Ретрит «Випассана и хатха-йога» с Михаилом Барановым 23-30 июня на Ладоге
7-дневный ретрит «Випассана и хатха-йога» — 23-30 июня
место: ретритный центр «Ладожский дом» под Санкт-Петербургом
Что такое ретрит?
Ретрит — это период углубленной йогической практики (садханы), выполняемой в уединении в специально предназначенном для этого месте.
Освободившись на время от привычных забот, мы создаем оптимальные условия для правильного «питания» органов чувств и возможность для самонаблюдения. На ретрите принято следовать определенным правилам поведения (нравственным предписаниям, характерным для традиции йоги) и строгому распорядку (раписанию практик). Все эти правила, распорядок дня и сам процесс обучения техникам медитации построены так, чтобы создать идеальные условия для глубоких внутренних изменений.
Раджа-йога — это умелое управление
Практика випассаны — это процесс тренировки и прекращения: тренировки умелых качеств ума и прекращения неумелых.
Процесс, в котором происходит переоценка ценностей и понимание того, что является важным в текущей жизненной ситуации.
В целом, все это развитие навыков самоуправления — управления вниманием, внутренними установками, поведением и процессами коммуникации.
Для этого мы используем два режима работы ума:
— режим сосредоточения, способность произвольно фокусировать/собирать внимание и удерживать его на одном объекте;
— режим «памятования», или метакогниции («наблюдение за наблюдателем»), — это созерцание «процессов внутренней жизни» без привычного отождествления с ними.
Развитие сосредоточения дает способность произвольно переключать внимание, делать его однонаправленным, «заостренным» — с одной стороны, делая ум более чувствительным к внешним и внутренним сигналам, с другой — развивая особое состояние внутреннего покоя, уравновешенности, невозмутимости.
Навык самонаблюдения — випассана — это созерцание взаимозависимого возникновения телесных и умственных процессов, практика, которая позволяет посредством прямого переживания постепенно понять как работает ум, отследить бессознательные установки и устранить причины неудовлетворенности ума, осознать и понять, как можно оставить цепляние ума к приятному и неприятному и пережить счастье спокойствия.
Что значит ретрит для современного человека?
— Уникальный опыт приобщения к традиционной йоге в окружении единомышленников — важный и зачастую яркий опыт переживания себя в новом качестве;
— возможность на время «отлепиться» от привычного социума, от своих повседневных обязанностей, ролей и привычек;
— развить навыки сознательного сосредоточения и глубокой саморефлексии — наблюдения за деятельностью ума и понимания того, как им можно управлять;
— «перезагрузка», очищение и обновление для нашего ума — подобно тому как мы перезагружаем подвисающий ноут или удаляем с него вирусы, ненужные файлы и устаревшие программы, а в отдельных случаях переустанавливаем всю систему;
— для более опытных студентов это возможность проверить и углубить свою практику, открыть для себя новые вопросы и получить новые ответы.
Хатха-йога на ретрите
Занятиям хатха-йогой мы будем посвящать утренние часы (2,5 часа ежедневно), комплексы пранаям и асан специально подобраны так, чтобы не выбивать ум из «наработанного» состояния, в то же время «освежать» его и поддерживать тело в нормальном тонусе.
Пранаяма будет помогать нам делать ум более пригодным для концентрации, оптимизируя состояние дыхательной, сердечно-сосудистой и вегетативной нервной системы.
Практика йога-асан и виньяс позволит предотвратить застойные процессы и проблемы с опорно-двигательным аппаратом, характерные для периодов интенсивной «сидячей» медитации.
Хатха-йога ориентирована на раджа-йогу — на ретрите в равной степени отсутствует необходимость «выйти из зоны комфорта» или поставить «личный рекорд», так же как и «интересно провести время» или «поправить здоровье». В данном случае общеразвивающие и культурно-досуговые аспекты йога-асан неактуальны, и практика хатха-йоги приближена к своему традиционному смыслу — через «контроль движения жизненной силы» сделать ум более пригодным для концентрации.
Тем не менее практика будет весьма разнообразна и доступна для людей с разным уровнем подготовки — благодаря более чем 20-летнему опыту работы Михаила в этой сфере.
Очень часто именно на ретрите люди, уже давно практикующие хатха-йогу, делают для себя неожиданные открытия в этой, казалось бы, знакомой и хорошо изученной области — что неудивительно, если вспомнить одно из высказываний Свами Сватмарамы, автора Хатха Йога Прадипики — «Нет хатха-йоги без раджа-йоги».
В программе:
— утренняя хатха-йога — сукшма-вьяяма, виньяса-асана-крама, пранаяма, дыхательные крийи в асанах — специализированные комплексы упражнений с учетом особенностей режима интенсивной практики сидячей медитации;
— випассана — сессии «формальной» медитации сидя и при ходьбе, техники сосредоточения и «памятования» — наблюдения за деятельностью ума и формирование умелых умственных качеств, развитие «эмоционального интеллекта»;
— «неформальная» медитация — 4 основы внимательности, развитие навыка самонаблюдения в повседневных действиях;
— подборка тематических аудиозаписей, посвященных различным аспектам практики;
— беседы о Дхамме — воззрение и философия (зачем и как мы практикуем), ответы на вопросы и обратная связь.
Стоимость участия: 7000 рублей
Стоимость проживания и питания (2-разовое вегетарианское + чай): от 1200 в сутки в зависимости от размещения в 8-4-2-местное — уточняйте при регистрации.
Регистрация, оплата и орг. вопросы: yoga108com@gmail.com
О Михаиле:
опыт практики хатха-йоги с 1996 года, преподавания с 2001 года, обучался на семинарах и курсах в России и Индии; в 2005-10 гг. участвовал в качестве преподавателя пранаямы и асан в сертификационных курсах московского Аштанга Йога Центра, с 2011 г. по настоящее время — методист и ведущий преподаватель сертификацонных курсов «Йога108» (подготовка профессиональных преподавателей хатха-йоги), директор московского центра «Йога108».
Опыт практики буддийской медитации с 2001 года, 2001-2006 гг. — 10-дневные ретриты и регулярная самостоятельная практика в традиции С.Н. Гоенки (более 10 ретритов в России и Индии, участие в качестве волонтера).
С 2006 года по настоящее время — практика крийя-йоги в линии Лахири Махасаи, гуруджи Шри Шайлендра Шарма;
2008 год — возобновлена регулярная личная практика буддийской медитации, 7-10-12 — дневные ретриты в традиции Тайской Лесной Сангхи под руководством монахов из монастыря Амаравати линии Аджана Ча и Аджана Сумедхо (Аджан Титамеда, Аджан Вимало, Аджан Ньянадассано), самостоятельные ретриты в Таиланде и Индии;
2012-14 — ретрит учителя Ашина У Теджании (в России), дальнейшее посещение его монастыря в Мьянме (Бирме), 10- и 18-дневные ретриты в Мьянме; самостоятельные 7-10-дневные ретриты в Индии;
2015-17 — организатор 7-10-дневных ретритов учителя Тана Хуберта в России и Крыму.
2016-19 — проводит 7-дневные ретриты «Пранаяма-садхана» и «Практика буддийской медитации» в Индии, России и Турции.
РАСПИСАНИЕ РЕТРИТА 23-30 июня
22 июня
13.00-17.00 — заезд, регистрация, размещение
18.00-21.00 — начало ретрита, знакомство с правилами, принятие обетов, инструкции по практике медитации
21.30-22.00 — ОТХОД КО СНУ
23 — 29 июня
05.45-ПОДЪЕМ
06.15-10.00 — утренние чтения, медитация сидя, асаны и пранаяма
10.00-10.45 завтрак
10.45-11.15 — медитация в работе (уборка помещений)
11.15-12.00 — свободное время
12.00-15.00 — практика медитации (сидя и при ходьбе)
15.00-16.00 — обед
16.00-19.00 — практика медитации (сидя и при ходьбе)
19.00-19.30 — вечерний чай
19.30-21.30 — беседы о Дхамме, практика медитации
21.30-22.00 — ОТХОД КО СНУ
30 июня
05.45 — ПОДЪЕМ
06.15 — 09.50 — утренние чтения, медитация сидя, асаны и пранаяма
10.00 — 10.45 завтрак
10.45 — 11.45 — практика медитации (сидя и при ходьбе)
11.45 -13.30 — завершение ретрита — обмен впечатлениями, практика благородной речи
13.30-14.30 — обед
14.30-15.30 — уборка помещений, отбытие