Доминирующая ноздря и продолжительность жизни

Автор: Sahay, G.S., Kaivalyadhama S.M.Y.M. Samiti, Lonavla

Yoga-Mimansa Vol. XLI №2 41-48 July 2009

Перевод с английского Анны Мактас (Пермь)

 

Мнение авторов статьи может не совпадать с мнением редакции сайта

 

25

Краткий обзор

Практическое применение концепции «Доминирующей Ноздри» привлекает внимание специалистов по йоге так же, как и далеких от йоги преподавателей физкультуры, спортсменов и т.п. Действенность этой концепции в сфере спорта изучалась экспериментально и была найдена эффективно работающей. Древний текст «Шива Свародайа» (ШС) сообщает нам, что доминирование правой ноздри способствует таким видам деятельности, как физические упражнения (ШС 118), восхождение на гору (ШС 117), стрельба, а также охота и путешествия (ШС 116) и т.д. Подобным же образом там перечислены и другие виды деятельности, которые следует выполнять во время активности левой ноздри (ШС 102-113). Кроме того мы находим в тексте тщательно прописанный пассаж, связывающий доминирование ноздрей с подсчетом продолжительности жизни. Автору также удалось найти подобную идею (продолжительность жизни и доминирование одной ноздри) в других йогических текстах. Здесь представлены некоторые размышления на эту важную тему с соответствующими ссылками из трех важных йогических текстов, на которых основывается исследование.

Ключевые слова: Доминирующая (активная) ноздря, продолжительность жизни, пингала нади, ида нади, нади.

Введение

Человек желает жить как можно дольше и прибегает к методам, которые могут увеличить продолжительность жизни. Йогическая литература прямо дает понять, что данная нам продолжительность жизни измеряется не в годах, а в количестве дыханий. Человек дышит на уровне около 15 дыханий в минуту и таким образом вдох и выдох происходят 21600 раз в сутки. Лучшим способом уменьшить их расходование и, таким образом, увеличить продолжительность жизни в годах является практика пранаямы. Мы находим упоминания об увеличении продолжительности жизни в описании и других различных продвинутых йогических практик, в том числе Випарита Карани Мудры (Хатха Прадипика (ХП) III/76, 81), махаведха (ХП III/28), джаландхара бандха (ХП III/69), уддияна (ХП III/37, 58), кхечари (ХП III/43, 45) и т.д.

Человек хочет увеличить продолжительность жизни, но интереснее всего при этом знать оставшееся количество времени жизни. Йогическая литература не только поднимает вопрос об увеличении продолжительности жизни, но и предлагает метод для подсчета оставшегося времени жизни. Вот здесь и всплывает тема Доминирующей Ноздри. Эту тему и различные ее применения йогическая литература относит к важным. С помощью Доминирующей Ноздри мы можем рассчитать оставшуюся часть жизни. Здесь приведено исследование подобных упоминаний в отобранных йогических текстах. Они помогут садхаке или даже простому человеку оценить важность Доминирующей Ноздри с точки зрения знания об оставшемся сроке жизни, а также с точки зрения самой возможности применения ее для подобных подсчетов.

Материалы и Метод:

I)      Для целей исследования мы отобрали три важных йогических текста.

  1. Шива Свародайа (ШС), опубликованная YogaPublicationTrust, Munger, Bihar, 2006 под названием «SvaraYoga»
  2. Йога Прадипика (ЙП), опубликованная в Kaivalyadhama, Lonavla 410 403, Pune, 2006
  3. VasishthaSamhita (VS), опубликованная в Kaivalyadhama, Lonavla 410 403, Pune, 2005.

II)     Относящийся к делу текстовый материал оригиналов был представлен в этой статье для получения прямого доступа к информации, которая содержится в этих текстах.

III)   Аналитические замечания, размышления и выводы представлены соответственно каждому тексту.

IV)   Для того, чтобы прийти к логическому заключению, автор также использовал и другие относящиеся к делу тексты как из приведенных выше, так и из других источников. Ссылки на них приведены в соответствующих местах.

А) Информация по теме из рассматриваемых текстов.

I. Шива Свародайа (ШС)

1. Введение

Это текст о Сваре и ее применении; возможно, единственный, посвященный исключительно описанию науки Свары.

Он говорит о разных применениях знания об Активности ноздрей для разных целей.

Шива – это Высшее Сознание,

Свара – это дыхание,

а Удайа означает пробуждение или подъем.

Этот текст превозносит различные типы дыхания или пранических ритмов, как это было сказано Господом Шивой.

Господь Шива обычно признается в Хатха-йоге Адинатхой, впервые изложившим Хатха-йогу своей ученице. Похоже, он передал также и науку о Сваре.

2. Информация, доступная в ШС по вопросу активной ноздри и продолжительности жизни.

Активная ноздря Время прохождения потока дыхания Продолжительность жизни Ссылка
Любая, т.е. Правая или Левая Продолжается ночь и день 3 года ШС 331
Правая Два последовательных дня и две ночи 2 года ШС 332
3. Правая Три последовательных дня и три ночи 1 год ШС 333
Правая и Левая Постоянно Правая днем, а Левая ночью 6 месяцев ШС 334
Правая 16 последовательных дней и ночей До конца месяца или в течение нескольких дней ШС 362
Только Правая, Левая не участвует Течение дыхания и днем и ночью 15 дней ШС 363
Только Левая, Правая не участвует Течение дыхания и днем и ночью 1 месяц ШС 364

 

3. Замечания и обсуждение

a. Здесь в связи с продолжительностью жизни упоминаются активность как Правой, так и Левой ноздрей.

b. Продолжительное течение дыхания только через Правую ноздрю не является проводящим (прану – Прим. перев.), и продолжительность жизни при этом уменьшается.

c. Подобным образом длительное течение дыхания только через Левую ноздрю также не является проводящим, что уменьшает продолжительность жизни.

d. Мы также находим, что по мере увеличения длительности дыхания только через Правую ноздрю продолжительность жизни укорачивается.

e. Правая ноздря днем и Левая ночью не является проводящим способом дыхания и укорачивает жизнь.

f. Некоторые части ШС не дают четкого представления о количестве дней активности Правой и Левой ноздри, когда каналы становятся непроводящими – см. ссылки № 1, 4, 6 и 7.

g. На основе вышеупомянутой информации мы также можем сделать вывод:

1. Правая днем и Левая ночью – это нехорошо.

2. Продолжительная активность Правой – нехорошо.

3. Продолжительная активность Левой – тоже нехорошо.

Все три варианта приводят к уменьшению продолжительности жизни.

II. Йога Прадипика (ЙП)

  1. Введение

Это трактат в традиции Хатха-йоги на диалекте Хинди, написанным Джаятарамой. Он говорит о kala jnana (предсказание будущего? (АМ)) в седьмой главе и представляет параметры для нее, что фактически связано со знанием о продолжительности жизни.

  1. Информация, доступная в ЙП по вопросу активной ноздри и продолжительности жизни.
Активная ноздря Время прохождения потока дыхания Продолжительность жизни Ссылка
Правая 2 дня Короткий срок ЙП 7/757
Правая 5 дней 3 года ЙП 7/758
Правая 10 дней 5 лет ЙП 7/759
Правая 20 дней 6 месяцев ЙП 7/760
Правая 25 дней 2 месяца ЙП 7/761
Правая 27 дней 1 месяц ЙП 7/762
Правая 28 дней 15 дней ЙП 7/762
Правая 29 дней 10 дней ЙП 7/763
Правая 30 дней 2 дня ЙП 7/763
Правая 32 дня 1 день ЙП 7/764
Правая 33 дня Смерть в этот день ЙП 7/765

 

  1. Замечания и обсуждение
  2. Мы не находим упоминания о влиянии Левой ноздри на срок жизни.
  3. Также нет упоминаний о Срединном дыхании или Сушумне.
  4. Мы снова обнаруживаем, что увеличение длительности активности Правой ноздри приводит к укорочению жизни.
  5. Можно сделать вывод, что постоянное доминирование Правой ноздри имеет несомненно вредное влияние на продолжительность жизни.

III. Васиштха Самхита (ВС)

  1. Введение
  2. Васиштха Самхита может считаться текстом в традиции Патанджали и не может считаться текстом строгой йогической традиции. Тем не менее мы находим в нем описание различных понятий Хатха-йоги, таких как нади, вайю, чакра и т.д. Он также имеет дело с темой активности ноздрей и продолжительностью жизни. Глава, в которой мы находим эту информацию, была напечатана в Приложении 4 – это глава VII из ВС.
  3. Информация, имеющаяся в ВС в отношении активности ноздрей и продолжительности жизни немного другая. Если поток дыхания длится 5 нади (гхатика)* попеременно через каждую ноздрю, то человек получает продолжительность жизни до 100 лет. В противном случае продолжительность жизни также уменьшается в зависимости от продолжительности доминирования.

2. Информация из ВС по отношению к активности ноздрей и продолжительности жизни

Активность ноздрей (начиная с savitra yoga ** Время прохождения потока дыхания Продолжительность жизни Ссылка
Правая и Левая 1 день, т.е. по 12 часов каждая 12 лет 7/14
Правая и Левая По 6 часов каждая 25 лет 7/13
Правая и Левая По 1 дню и ночи каждая 10 лет 7/14
Правая и Левая По 2 дня каждая 8 лет 7/15
Правая и Левая По 3 дня каждая 6 лет 7/15
Правая и Левая По 4 дня каждая 4 года 7/16
Правая и Левая По 5 дней каждая 3 года 7/16
Правая и Левая По 10 дней каждая 2 года 7/17
Правая и Левая По 15 дней каждая 1 год 7/17  
Правая и Левая По 20 дней каждая 6 месяцев 7/18  
Правая и Левая По 25 дней каждая 3 месяца 7/18  
Правая и Левая По 26 дней каждая 2 месяца 7/19  
Правая и Левая По 27 дней каждая 1месяц 7/19  
Правая и Левая По 28дней каждая 15 дней 7/20  
Правая и Левая По 29 дней каждая 10 дней 7/20  
Правая и Левая По 30 дней каждая 5 дней 7/21  
Правая и Левая По 31 дню каждая 3 дня 7/21  
Правая и Левая По 32 дня каждая 2 дня 7/22  
Правая и Левая По 33 дня каждая 1 день 7/22  

 

Также в этом текста мы находим эффект активности Левой и Правой ноздри по отношению к продолжительности жизни в зависимости от определенных rasi, yoga и ayana*** и т. д.

3. Обсуждение и замечания

1. Мы находим описание активности ноздрей и продолжительности жизни, значительно связанное с определенными астрологическими нормами. (7/1.9)

2. Учитываться должна не только активность Правой ноздри, но и активность Левой.

3. Включение в расчет астрологических величин, таких как yoga, ayana, rasi, сезон – является уникальным и делает подсчет продолжительности жизни более сложным.

4. Васиштха, таким образом, дает четкие указания по изучению срока жизни: сидя в уединенном месте, следует изучить благоприятные или неблагоприятные влияния этого доминирования, т.к. в противном случае все подсчеты или выводы бесполезны. Так говорили мудрецы (ВС VII/74).

5. Предполагается, что для подсчета срока жизни требуется усилие концентрации, ибо подсчет без учета нескольких параметров будет напрасным.

 

Б. Заключение

Мы можем заключить, что

  1. Продолжительная активность Правой или Левой ноздри обычно приводит к укорочению времени жизни.
  2. Представление об оставшейся продолжительности жизни можно получить на основании наблюдения продолжительного течения дыхания через ту или иную активную ноздрю. И этот метод становится более достоверным, когда мы принимаем во внимание Васиштха самхиту.
  3. Соединив понятия активности ноздрей и продолжительности жизни с астрологическими понятиями, Васиштха заметно усложняет задачу. Одновременно он дает нам возможность осознать, что только на основе активности ноздрей подсчет продолжительности жизни производить не стоит.
  4. Более того, техника перемены дыхания в ноздрях очень популярна среди йога-садхаков.
  5. Мы находим один отрывок текста о способе перемены активности ноздрей с Левой (ида) на Правую (пингала) или наоборот. (См.ЙП Стих № 381-385, с. 253).
  6. В Шива Самхите мы находим отрывок о падмасане (3/106), где говорится, что она мгновенно заставляет вайю двигаться по центральному пути. Это значит, что они осознавали эффективность этой практики даже для смены доминирующей ноздри.
  7. Книга «Свара Йога», опубликованная Бихарской школой йоги (2006), на с. 99 дает различные техники для регуляции или смены активности.
  8. Но превыше всего то, что Васиштха Самхита дает определенные техники, позволяющие уклониться от времени смерти.
  9. Все эти тексты говорят о том, что знание об активности ноздрей может дать представление об оставшемся отрезке жизни, но в то же время предложен метод избежать этого.

 

Приложение

*1 нади (гхатика) в индийской астрологии является 1/60 суток, т.е. равняется 24 минутам. (Прим. перев.)

** Савитра Йога –см. ***

***Астрологические величины, связанные с расположением планет при рождении (Прим. перев.)

Понимание Савитра йоги относится к Васиштха Самхите.

Йога: Многие типы йоги популярны в астрологии, например, день и nakstra, 9 знаков зодиака и их позиции в 12 домах и т.д. Савитра йога – это также одна из йог, зависящая от положения зодиака в 12 домах.

Также Васиштха определяет Савитра-йогу так:

… если Луна в 7-ом доме от Солнца и rasi рождения тоже там,

это называется Савитра йога.

На основании продолжительности активности ноздрей в течение такой йоги можно получить представление об оставшемся сроке жизни.

Примечание автора:

Автор выражает благодарность Руководителю исследования Swami Maheshanandaji, доктору B.R. Sharma, Заместителю руководителя исследования и Главе Отделения Философско-литературных исследований и ShriR.K. Bodhi, сотруднику Отделения Философско-литературных исследований — за их ценные предложения, касающиеся важных изменений и исправлений, и за внесение вклада в улучшение подачи этой статьи. Моя особая благодарность Shri P.H. Raut за отличную типографскую работу.

 

Список литературы:

  1. Swami Bodhananda (2006) Swara Yoga, The Tantric Science of Brain Breathing, Yoga Publication Trust, Munger, Bihar.
  2. Joga Pradipyaka of Jaiyat Rama (2006), Kivalyadhama Asram, Lonavle, 410 403, Pune, Maharashtra.
  3. Vasishtha Samhita (2005) Kaivalyadhama S.M.Y.M. Samiti, Lonavla, 410 403, Pune, Maharashtra.
  4. Siva Samhita (1999) Kaivalyadhama S.M.Y.M. Samiti, Lonavla, 410 403, Pune, Maharashtra.
Поделиться:

Читайте также: