыки. Однако после обучения уже 80% молодежи было классифицирована в категории социальных навыков «адекватные» и 20% — «эффективные». Был рассчитан парный образец t-критерия для сравнения суммарного количества предварительных результатов TSSA с оценками после теста. Среднее значение для предварительного теста составляло 49,8 (стандартное отклонение [SD] = 12,63), а среднее значение теста — 64,4 (SD = 13,42). Значительное увеличение по сравнению с предварительными замерами было обнаружено в TSSA (t (4) = -5,744, P = 0,005), что указывает на улучшение социальных навыков после воздействия мандала-йоги (см. Рисунок 1).
Рисунок 1. Значительное улучшение социальных навыков до и после обучения йоге

Для оценки четырех подразделов шкалы TSSA также использовались парные t-тесты. Значительное увеличение было обнаружено при сравнении результатов до и после занятий йоги в разделе инициирование (t (4) = -3,726, P = 0,020), инициирование взаимодействия (t (4) = -8,5, P = 0,039) и эмоциональное понимание и перспектива (t (4) = -5,171 P = 0,007). Эти результаты показали, что молодежь с ASD выиграла от занятий йоги в трёх областях повышения социальных навыков, связанных с развитием позитивных отношений с другими людьми (см. Рисунок 2).
Рисунок 2. Значительное улучшение характеристик ответа на инициативу, инициирование взаимодействия, эмоционального понимания и перспективы до и после занятий йоги.

Описательная статистика по шкале MFMS показала, что 80% молодежи с ASD находилось в хорошем или позитивном настроении перед практикой йоги. Их настроение улучшалось, и настроение всех участников было классифицировано как хорошее или позитивное после занятий. Для анализа влияния программы йоги на изменение настроения до и после практики посредством самооценки, оценки «бадди» и RTG-наблюдателя использовался парный t-тест. Никаких существенных расхождений в самооценке, t (4) = 0,655, P = 0,548; оценке бадди, t (4) = 0,592, P = 0,586; и оценке RTG-наблюдателя, t (4) = -1,559, P = 0,194, не было обнаружено.

Тематический анализ повествовательных заметок молодёжи с ASDвыявил три ключевых фактора, связанных с опытом Мандала-йоги: (а) улучшение настроения и эмоционального выражения, (б) усиление эмпатии и (в) улучшение навыков командной работы.

Приподнятое настроение и эмоциональное выражение

Гарри, Питер и Алан улучшили свое отношение и получение удовольствия от техники «дыхание кита», от нейтрального эффекта до настроения «счастливый» и «энергичный». В течение четвёртой недели изучения поз Гарри заявил: «Я больше не расстроен». Кроме того, Гарри добавил звуковые эффекты к позе, связанные с его настроением. Например, когда он был счастлив, во время позы «собака мордой вниз» он мог повилять хвостом и полаять, с гордостью и радостью смело заявляя о своих позитивных ощущениях. Питер проявил радость и самоуверенность, став лидером группы в течение 4-й недели, когда он начал осваивать балансовые позы баланса и демонстрировать их в группе. Питер был более мотивирован, чтобы попробовать их выполнить дважды и расслабиться во время процесса. Алан показал изменение от фрустрации при изучении поз к любопытству. Он продвинулся от летаргического и скучающего состояния к более заинтересованному и содержательному. Он даже объявил группе, что в позе «суши-ролла» он был «Аланом особенным!».

Возрастающая эмпатия

Питер проявил беспокойство и сочувствие к сверстникам в кругу Мандалы и выразил беспокойство по поводу, что, если бы другие не были вовлечены, Питер побудил бы их выполнять позы вместе с ним и сказал бы своему другу «Молодец!» после того, как они сделали позу вместе. Также, после восьми занятий йоги, Питер начал встречать других участников в дверях и приветствовать их на занятиях. Что касается положительных аффирмаций, Гарри также проявил чуткость по отношению к своим родителям, произнеся громким уверенным голосом: «Мама, папа, брат и сестра, я люблю вас, и буду беречь». Кроме того, Ксавье показал агрессивное проявление фрустрации как реакцию на релаксацию с использованием веса, обплевав и поцарапав «бадди». Однако он вернулся, выразил обеспокоенность случившимся и извинился перед «бадди», заявив: «Мне очень жаль. В следующий раз я постараюсь быть лучше».

Улучшение навыков командной работы

Ксавье и Алан проявили позитивный спортивный дух, «давая пять» («high five») своим партнёрам во время блока пропевания мантры с хлопками. Гарри также продемонстрировал изменения в готовности участвовать в этой инициативе своих сверстников «Дай пять!» и дважды улыбался после завершения позы со своим партнером. Также в кругу мандалы, во время пропевания мантры, он начал хлопать в ладоши, позволяя своему партнёру входить в своё личное пространство. RTG-наблюдатель записал на последнем сеансе йоги, что «Гарри очень уважительно относился к другим в своей группе». Кроме того, Аарон и Стив держали свои руки так, чтобы их хлопали другие участники круга мандалы во время повторения. Патрик продемонстрировал лидерские качества, помогая другим в своей группе изучать разные позы. Он выходил в середину круга и представлял собой модель для всей группы, одновременно подбадривая своим примером всех пробовать.

Обсуждение

В данном исследовании изучалось влияние программы «Юные воины-йогины» (TYW), которая сочетала в себе множество уникальных возможностей для юношей с ASD в плане прикосновений, сотрудничества, творчества, ритмического движения и обогащения лексикона. Результаты показали значительное повышение социальных навыков в целом, и в том числе, в подшкалах, касающихся ответа на инициативу, инициирования взаимодействия, эмоционального понимания и перспективы. Кроме того, была отмечена тенденция к улучшению стабильности позитивного настроения после йоги. Три основных эффекта, доказанные описательными заметками, отражали соответствующие выводы: (a) улучшение настроения и эмоционального выражения, (б) усиление эмпатии и (c) улучшение навыков совместной работы.

Тенденция к улучшению эмоционального выражения и позитивного настроя наблюдалась в результатах анализа шкалы MFMS, а также в повествовательных заметках. На протяжении всего исследования произошло несколько изменений в отношении эмоционального выражения и позитивного настроения. Например, Гарри и Питер улучшили свое отношение и получаемое удовольствие, когда они освоили дыхание кита, перейдя от нейтральных эмоций до энергичного настроения и ощущения счастья. В течение 4-й недели после практики асан Гарри заявил: «Я больше не расшатан». Во время позы собаки, когда он был счастлив, Гарри «вилял хвостом» и лаял. Питер проявил радость и уверенность в себе, став лидером группы в течение 4-й недели, когда он освоил позы баланса и начал демонстрировать их остальным участникам. Алан проявил прогресс в изучении поз от разочарования к любопытству. Он продвинулся от летаргического и скучающего состояния к заинтересованному и удовлетворённому. Он даже объявил группе, что в позе «суши-ролла» он был «Аланом особенным!». Предыдущие исследования Кенни [12], Бехар [3], и Розенблатта и др. [21] также подтверждают положительное влияние музыки, движения, игр, песен, релаксации на существенное улучшение эмоционального выражения, ощущения счастья и снижение депрессивных симптомов соответственно.

Характерной особенностью молодежи с ASD является отсутствие эмоционального взаимообмена [1]. Результаты данного исследования продемонстрировали значительные изменения для всех пяти молодых людей в таких разделах шкалы TSSA, как эмоциональное понимание и учёт перспективы. Они улучшили навык распознавания выражения лица, языка тела и понимание эмоций других людей. Гарри и Питер показали наибольшие достижения в 5 и 6 баллов соответственно. Находкой в анализе качественной информации также была аналогичная тема – эмпатия, т.е. способность к сопереживанию и сочувствию к другим людям. Например, Питер спросил «бадди», будет ли всё в порядке с другими участниками круга Мандалы, если они не участвуют в каких-то заданиях. И хотя Питер, как правило, расстраивался, если его сверстники в кругу Мандалы не участвовали в групповых или партнёрских позах, он проявлял заботу о них, поощряя их держаться за руки. Он сказал своему партнёру «Молодец!». Наши результаты согласуются с исследованиями Радхакришны и др. [14] о том, что дети с ASD могут улучшить свою способность доверять, делиться, проявлять инициативу и отвечать взаимностью.

Одним из самых больших препятствий, с которыми сталкивается молодёжь с ASD, является неспособность устанавливать и поддерживать отношения из-за нарушения социального взаимодействия. Развитие успешных отношений играет ключевую роль в том, чтобы быть частью команды [22]. Программа «Юные воины-йогины» (TYW) предусматривает возможности для тимбилдинга, ориентированного на развитие социальных навыков, через особое внимание к своему телу и акцент на осознанность при построении отношений со сверстниками. Подобные подходы в йоге, такие как «Креативная релаксация» [3] и «Йогатерапия интегрированного движения» [4], продемонстрировали, что специально разработанная программа йоги для ASD может повысить осознанность и возможность взаимодействия со сверстниками. Формат круга командообразующей практики мандала, использованный в данном исследовании, способствовал расширению возможностей к улучшению взаимосвязей между участниками в различных социальных ситуациях. Это создало те основы, из которых в итоге была построена социальная сплоченность, которая, в свою очередь, может потенциально влиять на реальные жизненные ситуации молодых людей с ASD, такие как дружба в школе, формирование отношений с членами семьи и создание навыков, необходимых для функционирования в обществе.

Значительным улучшением, зафиксированным в результате программы, был рост показателя «инициатива взаимодействия с другими людьми», который также способствует навыкам работы в команде, – у всех пяти участников он вырос с 2 до 12 баллов по шкале TSSA. Например, Питер проявил инициативу в том, чтобы держаться за руки со своими партнёрами по кругу во время пропевания Киртан Крии, и в конечном итоге, продолжал как лидер вести свою группу в направлении изменений, которых они достигли в двигательной фазе. Возрастала не только сложность занятия йоги, касающаяся этого блока пропевания мантры, вместе с этим возрастала способность участников в адаптации к усложняющейся социальной ситуации. Исследование Голдберга [11] также подтвердило, что молодёжь с ASD может повысить свою способность выполнять сложные позы в йога-программе, включающей музыку, игру, рассказы и релаксацию. К 4-й неделе Гарри начал контролировать громкость своего голоса, когда попросил «бадди» помочь ему подготовиться к позе «суши-ролла» во время финальной релаксации, а не громко требовать: «Время суши!», как было ранее. Эти результаты согласуются с результатами исследования Радхакришны и др. [14], в котором дети с ASD после двух лет йоги даже приветствовали терапевта с улыбкой, произнося «намасте». Эти аспекты социальной адаптации, получаемые с помощью практики йоги, были рассмотрены Дерари и Бхардваем [23] как необходимые для того, чтобы помочь ребёнку с ASDстать более эффективным помощником для себя самого, семьи и общества.

Общая сложность социального взаимодействия между сверстниками отражает их способность реагировать и отвечать в позитивной манере, чтобы поддерживать отношения с другими людьми. Молодые люди в этом исследовании показали положительное изменение индивидуальных показателей в шкале «ответ на инициативу», в пределах от 4 до 5 баллов. Четверо из пяти участников изменили свой ответ на инициативу, как проявление собственного желания принять приглашение «бадди» присоединиться к ритмичному пропеванию Киртан Крии. Например, на 1-й неделе программы TYW они либо оставались отстранены, либо вовлечены ненадлежащим образом и демонстрировали рассеянное внимание, и в итоге, они смогли хлопать в ладоши со своими партнёрами по кругу в ритме пропевания лишь на 4-й неделе. Кроме того, было отмечено, что Гарри продемонстрировал изменение в желании взаимодействовать со сверстниками в «дай пять!», поскольку после хлопка ладонями он дважды улыбался, завершив практику с партнёром. Он также начал хлопать в ладоши со сверстниками во время пения в кругу мандалы, и даже позволил «бадди» входить в его личное пространство. В аналогичных выводах Кенни [12] и Радхакришна и др. [14] также показали, что дети с ASD улучшают социальные навыки, связанные с пространственными взаимодействиями со сверстниками, посредством участия в комплексных программах йогатерапии.

Хотя результаты данного исследования обнадеживают, необходимо отметить и его ограничения. Это исследование было непродолжительным, с небольшой соответствующей выборкой, поэтому остаётся открытым вопрос, могут ли наши данные об улучшении социальных и эмоциональных навыков быть генерализованы для популяции в целом.

Выводы

Результаты исследования вносят свой вклад в литературу, расширяя знания, накопленные в различных стилях йоги и подходах, которые могут быть использованы для удовлетворения социальных и эмоциональных потребностей молодёжи с ASD [24]. Наши результаты дают предварительные доказательства того, что программа мандала-йоги может способствовать социальному и эмоциональному росту и развитию юношей с ASD. Это может также оказать влияние на их семью, сообщества и учёбу. Дальнейшие исследования мультимодальной сингулярной групповой мандала-йоги среди большего числа молодежи с ASD, с множеством критериев результата и более длительными протоколами воздействия, могли бы удовлетворить заявленную потребность в обеспечении дополнительных и альтернативных средств лечения растущего числа детей с диагнозом ASD [22].

Благодарность

Мы хотели бы поблагодарить Летний лагерь аутизма штата Техас за оборудование, такое как коврики для йоги, карты йоги, папки йоги и трассировочные листы. Мы также хотели бы поблагодарить всех детей и их семьи за участие в исследовании.

Финансовая поддержка и спонсорство

Это исследование было финансово поддержано Летним лагерем аутизма штата Техас.

Список используемой литературы

1. American Psychiatric Association. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders. Text revision (DSM-V. 5th ed. Washington (DC): American Psychiatric Publishing; 2013.
2. Centers for Disease Control and Prevention. Autism Spectrum Disorder Data and Statistics. Available from: https://www.cdc.gov/ncbddd/autism/data.html. [Last accessed on 2017 Apr 21].
3. Behar M. Yoga therapy for autistic children.2006. Retrieved from http://www.peacefulpathwaysyoga.com/pdfs/Yoga-Therapyfor- Autistic-Children-by-Miriam-Behar.pdf. [Last accessed on 2017 Apr 21].
4. Heasley S. Yoga May Improve Behavior in Kids with Autism. Available from: http://www.disabiityscoop.com/2012/10/15/yoga-improve-autism/16647/. [Last accessed on 2017 Apr 21].
5. Koenig KP, Buckley-Reen A, Garg S. Efficacy of the Get Ready to Learn yoga program among children with autism spectrum disorders: A pretest-posttest control group design. Am J Occup Ther 2012;66:538-46.
[PUBMED]
6. Koterba R. Superbrain yoga in children with autism and ADHD. Winter: Prana World; 2007. p. 14-7.
7. Peck HL, Kehle TJ, Bray MA, Theodore LA. Yoga as an intervention for children with attention problems. Sch Psych Rev 2005;34:415-24.
8. Porter J. Yoga as an effective behavioral intervention for children diagnosed with autism spectrum disorder. Grad Annu 2013;9:25-30.
9. Scroggins ML, Litchke LG, Liu T. Effects of multisensory yoga on behavior in a male child with Apert and Asperger syndrome. Int J Yoga 2016;9:81-4.
[PUBMED]  [Full text]
10. See CM. The use of music and movement therapy to modify behavior of children with autism. J Soc Sci Hum 2012;20:1105-16.
11. Goldberg L. Creative relaxation SM: A yoga-based program for regular and exceptional student education. Int J Yoga Ther 2004;14:68-78.
12. Kenny M. Integrated movement therapy: Yoga-based therapy as a viable and effective intervention for autism spectrum and related disorders. Int J Yoga Ther 2002;12:71-9.
13. Radhakrishna S. Application of integrated yoga therapy to increase imitation skills in children with autism spectrum disorder. Int J Yoga 2010;3:26-30.
[PUBMED]  [Full text]
14. Radhakrishna S, Nagarathna R, Nagendra HR. Integrated approach to yoga therapy and autism spectrum disorders. J Ayurveda Integr Med 2010;1:120-4.
[PUBMED]  [Full text]
15. Ehleringer J. Yoga for children on the autism spectrum. Int J Yoga Ther 2010;20:131-9.
16. Stone W, Ruble L, Coonrod E, Hepburn S, Pennington M, Burnette C, et al. Treatment and research institute for autism spectrum disorders social skills assessment manual. Nashville (TN): Vanderbilt Kennedy Center; 2010.
17. Khalsa SB, Hickey-Schultz L, Cohen D, Steiner N, Cope S. Evaluation of the mental health benefits of yoga in a secondary school: A preliminary randomized controlled trial. J Behav Health Serv Res 2012;39:80-90.
[PUBMED]
18. Cheng M. Ottowa mood scales. Available from: http://www.drcheng.ca. [Last accessed on 2017 Apr 21].
19. Lincoln Y, Guba E. Naturalistic Inquiry. Beverly Hills (CA): Sage; 1985.
20. Patton MQ. Qualitative Evaluation and Research Methods. 3rd ed. Thousand Oaks (CA): Sage; 2002.
21. Rosenblatt LE, Gorantla S, Torres JA, Yarmush RS, Rao S, Park ER, et al. Relaxation response-based yoga improves functioning in young children with autism: A pilot study. J Altern Complement Med 2011;17:1029-35.
[PUBMED]
22. Autism Speaks. What are the Symptoms of Autism? Available from: https://www.autismspeaks.org/what-autism/symptoms. [Last accessed on 2017 Apr 21].
23. Deorari M, Bhardwaj I. Effect of yogic intervention on autism spectrum disorder. Yoga Mimamsa 2014;46:381-4.
24. Gwynette MF, Warren NJ, Warthen J, Trulsova JS, Ross CP, Snook CA. Yoga as an Intervention for Patients with Autism Spectrum Disorder: Review of the Evidence and Future Directions. Autism Open Access. Available from: http://www.dx.doi.org/10.4172/2165=7890.1000155. [Last accessed on 2017 Apr 21].

 

Оригинал статьи здесь.

Поделиться:

Читайте также: