Йога и хроническая боль

Авторы: Nandini Vallath, консультант Института Онкологии Бангалора, Хосписа, Indian J. Palliat Care, 2010 Jan-Apr

Перевод с английского: Ольга Кудряшовa (Санкт-Петербург) 

Мнение авторов статьи может не совпадать с мнением редакции сайта

Хроническая боль многомерна. На физическом уровне, за пределами ноцицептивного пути, возникает гипервозбуждённое состояние составляющих нервной системы, которое создает напряжение и негативно влияет на состояние мышц, паттерны дыхания, уровни энергии и мышления, что, в свою очередь, усугубляет стресс и влияет на качество жизни самого человека, а также его семьи. Начиная с физического тела, йога в конечном счёте влияет на все аспекты личности: умственный, эмоциональный, интеллектуальный и духовный. Практика йоги предлагает различные уровни и подходы к расслаблению, активизации, перестройке и укреплению тела и психики. Асаны и пранаяма гармонизируют физиологическую систему и инициируют «релаксационный ответ» в нейроэндокринной системе. Он состоит в снижении скорости метаболизма, более спокойном дыхании, стабильном кровяном давлении, снижении мышечного напряжения, снижении частоты сердечных сокращений и паттерна медленных волн мозговой активности. По мере модуляции структуры нервного заряда снижается возбудимость нервной системы и статическая нагрузка на постуральную мускулатуру. С чувством расслабленния улучшаются функции внутренних органов, сон становится более глубоким и непрерывным, снижается усталость. Во время практики медитаций могут возникать мыслительные корректировки на тонком уровне, которые изменяют контекст болезни, боли и смысла жизни. Медитация и пранаяма вместе с расслабляющими асанами могут помочь людям справиться с эмоциональными аспектами хронической боли, эффективно уменьшить беспокойство и уровень депрессии и улучшить качество жизни.

Введение

Острая боль является защитным механизмом, так называемым симптомом. А вот хроническая боль уже симптомом не является. Она продолжается после естественного периода заживления, вне зависимости от причинного фактора, сопровождаемого возбуждением нервной системы, ограничивающей естественные реакции. У хронической боли нет никакого полезного смысла. Существует несколько химических, анатомических, патофизиологических и генетических изменений в нейронных путях, которые приводят к хронизации боли [1]. Она принимает характеристики отдельного заболевания, которое требует специфического воздействия.

Международная ассоциация по изучению боли (IASP) определяет боль как «субъективный, ощущаемый как неприятный, эмоциональный опыт из-за фактической или возможной травмы, или описываемый с точки зрения такой травмы». IASP признает переживаемый опыт на уровне «разум-тело», квалифицируя его как субъективный, неприятный, чувственный и эмоциональный. Опыт реализуется сначала в нашем сознании, а затем отражается на физиологическом и поведенческом уровне. Специалисты здравоохранения могут эффективно использовать это знание в понимании и уходе за пациентами с хронической болью.

Понятие о йоге

Йога определяется в «Йога Сутрах» Патанджали (1:2) как остановка колебаний сознания.
В «Бхагават Гите» (VI 23) йога описывается как дисциплина, которая нарушает связь с тем, что вызывает страдания.

Йога предлагает разнообразные подходы к расслаблению, активизации, коррекции и укреплению тела и психики. Начиная с физического тела, которое для большинства людей является практичной и знакомой отправной точкой, практика йоги в конечном итоге влияет на все грани личности человека: умственную, эмоциональную, интеллектуальную и духовную. Хотя существуют различные пути, основанные на традициях (карма-йога, джняна-йога, бхакти-йога и др.), мы сосредоточим внимание на наиболее широко изучаемом методе в наше время, раджа-йоге.

Одна из наиболее систематизированных по собранным и обобщённым практикам раджа-йоги работа была выполнена тысячи лет назад Риши Патанджали — это его классический труд «Йога Сутры». Данная система имеет восемь ступеней практики (Аштанга Йога).

Система начинается с осознания и совершенствования этических дисциплин, кодексов поведения и самосознания на личном и межличностном уровнях.

Кодекс личной дисциплины, «яма»: Сатья – истинность в мыслях, речах и действиях. Это высочайший кодекс нравственности. Ахимса – ненасилие в мыслях, речах и действиях. По сути, это правило основано на любви. Культивирование этого качества устраняет страх и гнев изнутри. Брахмачарья – каждое взаимодействие сливается во всеобщее сознание божественности. Астейя – неворовство, отсутствие жалоб. Освобождение от страстных желаний приносит мир. Апариграха – ненакопление. Принцип брать только то, что необходимо, от природы, от мира и жить в простоте.

Кодекс межличностной дисциплины, «нияма»: Шауча – чистота и дисциплина в мыслях, речах и действиях. Сантоша – удовлетворенность. Ум, который удовлетворён, способен к концентрации. Тапас – аскетизм. Сосредоточенность и направленность энергии, т.е. поддержание внутреннего огня для достижения цели. Свадхьяя – развитие самосознания через созерцание. Это приводит к осознанию, что энергия, движущаяся внутри нас, в точности та же, что и движет всей Вселенной. Идентификация микромира с макрокосмом. Ишвара Пранидхана — непрерывное осознание божественной благодати.

Эти начальные шаги менее известны. Посредством снижения внутреннего конфликта и привнесения ясности в приоритеты и цели жизни, эти законы постепенно уменьшают частоту стрессовых воздействий в жизни практика. Осознанность мыслей, их чистота улучшают духовную составляющую личности, гармонизируют её существование в обществе и, самое главное, поддерживают стабильность биологического гомеостаза посредством сбалансированного нейроэндокринного потока.

Далее следуют более известные аспекты: позы (асаны), очищающие практики (крийя), контроль ритмов жизненной энергии (пранаяма) и медитация. Прогресс в практике развивается постепенно в соответствии с прилагаемыми усилиями и приверженностью.

Многомерность хронической боли

Хроническая боль часто описывается с точки зрения общей боли, с физическими, эмоциональными, социальными и духовными компонентами. Нижеприведенное обсуждение вновь подтверждает вклад физических и нефизических аспектов в понятие хронической боли.

Физический аспект

Хроническая боль — это не просто симптом. Она принимает форму болезни через активные процессы в виде множественных пластических изменений, которые вместе определяют продолжительность и интенсивность боли [2]. В нервной системе наблюдается центральная и периферическая сенсибилизация, включающая нейрохимические и нейроанатомические компоненты, что в конечном итоге приводит к гипервозбудимости, вовлечению и расторможению путей, которые усиливают и закрепляют хроническую боль.

Помимо фактических ноцицептивных инициаторов, существуют и другие сильные нейро-эндокринно-иммунологические компоненты хронизации боли. Дыхание становится по большей степени грудным, уменьшается экскурсия диафрагмы [3]. Возникает устойчивое глубокое мышечное напряжение, характеризующееся повторяющейся статической нагрузкой на мышцы (особенно поструальные) и психологическим стрессом [4].

Эмоциональный аспект

Хроническая боль ухудшает функционирование и является причиной для повышенного уровня тревожности и депрессии [5]. Физиология находится в состоянии стойкого стресса по гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой оси и гипервозбуждения со стороны симпатической вегетативной нервной системы. Это отрицательно влияет на сон, запас энергии и аппетит [6]. Высокие баллы психосоциального скрининга и эмоционального дистресса (по симптоматическому опроснику Хопкинса) во время острого эпизода были также в значительной степени связаны с сохранением боли и её продолжительностью [7].

Социальный аспект

Межличностные отношения, которые являются важной частью социальных взаимодействий для всех людей, часто подвержены неблагоприятному воздействию хронической боли. При постоянной не снижающейся боли больной чувствует, что утрачивает контроль над ситуацией, теряет уверенность в себе и замыкается внутри. Некоторые люди при этом могут становиться раздражительными, враждебными и агрессивными. Люди, близкие к больному человеку, могут реагировать, в свою очередь, чрезмерной защитой, избеганием, чувством вины или негодованием.

Потеря социальной роли, страх зависимости от окружающих и страх будущих страданий постоянно беспокоят пациента с хронической болью. Присутствует чувство изоляции и одиночества. Имеются данные, свидетельствующие о том, что патогенез хронической боли включает в себя такой фактор, как неадекватное решение социальных проблем [8,9].

Интеллектуальный и духовный аспект

Постоянная боль, с её неопределенностью развития, глубоким стрессом и интерпретацией, создает ощущение безнадёжности, беспомощности, отсутствия смысла происходящего, чувства вины или разрушение системы ценностей.

Все пять аспектов хронической боли эволюционируют вместе в состояние тотальной боли с настойчивой, тревожащей пульсацией сознания, которая поддерживает передачу нервных импульсов вверх и ещё больше снижает порог восприятия боли.

Как помогают асаны в условиях хронической боли?

Асаны (позы йоги) обычно и подразумеваются под словом «йога» людьми, незнакомыми с практикой йоги. Тем не менее, это всего лишь одна из восьми частей философии йоги. Существуют различные типы асан: физически развивающие, асаны на баланс, для релаксации и медитативные.

Влияние асан на опорно-двигательный аппарат

В большинстве случаев хронической боли, независимо от того, связаны ли они напрямую с опорно-двигательным аппаратом (боль в нижней или верхней части спины, головная боль, миофасциальная боль, фибромиалгия) или нет, существует высокий вклад статической нагрузки вследствие привычного глубокого мышечного напряжения, которая неблагоприятно сказывается на микроциркуляции в мышечной ткани и внутренних органов. Это ещё более усугубляется малоподвижным образом жизни, отсутствием физических упражнений, плохой осанкой и дистанциированием от природы (отмечена высокая степень деминерализации костей из-за недостаточного воздействия солнца).

В отличие от упражнений, асаны являются изометрическими и могут быть изучены электромиографическими методами (ЭМГ) (существует более низкая активность ЭМГ по сравнению с упражнениями, которые могут быть дополнительно уменьшены путем привлечения внимания и акцента на расслабление [9]). Асаны приносят здоровье и ощущение устойчивости и лёгкости тела, оптимизируют функционирование тканей. Они являются полезным дополнением в фазах восстановления тела, реконструкции скелета и коррекции осанки. Асаны открывают жизненный поток энергии в теле, который субъективно воспринимается как позитивное ощущение благополучия. Хорошо подобранные силовые асаны и асаны на баланс могут улучшить силу мышц и скорректировать осанку. В сочетании с релаксацией, это разрывает порочный круг хронической боли и противодействует силам, увеличивающим её.

Различные асаны оказывают повышающее или, наоборот, понижающее воздействие на кровоток и движение лимфы во внутренних тканях посредством сокращения абдоминальных мышц в сочетании с соответствующими движениями позвоночника. Во время обострений осознанность и акцент на релаксацию устраняют значительную долю боли, и человек чувствует лучший самоконтроль, что само по себе ускоряет ремиссию.

Влияние асан на нейроэндокринные взаимосвязи

Асаны стабилизируют вегетативную нервную систему. Они влияют на эндокринную систему и нервные сплетения, увеличивая местный кровоток под действием силы тяжести (влияние сарвангасаны на щитовидную железу), сокращение параартикулярной мускулатуры (воздействие в бхуджангасане на поясничное сплетение) или снижение давления (воздействие маюрасаны на солнечное сплетение) [10]. Исследования, проведенные на основе данных практикующих врачей, показывают снижение уровня кортизола и холинэстеразы, что отражает ослабление реакции стресса. Имеются данные об эндогенном выделении опиоидов при длительном растяжении мышц [11].

Как пранаяма способствует лечению хронической боли?

Пранаяма — это контролируемое повышение жизненной энергии. На практике она включает в себя йогические методы дыхания; поскольку дыхание — это выражение жизнеспособности, которое имеет как волевые, так и непроизвольные компоненты, а также множественные ассоциации.

Боль изменяет частоту, глубину и паттерн дыхания. Это связано с эмоциональным компонентом боли, а также с филогенетически приобретенной тенденцией обездвижить поврежденную область, чтобы избежать дальнейшие травмы. Если поражённый участок локализован в туловище, это может означать значительное ограничение дыхательных движений грудной клетки и/или живота.

При хронических болевых состояниях дыхание, как правило, напряжённое, поверхностное и, в основном, грудное. Это воспринимается физиологией как устойчивое стрессовое состояние, что, в свою очередь, влияет на другие ритмические явления — такие, как проведение нейроннных импульсов и жизненные циклические ритмы с высоким уровнем кортизола, подобным реакции возбуждения [12,13]. Глубокое йогическое дыхание с длительным выдохом расслабляет большинство скелетных мышц. Есть некоторые косвенные свидетельства того, что увеличивается тонус парасимпатической нервной системы и снижается активность всей центральной нервной системы в целом [14-16].

Пранаяма как состояние познания

Подобно тому, как мысли и эмоции влияют на паттерн дыхания, обратная связь также верна. Наш рисунок дыхания отражается внутри тела как стрессовый или расслабленный и может вызвать соответствующие изменения в физиологии. Мы знакомы с техникой медленного дыхания, используемого, чтобы выйти из состояния стресса. Исследователи продемонстрировали удивительные корреляции между рисунками электроэнцефалографии (ЭЭГ) и паттернами дыхания. Медленное дыхание увеличивает длину волны в ЭЭГ, и добавление обратной связи от звуков дыхания ещё более увеличивает её по сравнению с базовой линией [17]. Другое исследование выявило корреляцию между увеличением α-волн в ЭЭГ и брюшным дыханием [18], что указывает на то, что паттерн дыхания может влиять на состояние сознания. Невозможно оставаться сердитым или тревожным, дыша медленным, глубоким и рефлексивным способом. Диафрагмальное (брюшное) дыхание, вероятно, является самой ценной вещью, которой пациент с хронической болью может научиться на пути к выздоровлению.

Медитация и боль

В целом, что касается большинства практиков, применение йоги лежит в вышеупомянутых сферах. Последние же четыре ступени Аштанга Йоги по Патанджали включают практики, подготавливающие к медитации, и собственно саму медитацию (начиная с сознательного самосозерцания (пратьяхара) происходит постепенное слияние с нефизическими аспектами нашего существования через дхарану, дхьяну и самадхи). Более тонкие этапы требуют большей самоотверженности, и следовательно, менее распространены.

Пратьяхара – процесс ступенчатого самосозерцания. Дхарана (концентрация ума) и дхьяна (фиксация на мысли) — это прогрессивные стадии медитативных практик, направленных на то, чтобы в конечном итоге слиться с тотальным самосознанием (самадхи). Пранаяма и медитация, похоже, работают централизованно, и их эффекты распространяются по периферии.

Проводились исследования различных видов медитативных практик (трансцендентальная медитация, ведомая визуализация, прогрессивное расслабление, тай-чи, любящая доброта и т. д.) и их положительное влияние на состояние боли [19].

Влияние медитации на физиологию и познание

Нейробиологические исследования признали уникальные закономерности физиологии на разных уровнях сознания. Исследователи [20] сравнили физиологические изменения, наблюдаемые в положении сна лёжа на спине и в медитативных состояниях. Общими находками в медитативных состояниях были не только более глубокий уровень релаксации на физическом уровне (снижение активности ЭМГ в четырёхглавой мышце, повышение температуры пальцев, пульсового объёма и кровообращения, снижение артериального давления и уровня лактата, стабилизация СО2 и О2, наряду со значительным снижением потребления O2. Уровень кортизола снижался в то время, как уровни пролактина и ацетилхолина возрастали. Было доказано, что глубокая медитация является состоянием гипометаболического возбуждения [21]. Поглощение O2 и выход CO2 минимальны, как при глубоком сне, при этом шаблон ЭЭГ показывает полную бдительность. Одно из самых ранних исследований в этом направлении было от AIIMS Delhi [22]. Они обнаружили стойкие α-волны со значительно увеличенной амплитудной модуляцией в ЭЭГ.

Во время медитативных техник, основанных на самоосознании, человек пытается культивировать роль беспристрастного наблюдателя и независимого свидетеля всех субъективных явлений, включая боль. Таким образом, система отсчёта, в которой испытывается боль, изменяется. Использование медиации для восприятия боли также может рассматриваться как парадоксальная техника для уменьшения страха боли.

Таким образом, йога является культивированием ума и тела.

Релаксационный ответ

Асаны и пранаяма инициируют релаксационный ответ [23] в нейроэндокринной системе, который гармонизирует физиологическую систему. Эта реакция состоит из снижения метаболизма [24], скорости дыхания, артериального давления, мышечного напряжения, частоты сердечных сокращений и увеличения медленных α-волн в мозговой активности [25]. Поскольку паттерн проведения нервных импульсов корректируется, привычный гипертонус глубоких мышц, а следовательно, и статическая нагрузка на постуральные мышцы также медленно снижаются. С чувством расслабления улучшается функционирование внутренних органов, сон становится более глубоким и устойчивым. Уровень усталости снижается.

Во время медитации на тонком уровне происходит несколько смысловых коррекций, которые изменяют контекст болезни, боли и даже смысла жизни. Медитация и пранаяма, используемые совместно с релаксационными асанами, могут помочь людям справиться с реактивными аспектами хронической боли, эффективно снижая тревожность и депрессию [26].

Применение в конкретных условиях

Боль в спине

Разрегулированность опорно-двигательных компонентов поддержания осанки является наиболее частой причиной боли в спине. Помогают релаксационные асаны (макарасана, шавасана), за которыми следует растяжка (ардха-кати чакрасана, ардха-матсиендрасана) и силовые асаны (бхуджангасана и шалабхасана) [27]. Слишком раннее введение силовых асан может спровоцировать обострение боли.

Пранаяма с брюшным дыханием инициирует расслабление; медитация и осознанность поддерживают его. Постепенно человек осознает свой собственный контроль над улучшением симптомов.

Миофасциальная боль, фибромиалгия

Здесь основной причиной является постоянное стрессовое мышление, которое отражается на опорно-двигательном аппарате. Фибромиалгия характеризуется хроническим мышечным напряжением, системной фасциальной адгезией и скелетным смещением и сопровождается сверхактивностью симпатической нервной системы [28], неэффективной двигательной активностью, паттерном ограниченного дыхания, утомляемостью и пониженным настроением.

Йогические практики восстановления контроля включают в себя методы успокоения, развития телесной осознанности и использования минимального мышечного усилия для достижения оптимальных результатов при поддержке полного глубокого дыхания, которое посылает сигналы внутренней релаксации. Этот подход также полезен во всех других формах проявления стресса — мышечное напряжение — плохое кровообращение — болевые синдромы (например, головные боли напряжения, RSI).

Мигрень [29]

Мигрень возникает по причине дисфункциональности сосудистой системы и связана с особенностями личности и стрессом. Предварительные исследования её контроля при помощи йоги (асаны вытяжения для плечевого пояса, спины и шеи, расслабление всего тела, джала-нети, пранаяма) показывают положительные результаты.

Йогическое дыхание — уникальный метод, который помогает сбалансировать вегетативную нервную систему и влияет на психологические и стрессовые расстройства [30]. Механизмы, способствующие состоянию спокойной собранности, включают в себя активизацию парасимпатического воздействия, успокоение систем стрессового ответа, нейроэндокринный релиз гормонов и генераторы таламуса.

Боль в колене

Остеоартрит (ОА) является наиболее распространенной формой артрита и главной причиной инвалидности. Поскольку для ОА на данный момент не существует препаратов, излечивающих болезнь, стандартная помощь пациентам с остеоартритом коленей направлена на уменьшение боли и улучшение функционирования коленных суставов путём фокусирования на окружающих тканях посредством упражнений или внешней поддержки. Регулярная паванамуктасана (антиревматическая серия) по БКС Айенгару (падма вибхушан БКС Айенгар – основатель одноименной школы йоги в Пуне, Махараштра). Йогические методы [31] были успешно использованы против симптоматики и потери подвижности. Это техники, лёгкие для освоения, направлены на восстановления подвижности каждого сустава тела и синхронизированы с дыханием и осознанностью.

Нейропатическая боль

Нейропатическая боль вызвана повреждением, близким к сенсорным нервным окончаниям кожи. Она не имеет никакой защитной или предупреждающей ценности, при этом несёт значительное чувствительное и эмоциональное бремя. Большинство пациентов с нейропатической болью испытывают некоторое улучшение, когда медики используют целостный подход к её лечению. Компоненты, используемые из йоги, — это йога-нидра с визуализацией, дыхание и телесная осознанность, мягкие асаны на вытяжение для соответствующих мышечных групп и медитация.

Были проведены исследования, показавшие успешное использование определенных положений верхней части тела: улучшение гибкости; корректировка и выравнивание кистей, запястий, рук и плеч; вытяжение; повышение осознанности оптимального положения тела или отдельных его частей для использования и облегчения симптомов в определенных зонах, таких как, например, туннельный синдром запястья [32].

Онкологическая боль

Раковые боли — это феномен, касающийся связи «тело-ум» и, очевидно, требует терапии, направленной на оба компонента. Наиболее распространенными техниками являются мягкая регулярная мобилизация с помощью паванамуктасаны, которая может выполняться даже прикованным к постели пациентом, а также особыми успокаивающей пранаямой и йога-нидрой с визуализацией для сублимирования подавленных эмоциональных факторов. При наличии интереса и готовности со стороны пацента может включаться также медитация. Было обнаружено, что релаксационные позы и йога-нидра (методика управляемой прогрессивной глубокой релаксации, которая работает с сенсомоторной проекцией тела в коре головного мозга) уменьшают потребности в анальгетике, улучшают сон и уменьшают усталость при болевом синдроме у пациентов со злокачественными образованиями.

Помимо снятия болевых ощущений, наблюдается значительное улучшение других проблем, включая усталость [33], бессонницу и одышку. Опыт «растворения тела» и единения, которые дают пранаяма и медитативные техники, обеспечивают ощущение исцеления и целостности [34]. Улучшенное понимание и принятие себя, изменение контекста боли, повышение контроля, улучшение образа жизни, групповая и социальная поддержка, связанная с вовлеченностью в йогические активности пациента, в совокупности способствуют улучшению качества жизни [35].

Обсуждение

Жизнь — это всего лишь последовательность переживаний, состоящая из представлений, интерпретаций и моделей поведения. Мы подробно изучили модель сенсорного восприятия, говорящую о том, что есть стимулы, рецепторы, потенциалы действия, нервные пути, синапсы, передатчики, центральная обработка, за которыми следуют восприятие и интерпретация. Но так ли это? Обеспечивает ли эта модель нам понимание, позволяющее адекватно регулировать отклонения в этом процессе?

К примеру, если всё это было сказано применительно к перцептивному опыту, то что происходит под общей анестезией или в коматозных состояниях? Каждый компонент восприятия, упомянутый выше, доступен к тому, чтобы их прочувствовать, но мы не чувствуем скальпель.

Большая часть информационной базы нашего медицинского обучения была построена на основе структуры и получена через эксперименты in vitro, исследования на животных или мертвых телах, где тонкая сеть интеллекта/сознания изменена или попросту отсутствует. Таким образом, эти учения не очень подробно описывают принципы жизни каждого из органов восприятия. Это принцип, о котором говорят традиционные науки и который оживляет человека для восприятия и переживания.

Давайте смиренно признаем, что в современной медицине могут быть огромные пробелы в отношении знания и понимания человеческого опыта и затрагивающих его патологических процессов.

Йога (единение) — это наука, в первую очередь, о самореализации и правильной жизни. Она описывается как то, что сублимирует и рассеивает колебания внутри. Благодаря различным методикам она обеспечивает равновесие души, которое позволяет посмотреть на жизнь во всех ее аспектах. Принципы йоги вносят баланс и гармонию во все сферы существования человека.

Считается, что человек испытывает каждое воздействие через физическое, эмоциональное, интеллектуальное и духовное восприятие одновременно, причем физическая оболочка является самой грубой, остальные — более тонкими; при этом интеллектуальное и духовное восприятие являются самыми тонкими [36]. Также считается, что колебания в эмоциональной оболочке влияют на более грубые изменения жизненного потока энергии и на физическое тело в целом.

Выводы

Данное исследование – это накопление свидетельств, подтверждающих существование человека вне физических терминов, что продемонстрировано нейробиологическими исследованиями на разных уровнях сознания [21] и развитием психонейроиммунологии [37], как наиболее растущим полем в науке и исследованиях «релаксационного ответа» [23]. Признается определяющее влияние коммуникации в управлении симптомами [38].

Культура тела и разума, развивающаяся при регулярной практике йоги, приводит к уравновешенности восприятия, что делает общепринятые меры обезболивания, в том числе анальгетики, более эффективными в установлении контроля над уровнем хронической боли.

Качество жизни описывается через «теорию разрыва» как несоответствие между ожиданиями индивидуума и его восприятием конкретной ситуации — чем меньше разрыв, тем лучше качество жизни [39]. Йога — один из факторов, который эффективно уменьшает этот разрыв, влияя на оба компонента. Давайте изучим и используем компоненты этой неустаревающей науки, чтобы мобилизовать внутренние ресурсы наших пациентов, страдающих хронической болью, и успокоить многомерные вихревые болевые потоки, чтобы, в итоге, улучшить качество жизни и добиться освобождения от боли.

Список используемой литературы

  1. Eide PK. Pathophysiological mechanisms of central neuropathic pain after spinal cord injury. Spinal Cord. 1998;36:601–12. [PubMed]
  2. Andrés De. Neurophatic pain treatment: the challenge. Pain Pract. 2003;3:1–7.
  3. Upledger A. Cranisacral therapy II: Beyond the dura. Seattle: East land Press; 1987.
  4. Larsson SE, Larsson R, Zhang Q, Cai H, Oberg PA. Effects of psychophysiological stress on trapezius muscles blood flow and electromyography during static load. Eur J Appl Physiol Occup Physiol. 1995;71:493–8. [PubMed]
  5. Hudson JI, Pope HG., Jr Fibromyalgia and psychopathology: Is fibromyalgia a form of “affective spectrum disorder?” J Rheumatol Suppl. 1989;19:15–22. [PubMed]
  6. Chaitow L. NewYork: Harper Collins; 1995. Fibromyalgia and muscle pain.
  7. Grotle M, Brox JI, Glomsrød B, Lønn JH, Vøllestad NK. Prognostic factors in first-time care seekers due to acute low back pain Eur J Pain. 2007;11:290–8. [PubMed]
  8. Nezu AM, Nezu CM, Jain D, Xanthopoulos MS, Cos TA, Friedman J, et al. Social problem solving and noncardiac chest pain. Psychosom Med. 2007;69:944–51. [PubMed]
  9. Kambalekar Comparison of EMG activity during exercise and during yogasana. Yoga Mimamsa. 1969;12:1–13.
  10. Kumar VA. Study on the therapeutic potential of some hathayogic methods in the management of irritable bowel syndrome. Int J Yoga Ther. 1992;3:25–38.
  11. Raub JA. Psychophysiologic effects of Hatha Yoga on musculoskeletal and cardiopulmonary function: a literature review. J Altern Complement Med. 2002;8:797–812. [PubMed]
  12. Arambula P, Peper E, Kawakami M, Gibney KH. The physiological correlates of Kundalini Yoga meditation: a study of a yoga master. Appl Psychophysiol Biofeedback. 2001;26:147–53. [PubMed]
  13. Udupa KN, Singh RH, Settiwar RM. Studies on the effect of some yogic breathing exercises (Pranayama) in normal persons. Indian J Med Res. 1975;63:1062–5. [PubMed]
  14. Nespor K. Psychosomatics of back pain and the use of yoga. Int J Psychosom. 1989;36:72–8. [PubMed]
  15. Patel C. Twelve-month follow-up of yoga and biofeedback in the management of hypertension: Lancet. 1975;2:62–4. [PubMed]
  16. Werntz DA, Bickford RG, Bloom FE, Shannahoff-Khalsa DS. Alternating cerebral hemispheric activity and the lateralization of autonomic nervous function. Hum Neurobiol. 1983;2:39–43. [PubMed]
  17. Hardt JV, Honorton C. Shifts in subjective state associated feedback augmented EEG alpha. Psychophysiology. 1972;9:269–70.
  18. Timmons B, Salamy J, Kamiya J, Girton D. Abdominal-thoracic respiratory movements and levels of arousal. Psychon Sci. 1972;27:173–5.
  19. Morone NE, Greco CM. Mind-body interventions for chronic pain in older adults: a structured review. Pain Med. 2007;8:359–75. [PubMed]
  20. Udupa KN, Singh RH, Settiwa RM. Studies on physiological, endocrine and metabolic response to the practice of yoga in young normal volunteers. J Res Indian Med. 1971;6:795–9.
  21. Wallace RK, Benson H, Wilson AE. A wakeful hypo metabolic physiological state. Am J Physiol. 1971;221:795–9. [PubMed]
  22. Anand BK, Chhina GS, Singh B. Some aspects of EEG studies In yogis. EEG Neurophysiol. 1961;13:452–6.
  23. Benson H. Timeless healing: the power and biology of belief. New York: Scribner; 1996. Timeless healing: the power and biology of belief.
  24. Beary JF, Benson H. A simple psychophysiologic technique which elicits the hypometabolic changes of the relaxation response. Psychosom Med. 1974;36:115–20. [PubMed]
  25. Lazar SW, Bush G, Gollub RL, Fricchione GL, Khalsa G, Benson H. Functional brain mapping of the relaxation response and meditation. Neuroreport. 2000;11:1581–5. [PubMed]
  26. Kim DH, Moon YS, Kim HS. Meditation and yoga reduce emotional stress of chronic pain. Prog Neuropsychopharmacol Biol Psychiatry. 2005;292:327. [PubMed]
  27. Williams KA, Petronis J, Smith D, Goodrich D, Wu J, Ravi N, et al. Effect of Iyengar yoga therapy for chronic low back pain. Pain. 2005;115:107–17. [PubMed]
  28. Martínez-Lavín M, Hermosillo AG, Mendoza C, Ortiz R, Cajigas JC, Pineda C, et al. Orthostatic sympathetic derrangement in subjects with fibromyalgia. J Rheumatol. 1997;24:714–8. [PubMed]
  29. John PJ, Sharma N, Sharma CM, Kankane A. Effectiveness of yoga therapy in the treatment of migraine without aura: a randomized controlled trial. Headache. 2007;47:654–61. [PubMed]
  30. Telles S, Nagarathna R, Nagendra HR. Breathing through a particular nostril can alter metabolism and autonomic activities. Indian J Physiol Pharmacol. 1994;38:133–7. [PubMed]
  31. Kolasinski SL, Garfinkel M, Tsai AG, Matz W, Van Dyke A, Schumacher HR. Iyengar yoga for treating symptoms of osteoarthritis of the knees: a pilot study. J Altern Complement Med. 2005;11:689–93. [PubMed]
  32. Garfinkel MS, Singhal A, Warren A, Katz, David A. Yoga based intervention for carpel tunnel syndrome. JAMA. 1998;280:1601–3. [PubMed]
  33. Sood A, Barton DL, Bauer BA, Loprinzi CL. A critical review of complementary therapies for cancer-related fatigue. Integr Cancer Ther. 2007;6:8–13. [PubMed]
  34. Kaczorowski JM. Spiritual well-being and anxiety in adults diagnosed with cancer. Hosp J. 1989;5:105–16. [PubMed]
  35. Itami J. Morita Concept and the Treatment of Cancer in Foreign Countries. J Morita Ther. 1994;5:157–161.
  36. Thaithireeya Upanishad. Ancient Indian Scripture 4000-5000 BC
  37. Goodkin K, Visse A. Stress, Mental Disorders and Health. 1st ed. Washington: American Psychiatric press; 2000. Psychoneuroimmunology.
  38. Dein S, Thomas K. To tell or not to tell. Eur J Palliat Care. 2002;9:5.
  39. Calman KC. Quality of life in cancer patients—an hypothesis. J Med Ethics. 1984;10:124–7. [PMC free article] [PubMed]

 

Оригинал статьи здесь.

Поделиться:

Читайте также: