Эмпирическая парадигма йогатерапии психических расстройств

АВТОР: Bhopal, R.S.2

Yoga-Mimamsa, October 2007 — January 2008

Перевод с английского — Ирина Шмигельская (Москва)

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статьи

 

15604_818501211536438_4931410208142133572_n

Краткий обзор

 

Автор статьи отталкивается от общего представления о том, что духовная нейрофизиология традиционной йоги с ее праническими и ментальными движущими силами действует на связь опыта-осознанности-трансцедентности3 в человеческом сознании. Процесс получения опыта в этих трех формах, трех состояниях, трех уровнях сознания был рассмотрен в свете обменных процессов на уровне Panca a-Mahabhoota4 — с целью создания эмпирической парадигмы йогатерапии психических расстройств. В работе утверждается, что это помогло бы выработать специальные способы йогической практики для лечения конкретных психических расстройств, а также поможет минимизировать внутриличностную и межличностную вариабельность5 ответных реакций на лечебные техники йоги.

__________

 

1 Данная статья рассматривается как один из важнейших документов Национального семинара по йогатерапии психических и неврологических расстройств, Нью Дели, 2 марта 2007

2 Руководитель Колледжа Йоги и Культурного синтеза, основанного Гхорандасом С. (Ghorhandas S.), Кайвалъядхама, Лонавль

3 Трансцендентность (от лат. transcendens — перешагивающий, выходящий за пределы) — философский термин, характеризующий то, что принципиально недоступно опытному познанию или не основано на опыте. В широком смысле трансцендентное понимается в качестве «потустороннего» в отличие от имманентного как «посюстороннего» (Википедия).

4 Panca a-Mahabhoota — Панча (санскр., “пять”), Махабху́та (санскр. महाभूत, mahā-bhūta IAST, «первоэлемент») В индуистской философии выделяют 5 «великих элементов» или махабхут. В философии кашмирского шиваизма они представляют финальный уровень манифестации изначального света сознания (пракаша).

Притхиви (Prithvi) — элемент земли, связан с запахом. Джала (Jala) или Ап — элемент воды, связан со вкусом. Теджас или Агни (Agni) — элемент огня, связан со зрением. Вайю (Vayu) — элемент воздуха, связан с осязанием. Акаша (Akasa) — элемент пространства или эфира, связан со звуком. (Википедия)

5 Внутрииндивидуальная вариабельность (ВИВ — сокращ.переводчика) — колебание измеряемой величины у отдельных людей в разное время и в разных условиях. Эта вариабельность может мешать исследованию. Например, суточная вариабельность массы тела и содержания глюкозы в плазме мешают измерить их “истинное” значение. Поэтому приходится определять условия, при которых измерение считается “правильными” (истинным). Например, утром натощак. Помимо спонтанной суточной, недельной, годовой ритмики, помимо случайных изменений, связанных с диетой или работой, ВИВ включает изменения, связанные с заболеваниями и лечением. Поэтому ВИВ — основной объект медицинских исследований. Правильная методика исследования состоит в том, чтобы отделить случайные внутрииндивидуальные измерения от изучаемых и выделить их на фоне межиндивидуальных. Межиндивидуальная вариабельность — это различие измеряемой величины между отдельными людьми. Исследователь должен построить исследование так, чтобы изучаемый компонент вариабельности был максимален, а другие компоненты вариабельности — минимальны. (по материалам статьи В.В.Власова “Систематические ошибки и вмешивающиеся факторы”, Международный журнал медицинской практики, 3’2007).

 

Введение

 

Методы лечения, базирующиеся на принципах современной нейрофизиологии, показали свою неэффективность в случае психических расстройств. Духовная нейрофизиология традиционной йоги с ее принципами ментальных и пранических движущих сил, объемлющими тонкий феномен опыта-осознания-трансцендентности, похоже, имеет многообещающие перспективы в лечении таких расстройств.

 

Цели работы:

 

  1. Исследовать духовную нейрофизиологию традиционной йоги с намерением сформировать эмпирическую парадигму, которая может быть полезна в лечении психических расстройств.

 

  1. Исследовать способы минимизации внутрииндивидуальных и межиндивидуальных вариабельностей результатов воздействия йоги с помощью систематизации эмпирического опыта практикующих йогу.

 

 

В чем необходимость эмпирической парадигмы?

 

Обычно наше сознание занято восприятием физического плана посредством взаимодействия сенсорных органов с внешними объектами. Практика йоги усиливает внутреннюю осознанность1, фокусируя практикующего на внутренних телесных ощущениях, которые можно с уверенностью назвать связующим звеном между физическим уровнем восприятия и более глубоким состоянием сознания. Целостность сознания, достигаемая таким образом, помогает нам иметь полный контроль на нашем сущностном уровне, что ведёт к всестороннему личностному развитию.

Традиционная йога рассматривает ментальные процессы и процессы, происходящие в физическом теле, как взаимосвязанные явления (H.P.2 II:2). Кроме того, в традиции существует представление о Pratyak Cetana3 — чистом сознании, оживляющем “вдыхающем жизнь” в ментально-телесный комплекс и выходящем за его пределы. Пять оболочек, Panca Kosa4, удерживаются вместе движением праны. Традиционные йогические тексты сходятся на том, что прана накапливается в нервных окончаниях, движется непосредственно к солнечному сплетению и, оказавшись там, питает

_________

1 Здесь и далее по тексту сохранен курсив автора статьи.

2 H.P. — “Хатхайога-прадипика” (санскр. हठ योग प्रदीपिका, haṭhayoga pradīpikā IAST — «прояснение Хатха-йоги») — написанный на санскрите текст о хатха-йоге, предположительно датируемый XV веком. Автором считается Свами Сватмарама, последователь Горакшанатха, основателя Натха-сампрадайи. Является древнейшим уцелевшим классическим текстом хатха-йоги. Другие два текста, датируемые более поздним периодом, это «Гхеранда-самхита» и «Шива-самхита». Представляет собой собрание ранних источников с добавлением собственной практики йоги Сватмарамы. Существует много переводов этого текста — в том числе и на русский. Текст написан в рамках индуистской философской школы йоги и посвящён Шиве, который, согласно традиции индуизма, передал тайные знания о хатха-йоге своей божественной супруге Парвати.

3 Pratyak Cetana — “истинное” Я (санскрит).

4 Panca Kosa — пять кош (санскрит). Концепция Пяти Кош включает: Annamaya Kosa (аннамайя коша, физическое тело), Pranamaya Kosa (пранамайя коша, праническое или жизненное тело), Manomaya Kosa (маномайя коша, ментальное, или эмоциональное, тело), Vijnyanamaya Kosa (виджнянамайя коша, астральное или психическое, интуитивное тело — тело мудрости и знания, духовного разума. Познаётся в медитации. Главный аспект работы с этим телом – способность к различению: что истинно, а что ложно? что реально, а что преходяще?), Anandamaya Kosa (анандамайя коша — тело блаженства, каузальное или трансцендентальное тело. (по материалам сайта patanjaliyogafoundation.com)

ментально-телесную активность. Считается, что течение по 72 тысячам nadis, или энергетическим каналам, вызывает нервные импульсы по всему телу. Верное течение нервных сигналов является показателем общего здоровья человека (Йогавасиштха).

Согласно концепции Panca Kosa, Pranamaya Kosa находится между Annamaya Kosa и Manomaya Kosa и влияет на них в равной степени. Взаимосвязь оболочек Panca Kosa ясно говорит о том, что человеческая личность существует одновременно на физическом, функциональном, ментальном, интеллектуальном и духовном уровнях.

Hathapradipika (II:2) утверждает, что Manomaya и Pranamaya Kosa функционально взаимосвязаны таким образом, что если одна из них стабильна, то и другая также становится функционально стабильной. Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что практика, влияющая на вегетативные и физиологические функции, подобным же образом оказывает влияние на и на ум. Отсюда следует, что вся практика йоги в режиме мягкого успокаивающего эффекта на тело будет влиять на ум таким же образом — и наоборот. В результате в потоке праны также происходят соответствующие изменения, меняющие в свою очередь внутреннее осознание природы йоги.

Таким образом практика йоги действует на двух уровнях:

  1. Восстановливает комплекс ум-тело-чистое сознание и помогает поддерживать его на идеальном уровне функционирования.
  2. Работает на более тонких уровнях сознания, в конце концов помогая достигнуть Трансцендентности — состояния совершенного психофизиологического баланса.

Отсюда следует, что возможности для воздействия на комплекс ум-тело-чистое сознание находятся внутри него самого. Таким образом, духовная нейрофизиология йоги представляется более целостной и всеохватывающей, чем современная наука нейрофизиология.

 

Анализ исследований

 

Обнаружено, что изменение парасимпатических функций, произошедшее в результате двух месяцев практики йоги, сохранилось и по прошествии двух месяцев после окончания практики (Gharote, 1971). Wenger & Bagchi (1961) установили, что элемент практики йоги Шавасана способствует произвольному, управляемому расслаблению.

Lachnit с соавторами (2006) обнаружили, что глубина медитативного опыта у группы из 23 человек, 19 дней занимавшихся медитацией, оказалась значительно (P<0.01), больше, чем у аналогичной группы, участники которой в течение того же периода выполняли асаны и пранаямы. Кроме того, медитировавшие участники эксперимента, обнаружили увеличение глубины медитативного опыта также и во время практики асан и пранаям.

В упомянутом исследовании Lachnit с соавторами применялся целостный метод медитации, разработанный на базе эмпирической парадигмы йогатерапии, о которой идет речь в этой работе.

Недавно Shahnoff Khalsa и другие применяли определенные техники йоги для лечения обсессивно-компульсивных синдромов и иных психических расстройств. Да, в большой степени обоснованность и безопасность применяемых техник вызывает вопросы, так как наблюдалось различие и непостоянство эффекта от этих техник как у разных людей, так и у одних и тех же людей, применявших их в разное время и при разных условиях.

Поэтому в этой работе предпринимается попытка выработать общий практические рекомендации. Поскольку основой правил йоги является практический опыт, автор пытается сформулировать универсальные рекомендации, создавая эмпирическую парадигму в йогатерапии для психических расстройств.

Экспериментальное изучение (Bhogal, 2002) сна пациентов с депрессивно-маниакальным синдромом, который они имели на протяжении 2-3 лет, перед и после практики йоги, разработанной в предлагаемой «Эмпирической парадигме», обнаружило заметные (P< 0.1), хоть и статистически незначительные (P>0.05) изменения. Подобные же (P< 0.1) изменения, вызванные практикой йоги, замечены и у психически здоровых людей, страдающих расстройством сна. Это неопубликованное исследование и побудило автора предложить применение эмпирической парадигмы в йоге для психических расстройств. Необходимо отметить, что в содержании снов пациентов и обычных людей обнаружилось много общего. Пациенты с маниакальным расстройством и сами отмечали положительный эффект от занятий йогой, хотя и принимали лекарства. Содержание снов оказалось очень похожим на 9 Antarayas и 4 Vikseps Sahabhuvas1, для устранения которых Patanjala Yoga Sutra рекомендуют рецитацию ОМ как верное средство.

Все вышеизложенное, изучение Patanjala Yoga Sutra, а также анализ экспериментальных исследований воздействия практики йоги побуждают нас сделать следующие допущения, из которых мы будем исходить при разработке Эмпирической Парадигмы в Йогатерапии Психических Расстройств.

 

Допущения

 

  • Опыт-осознанность-трансцентность, свойственные йоги, позволяют ослабить патологические паттерны врожденных реакций (Y.S.2 II:2).
  • Последователи йоги получают целевую ориентацию на “тотальную свободу от ограничений человеческого существования», относящихся к samskar-bandhana3, то есть, от генетически определенных психофизиологических паттернов.
  • Психофизиологические особенности йоги способны усиливать тонкий опыт практикующих йогу.
  • Изменение восприятия посредством йоги (Bhogal с соавторами, 2004) принесет Bhava Suddhi 4, как результат преодоления устойчивых ментальных установок, что в свою очередь приведет к объективному восприятию реальности.
  • Во время практики йоги пациенты с отклонениями в психике могут открыть Трансцендентальную (йогическую) Радость, называемую Prasada, которая описана как способность дистанцироваться от страстей (Bhagwadgita II:65).

 

 

____________

1 9 Antarayas и 4 Vikseps Sahabhuvas — “Существует девять сил, «разрывающих» сознание [на части]: болезнь, тупость, сомнение, откладывание, лень, влечение, ошибочное восприятие, неспособность достигать более тонких стадий и нестабильность” и “Боль, угнетенность, дрожание тела и неритмичность дыхания есть четыре сопутствующих признака ментального отвлечения” — Йога-сутры Патанджали в коментариях Свами Сатьянанда Сарасвати (I:30-31).

2 P.Y.S — Patanjala Yoga Sutra — Йога-сутры Патанджали.

3 samskar-bandhana — ограничения восприятия реальности, накладываемые на подсознание глубокими отпечатками предыдущего опыта:

samskara — Самска́ра или санкхара (санскр. संस्कार, saṃskāra IAST; или пали सङ्खार, saṅkhāra IAST) — бессознательные впечатления. Происходит от сам — сумма и каара — творец, делатель. Дословно означает «сумма сделанного делателем». В индийской философии данный термин используется для обозначения отпечатков, оставленных в уме индивидуальными действиями или внешними обстоятельствами, и способных выявляться при любом благоприятном случае в будущем — даже в будущем рождении. Поэтому самскара означает зачатки наклонностей и импульсов из прошлого жизненного опыта и предыдущих рождений, которые должны развиться в этой или в следующих реинкарнациях. Самскара представляет собой привычку или влияние прошлого на настоящее («родимые пятна прошлого»), проявляющееся как рефлекс, автоматизм, а также шаблон состояния. В результате накопления схожих самскар формируются васаны, которые в свою очередь производят колебание ума (вритти). Колебание ума приводит к желаниям, а желания к действиям. Самскара — место хранения кармы. Согласно Патанджали (автор «Йога-сутр»), доступ к самскаре возможен через чувственную память во время медитации. Патанджали подробно объясняет, как образуется карма и как от неё избавиться. (Википедия);

bandhana — повязка, узы (санскр.).

4 Bhava Suddhi — природная чистота:

Bhava — происхождение, существование, природа (санкр.);

Suddhi — очищение, чистота (санскр.)

 

6837749_original

  • Практика йоги, будучи трансцендентальной, влияет на более глубокие области подсознания через движение праны, очищая глубоко укорененный функциональный субстрат на уровне бессознательного и, возможно, на еще более глубоких уровнях (Bhagwat Mahapurana 1 11:14:32-35; Y.S.II:2).

 

Частота рецидивов психических расстройств была бы значительно ниже, если бы пациенты лечились согласно хорошо проработанной Эмпирической Парадигме, так она оказывает всеохватывающее воздействие на функции человеческого организма..

  • Системный подход Эмпирической Парадигмы в йоге может помочь пациентам с психическими отклонениями освободиться от врожденных патологических установок, импульсивности и шаблонов восприятий, далеких от реальности.

 

Феномен тонкого опыта в духовной нейрофизиологии йоги

 

Так как центральным концептом йоги является внутренняя осознанность, субъективный опыт остается незаменимым для наших целей. Согласно Упанишадам существует четыре состояния сознания: 1.Vaishwanar2, 2.Tejas, 3.Prajna, 4.Atman. Мы знаем, что осознанность в практике йоги является основой феномена эффективного чувствительного отклика 3, ответственного за исцеление на всех уровнях существования. Согласно Kathopanisad 4 (2:1:1), каждый может расширить свой уровень осознанности, осознавая Brahman (всепроникающая реальность) через практику йоги. Методология такого поиска является, главным образом, эмпирической — посредством нее Yoga sadhakas5 изучают структуру и функции человеческого тела до выхода за их пределы на определенном уровне осознанности. Вообще говоря, существует бесчисленное количество tantayuktis (методологий) продвижения к самореализации через феномен собственного опыта. Они описаны в ведической литературе.

 

__________

1 Bhagwat Mahapurana — Пура́ны (санскр. पुराण purāṇa «древняя былина») — тексты древнеиндийской литературы на санскрите. В основном это писания послеведийского периода, в которых описывается история вселенной от её сотворения до разрушения, генеалогия царей, героев и девов, а также излагается индуистская философия и космология. Большинство Пуран являются каноническими писаниями различных течений индуизма. Пураны в основном написаны в форме историй. В традиции индуизма составителем Пуран принято считать ведийского риши Вьясу (Википедия).

2 Vaishwanar — тот, кто наблюдает манифестацию вселенной или пробуждающееся сознание. Tejas — тот, кто наблюдает состояние swapna (сна со сновидениями); 3.Prajna — тот, кто наблюдает состояние нидра (глубокого сна без сновидений); 4.Atman — индивидуальная душа, дух. (www.yogamag.net/glos.shtml   — сайт бихарской школы йоги)

В Упанишадах прослеживается соответствие четырёх онтологических уровней реальности, восходящих от множественности к единому, четырём состояниям человеческой психики, связанным с постепенным освобождением от авидьи, неведения. Телесному космосу (Вират) соответствует состояние бодрствования, Атман называется в нём Вайшванара. С «тонким» миром «золотого зародыша», то есть совокупности всех душ (Хираньягарбха), соотносится сон со сновидениями, Атман носит имя Тайджаса. Третий уровень — это глубокий сон без сновидений, Атман именуется Праджня, в макрокосмическом плане с ним коррелирует Ишвара, верховный Господь. Четвёртое состояние Атмана, Турия, полностью свободно от различения субъективного и объективного и, вообще, от каких-либо «позитивных» ограничивающих определений. (Википедия)

3 чувствительный отклик — имеются ввиду (афферентные сигналы от органов к мозгу (прим.переводчика)

4 Kathopanisad — «Катха-упанишада» (санскр. कठ उपनिषद्), или «Катхопанишад» (санскр. कठोपनिषद्, Kaṭhopaniṣad IAST), также «Катхака» (Kāṭhaka IAST) — ведийский текст на санскрите, одна из одиннадцати Упанишад канона мукхья, к которому принадлежат наиболее древние Упанишады, прокомментированные Шанкарой. (Википедия)

5 sadhakas — стремящийся к духовному продвижению (www.yogamag.net/glos.shtml — сайт бихарской школы йоги)

 

Роль грубого тела в опыте

 

Грубое тело (сформированного из Akasa, Vayu, Agni, Jala и Prithvi) — это в основном сфера воли. Осознанность здесь понимается как Vaiswanara, которое оперирует в основном через работу пяти органов чувств и пяти органов действия. Грубое тело представлено буквой А в АУМ, состоянием бодрствования и осознанностью уровня Vaiswanara. Осознание на этом уровне остается на Bahyakasa (внешние небеса, подразумевающие грубый опыт) и формирует почву для уровней сознания Tejas и Prajna. На нашем пути развития тропою йоги обычно возникают патологические состояния тела, как сказано в P.Y.S (I:29). Считается, что животные и растения почти всегда остаются на

этом уровне. Гомеостаз в них почти полностью управляется матерью-природой на грубом уровне Panca Maha Bhoota.

 

Вводные для формирования Эмпирической Парадигмы:

  1. Наличие твердого убеждения, решительности, упорства, настойчивости и регулярности в практике йоги.
  2. Выполнение согревающих упражнений типа Suksma Vyayama.
  • Произнесение звука А в AUM должно быть мелодичным, на низких тонах, на протяжении 3-4 секунд. Кроме этого, должны быть соблюдены согласованность амплитуды и резонансной частоты звука.
  1. Внимание к питанию.
  2. Позитивный индивидуальный настрой и настрой на общение.

 

Роль тонкого тела в опыте

 

Импульсы, исходящие от различных сенсорных органов, достигают ума, сохраняются в нем и создают новые впечатления в свете их прошлого опыта. Однако, интеллект определяет уместность каждой отдельной мысли или действия до того как Citta1 даст указания органам произвести какую-либо активность. Пять органов чувств, пять органов действия, пять pranas2 и manas3, buddhi, ahamkara — это все полноценные части уровня тонкого тела. Этот вид осознанности, называемый “Tejas”, является прерогативой только человеческих существ. Исключение составляют шимпанзе и их разновидности. Примеры проявления Tejas: состояние сна, тонкие ощущения, подобные восприятию поэзии, изобразительного искусства, скульптуры. Осознанность “Tejas” действует на Antarakasa (внутренние небеса, подразумевающие внутреннюю осознанность) и является движущей силой для всех исполняемых действий грубого тела. Помимо этого она готовит каждого к выходу за рамки тонкого тела в причинное тело. Таким образом, гомеостаз тоже обсулавливается “Tejas”, поскольку известно, что сенсорно-моторная область коры больших полушарий должна воздействовать на психофизиологическую структуру человека. Феномен опыта во время и после практики йоги действует именно на этом уровне.

___________

1 Citta (санскр. चित्त, citta IAST — «мышление», «ум», «сознание», а также «ощущение», «желание», «сердце»). В доктрине йоги читта соответствует буддхи, или махату (высшему интеллекту) школы санкхья, однако рассматривается и шире, как аналог антахкараны, то есть всего внутреннего психического инструмента, объединяющего буддхи, ахамкару (самосознание, чувство «эго») и манас. Читта, как и антахкарана, сама по себе лишена сознательности, подобно всем видоизменениям Пракрити (первичной субстанции). Она лишь «отражает» свет абсолютного «Верховного Я» — Пуруши, приобретая тем самым иллюзию собственного сознания. Модификации читты (читта-вритти) — истинное познание (прамана), ложное познание (випарьяя), «знание слов» (викальпа), сон (нидра) и память (смрити). Цель йоги — прекращение «колебаний» читты. (Википедия)

2 pranas — главные Вайю (ветра), называемые Пранади, относятся к внутреннему телу: прана движется постоянно в сердце, апана — в области ануса, самана — в области пупа, удана — в шее, вьяна — проникает через всё тело. (Википедия)

3 manas — ум; buddhi — интеллект; ahamkara — эго (www.yogamag.net/glos.shtml   — сайт бихарской школы йоги)

 

Вводные для формирования Эмпирической Парадигмы:

  1. Техники осознанного дыхания.
  2. Техники осознания тела.
  • Отсутствие реакций на чувственно-эмоциональном плане во время практики йоги.
  1. Концепт, подобный prayatna Saithilya ananta samapatti1, drasta2 должен понять.

 

Роль каузального тела в “выхождении за пределы”

 

Когда все органы чувств и органы действия, Panca pranas, manas и buddhi больше не функционируют ни в состоянии сна со сновидениями, ни на Tanmatra-уровне (феномен тонкого опыта, подобный касанию, взгляду), мы осознаем каузальное тело через активность Citta. Согласно vedic rishis 3, глубокий сон (susupti) существенен для поддержки здоровья нашего каузального тела, и только в глубоком сне Citta становится осознающей необходимость каузального тела. На этой стадии тело получает пополнение запасов питания, кислорода, улучшается количественная и качественная эндокринная секреция через систему кровообращения. Каузальное тело, в свою очередь, достигает блаженства, и наступает индивидуальное ощущение внутренней свежести и глубокого состояние стабильности и значимости. На этом уровне осознанности бесконечного сознания Cidakasa4 каждый достигает знания Aksara Brahma или трансцендентального сознания через дисциплину Para Vidya (трансцендентальная наука). Этот уровень осознанности Atman известен как “Prajna”. Буква М в рецитации АУМ представляет эту Prajna-осознанность.

Вводные для формирования Эмпирической Парадигмы:

  1. Уникальный субъективный опыт или то, что происходит благодаря усердной практике йоги.
  2. Природа йоги не грубого мускульного типа, а тонкого и чуткого.
  • Моменты экстаза в процессе медитации.
  1. Глубокий сон.
  2. Рецитация АУМ: А — грубая осознанность или осознанность ощущений целостного тела, У — переходное состояние сна между Jagrita (пробуждением) и susupti (глубоким сном), М — пустота, подобная состоянию, близкому к глубокому сну с тонким осознанием.

 

Сочетание пяти первичных элементов:

Пять первичных элементов формируют сочетание, известное как Pancikarana5, для формирования клеток тела. Таким образом, клетки обладают свойствами всех пяти элементов и способны обмениваться этими элементами с окружающей средой, поддерживая динамическое равновесие внутренней среды.

___________

1 P.Y.S (II:47): prayatna — настойчиво применять усилия, продолженные усилия, стремление; saithilya — расслаблениеananta — бесконечность, безграничность, вечность, беспредельность; samapattibhyam — принятие оригинальной формы, завершенность, результат.

“Perfection in an asana is achieved when the effort to perform it becomes effortless and the infinite being within is reached.” — “Совершенство в асане достигается когда усилие для ее выполнения заменяется на отсутствие усилия и безграничность внутри достигнутого.” (http://www.indianetzone.com/26/prayatna_saithilya_ananta_samapattibhyam_patanjali_yoga_sutra.htm — сайт Lagest Free Enciclopedia of India with Laks of Articles)

2 drasta — осознаватель, наблюдатель (www.yogamag.net/glos.shtml — сайт бихарской школы йоги)

3 vedic rishis — ведические провидцы (http://www.yogamag.net/glos.shtml — сайт бихарской школы йоги)

4 Cidakasa — бесконечное сознание (“Vasishtha’s Yoga” Swami Venkatesananda)

5 Panchikarana — теория Веданты о появлении материи из первичных пяти тонких элементов. Это метод и процесс тонкой материи (первичного состояния материи) трансформирования себя в грубую материю. Разум — тонкая манифестация сознания, материя — его грубая манифестация. (Википедия)

Рецитация АУМ помогает практикующим йогу осознать 3 формы + 3 состояния + 3 уровня осознанности, до способности практикующих достичь Трансцендентного Сознания. Таким образом, энергия воли и энергия действия трансцендируют при рецитации АУМ до достижения энергии мудрости. Так достигается состояние Turia или Трансцендентность, характеризуемое Sat (‘ бытие’ в настоящем и ‘переживание’ чувства полной внутренней безопасности), Cit (знание и реализация Трансцендентного Сознания внутри) и Ananda (транцендентальная/йогическая радость).

Давайте рассмотрим влияние практики йоги на обменные процессы на уровне пяти элементов:

 

Изменение на уровне элемента Akasha (Эфир)

 

Bhagwat Maha Purana предписывает практику специфической разновидности рецитации АУМ трижды в день (утро, день и вечер), перед практикой пранаямы, в результате чего такой способ рецитации создает мягкие, отражающиеся и ослабляющиеся звуковые вибрации в области сердца, родственные эффекту от затихающего звука звонящего большого колокола, когда останавливают его раскачивание. Такая практика, продолжающаяся в течение месяца, приводит практикующего в состояние контроля над всеми физиологическими и психологическими функциями (Bhag.Ma.Pu. 11:14:32-35). В недавно опубликованном исследовании обнаружено (Bhogal с соавт., 2004), что групповая 45-дневная рецитация как АУМ, так и Гаятри-мантры, привели к значительным благоприятным изменениям физиологических и психологических параметров.

Вводные для формирования Эмпирической Парадигмы:

  1. Рецитация АУМ чувствуется во всем внутреннем пространстве тела.
  2. Тонкие ощущения от Aumkar, Asanas, pranayama1, etc. распространяются во всем внутреннем пространстве тела.

 

Изменение на уровне элемента Vayu (Воздух)

 

Прикосновение, особое свойство элемента vayu, может быть болезненным или приятным. Рецепторы прикосновения, представленные на внутренних и внешних поверхностях органов, делают ощущение прикосновения вполне отчетливым для организма. Внутренняя чувствительность, достигнутая посредством элемента vayu, становится тоньше и тоньше с увеличением самоосознанности практикующих йогу. Таким образом развивается осознанность Tejas, спустя определенное время сменяющаяся Prajna-осознанностью.

 

Вводные для формирования Эмпирической Парадигмы:

  1. Рецепторы прикосновения, представленные на внутренних и внешних поверхностях определенных органов, должны максимально сохранять свою функциональность. Ощущение прикосновения в дыхательном процессе внутри носа должны быть абсолютно осознанными.
  2. Необходимо развивать внутреннюю чувствительность к фукнционированию висцеральных органов и мышц.

 

Изменение на уровне элемента Agni (Огонь)

 

Тепло на тонком уровне обеспечивается циркуляцией крови в форме ферментов, минералов, витаминов, питательных веществ и т. д. внутри тела. Естественные рефлексы тела, мышечная активность во время упражнений, также как и мышечное сопротивление, механизм гомеостаза при изменениях погоды, механизм дрожи во время холода — все эти процессы производят тепло внутри тела. Это приводит к благоприятному эффекту на уровнях осознанности Vaiswanara и Tejas, что, в свою очередь, ведет к благоприятному

_________

1 Aumkar, Asanas, pranayama — рецитация АУМ (ОМ), асаны и пранаяма.

эффекту на уровне осознанности Prajna. Осознанный контроль регуляции тепла достигается практиками йоги через практики Shuddhi Kriyas1, подобные Neti2, так же как через определенные pranayamas, Asanas и медитативные практики.

 

Вводные для формирования Эмпирической Парадигмы:

  1. Проприоцептивные и висцероцептивные импульсы3 становятся более ощутимыми через практику йоги.
  2. Пульс в Jnana Mudra4, давление меняются в практике йоги.
  • Suddhi kriya повышает чувствительность вегетативной нервной системы.

 

 

Изменение на уровне элемента Apa (Вода)

 

Согласно Chandogya Upanisad, вода покрывает прану. Это подкрепляется современной физиологией, которой известно, что вода является средой для передачи нервных импульсов. Лучи света на своем пути к зрительному центру проходят через тканевую жидкость и жидкость стекловидного тела, которая находится в передней и задней полостях глаз. Даже уши содержат воду в кохлеарных цилиндрических каналах, благодаря чему звуковые импульсы конвертируются в нервные импульсы. Обонятельный нерв для выполнения своей функции должен иметь увлажненную среду. Поэтому в случае серьезного обезвоживания, например, в результате диареи или рвоты, осязание ослабевает. Вкусовым рецепторам для нормального функционирования тоже необходима влажна среда! Подчеркивая важность воды, Mitahara5, концепт Hatha Yoga, рекомендует для оптимального функционирования желудочно-кишечного тракта во время принятия пищи, чтобы одна четверть желудка была наполненной водой.

 

Вводные для формирования Эмпирической Парадигмы:

  1. Повышение чувствительности глаза посредством Trataka6, слуховой чувствительности — через прослушивание
  2. Улучшение чувствительности вкусовых ощущений через рецитацию
  • Улучшение чувствительности обонятельных ощущений с помощью аромата Yajna Samidha7.
  1. Mitahara: водный баланс должен быть восстановлен во время приема пищи.

 

 

_________

1 Shuddhi Kriyas — очищающие действия (www.yogamag.net/glos.shtml — сайт бихарской школы йоги)

2 Neti — назальное очищение (www.yogamag.net/glos.shtml — сайт бихарской школы йоги)

3 Проприоцептивные и висцероцептивные импульсы — импульсы восприятия ощущений от внешних и внутренних органов (прим.переводчика)

4 Jnana Mudra — позиция пальцев руки, когда соединены в кольцо указательный и большой палец (www.yogamag.net/glos.shtml — сайт бихарской школы йоги)

5 Mitahara — сбалансированная диета (www.yogamag.net/glos.shtml — сайт бихарской школы йоги)

6 Trataka — практика концентрации взгляда в одной точек для фокусирования ума (www.yogamag.net/glos.shtml — сайт бихарской школы йоги)

7 Yajna Samidha — сакральный ритуал инициирования и успокоения энергий, используя огонь как благотворную среду для обретения различных милостей и общего благополучия… В этом сакральном ритуале Агни, как огонь, сотворен в яйце, жертвенном месте огня, и различные энергии инициируются через пение матр из Вед и исполнение различных жестов, называемых мудрами или ньяса. Эти действия имеют тонкий эффект энергетической вибрации как внутренней, так и внешней, усиливая эффект мантр… Цель — подготовить физическое тело к пробуждению божественной энергии… Дерево (samidha или samit) — питание для огня, оптимальное для этого процесса по своим свойствам… (www.yogamag.net/glos.shtml — сайт бихарской школы йоги)

Изменение на уровне элемента Prithvi (Земля)

 

Согласно Katha Upanisad (2:3:6), элемент земли доступен телу в форме пищи. Вообще, для того, чтобы пищевые элементы были подходящими как телу, так и уму, их изменяют с помощью необходимого нагревания, усиления вкуса добавлением специй и так далее. Желудочно-кичшечный тракт также участвует в процессах изменения пищи для усваивания — через химические воздействия во время процесса окисления. На процессы метаболизма очень благоприятно влияют практики Asanas, pranayama, Bandhas1, Mudras, Omkar и Meditative благодаря изменению давления, оказывающему тонкий массаж внутренних органов и снимающему нежелательный мышечный тонус. И этот результат высоких йогических практик положительно влияет на ментальную динамику. Таким образом, когда достигается уровень осознанности Prajna, уровни Vaiswanara и Tejas становятся идеально работающими.

Вводные для формирования Эмпирической Парадигмы:

  1. Пище следует быть полезной для здоровья, свежей, маслянистой, вкусной и ароматной.
  2. Ощущения изменения давления и массирования должны чувствоваться во время практики йоги.
  • Должен быть прочувствован и восстановлен желательный мышечный тонус.

 

И всего вышеизложенного ясно следует значимость практики йоги в “процессах обмена” на уровне Mahabhoota.

Apa (вода) связана с Swadhisthana, Agni (огонь) — с Manipura, Vayu (эфир) — с Anahata и Akasa, так же как и с Visuddha Cakra. Tamas guna 2 связана с Muladhara и Swadhisthana Cakra, Rajas guna ассоциирована с Manipura и Anahata и Sattwa guna ассоциированна с Sahasrara Cakra. Трансцендентность, состояние, выходящее за пределы guna, ассоциирована с Sahasrara Cakra. Чтобы сбалансировать поток Prana во всем теле, в древних текстах йоги рекомендована выполнить Nyasa3 на соответствующей чакре (ментальные усилия, ненаправленные на воображение). Прогресс происходит по мере продвижения к высоким чакрам.

 

Рекомендации

  1. Компоненты опыта, отмеченные выше, могут быть интегрированы в процедуры психиатрического лечения, в зависимости от серьезности психического состояния. Однако терапию йогическими практиками можно планировать только во время нормального состояния пациента.
  2. Специально подобранные для пациента комплексы могут быть разработаны через разумную интеграцию опытных наработок в зависимости от характера расстройства.
  3. Эмпирическая Парадигма может применяться в сочетании с психиатрическими процедурами — такими как психоанализ, гештальт-терапия и когнитивно-поведенческая терапия — для выявления воспоминаний, распознавания собственного поведения, изменения функций, настройки на восприятие реальности, помощи в исследовании репрессированных чувств и эмоций, а также и для повышения самоэффективности. Это некоторые области, где йога и психиатрия могут работать рука об руку.

__________

1 Bandhas — психический замок, который концентрирует поток энергии в точки или сплетении. (www.yogamag.net/glos.shtml — сайт бихарской школы йоги)

2 Tamas guna — состояние инертности; Rajas guna — состояние активности и созидания с полным эго вовлечением; Sattwa guna — состояние просветленности и гармонии — (www.yogamag.net/glos.shtml — сайт бихарской школы йоги)

3 Nyasa — помещение пальцев и ладони на разные части тела во время пения определенной мантры. (www.yogamag.net/glos.shtml — сайт бихарской школы йоги)

 

References

 

Bhogal, R.S.(2005). Yoga and Modern Psychology. Lonavla: Kaivalyadhama Publications

Bhogal, R.S. (1999). Effect оf Meditation, Similar to the one mentioned in Shiva samhita, preceded by Omkar on Reaction Time and selected Biochemical and Haematological parameters: a pilot study. Yoga Mimamsa, 33(4), 10-28.

Bhogal, R.S., Gore, M.M., Kulkami, D.D. & Bera.T.K. (2004) Psychophysiological Responses to Оmkar and Gayatri Manttra Recitation in police trainees, undergoing professional training. Yoga Mimamsa, Vol. 36 (1&2), 11 -27.

Digambarji.Swami & Gharote.M.L.( 1965).Gheranda Samhita. Lonavla: Kaivalyadhama Publications.

Digambarji, Swami & Gharote,M.L.(1965).Hatha-Pradipika Lonavla Kaivalyadhama Publication.

Funderburk, James (1986). Science Studies Yoga. Honensdale: Himalayan International Institute of Yoga Science and Philosophy.

Gharote. M. L. (1971 ) A psychophysiological study of the effects of short term yogic training on the adolescent high school boys. Yoga Mimamsa, 14 (1&2). 92-99.

Gitananda, Swami (1972).рranaуаmа Pondicherry: Gtiananda Publishers.

Karambelkar,P.V.( 1987).Patanjala Yoga Sutra. Lonavla:Kaivalyadlhama Publications

Lachnit, К., Bhogal, R S., & Marcus, Stuck (2006). Experiential effects of integral Meditation in
comparison with that of body oriented practice of Hatkayoga Paper presented at the 5th

International Conference on Advances in Yoga Education, Research & Therapy. Lonavla (India), Dec.28-51. 2006.

Lele, W.K (1981) The Doctrine of Tantrа Yuktis. Pune: Lele Prakashan.

Patwardban, R.V. (1943). Anatomy of Sushrut. Pune: Gokul Prakashan.

Sen. Indra (I960). Indian Psychology: Some Reflections. Meerut. Kedarnath Ramnatli

Shrikrishna ( 1985). Essence of рrапауата. Lonavla: Kaivalyadhama Ashrama.

Shrikrishna (1988). Structure and Functions of Human Body and Effects of Yogic Practices on it. Mumbai: I.C.Y.H.C Kaivalyadhama.

Swami Kuvalayananda (1961). Yogic Therapy. New Delhi: Ministry of health & family Welfare Govt, of India.

Swami Maheshananda and Dr.B.R.Sharma et al.. (2000). Shiva Samhita (Hindi). Lonavla: kaivalyadhama. S.M.Y.M.Samili.

Swarni Shankaracarya (1997). Рancа ikaran. Calcutta: Advaita Ashram

Vaze, D. R. (2002).Swadhyaya and Yoga Therapy. Pune: Gokul Prakashan.

Wenger.M.A..& Bagchi.B. K.( 1961) Studies of autonomic functions in practitioners оf yoga in India. Behavioral Science.6,312-323.

Поделиться:

Читайте также: